Скачать 476.79 Kb.
|
На правах рукописи ШЕВЧУК ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТИТУТ МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
Ростов-на-Дону – 2011 Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Защита состоится 17 декабря 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.208.30 по экономическим наукам в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, пер.Соборный д.26, ауд.307. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 148. Автореферат разослан 16 ноября 2011 г. Отзыв на автореферат, с указанием должности рецензирующего, подписанный и заверенный печатью, просим направлять по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул.Горького 88, экономический факультет ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», диссертационный совет Д.212.208.30 Ученому секретарю Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук, доцент Е.Н.Гунина ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования определяется существенной корректировкой системы экономических отношений между государством и частным сектором, происходящей в мире с конца 80-х гг. XX века в странах с развитой рыночной экономикой. Происходит смещение парадигмы отношений между государством и бизнесом от реализации преимущественно административно-властных функций первого к отношениям партнерства, закрепляемых соответствующими соглашениями сторон. Эти изменения, в целом, соответствуют основным положениям теории смешанной экономики, а общий их вектор можно охарактеризовать как формирование нового качества взаимодействия бизнеса и власти, расширение пространства функционирования частного капитала, его проникновение в сферы и области, которые ранее для него были закрыты, в частности, в образовательную сферу. Одной из главных задач, стоящих сегодня перед экономически развитыми странами, является создание условий для формирования механизма эффективного взаимодействия между сферами образования, науки и бизнеса. В этой связи, одним из основных направлений модернизации системы образования ряда стран может служить обеспечение партнерства между ВУЗами и предпринимательскими кругами. Особый упор при этом делается на партнерство с частными исследовательскими лабораториями, технопарками, развивающимися инновационными компаниями и предприятиями малого бизнеса. Идея такого партнерства - создание кластеров для коммерциализации знаний. Мировой опыт однозначно свидетельствуют, что высшее образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия между собой, а также с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее конкурентоспособными. В связи с этим, в развитых странах успешно используется концепция государственно-частного партнерства (далее ГЧП), представляющая собой альтернативу приватизации стратегически важных объектов государственной собственности. В соответствии с ней, государство передает частному сектору функции управления многими видами хозяйственной деятельности, ранее считавшимися сферой государственной ответственности. Поэтому исследование тенденций развития государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг, их институциональных основ и функциональных особенностей, проблем повышения его экономической эффективности и перспектив использования в России представляется весьма актуальным и своевременным. Степень разработанности проблемы. Вопросы, касающиеся фундаментальной роли информации и знаний в общественном воспроизводстве, обоснованы в работах Д.Белла1, Дж. Гэлбрейта2, П. Друкера3, М. Кастельса4, М.Поланьи5, Ж. Сапира6, Э. Тоффлера7, Й.Шумпетера8 и др. В рамках эволюционного подхода к анализу экономической динамики роль знаний и процесса обучения в ускорении экономического развития выявлена в трудах Б. Артура9, Дж. Мокира10, Р.Нельсона11, Н.Розенберга12 и др. Проблемы реформирования и рыночной модернизации системы образования получили отражение в работах А.Асмолова13, Ю.Колесникова14,Е.Князевой15, Я. Кузьминова16, А.Клюева17, Д.Львова18, Лукашенко М.А.19 Б.Мильнера20, А.Пинского21, В.Садовничего22. В работах А.Архипова23, В.Байденко24, Н.Борисовой25, Г.Дубянской26, С.Лашко27, Ю.Осипова28, В.Полтеровича29, Н.Селезневой30, В.Сенашенко31, Н.Тихомирова32 раскрыт механизм модернизации системы высшего профессионального образования РФ в условиях становления «экономики знаний». Проблемы становления и развития ГЧП в различных странах рассматривались в трудах зарубежных и российских ученых. Однако существует настоятельная потребность во всестороннем исследовании, имеющем цель систематизации зарубежного опыта. Современные западные экономисты в силу наличия у них более длительного, чем в России, опыта, достаточно подробно исследовали основные черты и принципы ГЧП. Однако, в работах зарубежных авторов механизм финансирования проектов, особенности инструментария привлечения средств институциональных инвесторов обобщены недостаточно полно. Среди зарубежных экономистов, которые исследовали проблемы ГЧП и его влияние на развитие национальных экономик, следует отметить труды Т.Веблена33, М.Геррарда34, Л.Гитмана35, Дж.Кейнса36, Р.Коуза37, Л.Моргана38, С.Хантингтона39, С.