Скачать 101.72 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА КАК УСЛОВИЕ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА Иваненкова М.А. Начальник отдела организации учебного процесса и оценки качества ФГОУ СПО СПЭК В настоящее время система образования находится в состоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют постановки адекватных им новых целей образования, в число которых входит обеспечение конкурентоспособности на рынке труда выпускников профессиональных учебных заведений. Конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, во многом зависит от готовности выпускника к адекватной, многофункциональной и все более усложняющейся деятельности современного человека, которая предусматривает необходимость непрерывного образования. В этих условиях главным приоритетом всей системы образования становится достижение нового образовательного результата, заключающегося в реализации компетентностного подхода к подготовке специалистов. Одной из ключевых компетенций современного специалиста является информационно-коммуникационная компетенция, которая проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Информационно-коммуникационная компетенция выпускника – компетенция, относящаяся к сфере использования информационных и коммуникационных технологий, главными составляющими которой являются индивидуальные способности и качества выпускника, определяющие его возможности и умения:
Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущего специалиста – сложный процесс. Главной задачей образовательного учреждения становится формирование новой высокоразвитой информационно-образовательной среды, необходимой для подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, отвечающей требованиям современного информационного общества. Решение этой задачи требует значительной организационно-методической перестройки образовательного процесса. Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников на уровне требований информационного общества должно происходить в условиях:
Подробно остановимся на том, как перечисленные условия реализуются в Смоленском промышленно-экономическом колледже. Первым условием, как было сказано, является повышение уровня информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Естественно, чтобы можно было говорить о формировании информационно-коммуникационной компетенции будущих специалистов, квалификация преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий должна быть соответствующей. Подготовка преподавательского состава по вопросам информационно-коммуникационных технологий в колледже начинается с определения требований к ИКТ-квалификации преподавателей. Соответствие ИКТ-квалификации предъявляемым требованиям определяется при помощи системы компьютеризированного мониторинга «Самодиагностика». Преподаватели колледжа в режиме off-line выявляют конкретные затруднения в своей профессиональной деятельности. По результатам самодиагностики заведующий кафедрой формирует разноуровневые группы для обучения по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий. Для каждой группы разрабатывается собственная программа обучения. Таким образом, в колледже создается ИКТ-квалифицированный преподавательский ресурс, готовый к реализации современных подходов к подготовке специалиста. Достаточный уровень ИКТ-квалификации преподавателей во многом обеспечивает их успешность в профессиональной деятельности и позволяет им наиболее эффективно использовать интранет-ресурсы колледжа. В рамках открытой информационной среды «Электронный колледж» специально для преподавателей созданы ресурсы, среди которых особо хотелось бы выделить:
Каждый преподаватель на своей личной странице размещает «новинки» в области преподаваемой дисциплины, креативные задания для студенов, материалы для самостоятельного разрешения профессиональных ситуаций, проблемные вопросы. Информация на страницах регулярно обновляется. Вторым определяющим условием успешного формирования информационно-коммуникационной компетенции будущих специалистов является достаточный уровень технического оснащения образовательной среды колледжа средствами ИКТ. Техническое оснащение колледжа представлено:
Если говорить о третьем условии - использовании ИКТ в учебном процессе – то следует отметить, что для того чтобы студент был способен эффективно использовать ИКТ в своей учебной деятельности, он должен обладать некоторым начальным уровнем сформированности информационно-коммуникационной компетенции. Именно поэтому формирование данной компетенции начинается с первых дней пребывания студентов в нашем колледже. В сентябре все студенты нового набора в обязательном порядке посещают курсы «Информационные технологии в учебной деятельности», программа которых предусматривает обучение студентов первичным навыкам работы с операционной системой и прикладным программным обеспечением, использования открытой информационной образовательной среды колледжа в своей учебной деятельности. Обучение на курсах позволяет студенту быстро адаптироваться к информационно насыщенной среде колледжа, обеспечивает его готовность к повсеместному использованию средств ИКТ в своей учебной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе мы дифференцируем по следующим направлениям:
Использование ИКТ на учебных занятиях. Учебное занятие остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение. Образование становится ориентированным на удовлетворение познавательных потребностей будущих специалистов, обеспечивая максимальную свободу исходного выбора и последующую мобильность личности. Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств на учебных занятиях
