1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цель дисциплины "Методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров в таможенных целях" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области органолептических и инструментальных методов контроля качества товаров в таможенной деятельности.
Задачи дисциплины:
дать теоретические знания об основах современных методов исследования потребительских свойств продовольственных товаров и контроля их качества;
дать практические навыки по использованию методов органолептического и инструментального аналитического контроля и интерпретации результатов при исследовании продовольственных товаров в таможенных целях.
Содержание дисциплины служит теоретической и практической основой использования органолептических и инструментальных методов исследования товаров при осуществлении различных видов таможенной деятельности, чем определяется ее роль в подготовке бакалавров направления «Товароведение» профиля «Товароведение и экспертиза товаров в таможенном деятельности».
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать:
- основные термины и понятия аналитического контроля качества товаров;
- нормативно-правовую базу отбора проб продовольственных товаров, предназначенных для аналитического контроля, основные способы пробоподготовки;
- физические, химические, физико-химические и биологические основы методов инструментального анализа, виды инструментального анализа продовольственных товаров, типы современных приборов, используемых для инструментального анализа.
Обучающийся должен уметь:
- проводить органолептическую оценку качества продовольственных товаров;
- оценивать результаты контроля качества товаров инструментальными методами;
- использовать современные способы поиска научной информации о существующих методах исследования продовольственных товаров и нормативно-правовых документах в этой области.
Обучающийся должен владеть:
- методологией оценки качества продовольственных товаров органолептическими, физическими, химическими, физико-химическими и биологическими методами анализа;
- методологией идентификации и выявления фальсификации продовольственных товаров с помощью современных физических, химических, физико-химических и биологических методов исследования. У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК) бакалавра товароведения:
- способен организовывать закупку и поставку товаров, осуществлять связи с поставщиками и покупателями (ПК-7);
- способен анализировать рекламации и претензии к качеству товаров (ПК-8);
- владеет системным представлением об основных организационных и управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров (ПК-9);
- знает факторы, формирующие, обеспечивающие и сохраняющие качество и безопасность на всех этапах жизненного цикла товаров (ПК-13);
- владеет основными методами идентификации продовольственных товаров по органолептическим и физико-химическим показателям качества (ПК-14);
- знает виды и причины возникновения товарных потерь и порядок их списания (ПК-15);
-способен оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-16).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Химия (аналитическая, физическая и коллоидная)
Физика (механика, термодинамика, электричество, оптика)
Теоретические основы товароведения и экспертизы (разделы «Потребительские свойства товаров» и др.)
Основы микробиологии
Методы научных исследований
Таможенная экспертиза
| Товароведение однородных групп продовольственных товаров
Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология
Управление качеством
Основы товароведения в таможенном деле
Товароведение молочно-жировых, зерномучных, плодоовощных, мясных, рыбных, кондитерских и вкусовых товаров
Контроль качества и безопасности товаров
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, практические) очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 1-18
| 18
|
| Лекции
|
|
| 1-4
| 4
|
| Модуль 1«Органолептические методы исследования продовольственных товаров»
|
|
| 1-2
| 2
| 2
| Лекция 1. Введение в дисциплину. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Классификация методов исследования товаров и их роль при проведении таможенной экспертизы. Отбор и подготовка проб.
| М,
ПБ
|
ПК-8
| 3-4
| 2
|
| Лекция 2. Органолептические методы исследования товаров. Характеристика органолептических показателей качества и способов их определения.
| М
| ПК-13
ПК-16
| 5-18
| 14
|
| Модуль 2. «Измерительные методы исследования продовольственных товаров»
|
|
| 5-6
| 2
|
| Лекция 3. Химические методы исследования. Качественный и количественный анализ. Гравиметрия. Титриметрия.
| М
|
ПК-15
| 7-8
| 2
|
| Лекция 4. Физические методы исследования.
| М
| ПК-8
| 9-10
| 2
|
| Лекция 5. Физико-химические методы исследования.
| М
| ПК-8
| 11-12
| 2
|
| Лекция 6. Биологические методы исследования.