Линдера40, Г. Ходжа41 и др. Данными исследователями созданы фундаментальные основы изучения государственно-частных институтов развития. В российской экономической науке наиболее полное исследование сущности и форм ГЧП принадлежит В. Варнавскому42, а в работах И.Акперова43, М.Боровской44, И.Дежиной45, В.Лившица46, С.Лившица47, М.Клиновой48, М.Дерябиной49, Я.Миркина50, М. Вилисова51 изложены основные аспекты, принципы и формы взаимодействия государства и частного сектора. Однако вне рамок традиционного анализа государственно-частного партнерства остаются проблемы его применения в сфере образовательных услуг. Дискуссионность проблематики, недостаточная исследованность государственно-частного партнерства применительно к образовательной среде, а также научно-практическая и народнохозяйственная значимость изучения поставленных проблем обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку ее цели, формулировку последовательных задач. Цель исследования заключается в обосновании концепции приоритетных направлений и форм развития государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг как институционально-экономического механизма воспроизводства человеческого капитала, как в России, так и в зарубежных странах. Достижение поставленной цели предопределило решение логической системы задач, которые отражают последовательность этапов исследования и состоят в следующем: - определить концептуальные основы эволюционного развития сферы образовательных услуг в формирующейся «экономике знаний»; - выявить общее и особенное в подходах к анализу государственно-частного партнерства в образовательной сфере при реализации его проектов в России и за рубежом и определить его специфические черты в системе форм сотрудничеств государства и бизнеса в экономической сфере; - раскрыть механизм мотивации частного бизнеса при реализации ГЧП-проектов в инновационной, образовательной и научной сферах деятельности и выявить наиболее перспективные варианты использования форм ГЧП с учетом обобщенного зарубежного опыта; - идентифицировать ключевую роль государственно-частного партнерства на современном этапе в формировании и развитии инновационной инфраструктуры ВУЗов; - рассмотреть источники финансирования проектов государственно-частного партнерства в сфере услуг; - провести комплексный анализ наиболее перспективных направлений развития государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг; - выработать практические рекомендации по развитию эффективного взаимодействия бизнеса и государства в образовательной сфере России. Объектом данного исследования является совокупность субъектов сферы образовательных услуг, взаимодействующих с бизнес-структурами в институциональных рамках государственно-частного партнерства в России и за рубежом. Предметом исследования в работе выступают институцинально-экономические условия, формы, инструменты и технологии развития государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг в зарубежной и отечественной практике регулирования рыночной экономики. Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения классической и современной экономической теории о роли сферы услуг в современной экономике, теории человеческого капитала, теории государственного регулирования, труды отечественных и зарубежных ученых в области государственно-частного партнерства. Инструментарно-методический аппарат диссертационного исследования в рамках системно-функционального подхода составили общенаучные приемы и конкретно-экономические методы, инструментарные технологии экономической науки, экономико-статистические группировки, динамические ряды, графические и табличные приемы визуализации данных. Информационно-эмпирическая база исследования представлена официальными данными Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства образования и науки РФ, статистическими данными Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка и западноевропейских исследовательских центров (в том числе, представленных Интернет-ресурсами), материалами, содержащимися в монографических исследованиях отечественных и зарубежных ученых, данными статистических сборников, отчетами об образовательной деятельности ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», материалами научно-практических конференций по проблемам государственно-частного партнерства, проводившимися в России и за рубежом. Анализ и обобщение большого объема информационно-эмпирических материалов обеспечили достоверность и репрезентативность полученных в ходе исследования результатов. Нормативно-правовую основу исследования составляют федеральные законы, постановления Правительства РФ, отраслевые нормативные акты министерств и ведомств России, региональные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере образования. Рабочая гипотеза диссертационного исследования представлена совокупностью выдвигаемых и обосновываемых автором теоретических положений, согласно которым становление и развитие государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг является ключевым институтом эффективного регулирования воспроизводства человеческого капитала, согласования спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, обеспечивающим эволюционно-интеграционное взаимодействие государства, частного и общественного секторов экономики на основе разделения рисков, ответственности и сравнительных преимуществ его участников. Основные положения диссертации, выносимые на защиту: - по специальности 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг): 1. Объективной основой формирования нового типа отношений государства и бизнеса в сфере образовательных услуг является ключевая роль в развитии инновационной экономики воспроизводства и эффективного использования человеческого капитала, определяющая взаимную заинтересованность в сотрудничестве государственных и негосударственных образовательных учреждений и бизнес-сообщества, реализуемая в конкретных формах государственно-частного партнерства. 2. Развитие государственно-частного партнерства на рынке образовательных услуг связано с созданием благоприятных институциональных условий для инвестиционных вложений в воспроизводство высококонкурентного и высоковостребованного человеческого капитала, использование которого обеспечивает инновационное развитие экономики и, соответственно, снижает риски частных инвестиций в сфере образовательных услуг. 3. Государственно-частное партнерство в экономике России представляет собой совокупность организационно-правовых форм взаимодействия субъектов частного предпринимательства и государственных структур, основными чертами которого являются: высокая степень общественной значимости (сочетание императива удовлетворения общественных интересов и императива коммерческих выгод (экономическая эффективность)); открытость (прозрачная и благоприятная среда для функционирования ГЧП, наличие обратной связи между участниками партнерства); доверие (государственный сектор является надежным партнером для частного бизнеса, поэтому его вступление в долгосрочные отношения предполагает существенное снижение риска для бизнес-структур); непрерывность (непрерывность взаимодействия государства и бизнеса в реализуемых проектах); окупаемость (получение прибыли частным сектором в случае его участия в ГЧП). 4. Модель государственно-частного партнерства в научной, образовательной и инновационной сферах основывается на теории «тройной спирали» (Triple Helix), отражающей взаимодействие государства, ВУЗа и бизнеса в условиях коммерциализации инноваций. При этом, на начальном этапе генерации знаний взаимодействуют власть и ВУЗ, затем в ходе трансферта технологий ВУЗ сотрудничает с бизнесом, а на рынок результат выводится совместно ВУЗом, властью и бизнесом. Успешными примерами применения теории «тройной спирали» являются крупные исследовательские университеты, обладающие развитой инфраструктурой коммерциализации инноваций (бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования) Великобритании, Германии, Швеции, Испании. Ряд ведущих университетов России также развивает свою деятельность в этом направлении. |
Одобрено кафедрой «Государственно-частное партнерство», протокол... В. С. Осипов – к э н., старший научный сотрудник сектора «Государственно-частное партнерство» фгбун институт экономики ран | Реферат по дисциплине «История и философия науки» на тему: «Государственное-частное... Образовательное учереждение профсоюзов высшего образования «академия труда и социальных отношений» | ||
Ульяна Александровна Государственно-частное партнерство в сфере услуг... ... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | ||
Забелин Денис Викторович международный туризм как составляющая сферы... ... | «финансы» направление подготовки 080300 – финансы и кредит председатель совета программы Международный и отечественный опыт в сфере подготовки магистров финансов и особенности магистерской программы в свете этого опыта... | ||
Отечественный и зарубежный опыт работы по привлечению молодёжи к участию в выборах «Отечественный и зарубежный опыт работы по привлечению молодёжи к участию в выборах» | Реферат На тему: Экономические основы государственного регулирования... Тенденции развития сферы услуг в экономике России, ее место на мировом рынке услуг 6 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Принятые на федеральном уровне стратегические программы модернизации образования определяют главные направления осуществляемых преобразований,... | Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность... | ||
Доклад Александра Суринова, руководителя Федеральной службы государственной... «20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы», посвященной 150 – летию Центрального статического Управления в России... | Реферат Примерные темы рефератов Традиции в изучении существования человека в обществе: европейский, американский и отечественный опыт | ||
Темы рефератОВ: по экологии для специальности Отечественный опыт управления охраной окружающей средой на промышленном предприятии | Государственно-общественное управление школой в условиях модернизации образования «Средняя общеобразовательная школа №10» является базовой площадкой, участвующей в реализации направления фцпро «Распространение на... | ||
Государственно-общественное управление школой в условиях модернизации образования «Средняя общеобразовательная школа №10» является базовой площадкой, участвующей в реализации направления фцпро «Распространение на... | Международный опыт социальной работы нижний новгород 2002 М петрова И. Э., Сизова И. Л. Международный опыт социальной работы: Учебное пособие / Нижний Новгород, 2002. – 211 с |