МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет финансово-экономический Кафедра экономической теории и мировой экономики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________Л. И. Задорожная
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.В.1.3. Организация АПК
по направлению
подготовки бакалавров 111100.62 Зоотехния
по профилю подготовки Технология производства продукции животноводства
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Форма обучения очная, заочная
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО
и учебного плана МГТУ по направлению (специальности)
111100.62 Зоотехния Составитель рабочей программы:
кандидат экономических наук, профессор
|
|
| Киселева В. А.
| доцент, кандидат экономических наук
| (подпись)
|
|
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
экономической теории и мировой экономики
Заведующий кафедрой
«___»________20__ г.
|
|
|
Тхакушинов Э.К.
|
| (подпись)
|
|
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
«___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
|
|
|
Хатко З. Н.
|
| (подпись)
|
|
|
Декан факультета
аграрных технологий
«___»_________20__ г.
|
|
|
Ярмоц А. В.
|
| (подпись)
|
|
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__ г.
|
|
| Гук Г. А.
|
| (подпись)
|
|
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Хатко З. Н.
|
| (подпись)
|
|
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины является формирование знаний у студентов по рациональному ведению и достижению устойчивого роста сельскохозяйственного производства для надежного обеспечения страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем определенного ассортимента и качества при минимальных затратах труда и средств в рыночных условиях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
содействовать развитию аналитического мышления у студентов при рассмотрении экономических явлений не только самих по себе, но и во взаимосвязи с социальными процессами, политикой, этикой, ценностями;
сформировать у студентов представления о современных школах и направлениях развития экономической науки;
изучить систему показателей, характеризующих экономическую эффективность производства и сбыта с.-х. продукции, использования финансовых ресурсов и факторов производства;
способствовать приобретению студентами навыков при проведении различных экономических расчетов, связанных с использованием средств производства.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Организация АПК» предназначена для формирования профессиональных знаний выпускников, поскольку вводит в круг знаний, описывающих рациональное поведение самостоятельных, ответственных субъектов, так и непосредственное практическое применение каждым человеком в своей собственной жизни.
Изучение дисциплины основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении основ философии и экономической теории. Дисциплина основана на знаниях экономических законов. Для освоения дисциплины необходимы знания, формирующие современное экономическое мировоззрение.
Дисциплина «Экономика сельского хозяйства» направлена на изучение сущности и специфики основных механизмов функционирования отраслевой экономики и является теоретической базой для освоения специальных экономических и ряда других дисциплин, изучаемых студентами на последующих курсах.
Дисциплина «Экономика сельского хозяйства» изучается студентами на 4 курсе в VII семестре и входит в перечень вариативной части ООП дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студенты должны:
иметь представление:
о работах и произведениях, охватывающих различные эпохи и традиции развития форм организации бизнеса и структуры животноводческих предприятий различных форм собственности, за рубежом и в России (ОК-3,ОК-10, ПК-2);
о важнейших отраслях научного знания, основных научных школах, направлениях, концепциях, объясняющих процессы становления и развития экономики организаций (предприятий) в современных условиях рыночного хозяйства (ОК-6, ОК-12, ПК-13);
о процессах и методах экономического исследования на уровне предприятий (организаций) животноводства (ОК-10,ПК-2).
знать:
законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность сельскохозяйственного предприятия (ОК-10, ПК-13);
экономические основы отраслевого производства и животноводческих предприятий (ПК-2, ПК-13, ПК-17);
отечественный и зарубежный опыт в области организации экономической работы на сельскохозяйственных предприятиях (ПК-14, ПК-17);
уметь:
анализировать экономические явления и процессы, происходящие на предприятии (ОК-3, ПК-13, ПК-17);
делать правильные выводы происходящих событий и активно вмешиваться в их ход (ПК-13, ПК-14, ПК-17);
принимать производственные и административные решения с целью достижения максимальных результатов в деятельности животноводческих предприятий (ОК-10, ПК-14, ПК-17);
применять прикладные знания в сфере развития форм и методов управления экономической деятельностью и методов экономической оценки и анализа технологических решений в животноводстве (ПК-2, ПК-14, ПК-17).