| М
| ПК-8
| 13-14
| 2
|
| Лекция 7. Измерительные методы, заменяющие органы чувств. Экспресс-методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров.
| М
| ПК-8
| 15-16
| 2
|
| Лекция 8. Иные методы исследования: информационно-аналитические, расчетные, экспертные, социологические и др.
| М
| ПК-8
| 17-18
| 2
|
| Лекция 9. Основы математико-статистической обработки результатов измерений.
| М
| ПК-8
| 1-18
| 18
|
| Практические занятия
|
|
| 1-4
| 4
|
| Модуль 1 «Органолептические методы исследования продовольственных товаров»
|
|
| 1-2
| 2
|
| Практическое занятие 1. Правила работы в лаборатории и техника безопасности. Подготовка проб для анализа.
| Д
| ПК-15
| 3-4
| 2
| 2
| Практическое занятие 2. Оценка органолептических свойств образцов товаров и составление описания.
| И,
Э
| ПК-8 ПК-16
| 5-18
| 14
|
| Модуль 2 «Измерительные методы исследования продовольственных товаров»
|
|
| 5-6
| 2
| 2
| Практическое занятие 3. Качественные химические реакции. Гравиметрия. Титриметрия.
| И,
Э
| ПК-8 ПК-14
| 7-8
| 2
| 2
| Практическое занятие 4. Определение плотности твердых и жидких тел. Денсиметрия. Пикнометрия.
| И,
Э
| ПК-8 ПК-13
| 9-10
| 2
|
| Практическое занятие 5. Рефрактометрия. Устройство и принцип работы рефрактометра. Примеры рефрактометрических определений.
| И,
Э
| ПК-8 ПК-14
| 11-12
| 2
| 2
| Практическое занятие 6. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И,
Э
| ПК-8 ПК-16
| 13-14
| 2
| 2
| Практическое занятие 7. Приборы и методы определения активной кислотности. Вольтамперометрия.
| И,
Э
| ПК-8 ПК-16
| 15-16
| 2
| 2
| Практическое занятие 8. Биологические методы исследований. Примеры микробиологических и анатомо-морфологических определений.
| И,
Э
| ПК-8 ПК-16
| 17-18
| 2
| 2
| Практическое занятие 9. Экспресс-метод определения нитратов в продуктах растениеводства. Статистическая обработка результатов исследований.
| Д,
И
| ПК-15 ПК-16
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Лекция 1. Органолептические и измерительные методы исследования продовольственных товаров. Классификация и краткая характеристика.
| М
| ПК-15
ПК-16
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 2
|
| Практическое занятие 1. Химические методы исследования продовольственных товаров. Гравиметрия. Титриметрия.
| И,
Э
| ПК-15
ПК-16
|
| 2
|
| Практическое занятие 2. Измерительные экспресс-методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров.
| И,
Э
| ПК-15
ПК-16
|
Аудиторные занятия (лекции, практические) - заочная форма обучения, срок подготовки
3 года 6 месяцев (в)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
2
|
| Лекция 1. Органолептические и измерительные методы исследования продовольственных товаров. Классификация и краткая характеристика.
| М
| ПК-15
ПК-16
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 2
|
| Практическое занятие 1. Химические методы исследования продовольственных товаров. Гравиметрия. Титриметрия.
| И,
Э
| ПК-15
ПК-16
|
| 2
|
| Практическое занятие 2. Измерительные экспресс-методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров.
| И,
Э
| ПК-15
ПК-16
|
Аудиторные занятия (лекции, практические) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (с)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
2
|
| Лекция 1. Органолептические и измерительные методы исследования продовольственных товаров. Классификация и краткая характеристика.
| М
| ПК-15
ПК-16
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
|
2
|
| Практическое занятие 1. Химические методы исследования продовольственных товаров. Гравиметрия. Титриметрия.
| И,
Э
| ПК-15
ПК-16
|
|
2
|
| Практическое занятие 2. Измерительные экспресс-методы исследования отдельных категорий продовольственных товаров.
| И,
Э
| ПК-15
ПК-16
| |