1. Цели и задачи дисциплины
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)
Цель дисциплины "Физико-химические методы исследования" — формирование у студентов системных теоретических знаний, умений и навыков в области физико-химических методов контроля качества товаров.
Задачи дисциплины:
дать теоретические знания об основах современных физико-химических методов исследования потребительских свойств товаров и контроля их качества;
дать практические навыки по использованию методов инструментального аналитического контроля в товароведении и интерпретации результатов при определении качества товаров.
Содержание дисциплины служит теоретической и практической основой использования физико-химических методов исследования товаров, установления их соответствия требованиям технических регламентов и стандартов, чем определяется ее роль в подготовке бакалавров направления «Товароведение».
|
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Обучающийся должен знать:
- основные термины и понятия аналитического контроля;
- нормативно-правовую базу отбора проб потребительских товаров, предназначенных для аналитического контроля, основные способы пробоподготовки;
- физико-химические основы методов инструментального анализы, виды инструментального анализа потребительских товаров, типы современных приборов, используемых для инструментального анализа.
Обучающийся должен уметь:
- оценивать результаты контроля качества товаров физико-химическими методами;
- использовать современные способы поиска научной информации о существующих методах аналитического контроля потребительских товаров и нормативно-правовых документах в этой области.
Обучающийся должен владеть:
- методологией оценки качества товаров физическими, химическими и физико-химическими методами анализа;
- методологией идентификации и выявления фальсификации товаров с помощью современных физических, химических и физико-химических методов исследования. У обучающегося должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра товароведения:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен использовать знание основных законов естественно-научных дисциплин для обеспечения качества и безопасности потребительских товаров (ПК-5);
- способен применять знания в области естественно-научных дисциплин для организации торгово-технологических процессов (ПК-6).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Химия (аналитическая, физическая и коллоидная),
Физика (механика, термодинамика, электричество, оптика)
Теоретические основы товароведения и экспертизы (разделы «Потребительские свойства товаров» и др.).
| Товароведение однородных групп товаров
Идентификация и распознавание фальсификации товаров
Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология
Безопасность товаров
Таможенная экспертиза
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Аудиторные занятия (лекции, практические) - очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
| 24-41
| 18
|
| Лекции
|
|
| 24-27
| 4
|
| Модуль 1«Введение в дисциплину»
|
|
| 24-25
| 2
| 2
| Лекция 1. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Основные понятия аналитического контроля. Роль аналитического контроля в безопасности, качестве и идентификации потребительских товаров.
| М,
ПБ
| ОК-1
ПК-5
| 26-27
| 2
|
| Лекция 2. Отбор и подготовка проб для анализа.
| М
| ПК-6
| 28-41
| 14
|
| Модуль 2. Физико-химические методы исследования
|
|
| 28-29
| 2
|
| Лекция 3. Методы аналитической химии: классические химические и физико-химические. Классификация физико-химических методов анализа.
| М
| ОК-1
ПК-5
| 30-31
| 2
|
| Лекция 4. Электрохимические методы исследования.
| М
| ПК-5
| 32-33
| 2
|
| Лекция 5. Спектральные методы исследования
| М
| ПК-5
| 34-35
| 2
|
| Лекция 6. Оптические методы исследования.
| М
| ПК-5
| 36-37
| 2
|
| Лекция 7. Рентгеновские методы исследования.
| М
| ПК-5
| 38-39
| 2
|
| Лекция 8. Хроматографические методы исследования
| М
| ПК-5
| 40-41
| 2
|
| Лекция 9. Радиометрические и др. методы исследования.
