Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте
страница1/5
Дата публикации20.11.2017
Размер0.72 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


(МИИТ)

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической

работе - директор РОАТ

___________________В.И. Апатцев

«_____»_______________2011 г.
Кафедра__«Экономика, финансы и управление на транспорте»________

(название кафедры)

Автор: Сеславина Елена Александровна, к.э.н., доцент

(ф.и.о., ученое звание, ученая степень)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экономико-математическое моделирование на транспорте

(название)
Специальность/направление 080502 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ)

(код, наименование специальности/направления)
Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии

Протокол №4

«01» июля 2011 г.

Председатель УМК А.В.Горелик

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №20

«28» июня 2011 г.

Зав. кафедрой Л.В.Шкурина

Москва 2011

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Выпускающая кафедра Проректор по учебно-методической

«Экономика, финансы и управление работе, директор РОАТ

на транспорте»

Зав. кафедрой _________Л.В. Шкурина _____________В.И. Апатцев

«_____»_____________2011 г. «_____»_______________2011 г.

Кафедра__«Экономика, финансы и управление на транспорте»________

(название кафедры)

Автор: Сеславина Елена Александровна, к.э.н., доцент

(ф.и.о., ученое звание, ученая степень)



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экономико-математическое моделирование на транспорте

(название)
Специальность/направление 080502 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ)

(код, наименование специальности/направления)
Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии

Протокол №4

«01» июля 2011 г.

Председатель УМК А.В.Горелик

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №20

«28» июня 2011 г.

Зав. кафедрой Л.В.Шкурина

Москва 2011

  1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Проведение анализа и расчетов в области экономически невозможно без использования аналитических, имитационных, статистических моделей. Данная дисциплина знакомит учащихся с современным состоянием моделирования экономических процессов на транспорте. Рассматриваются наиболее популярные модели, приводятся методы решения.


  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен:

    1. Иметь ясное представление о методах составления экономико-математических моделей для сложных многосвязных процессов;

    2. Знать современные методы исследования стационарных состояний экономических систем и динамических процессов в них; уметь проводить экономический и финансовый анализ на макро и микроуровне;

2.3. Иметь опыт решения оптимизационных задачи для целей

планирования и принятия управленческих решений.


  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работыВсего часовКурс 5Общая трудоемкость дисциплины217Аудиторные занятия:16Лекции12Практические занятия4Самостоятельная работа:201Контрольная работа2Вид итогового контроляэкзамен

  1. Содержание программы

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/пРаздел дисциплиныЛекции, часПрактические занятия, час1.Введение12.Тема 123.Тема 2214.Тема 3115.Тема 426.Тема 5217.Тема 6118.Тема 71


4.2. СоДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1.

Введение

Цели и задачи курса. Проблемы прогнозирования, принятия экономических решений, оптимизации при планировании производства.

Понятие о научном прогнозировании. Экономико-математические модели. Классификация экономико-математических моделей. Математический и программный аппарат современного экономиста.

Обзор важнейших планово-производственных процессов, решаемых в экономике транспорта, при помощи математических моделей. [1,2,3.4]
Раздел 2.

Тема 1. Обзор методов оптимизации. Одномерная оптимизация. Методы дихотомии и Золотого сечения. Многомерная оптимизация. Задача на условный экстремум. Метод множителей Лагранжа. Градиентные методы поиска экстремума. Линейное программирование. Нелинейное программирование. Динамическое программирование. [1,2,3.4]
Раздел 3.

Тема 2. Линейное программирование. Общая, основная и каноническая задачи линейного программирования. Симплекс-алгоритм. Симплекс-метод линейного программирования. Ограниченные с верху переменные. Теория двойственности в линейном программировании. Связь линейного программирования и теории матричных игр. Методы принятия технических решений. Понятие о выпуклом программировании. [1,2,3.4]
Раздел 4

Тема 3. Транспортная задача линейного программирования. Классическая транспортная задача. Методы построения опорного плана (северо-западного угла, наименьшей стоимости). Распределительный метод решения классической транспортной задачи. Алгоритм построения цикла пересчета свободной клетки. Метод потенциалов. Проблема зацикливания и вырожденности. [1.2,3,4]

Раздел 5.