Использование на учебных занятиях современных технических средств значительно повышает качество обучения за счет привлечения всех органов чувств обучаемых, логической обработки практического материала. Использование ИКТ для осуществления контроля знаний. Для осуществления контроля знаний в нашем колледже используется автоматизированная система «Х-тестирование», предусматривающая возможность формирования тестов, содержащих вопросы четырех типов: на выбор ответа, на определение последовательности, на соотнесение объектов, с открытым ответом. Использование автоматизированной системы контроля знаний уменьшает количество стрессовых ситуаций, способствует мотивированию регулярной и целенаправленной деятельности студентов, повышению их активности, поскольку главным фактором успешного прохождения тестирования является наличие достаточных знаний. Использование ИКТ для организации самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельная деятельность студентов играет ведущую роль при формировании информационно-коммуникационной компетенции будущего специалиста. Для обеспечения активной самостоятельной деятельности студентов на едином информационном портале СПЭК размещен активно функционирующий электронный образовательный ресурс – виртуальный учебный кабинет. Использование этого ресурса создает для студента психологически комфортную атмосферу, поскольку позволяет организовать обучающемуся свою подготовку в любое удобное для него время, обеспечить индивидуальный темп усвоения учебного материала и помочь сформировать, через самостоятельную учебную деятельность, навыки информационно-коммуникационной компетенции. Виртуальный учебный кабинет содержит всю необходимую для студента информацию для его ориентации в образовательном пространстве колледжа, подготовки к учебным занятиям, выполнению курсового и дипломного проектирования, подготовке к итоговой и промежуточной аттестации, осуществления самоконтроля знаний, расширения своего профессионального кругозора. Среди материалов, представленных в виртуальном учебном кабинете, следует особо выделить:
Электронный курс по освоению теоретического материала дисциплины включает:
Активное участие в создании базы электронных пособий принимают члены студенческого научного общества при кафедре информационных технологий. Работа студентов в рамках СНО позволяет подготовить их к участию во Всероссийских конкурсах, выставках, конференциях. Кроме этого в рамках виртуального учебного кабинета функционируют форум и чат с целью обмена информацией между преподавателями и студентами, между студентами. Общение в режимах on-line и off-line несомненно способствует формированию информационно-коммуникационной компетенции. Систему формирования информационно-коммуникационной компетенции будущих специалистов завершают курсы дополнительного образования, ориентированные непосредственно на программное обеспечение конкретной профессиональной деятельности. Курсы дополнительного образования способствуют формированию мотивации к непрерывному образованию и навыков квалифицированного использования в своей профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий. Система дополнительного образования в области ИКТ представлена следующими программами:
В завершении хотелось бы отметить, что организованная с использованием информационно-коммуникационных технологий образовательная среда колледжа обеспечивает подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности. |
Учебный план Тема: «Формирование интеллектуально-познавательной компетенции... Ь: в рамках деятельности стажировочной площадки подготовка педагогических и управленческих кадров школ к организации и осуществлению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нпо, существенно влияющей на формирование личности и качество профессиональной подготовки выпускника, уровень его мобильности, конкурентоспособности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Английский язык в сфере профессиональной деятельности» Формирование данной компетенции, входящая в банк универсальных и профессиональных компетенций, позволит магистру успешно заниматься... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лоп. Новая парадигма ориентирована на полное развитие личности школьника, на развитие его самостоятельности, способности принимать... | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель и задачи дисциплины. Её место в... Ений и навыков, которые позволят ему реагировать на изменения в сфере занятости, строить систему управления персоналом, как в соответствии... | Тема: «Формирование интеллектуально-познавательной компетентности... | ||
Отчет о состоянии учебно-воспитательной работы Бюджетного образовательного учреждения ... | Введение Часть I. Персонал как объект управления Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют... | ||
Выпускники вузов на современном рынке труда: проблемы трудоустройства ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование информационно-коммуникационной среды на уроках физики и во внеурочное время | ||
Information and Communication Literacy Test (icl test) – это специально... Материалы подготовлены для семинара Российского тренингового центра иуо рао «Оценка информационно-коммуникационной компетентности... | Г. Орёл, ти им. Поликарпова «гу-нпк» Формирование речевой культуры... Формирование речевой культуры специалиста как аспект качества его профессионального образования | ||
Радислав Гандапас Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют... | Функциональная калькуляция себестоимости Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» «в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной... | Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют... |