1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цель дисциплины "Методы оценки качества товаров" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области органолептических и инструментальных методов контроля качества товаров.
Задачи дисциплины:
дать теоретические знания об основах современных методов исследования потребительских свойств товаров и контроля их качества;
дать практические навыки по использованию методов органолептического и инструментального аналитического контроля в товароведении и интерпретации результатов при оценке качества товаров.
Содержание дисциплины служит теоретической и практической основой использования органолептических и инструментальных методов оценки качества товаров, установления соответствия их показателей качества требованиям технических регламентов и стандартов, чем определяется ее роль в подготовке бакалавров направления «Товароведение».
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать:
- основные термины и понятия аналитического контроля качества товаров;
- нормативно-правовую базу отбора проб потребительских товаров, предназначенных для аналитического контроля, основные способы пробоподготовки;
- физико-химические основы методов инструментального анализа, виды инструментального анализа потребительских товаров, типы современных приборов, используемых для инструментального анализа.
Обучающийся должен уметь:
- проводить органолептическую оценку качества товаров;
- оценивать результаты контроля качества товаров физико-химическими методами;
- использовать современные способы поиска научной информации о существующих методах аналитического контроля потребительских товаров и нормативно-правовых документах в этой области.
Обучающийся должен владеть:
- методологией оценки качества товаров органолептическими, физическими, химическими, физико-химическими и биологическими методами анализа;
- методологией идентификации и выявления фальсификации товаров с помощью современных физических, химических, физико-химических и биологических методов исследования. У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК) бакалавра товароведения:
- способен использовать знание основных законов естественно-научных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров (ПК-5);
- способен анализировать рекламации и претензии к качеству товаров (ПК-8);
- владеет основными методами идентификации продовольственных товаров по органолептическим и физико-химическим показателям качества (ПК-14).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Химия (аналитическая, физическая и коллоидная),
Физика (механика, термодинамика, электричество, оптика)
Теоретические основы товароведения и экспертизы (разделы «Потребительские свойства товаров» и др.).
| Товароведение однородных групп товаров
Идентификация и распознавание фальсификации товаров
Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология
Управление качеством
Экспертиза товаров народного потребления
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, практические) очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 1-18
| 18
|
| Лекции
|
|
| 1-4
| 4
|
| Модуль 1«Органолептические методы оценки качества товаров»
|
|
| 1-2
| 2
| 2
| Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Основные понятия аналитического контроля. Роль аналитического контроля в обеспечении безопасности, качества и идентификации потребительских товаров. Отбор и подготовка проб для анализа.
| М,
ПБ
|
ПК-5
| 3-4
| 2
|
| Лекция 2. Органолептические методы оценки качества товаров. Характеристика органолептических показателей качества и способов их определения. Дегустационный анализ.
| М
| ПК-8
| 5-18
| 14
|
| Модуль 2. «Инструментальные методы оценки качества товаров»
|
|
| 5-6
| 2
|
| Лекция 3. Методы аналитической химии: классические химические и физико-химические. Классификация физико-химических методов анализа.
| М
|
ПК-5
| 7-8
| 2
|
| Лекция 4. Электрохимические методы исследования.
| М
| ПК-5
| 9-10
| 2
|
| Лекция 5. Спектральные методы исследования
| М
| ПК-5
| 11-12
| 2
|
| Лекция 6. Оптические методы исследования.
| М
| ПК-5
| 13-14
| 2
|
| Лекция 7. Рентгеновские методы исследования.
| М
| ПК-5
| 15-16
| 2
|
| Лекция 8. Хроматографические методы исследования
| М
| ПК-5
| 17-18
| 2
|
| Лекция 9. Радиометрические и др. методы исследования.
| М
| ПК-5
| 1-18
| 18
|
| Практические работы
|
|
| 1-4
| 4
|
| Модуль 1«Органолептические методы оценки качества товаров»
|
|
| 1-2
| 2
|
| Практическое занятие 1. Правила работы в лаборатории и техника безопасности.
| И
| ПК-5 ПК-8
| 3-4
| 2
| 2
| Практическое занятие 2. Оценка органолептических свойств образцов товаров и составление описания.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-8
| 5-18
| 14
|
| Модуль 2. «Инструментальные методы оценки качества товаров»
|
|
| 5-6
| 2
| 2
| Практическое занятие 3. Определение массовой доли влаги методом высушивания. Титриметрия.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-8
| 7-8
| 2
| 2
| Практическое занятие 4. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-8
| 9-10
| 2
|
| Практическое занятие 5. Рефрактометрия. Устройство и принцип работы рефрактометра. Примеры рефрактометрических определений.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-8
| 11-12
| 2
| 2
| Практическое занятие 6. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-8
| 13-14
| 2
| 2
| Практическое занятие 7. Микроскопические методы исследований.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-8
| 15-16
| 2
| 2
| Практическое занятие 8. Дозиметрия. Определение радиоактивности потребительских товаров.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-8
| 17-18
| 2
| 2
| Практическое занятие 9. Экспресс-метод определения нитратов в продуктах растениеводства. Статистическая обработка результатов исследований.
| Д,
И
| ПК-5 ПК-8
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Лекция 1. Органолептические методы оценки качества товаров. Характеристика органолептических показателей качества и способов их определения.
| М
| ПК-5
ПК-8
|
| 2
|
| Лекция 2. Инструментальные методы оценки качества товаров. Классификация и краткая характеристика.
| М
| ПК-5
ПК-8
|
|
|
| Практические работы
|
|
|
| 2
|
| Практическое занятие 1. Определение массовой доли влаги методом высушивания. Титриметрия.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
| 2
|
| Практическое занятие 2. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
| 2
|
| Практическое занятие 3. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
| 2
|
| Практическое занятие 4. Экспресс-метод определения нитратов в продуктах растениеводства.
| И
| ПК-5
ПК-8
| Аудиторные занятия (лекции, практические) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (в) Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
2
|
| Лекция 1. Органолептические методы оценки качества товаров. Характеристика органолептических показателей качества и способов их определения.
| М
| ПК-5
ПК-8
|
| 2
|
| Лекция 2. Инструментальные методы оценки качества товаров. Классификация и краткая характеристика.
| М
| ПК-5
ПК-8
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 2
|
| Практическое занятие 1. Определение массовой доли влаги методом высушивания. Титриметрия.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
| 2
|
| Практическое занятие 2. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
|
2
|
| Практическое занятие 3. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
|
2
|
| Практическое занятие 4. Экспресс-метод определения нитратов в продуктах растениеводства.
| И
| ПК-5
ПК-8
| Аудиторные занятия (лекции, практические) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (с) Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
2
|
| Лекция 1. Органолептические методы оценки качества товаров. Характеристика органолептических показателей качества и способов их определения.
| М
| ПК-5
ПК-8
|
|
2
|
| Лекция 2. Инструментальные методы оценки качества товаров. Классификация и краткая характеристика.
| М
| ПК-5
ПК-8
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
2
|
| Практическое занятие 1. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
|
2
|
| Практическое занятие 2. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
|
2
|
| Практическое занятие 3. Определение массовой доли влаги методом высушивания. Титриметрия.
| И
| ПК-5
ПК-8
|
| 2
|
| Практическое занятие 4. Экспресс-метод определения нитратов в продуктах растениеводства.
| И
| ПК-5
ПК-8
| |