1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цель дисциплины "Товароведение кондитерских и вкусовых товаров" — формирование у студентов знаний, умений и навыков в области товароведения и контроля качества кондитерских и вкусовых товаров.
Задачи дисциплины:
дать теоретические знания по торговой классификации, групповому и видовому ассортименту, химическому составу, потребительским свойствам кондитерских и вкусовых товаров;
дать практические навыки по оценке качества и безопасности, идентификации и выявлению фальсификации кондитерских и вкусовых товаров.
Дисциплина "Товароведение кондитерских и вкусовых товаров" служит теоретической и практической основой изучения особенностей кондитерских и вкусовых товаров, их пищевой и энергетической ценности, требований к качеству и безопасности, условий формирования потребительских свойств, методов оценки качества и предназначена для подготовки бакалавров направления «Товароведение».
Знание учебной дисциплины «Товароведение кондитерских и вкусовых товаров» дает теоретические основы и методологию практической товароведной деятельности, без которых товароведу невозможно найти свое место в сложных условиях современного рынка и эффективно выполнять профессиональные и функциональные обязанности.
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать:
классификацию, потребительские свойства и качественные характеристики, факторы, формирующие и сохраняющие качества товаров этой группы;
маркировку, упаковку, условия и сроки хранения;
идентификационные признаки товарного ассортимента, способы обнаружения фальсификации;
нормативно-техническую документацию, регламентирующую качество и безопасность, правила приемки товаров;
методы исследования потребительских свойств кондитерских и вкусовых товаров.
Обучающийся должен уметь:
оценивать показатели качества и безопасности кондитерской продукции и вкусовых товаров;
идентифицировать вкусовые и кондитерские товары и выявлять фальсификацию;
расшифровывать маркировку товаров и обеспечивать условия их хранения;
применять нормативные документы в области оценки качества, упаковки, маркировки, хранения и реализации товаров.
Обучающийся должен владеть:
основными методами и приемами проведения оценки качества и безопасности кондитерских и вкусовых товаров;
правилами подтверждения соответствия показателей качества и безопасности кондитерских и вкусовых товаров требованиям нормативной документации.
У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК) бакалавра товароведения:
- способен организовывать закупку и поставку товаров, осуществлять связи с поставщиками и покупателями (ПК-7);
- способен анализировать рекламации и претензии к качеству товаров (ПК-8);
- владеет системным представлением об основных организационных и управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров (ПК-9);
- знает факторы, формирующие, обеспечивающие и сохраняющие качество и безопасность на всех этапах жизненного цикла товаров этой группы (ПК-13);
- владеет основными методами идентификации кондитерских и вкусовых товаров по органолептическим и физико-химическим показателям качества (ПК-14);
- знает виды и причины возникновения товарных потерь и порядок их списания (ПК-15);
-способен оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16).
|
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Химия (аналитическая, органическая, физическая и коллоидная),
Основы микробиологии (микробиологическая безопасность пищевых продуктов),
Физико-химические методы исследования (органолептические и физико-химические показатели качества и методы их определения),
Теоретические основы товароведения и экспертизы (разделы «Потребительские свойства товаров» и др.),
Товароведение однородных групп продовольственных товаров (разделы «Пищевая и энергетическая ценность» и др.)
| Знания, полученные при изучении дисциплины, используются при прохождении производственных практик, написании курсовой работы по продовольственным товарам, выпускной квалификационной работы, дают теоретические основы и методологию практической товароведной деятельности.
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
2.1 Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 24-31
| 16
|
| Лекции
|
|
| 24-26
| 6
|
| Модуль 1 «Кондитерские товары»
|
|
| 24
| 2
|
| Лекция «Товароведение крахмала, сахара, меда»
Крахмал и крахмалопродукты. Определение, виды крахмала и крахмалопродуктов и их товароведная характеристика. Сахар и сахарозаменители. Классификация и ассортимент сахара. Показатели качества, требования к условиям хранения и транспортирования; характеристика основных видов сахарозаменителей и подсластителей. Мёд. Классификация, его идентификационные признаки, условия и сроки хранения. Особенности производства искусственного мёда.
| М
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 25,
26
| 4
|
| Лекция «Кондитерские изделия»
Кондитерские изделия. Классификация. Характеристика ассортимента. Сахаристые кондитерские изделия: классификация, ассортимент, упаковка, условия и сроки хранения. Шоколад и какао-продукты, классификация и ассортимент. Заменители шоколада. Мучные кондитерские изделия. Классификация, ассортимент, условия и сроки хранения. Требования к качеству и маркировке кондитерских изделий. Жевательная резинка. Классификация. Требования к качеству и дефекты.
| М
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 27-31
| 10
|
| Модуль 2 «Вкусовые товары»
|
|
| 27,
28
| 4
|
| Лекция «Алкогольные напитки»
Алкогольные напитки. Спирт этиловый. Классификация. Требования к качеству и безопасности. Водка. Определение. Классификация и ассортимент, качество и безопасность. Ликероводочные изделия, определение, классификация и ассортимент. Национальные крепкие алкогольные напитки: классификация и ассортимент, товароведная характеристика. Коньяк, бренди – определение, классификация и ассортимент, товароведная характеристика. Вина. Определение, национальная классификация, ассортимент, маркировка. Игристые и газированные вина. Ароматизированные вина. Плодовые вина. Определение, ассортимент, товароведная характеристика.
| М,Д
| ПК-8
ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 29
| 2
|
| Лекция «Слабоалкогольные и безалкогольные напитки»
Слабоалкогольные напитки. Пиво. Классификация и ассортимент. Безалкогольные напитки. Классификация. Характеристика ассортимента. Вода питьевая и минеральные воды: определения, классификация, требования к качеству.