| М
| ПК-5
| 24-41
| 54
|
| Практические работы
|
|
| 24-27
| 12
|
| Модуль 1«Введение в дисциплину»
|
|
| 24-25
| 6
|
| Практическое занятие 1. Правила работы в лаборатории и техника безопасности. Размерно-массовые характеристики товаров
| М,Д,
И
| ОК-1
ПК-5 ПК-6
| 26-27
| 6
|
| Практическое занятие 2. Измерение объема твердых и жидких тел. Определение плотности твердых и жидких тел. Денсиметрия. Пикнометрия
| И,
Э
| ПК-5 ПК-6
| 28-41
| 42
|
| Модуль 2. Физико-химические методы исследования
|
|
| 28-29
| 6
| 6
| Практическое занятие 3. Определение пористости хлеба и хлебобулочных изделий. Определение массовой доли влаги методом высушивания.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-6
| 30-31
| 6
| 6
| Практическое занятие 4. Экспресс-метод определения нитратов в продуктах растениеводства. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-6
| 32-33
| 6
|
| Практическое занятие 5. Инфракрасная спектроскопия. Основы метода и аппаратное обеспечение. Атомно-абсорбционная спектроскопия. Основы метода и устройство атомно-абсорбционных анализаторов.
| Д,
И
| ПК-5 ПК-6
| 34-35
| 6
|
| Практическое занятие 6. Поляриметрия. Устройство и принцип работы поляриметра. Примеры поляриметрических определений. Рефрактометрия. Устройство и принцип работы рефрактометра. Примеры рефрактометрических определений.
| Д,
И,
Э
| ПК-5 ПК-6
| 36-37
| 6
|
| Практическое занятие 7. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия. Построение спектральных кривых.
| И,
Э
| ПК-5 ПК-6
| 38-39
| 6
|
| Практическое занятие 8. Микроскопические методы исследований. Хроматография. Техника и аппаратура. Примеры хроматографических определений.
| И,
Э,
Д
| ПК-5 ПК-6
| 40-41
41
| 6
4
| 2
| Практическое занятие 9. Дозиметрия. Определение радиоактивности потребительских товаров. Статистическая обработка результатов исследований.
| И,
Э,
Д
| ПК-5 ПК-6
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Лекция 1. Физико-химические методы исследования. Классификация и краткая характеристика. Спектральные методы.
| М
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лекция 2. Электрохимические и хроматографические методы исследования.
| М
| ПК-5
ПК-6
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 1. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 2. Инфракрасная спектроскопия. Основы метода и аппаратное обеспечение.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 3. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 4. Рефрактометрия. Устройство и принцип работы рефрактометра. Примеры рефрактометрических определений.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 5. Дозиметрия. Определение радиоактивности потребительских товаров
| И
| ПК-5
ПК-6
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (в) Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
2
|
| Лекция 1. Физико-химические методы исследования. Классификация и краткая характеристика. Спектральные методы.
| М
| ПК-5
ПК-6
|
|
2
|
| Лекция 2. Электрохимические и хроматографические методы исследования.
| М
| ПК-5
ПК-6
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 1. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 2. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 3. Рефрактометрия. Устройство и принцип работы рефрактометра. Примеры рефрактометрических определений
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 4. Дозиметрия. Определение радиоактивности потребительских товаров.
| И
| ПК-5
ПК-6
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев (с) Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
2
|
| Лекция 1. Физико-химические методы исследования. Классификация и краткая характеристика. Спектральные методы.
| М
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лекция 2. Электрохимические и хроматографические методы исследования.
| М
| ПК-5
ПК-6
|
|
|
| Лабораторные занятия
|
|
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 1. Приборы и методы определения активной кислотности.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
|
2
|
| Лабораторное занятие 2. Фотоколориметрия. Устройство и принцип работы фотоколориметра. Примеры фотоколориметрических определений. Спектрофотометрия.
| И
| ПК-5
ПК-6
|
|
2
|
| Лабораторное занятие 3. Рефрактометрия. Устройство и принцип работы рефрактометра. Примеры рефрактометрических определений
| И
| ПК-5
ПК-6
|
| 2
|
| Лабораторное занятие 4. Дозиметрия. Определение радиоактивности потребительских товаров.
| И
| ПК-5
ПК-6
| |