Тема 4. Другие виды транспортной задачи. Многопродуктовые задачи. Открытая транспортная задача. Задача с фиксированными и запрещенными перевозками. Транспортная задача с ограничением пропускной способности линий. Сетевая постановка транспортной задачи. Задача о назначениях. Распределительная задача. Венгерский алгоритм решения задачи о назначениях. Алгоритмы Митни и Беллмана-Шимбелла, нахождения кратчайшего пути между двумя пунктами сети. Методы решения транспортной задачи по минимуму времени перевозки. Теория Форда-Фалкерсона. [1,3,4,5]

Раздел 6.

Тема 5. Динамическое программирование. Понятие о последовательном планировании и многошаговых управляемых процессах. Задача распределения ресурсов. Принцип оптимальности динамического программирования. Методика решения дискретных задач, основанная на применении динамического программирования. Сетевое планирование и управление. [1,3,4]
Раздел 7

Тема 6. Применение вероятностных методов в экономике. Непрерывные и дискретные случайные величины. Законы распределения случайных величин: биноминальный, равномерный, распределение Пуассона, нормальное. Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия, моменты, среднее квадратическое отклонение. Системы случайных величин. Коэффициент корреляции. Элементы математической статистики. Оценки математического ожидания и дисперсии. Доверительный интервал. Сглаживание зависимостей по методу наименьших квадратов. Критерии согласия. [1,3,6 ,7,8]

Раздел 8.

Тема 7. Элементы теории массового обслуживания. Системы массового обслуживания. Дисциплина обслуживания. Потоки событий. Простейший поток и его свойства. Время обслуживания. Конечные цепи Маркова. Цепи Маркова с дискретным временем и непрерывным временем. Уравнения Чепмена-Колмогорова. Финальные вероятности. Уравнения гибели и размножения. [1,3,6 ,7,8]
4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.

4.4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п№ раздела дисциплиныНаименование практических занятий1.Тема 2Общая, основная и каноническая задачи линейного программирования. Симплекс-алгоритм. Симплекс-метод линейного программирования.2.Тема 3Распределительный метод решения классической транспортной задачи. Алгоритм построения цикла пересчета свободной клетки. Метод потенциалов.3.Тема 5Понятие о последовательном планировании и многошаговых управляемых процессах. Задача распределения ресурсов.4.Тема 6Системы случайных величин. Коэффициент корреляции. Элементы математической статистики.


  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа – 2.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Моделирование финансово-экономической деятельности предприятия : учебное пособие / В. Д. Ковалева, И. В. Додонова. - М. : КНОРУС, 2009. - 279 с
Дополнительная литература:

  1. Математическое моделирование в экономике : Учебное пособие / Е.С. Кундышева; Под ред. Б.А. Суслакова. - М. : Дашков и К, 2004. - 351 с

  2. Вентцель Е.С. Исследование операций. М.: УРСС, 2006.

  3. Сеславина Е.А. Математическое моделирование экономических процессов на транспорте. – М.: РГОТУПС, 2006.

  4. Экономико-математическое моделирование. Учебник для ВУЗов под редакцией А.Д.Дрогобыцкого. М.: Экзамен – 2004г.

  5. Халзанова Л.Э. Математические методы в экономике: уч. пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

  6. Форд Л., Фалкерсон Д. Потоки в сетях. М.: УРСС, 2006.

  7. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: УРСС,2005.

  8. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятностей и ее инженерные приложения. М.: УРСС,2004.

  9. Колмогоров А.Н. Избранные труды, Т.1,2,3. – М.: Наука, 2005.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Задача 1

Тема. Метод потенциалов для решения транспортной задачи в матричной форме с ограничениями пропускной способности

Центральной задачей оптимизации перевозок грузов на железнодорожном транспорте является прикрепление поставщиков к потребителям с тем, чтобы общая сумма затрат на транспортировку грузов была минимальной. Такую задачу принято называть «транспортной».

Задание

1. Построить оптимальный план перевозок каменного угля с пяти станций Ai (i = 1, 2, 3, 4, 5), до девяти крупных потребителей, имеющих подъездные пути Вj (j = 1, 2, ..., 9).

В контрольной работе для задачи №1 по своему варианту студент приводит лишь две заполненные матрицы: с начальным планом перевозки и с оптимальным планом перевозки.

На обеих матрицах записываются ресурсы станций отправления и потребности станций назначения.

2. Определить объем тонно-километровой работы начального и оптимального планов перевозки грузов.