владеть:
специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины (ОК-3, ОК-10, ПК-17, ПК-19);
навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики животноводческих предприятий и практикой их развития (ПК-13, ПК-14, ПК-17).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов). 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 36/1,0
| 36/1,0
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
|
18/0,5
|
18/0,5
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3,0
| 108/3,0
|
|
|
|
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 9
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,275
| 10/0,275
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,165
| 6/0,165
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,725
| 98/2,725
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 72/2,0
| 72/2,0
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление плана-конспекта
|
26/0,725
|
26/0,725
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3,0
| 108/3,0
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 7 семестр
| 1.
| Тема 1. Организационно-экономические основы организации АПК.
| 1-2
| 2
| 6
|
| 8
| Обсуждение докладов
| 2.
| Тема 2. Организация использования ресурсов с.-х. предприятия.
| 3-5
| 2
| 6
|
| 8
| Блиц-опрос
| 3.
| Тема 3. Основы рациональной организации производства предприятиях АПК.
| 6- 9
| 4
| 6
|
| 8
| Тестирование
| 4.
| Тема 4. Анализ и оценка деятельности предприятий АПК.
| 10-12
| 4
| 6
|
| 10
| Блиц-опрос
| 5.
| Тема 5. Инвестиции и инновационная деятельность в АПК.
| 13-15
| 4
| 6
|
| 10
| Тестирование
| 6.
| Тема 6. Предпринимательство в АПК.
| 16-18
| 2
| 6
|
| 10
| Обсуждение докладов
| 9.
| Промежуточная
аттестация
| 18
| -
| -
|
|
| Зачет
|
| ИТОГО:
|
| 18
| 36
|
| 54
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 9 семестр
| 1.
| Тема 1. Организационно-экономические основы организации АПК.
|
|
|
|
| 14
| 2.
| Тема 2. Организация использования ресурсов с.-х. предприятия.
|
| 2
|
|
| 14
| 3.
| Тема 3. Основы рациональной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях.
|
|
|
|
| 18
| 4.
| Тема 4. Анализ и оценка деятельности предприятий АПК.
|
| 2
| 2
|
| 18
| 5.
| Тема 5. Инвестиции и инновационная деятельность в АПК.
|
|
|
|
| 18
| 6.
| Тема 6. Предпринимательство в АПК.
|
| 2
| 2
|
| 16
| 9.
| Промежуточная
аттестация: зачет
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
| 6
| 4
|
| 98
|
5.3. Содержание разделов дисциплины «Организация АПК», образовательные технологии (ОФО, ЗФО)
Лекционный курс
№
п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| ОФО
| ЗФО
| Тема 1.
| Тема 1. Организационно-экономические основы организации АПК.
| 2/0,055
|
| Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов).
Общие отраслевые закономерности производства в АПК, основные элементы и принципы организации производства.
Сущность и классификация организационных форм производства и предприятий. Организационно экономические основы кооперативов; хозяйственных товариществ и обществ; государственных и муниципальных унитарных предприятий; крестьянских (фермерских) хозяйств.
| ОК-3
ОК-10
ПК-14
| Знать: основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин, характеристику видов экономических систем.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа экономической и социальной информации.
| Слайд-лекции, проблемное изложение
| Тема 2.
| Тема 2. Организация использования ресурсов с.-х. предприятия.
| 2/0,055
| 2/0,055
| Формирование земельной территории и организация использования земли. Состав земель предприятия и требования к организации земельной территории. Организация сельскохозяйственных угодий. Организационно-экономическая оценка использования земли.
Организация использования средств производства. Состав и структура основных и оборотных средств предприятий. Показатели оснащенности предприятий средствами производства и использования. Обоснование потребности предприятия в тракторах, комбайнах и других средствах производства. Формы и способы использования техники.
