1. Цели и задачи дисциплины
Цель и задачи дисциплины. Её место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС).
Цель дисциплины: сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков, которые позволят ему реагировать на изменения в сфере занятости, строить систему управления персоналом, как в соответствии с обстановкой на рынке труда в целом, так и на его конкретных сегментах, и с учетом особенностей механизма функционирования внешнего и внутреннего рынков труда;
Задачи дисциплины:
усвоение современных теоретических представлений о рынке труда, факторах и условиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование;
овладение основами методологии и методики анализа динамики рынка труда.
приобретение навыков практической работы в области анализа процессов, протекающих в рамках рынков труда различных уровней.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Студент должен знать: сущность и содержание основных понятий и показателей, свойственных трудовым ресурсам, их формирование и эффективное использование, количественную и качественную характеристику, социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, впервые ищущим работу .
| Студент должен уметь: выделять различные сегменты рынка труда, его внешний и внутренний секторы, понимать сущность государственного регулирования рынка труда и занятости, механизма реализации государственной политики занятости; использовать методологию и методы исследования рынка труда, занятости и безработицы в своей профессиональной деятельности.
| Студент должен иметь представление: о разнообразных научных подходах к исследованию проблем занятости и безработицы, изучить методы их оценки и показатели.
| Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Экономическая теория
Теория права
Экономика и социология труда
Коммуникационный менеджмент
Формирование социально-активной позиции молодежи
| Организация творчества, досуга и оздоровления молодежи
Имиджелогия
Современный менеджмент
| СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый)
(под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| Вид занятия, Раздел, тема и краткое содержание
| Методы
|
|
| Очная форма обучения
|
|
|
| Лекции
|
| 1-2
| 4
| Тема 1 . Профессиональная мобильность молодёжи на рынке труда: основные понятия
История коммуникационного менеджмента. Социальные коммуникации.
| М,П,Д,ПБ
| 3-4
| 4
| Тема 2. Основы теории рынка труда
Определение рынка труда и его роли в системе рыночной экономике. Экономические, социальные и юридические предпосылки формирования рынка труда. Спрос на труд и факторы, его формирующие.
| М,П,Д,ПБ
| 5-6
| 24
| Тема 3. Трудовые ресурсы: источники их формирования и использование. Необходимость профессиональной переориентации и территориального перераспределения трудовых ресурсов и возникающие при этом трудности.
| М,П,Д,ПБ
| 7-8
| 4
| Тема 4. Качество трудовых ресурсов и трудовой потенциал общества.
Качественная характеристика трудовых ресурсов и ее основные составляющие.
|
| 9-10
| 4
| Тема 5. Человеческий капитал: сущность, основные теории и его функционирование.
Основные виды человеческого капитала. Функционирование накопленного человеческого капитала.
| М,П,Д,ПБ
| 11-12
| 4
| Тема 6. Мобильность трудоспособного населения и ее роль в оптимальном размещении трудовых ресурсов.
Мобильность трудовых ресурсов: понятие, сущность; как одна из характеристик трудоспособного населения; как форма проявления его перераспределения. Степень мобильности и факторы, влияющие на нее.
| М,П,Д,ПБ
| 13-14
| 4
| Тема 7. Миграция трудовых ресурсов: сущность, причины, виды.
Миграция трудовых ресурсов как одна из форм проявления их мобильности. Сущность и причины трудовой миграции, их объективный и субъективный характер. Основные концепции и теории трудовой миграции. Модели (теории) внутренней миграции.
| М,П,Д,ПБ
| 15-16
| 4
| Тема 8. Миграционная политика государства и управление миграционными процессами.
Сущность и основные направления миграционной политики. Разработка миграционных программ в регионах в зависимости от социально-экономической ситуации.
| М,П,Д,ПБ
| 17-18
| 4
| Тема 9 Профессиональная мобильность молодёжи на рынке труда в международной деятельности
| М,П,Д,ПБ
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
| 1-2
| 4
| Тема 1. Профессиональная мобильность молодёжи на рынке труда в разных сферах социальной жизни
|
| 3-4
| 4
| Тема 2 Профессиональная мобильность молодёжи на рынке труда в сфере образования
| М,П,Д,ПБ
| 5-6
| 6
| Тема 3 Профессиональная мобильность молодёжи на рынке труда в политической сфере
| М,П,Д,ПБ
| 7-8
| 4
| Тема 4 Профессиональная мобильность молодёжи на рынке труда в социальной жизни
|
| 9-10
| 4
| Тема 5. Человеческий капитал: сущность, основные теории и его функционирование
| М,П,Д,ПБ
| 11-12
| 6
| Тема 6. Мобильность трудоспособного населения и ее роль в оптимальном размещении трудовых ресурсов
| М,П,Д,ПБ
| 13-14
| 4
| Тема 7. Миграция трудовых ресурсов: сущность, причины, виды
| М,П,Д,ПБ
| 15-16
| 4
| Тема 8. Миграционная политика государства и управление миграционными процессами
|
| 17-18
|
| Тема 9. Внешний и внутренний рынки труда. Прогнозирование ситуации на рынке труда
| М,П,Д,ПБ
|
2.2. Самостоятельная работа студента
Неделя
| Кол. Час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
|
1-36
|
54
54
| На самостоятельную подготовку вынесены следующие разделы и соответствующие им вопросы: 1. 1. Экономические отношения занятости в новых условиях.
2. Региональный рынок труда. Факторы, характеризующие его особенности.
3. Особенности и роль миграционных процессов в формировании рабочей силы региона.
4. Современная демографическая ситуация в России и основные направления демографической политики государства.
5. Региональные проблемы занятости молодежи.
6. Основные элементы функционирования рынка труда и их практическое применение.
7. Приоритетные направления оптимизации занятости рабочей силы.
8. Регулирование рынка труда в России.
9. Служба занятости: назначение, структура, права и обязанности. Ее роль в сокращении безработицы (на примере работы определенной службы занятости).
10. Научно- методические основы прогноза занятости и рынка труда.
11. Гибкие формы занятости. Их роль в сокращении количества безработных.
12. Негосударственные организации содействия занятости населения.
13. Методологические проблемы прогнозирования уровня жизни населения.
14. Социально-экономические, морально-этические и психологические последствия безработицы.
15. Государственная активная политика занятости за рубежом.
16. Занятость населения в неформальном секторе экономики. Причины и социально-экономические последствия скрытой безработицы и теневой занятости.
17. Международная организация труда (МОТ), ее основные задачи в области занятости и безработных. Конвенции и рекомендации МОТ.
18. Зарубежный опыт регулирования занятости населения.
19. Основные тенденции рынка труда Республики Башкортостан.
20. Использование программно-целевого метода в управлении занятость населения.
21. Механизм реализации программы занятости населения в разрезе различных категорий населения
Подготовка и защита рефератов по следующей тематике:
Рынок труда и его роль в функционировании экономики.
Особенности формирования и функционирования российского рынка труда.
Методы оценки и анализа конъюнктуры рынка труда.
Влияние демографических процессов на функционирование рынка труда.
Современная демографическая ситуация в России и ее влияние на перспективное формирование рынка труда.
Современные особенности миграционных связей России.
Участие России в международном рынке труда.
Структура занятости в народном хозяйстве России и перспективы ее изменения.
Особенности регулирования занятости в условиях различных экономических систем.
Безработица, ее роль в экономическом механизме рынка труда.
Виды безработицы и особенности их социально-экономических последствий.
Социальная поддержка безработных и ее основные методы.
Государственная политика занятости в России.
Опыт зарубежных стран в области разработки и реализации государственной политики занятости.
Система социальной защиты и ее основные элементы.
Особенности решения проблем занятости населения на федеральном и местном уровнях.
Работодатель в сфере экономической политики цивилизованного рынка.
Работник и его инициатива на рынке труда.
Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции.
Деятельность служб управления персоналом предприятий и организаций по обеспечению занятости населения.
Основные направления и формы взаимодействия служб управления персоналом и подразделений Государственной службы занятости
| Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
(Методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинги, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных и творческих лабораторий, культурных центров, молодежных и общественных организаций, комитетов по молодежной политике и др.).
№
| Наименование основных методов
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| 1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| При подготовке докладов, рефератов, групповой работы на семинаре студенты используют информационные ресурсы и базы данных Internet, электронный каталог библиотеки.
Использование базы данных тестовых заданий для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов.
| 2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Студенты могут использовать электронный каталог библиотеки ауд. 352, 355. Отдельные темы курса могут читаться с использованием мультимедийных лекций.
| 3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| При разработке программы курса, в процессе проведения лекционных и семинарских занятий используются учебно-методические разработки ведущих гуманитарных и творческих вузов страны с грифом УМО.
| 4.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Данный метод обучения используется применительно ко всем темам курса, поскольку.
| 5.
| Применение активных методов обучения, на основе знаний и опыта.
| Вынесение проблемных вопросов на рассмотрение в группе в форме организованной дискуссии; рассмотрение реальных ситуаций, связанных с вопросами молодежной политики.
| 6.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Организация работы в малых группах по решению выбранной проблемы (одной для всех) с презентацией результатов коллективно выбранного решения; или презентация групповых работ по результатам исследования деятельности различных молодежных организаций. В первом случае, студенты предлагают различные методы решения одной проблемы и в процессе групповой дискуссии оценивают реалистичность предложенного варианта. Второй метод обучения нацелен на развитие исследовательских качеств студента, умение самостоятельно добывать информацию, проводить комплексный анализ, делать выводы и предлагать решения.
| 7.
| Компьютерные симуляции
| Использование компьютерных симуляций позволяет внести наглядность в процесс обучения. В частности, компьютерная симуляция различных типов молодежных субкультур позволяет раскрыть студентам суть происходящих в обществе процессов и способствует лучшему усвоению материала.
| 8.
| Другие
| Для наилучшего усвоения материала и самоконтроля знаний студенты самостоятельно разрабатывают социальные проекты, направленные на повышение интеллектуального, культурного и духовного уровня молодежи.
|
|