Исходные данные

Данные о наличии ресурсов на пяти станциях отправления Ai приведены в табл.1, данные о размерах прибытия груза Вj на девять станций назначения – в табл. 2. Расстояние перевозки от каждой i-ой станции отправления до каждой i-ой станции назначения указано в правом верхнем углу каждой клетки матрицы табл. 3. В левом верхнем углу ряда клеток матрицы табл. 3 указаны ограничения пропускной способности. Матрица расстояний и ограничений пропускной способности принимается одинаковой для любого варианта.

Методические указания к выполнению задачи 1

1. Порядок решения задачи следующий:

Таблица 1

Ресурсы станций отправления Ai (строки матрицы)

Номер станцииВарианты (по последней цифре учебного шифра)отправленияI234567890А1150140130120400180 150150100160А2I60150120400150400160145150250А3130150400170140120400155200150А4160400160160160140150400150300А5400160190150150160140150400140Итого1000100010001000100010001000100010001000

Таблица 2

Объем потребности Bj получателя (столбцы матрицы)

Номер станции

назначенияВарианты (по предпоследней цифре учебного шифра)1234567890В190807565125359518516575В21351751359595105859010585В31658512510580951358085105В4901158013570115607595135В595105959565855510575195В6608511518013510510510511580В7125951057511590125959095В811512590115135135135175125135В91251351801351801352059014595Итого1000100010001000100010001000100010001000

2. Предварительно записывают условия решения задачи в матричной форме. В строке Ai (см. пример, табл. 3) указывают размер ресурсов у отправителей, а в столбце Bj – размер потребностей у получателей. В верхнем правом углу каждой клетки указано значение Сij – критерия оптимальности перевозки грузов от i поставщика к j потребителю. В решении задачи принято, что Сij означает расстояние перевозки от i-го поставщика до j-го потребителя. Условием задачи установлено, что размер всех ресурсов у отправителей равен общей потребности получателей:



В ряде случаев, если поставка i-го ресурса j-му получателю не должна превышать величины dij, то величина грузопотока хij в клетке ij должна удовлетворять условию xij≤dij. В атом случае говорят о том, что клетка ij имеет ограничение «пропускной способности», а в левом верхнем углу клетки указывается число dij.

С учетом полученных условий необходимо найти такие неотрицательные значения величин объемов перевозок xij, при которых сумма произведений значений критерия Сij на размер перевозок будет минимальной, т.е.



3. В исходную матрицу для решения задачи по вариантам записывают значения ресурсов и потребностей грузов и строят начальный алан любым известным способом. В матрице табл. 3 построен начальный план базисного варианта способом наименьшего значения критерия.

Студент, подготовив начальный план перевозок, который состоит из всего набора клеток матрицы, имеющих корреспонденцию, т.е. объем перевозок от i-го поставщика к j-му получателю, должен выполнить проверку баланса по строкам и столбцам. Число базисных клеток начального плана должно быть равно: , где m – число строк, а n- число столбцов матрицы. Для условий нашей задачи К = 9 + 5 – 1 = 13. Базисные клетки помечены знаком х.

Если число базисных клеток больше К, то начальный план составлен неверно, и студенту необходимо выполнить формирование плана заново.

4. Оптимальный алан перевозок на заданной матрице найти ком потенциалов последовательного улучшения начального плана.

Таблица 3

Пример построения начального плана перевозок, тыс. т

AiBjB1=100B2=100B3=100B4=100B5=100B6=100B7=90B8=90B9=220UiA1=145903010011015030506080901003015xxA2=15010404550257030153010301003020xxA3=155102035801609080704060155xA4=15050540301204075304020803040xxA5=40015152510203525802070901002010040457025xxxxXxVj

Любой допустимый план является оптимальный тогда и только тогда, когда каждой строке и каждому столбцу матрицы могут быть присвоены некоторые числа Ui и Vj, называемые потенциалами и отвечающие условиям:

для (1)

для (2)

для (3)

где Vj – потенциал j-го столбца; Ui – потенциал i-й строки; Cij – расстояние перевозки от i-го поставщика до j-го потребителя; xij – корреспонденция (размеры перевозок) от i-го поставщика до j-го потребителя; dij – величина пропускной способности ij клетки.