| М,Д
| ПК-8
ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 30
| 2
|
| Лекция «Чай и чайные напитки. Кофе и кофейные напитки»
Чай и чайные напитки. Характеристика потребительских свойств чая. Классификация, ассортимент и качество чая. Условия и сроки хранения чая. Кофе и кофейные напитки. Характеристика потребительских свойств кофе. Классификация и ассортимент кофе. Требования к качеству, режимам и срокам хранения кофе.
| М,
П
| ПК-8
ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 31
| 2
|
| Лекция «Пряности, приправы и пищевые вкусоароматические добавки»
Определение, классификация, характеристика ассортимента, требования к качеству, условиям и срокам хранения.
| М,П
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 24-31
| 16
|
|
Лабораторные занятия
|
|
| 24-26
| 6
|
| Модуль 1 «Кондитерские товары»
|
|
| 24
| 2
|
| Лабораторное занятие «Товароведная характеристика меда»
Оценка качества меда. Идентификационные признаки и способы фальсификации.
| Э,П
|
ПК-14
| 25
| 2
|
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества сахаристых кондитерских изделий»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими и физико-химическими методами.
| Э,И
| ПК-14
ПК-16
| 26
| 2
| 2
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества мучных кондитерских изделий»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими и физико-химическими методами.
| И
|
ПК-14
ПК-16
| 27-31
| 10
|
| Модуль 2 «Вкусовые товары»
|
|
| 27
| 2
| 2
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества чая»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими и физико-химическими экспресс-методами.
| Э,П
|
ПК-8
ПК-16
| 28
| 2
| 2
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества кофе»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими методами.
| Э,И
| ПК-14
ПК-16
| 29
| 2
| 2
| Лабораторное занятие «Оценка качества алкогольных напитков»
Основы дегустации алкогольных напитков. Установление соответствия внешнего вида, упаковки и маркировки требованиям стандартов. Оценка качества водок органолептическими и экспресс-методами.
| П,И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 30
| 2
|
| Лабораторное занятие «Оценка качества слабоалкогольных напитков»
Органолептическая оценка качества пива. Установление пенистых свойств напитка.
| Э,И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
| 31
| 2
|
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества безалкогольных напитков»
Рассмотрение классификационных групп безалкогольных напитков. Органолептическая оценка газированных напитков. Определение массовой доли СО2 . Оценка качества соков органолептическими и физико-химическими методами.
| П,И
| ПК-8
ПК-16
ПК-14
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения,
срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
лекции
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Лекция «Кондитерские товары»
Крахмал и крахмалопродукты. Определение, виды крахмала и крахмалопродуктов и их товароведная характеристика. Сахар и сахарозаменители. Классификация и ассортимент сахара. Показатели качества, требования к условиям хранения и транспортирования; характеристика основных видов сахарозаменителей и подсластителей. Мёд. Классификация, его идентификационные признаки, условия и сроки хранения. Кондитерские изделия. Классификация. Характеристика ассортимента. Сахаристые кондитерские изделия: классификация, ассортимент, упаковка, условия и сроки хранения. Шоколад и какао-продукты, классификация и ассортимент. Мучные кондитерские изделия. Классификация, ассортимент, условия и сроки хранения. Требования к качеству и маркировке кондитерских изделий.
|
М,Д
|
ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
| 2
|
| Лекция «Вкусовые товары»
Алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки: классификация, определение, ассортимент, товароведная характеристика. Чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки: характеристика потребительских свойств, классификация и ассортимент, требования к качеству, режимам и срокам хранения.
|
М,Д
|
ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества сахаристых и мучных кондитерских изделий»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими и физико-химическими методами.
| П, И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
| 2
|
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества чая и кофе»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими и физико-химическими экспресс-методами.
| П, И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
| 2
|
| Лабораторное занятие «Оценка качества алкогольных напитков»
Основы дегустации алкогольных напитков. Установление соответствия внешнего вида, упаковки и маркировки требованиям стандартов. Оценка качества водок органолептическими и экспресс-методами.
| П, И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения,
срок подготовки 3 года 6 месяцев (в)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
лекции
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 2
|
| Лекция «Кондитерские и вкусовые товары»
Классификация, особенности потребительских свойств, товароведная характеристика группового ассортимента, требования к качеству, условиям и срокам хранения.
|
М
|
ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
|
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества сахаристых и мучных кондитерских изделий»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими и физико-химическими методами.
| П,И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
| 2
|
| Лабораторное занятие «Оценка качества алкогольных напитков»
Основы дегустации алкогольных напитков. Установление соответствия внешнего вида, упаковки и маркировки требованиям стандартов. Оценка качества водок органолептическими и экспресс-методами.
| П,И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения, срок подготовки
3 года 6 месяцев (с)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
лекции
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 2
|
| Лекция «Кондитерские и вкусовые товары»
Классификация, особенности потребительских свойств, товароведная характеристика группового ассортимента, требования к качеству, условиям и срокам хранения.
| М
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Лабораторное занятие «Изучение ассортимента и оценка качества сахаристых и мучных кондитерских изделий»
Изучение ассортимента по коллекциям и прейскурантам, оценка качества органолептическими и физико-химическими методами.
| П,И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
|
| 2
|
| Лабораторное занятие «Оценка качества алкогольных напитков»
Основы дегустации алкогольных напитков. Установление соответствия внешнего вида, упаковки и маркировки требованиям стандартов. Оценка качества водок органолептическими и экспресс-методами.
| П,И
| ПК-13
ПК-14
ПК-16
| |