Организация использования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы и рабочая сила сельскохозяйственных предприятий. Расчет потребности предприятия в рабочей силе. Организация трудовых коллективов. Организация трудовых процессов в растениеводстве. Нормирование труда и установление норм выработки на трудовые процессы в растениеводстве.
| ОК-3
ОК-12
ПК-13
| Знать: основы теории ренты, использование механизма спроса и предложения для формирования цены, состав и структуру основных фондов предприятий, основы организации труда на предприятиях различных организационных форм.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа экономической и социальной информации.
| Лекции-беседы, интерактивные методы обучения (мозговой штурм)
| Тема 3.
| Тема 3. Основы рациональной организации производства предприятиях АПК.
| 4/0,11
|
| Понятие и составляющие системы ведения хозяйства. Факторы формирования системы хозяйства. Система животноводства и ее элементы. Организационно-экономическая оценка эффективности системы хозяйства.
Система внутрихозяйственного планирования. Годовые и оперативные планы, технологические карты. Производственная программа по растениеводству. Планирование объемов и себестоимости производства продукции животноводства. Организационно-экономическая оценка планов и финансовых результатов.
Принципы рационального сочетания отраслей предприятия. Специализация, кооперирование и комбинирование производства. Типы предприятий. Организационно-экономическое обоснование рациональной производственной структуры предприятия. Сочетание крупного, среднего и мелкого производства в условиях региона.
Организация материального стимулирования работников растениеводства. Оценка качества труда. Тарифная система. Оплата труда в первичных трудовых коллективах предприятий. Материальное стимулирование работников организаций различных форм собственности и хозяйствования.
Организация отраслей растениеводства. Организационно-экономическая оценка структуры посевных площадей. Организация производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Организация кормопроизводства.
| ОК-3
ОК-10
ПК-13
ПК-17
| Знать: экономическую сущность производства в различные периоды функционирования строительного предприятия, факторы производства и методы определения необходимости вовлечения их в процесс производства, объективные законы и принципы функционирования современной экономики.
Уметь: объективно оценивать реальную экономическую ситуацию; анализировать сущность, формы и методы экономической политики государства.
Владеть: базовыми методами экономического анализа и практическими навыками анализа хозяйственной деятельности предприятий, фирм.
| Лекция-визуализация, кейс-метод, проблемное изложение
| Тема 4.
| Тема 4. Анализ и оценка деятельности предприятий АПК.
| 4/0,11
| 2/0,055
| Анализ использования производственных ресурсов. Анализ природно-экономических условий, специализации и размеров производства. Анализ эффективности использования земли, основных средств производства и рабочей силы. Анализ прибылей и убытков Организационно-экономическая оценка деятельности предприятия в целом.
| ПК-13
ПК- 14
ПК-17
| Знать: общие закономерности и взаимосвязи экономических процессов.
Уметь: строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.
Владеть: методикой расчета и анализа экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.
| Проблемные лекции,
конспектирование
| Тема 5.
| Тема 5. Инвестиции и инновационная деятельность в АПК.
| 4/0,11
|
| Понятие, назначение и виды инвестиций. Оценка вариантов инвестиций. Сущность капитальных вложений. Источники инвестиций и капитальных вложений. Понятие научно-технического прогресса. Экономическая и социальная сущность, направления, особенности проявления в АПК. Факторы, влияющие на ускорение НТП. Перспективы технического, экономического и социального развития АПК. Понятие инноваций, инновационного потенциала и инновационной деятельности в АПК. Виды инноваций, их финансирование. Факторы и особенности инновационной деятельности в АПК.
| ПК-2
ПК-14
ПК-17
| Знать: о существования факторных рынков, о ресурсах, поставляемых ими и различных источниках формирования факторных доходов.
Уметь: осуществлять поиск и подбор статистических данных для анализа состояния и развития рынков факторов производства.
Владеть: навыками оценки перспектив и тенденций экономики в целом.
| Слайд-лекции,
деловая игра
| Тема 6.
| Тема 6. Предпринимательство в АПК.
| 2/0,055
| 2/0,055
| Основы предпринимательства. Сущность, условия, принципы и виды предпринимательской деятельности.
Коммерческая деятельность предпринимателя. Содержание договора купли-продажи, виды оптовой торговли, розничная торговля. Оценка и выбор каналов реализации. Бизнес-план предпринимателя. Правовое обеспечение.
Риск в предпринимательстве. Управление рисками.
Обоснование и принятие предпринимательских решений. Предпринимательская стратегия.
| ОК-6
ОК-10
ПК-13
ПК-17
| Знать: объективные законы и принципы функционирования современной экономики.
Уметь: объективно оценивать реальную экономическую ситуацию; анализировать формы и методы экономической политики государства.
Владеть: базовыми методами экономического анализа и практическими навыками анализа современной экономики России.
| Слайд-лекции,
имитационное моделирование
|
| Итого
| 18/0,5
| 6/0,165
|
|
|
|
|
5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах ОФО и ЗФО
№ п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование практических и
семинарских занятий
| Объем в часах / трудоемкость в з.е.
| ОФО
| ЗФО
| семестр
| 7
| 9
|
| Тема 1. Организационно-экономические основы организации АПК.
| Семинар 1. Организационно-экономические основы организации сельскохозяйственного производства.
Вопросы для обсуждения:
Агропромышленный комплекс и его развитие в условиях рынка.
.Понятие, состав и структура АПК.
Сельское хозяйство – основное звено АПК.
Продовольственный комплекс и продуктовые подкомплексы.
Продовольственная безопасность страны.
| 6/0,165
|
|
| Тема 2. Организация использования ресурсов с.-х. предприятия.
| Семинар 2. Организация использования ресурсов с.-х. предприятия.
Вопросы для обсуждения:
1.Определение потребности в технике и рабочей силе при составлении рабочих планов по периодам работ.
2. Размещение и специализация в животноводстве. Понятие производственного направления в скотоводстве, свиноводстве, овцеводстве, птицеводстве.
3. Система натуральных и стоимостных показателей эффективности животноводства.
4. Структура затрат, цены, диспаритет цен на продукцию животноводства.
5. Производительность труда в животноводстве. Рентабельность животноводства. 6. Пути повышения эффективности животноводства. Обеспечение животных полноценными кормами. Использование прогрессивных технологий содержания и форм организации труда.
7. Государственная поддержка развития племенного животноводства.
| 6/0,165
|
|
| Тема 3. Основы рациональной организации производства предприятиях АПК.
| Семинар 3. Основы рациональной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях.
Вопросы для обсуждения:
Внутрихозяйственное планирование и обоснование плана развития животноводства.
Обоснование формы привлечения и необходимости приобретения технических средств при производстве продукции животноводства.
Показатели эффективности управления производством.
| 6/0,165
|
|
| Тема 4. Анализ и оценка деятельности предприятий АПК.
| Семинар 4. Анализ и оценка деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Вопросы для обсуждения:
Анализ специализации, размера пред-приятия и организационной структуры.
Анализ использования земельных угодий и основных средств производства.
Анализ использования трудовых ресурсов и основных экономических показателей деятельности предприятия
| 6/0,165
| 2/0,055
|
| Тема 5. Инвестиции и инновационная деятельность в АПК.
| Семинар 5. Инвестиции и инновационная деятельность в АПК.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность капитальных вложений
2. Источники инвестиций и капитальных вложений
3. Методика определения общей (абсолютной) экономической эффективности капитальных вложений.
4. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений.
| 6/0,165
|
|
| Тема 6. Предпринимательство в АПК.
| Семинар 6. Предпринимательство в АПК.
Вопросы для обсуждения:
1.Содержание и разработка проекта договора купли – продажи конкретного вида сельскохозяйственной продукции.
2.Организационная и экономическая оценка каналов реализации сельскохозяйственной продукции.
3.Обоснование минимально-возможной посевной площади для сельскохозяйственной организации и критического объема продаж при производстве и реализации конкретного вида продукции.
| 6/0,165
| 2/0,055
|
| Итого
|
| 36/1,0
| 4/0,11
|
5.5. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах.
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.
№
п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование
лабораторных работ
| Объем в часах /
трудоемкость в з.е.
| ОФО
| ЗФО
| -
| -
| -
| -
|
| |