5. Присвоение потенциалов начинают со строки, в которой среди базисных клеток имеется максимальное расстояние. Этой строке можно присвоить любой положительный потенциал, например, 100. Затем, используя условие оптимальности (2), находят потенциалы остальных строк и столбцов по формулам:

для j-го столбца (4)

для i-й строки (5)

6. Условия оптимальности проверяют после присвоения всем строкам и столбцам потенциалов. Условие (1) оптимальности проверяют для всех свободных клеток, а условие (3) для всех небазисных клеток с перевозкой, равной пропускной способности. Для базисных клеток условие (2) не проверяем, так как оно выполнено по условию расчета потенциалов. В свободных клетках нарушение условия оптимальности положительное число, а в клетках с перевозкой, равной пропускной способности, оно отрицательное.

7. Улучшение допустимого плана начинают с клетки, имеющей максимальное (по модулю) нарушение на . Для этой клетки отроят замкнутый контур, в который входят только базисные клетки и выбранная клетка с нарушением. Замкнутый контур строится следующим образом. Из выбранной клетки с нарушением проводят ломаную линию, заканчивающуюся в той же клетке, двигаясь аналогично движению шахматной ладьи, направление движения при этом изменяется под пряным углом только в базисных клетках.

Следует помнить, что для каждой клетки с нарушением существует только один контур улучшения плана. Нумерация клеток контура начинается с клетки с нарушением. Если клетка с нарушением свободная, то ей присваивается №1. Для клеток с поставками, равными пропускной способности, нумерация начинается с нуля. Далее номера присваиваются по ходу контура. Число клеток в контуре всегда четное.

В найденном контуре определяют корреспонденцию улучшения допустимого плана на данном этапе решения. Корреспонденция улучшения плана находится из следующего выражения:



На величину xij изменяются все корреспонденции контура, начиная с клетки с нарушением: уменьшаются корреспонденции, записанные в четных клетках, и увеличиваются корреспонденции записанные в нечетных клетках контура.

8. Рассмотрим варианты построения корректирующих контуров. Очевидно, что возможны следующие варианты для клетки с нарушениями:

она свободна и не имеет ограничения пропускной способности (рис. 1, а, б);

клетка свободна и имеет ограничение пропускной способности (рис. 2, а, б);

клетка имеет корреспонденцию, равную ограничению пропускной способности (рис. 3, а, б).

На рис. 1, а, б корректируемая клетка становится базовой вместо освобождаемой (рис. 1, а) или пересыщенной клетки 2-4(рис. 1, б).

На рис. 2, а, б корректируемая клетка становится пересыщенной и базовой на рис. 2, а и пересыщенной, но не базовой на рис. 2,б.

На рис. 3, а, б корректируемая клетка 1,2 освобождается (рис. 3, а) и становится базовой клеткой вместо клетки 1-4 (рис. 3, б).

9. После каждой корректировки необходимо выполнить перерасчет величин всех потенциалов матрицы и вновь проверить соблюдение условий оптимальности (1) и (3) для новых значений потенциалов.






Таблица 4
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconРабочая программа по дисциплине ен. Р. 01. Экономико-математическое моделирование
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconМатематическое моделирование движения несимметричного авторотирующего тела
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconРабочая программа для студентов 010800. 62 специальности «Механика...
Мосягин В. Е. Теория вероятностей, математическая статистика, случайные процессы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «математическое моделирование»
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 230700. 68 «Прикладная информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconРабочая программа составлена в соответствии с фгт к структуре основной...
Методы компьютерного моделирования. Статистическое моделирование Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по экономическим специальностям
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconРусская логика – индикатор интеллекта
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconМатематическое моделирование термически нагруженных конструкций котельных агрегатов
Специальность: 05. 13. 18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Шармин Д. В. История и методология математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Шармин Д. В. История развития математической науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconТестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconФгбоу впо «сгэу» от 09. 11. 2012г. № Решение ученого совета Самарского...
«Математическое моделирование», «Математические модели в финансовых операциях», «Методы оптимизации», «Экономико-математические методы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте icon«Основы логики» Наука, изучающая законы и формы мышления, называется
Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: Финансовая академия при Правительстве...
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Специальность/направление 190701. 65 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт) (ПП)
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconЭлектронный учебно-методический комплекс специальность: 190701. 65...
Грузоведение: учебно-методический комплекс /авт сост. Б. Г. Ашуркин. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 69 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине экономико-математическое моделирование на транспорте iconУчебно-методический комплекс специальность: 190701 Организация перевозок...
С 83 Стратегия развития автотранспортных предприятий: учебно-методический комплекс / авт сост. В. А. Богомазов. – Спб.: Ивэсэп, 2011....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск