Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины





НазваниеПротокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины
страница1/5
Дата публикации22.06.2013
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5
Всероссийская академия внешней торговли

Кафедра менеджмента и маркетинга

Одобрено Ученым советом

Протокол № ____2____

« 18 » _октября_2011
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методологические и теоретические основы

научных исследований

для аспирантов 1-го года обучения (очная форма)

специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности)», 08.00.14 «Мировая экономика»
Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

протокол от 12 октября 2011 г.

СОГЛАСОВАНО:
Проректор по научной работе

П.А. Кадочников
Проректор по учебной работе

А.А. Вологдин

Москва, 2011

Разработчик программы: Распопов В.М., д.п.н., проф.
Рецензент программы: д.э.н., проф. Орешкин В.А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Организационно-методический раздел 4

  2. Распределение учебных часов по дисциплине 4

  3. Содержание дисциплины 5

  4. Контрольные вопросы и задания 5

  5. Список литературы 7

  6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 7

  7. Учебные материалы 8


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Место дисциплины в образовательной программе.

Дисциплина «Методологические основы научных исследований» относится к дисциплине подготовки аспирантов по всем научным специальностям и базируется на знаниях, приобретенных ими при изучении следующих учебных дисциплин программ высшего профессионального образования: философия, история и методология науки, исследование систем управления, теория и методология социально-экономического проектирования.
1.2. Целью изучения дисциплины является формирование знаний в области методологии и методики проведения научных исследований социально-экономических явлений, а также решение следующих образовательных задач:

- ознакомление аспирантов и соискателей с основными теориями философского уровня методологии научных исследований;

- изучение ведущих концепций и подходов общенаучного уровня методологии научных исследований;

- изучение основных подходов методологии научных исследований социально-экономических явлений;

- изучение основных методов и приемов методического уровня методологии исследования социально-экономических явлений;

- усвоение аспирантами и соискателями основных методов научных исследований социально-экономических явлений.

Аспирант должен:

  • иметь представление об истории развития основных концепций и теорий познания;

  • уметь квалифицированно ориентироваться в методологическом обеспечении исследования на философском, общенаучном, частно - научном и методическом уровнях познания;

  • уметь использовать в своем исследовании основные категории и понятия теории познания;

  • обладать навыками использования достижений основных научных школ для проведения самостоятельных научных исследований.


2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Наименование тем

Количество часов

Всего часов

Лекции

Самост. работа

Теории и концепции философского уровня методологии научных исследований

24

10

14

Ведущие концепции и подходы общенаучного уровня методологии научных исследований

24

10

14

Основные подходы и методы частно - научного и методического уровней методологии исследования социально-экономических явлений

24

10

14

Итого

72

30

42

Общая трудоемкость:

2 зачетных единицы

Формы контроля - реферат
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теории и концепции философского уровня методологии научных исследований

Понятие «методология»: методология как учение о принципах построения, формах и способах научного познания; методология как учения о структуре, методах и средствах деятельности. Понятие об уровнях методологии научного познания. Философский уровень методологии познания: пессимистические теории познания (теория скептицизма, агностицизм); конструктивные теории познания (теория наивного реализма, редукционизм, физикализм, физиологический редукционизм, нативизм, эволюционная теория познания, генетическая эпистемология, прагматическая гносеологическая теория, диалектика); платонические теории познания (христианская гносеология, гегелевский панлогизм и др.); имманентистские теории познания (имманентный субъективизм, имманентный объективизм); трансцендентализм (неокантианство, феноменология); современные теории познания.
Тема 2. Ведущие концепции и подходы общенаучного уровня методологии научных исследований

Процессный, системный и процессно-системный подходы научных исследований. Основные общенаучные методы научных исследований: аксиоматический, гипотетико-индуктивный, дедуктивный, метод идеализации, методы анализа и синтеза, моделирование, метод формализации, наблюдение, опрос, контент-анализ, праксиометрия, метод экспертных оценок, эксперимент и др.
Тема 3. Основные подходы и методы частно - научного и методического уровней методологии исследования социально-экономических явлений

Основные подходы исследования социально-экономических явлений: комплексный, интеграционный, стандартизированный, маркетинговый, нормативный, сценарный, стратегический, воспроизводственно-эволюционный, функциональный, поведенческий, оптимизационный и др.

Основные методы исследования социально-экономических явлений: методы экстраполяции, параметрический метод, индексный метод, балансовый метод, метод элиминирования, графический метод, функционально-стоимостной анализ, морфологический анализ и др.
Перечень тем активных форм занятий по дисциплине:

1. Теории и концепции философского уровня методологии научных исследований.

2. Ведущие концепции и подходы общенаучного уровня методологии научных исследований.

3. Основные подходы и методы частно - научного и методического уровней методологии исследования социально-экономических явлений.
4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте сущность и дайте характеристику в контексте результативности использования в экономических исследованиях

- пессимистических концепций философского уровня методологии;

- конструктивных теорий философского уровня методологии;

- транцендентализма.

2. Дайте характеристику подходов научных исследований общенаучного уровня методологии.

3. Для исследования проблемы вашей диссертационной работы проведите отбор методов конкретно научного уровня методологии.

4. Укажите теории, которые будут составлять теоретическую основу вашего исследования
Тестовое задание

1. Отрицание возможности познания сущности явлений по причине бесконечности процесса познания является принципом

А) теории скептицизма;

В) теории агностицизма;

С) редукционизма;

Д) генетической эпистемологии.

2. Утверждение о том, что знание выполняет функцию биологической адаптации человека к внешней среде, является принципом

А) нативизма;

В) эволюционной теории познания;

С) христианской гносеологии;

Д) диалектического материализма.

3. Утверждение о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений является принципом

А) физикализма;

В) диалектики;

С) имманентного субъективизма;

Д) феноменологии.

4. Общенаучный уровень методологии познания составляет

А) системный подход;

В) интеграционный подход;

С) функциональный подход;

Д) стратегический подход;

5. Частно-научный уровень методологии экономических исследований составляет

А) системный подход;

В) комплексный подход;

С) гипотетико-дедуктивный подход;

Д) аксиоматический подход.

6. Методический уровень методологии экономических исследований составляет

А) стандартизированный подход;

В) нормативный подход;

С) SWOT – анализ;

Д) сценарный подход.

7. Аутстаффинг - результат реализации …

А) теории рациональной случайности;

В) популистско-экологической теории;

С) теории жизнеспособной структуры;

Д) теории операционных издержек.

8. Утверждение о том, что в течении жизнедеятельности организации ее организационная структура должна меняться в соответствии с целями и задачами на ближайшую перспективу, является принципом

А) марксистской теории;

В) теории научного управления;

С) теории бюрократической организации;

Д) теории жизнеспособной структуры.

9. Управление экономическими процессами в рыночной экономике на макроуровне посредством регулирования объема денежной массы отражено в

А) теории смешанной экономики;

В) теории монополистической конкуренции;

С) монетаристской теории;

Д) теории сравнительных издержек.

10. Укажите тему своей диссертационной работы и сформулируйте:

А) методологические основания ее исследования

В) теоретические основания ее исследования
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 304с.

  2. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2001. - 160с.

  3. Краевский В.В. Методология научного исследования. - СПб.: СПб ГУП, 2010.-326с.

  4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - М.: Гардарики, 2005. – 447с.

  5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либриком, 2011. - 280с.

  6. Распопов В.М. Управление изменениями. - М.: Магистр, 2010. – 353с.

  7. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 2011. – 250 с.

  8. Тихонов В.А. Основы научных исследований: теория и практика. - М.: Гелиос АРВ, 2066. - 352 с.

  9. Фейрабенд П. Избранные труды по методологии науки: Переводы с англ. и немец. / Общ. ред. и авт. вступ. И.С. Нарский. – М.: Прогресс, 1986.–542 с.

  10. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список учебно-лабораторного оборудования:

Мультимедийный компьютер
Интерактивный экран




Технические требования к мультимедийному компьютеру: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Средства телекоммуникации включают: электронную почту, локальную сеть, выход в Интернет.

Программные, технические и электронные средства обучения и контроля знаний.

Операционные системы MS Windows, офисные программы из пакета MS Office и Интернет-навигаторы MS Internet Explorer и/или Google Chrome.


7. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Научное исследование, его сущность и особенности

Одной из главных определяющих целей научной деятельности является получение точных исчерпывающих знаний об окружающем мире и его составляющих элементов.

Научное знание – это специальный вид знания, который согласно современным взглядам ученых характеризуется, прежде всего, возможностью сопоставления с некоторой объективной реальностью.

Необходимость в научном знании появляется в обществе тогда, когда обнаруживается недостаточность представлений, возникших в рамках повседневного мышления и обыденного знания, а также данных невооруженных органов чувств, понятий, здравого смысла и опыта.

История науки показывает, что если эта недостаточность осознается обществом, то, в конце концов, в обществе возникает потребность в научном познании соответствующего предмета или явления. На основе сопоставления с определенной областью реальности конкретные системы знания оцениваются как полные, истинные, адекватные, объективные, точные и т.д.

В науке для такого сопоставления и оценок требуется как реализация каких-либо актов сознания, так и осуществление каких-либо практических целенаправленных специальных действий с изучаемыми объектами.

Существуют многочисленные сферы человеческой деятельности и области познания. Они образуют основные компоненты окружающего Мироздания (Мира), в котором живет Человек. Каждая из них исследуется отдельной или несколькими научными дисциплинами. Если попытаться выделить наиболее общие сферы, то получим несколько основных укрупненных компонентов Мира, тесно связанных друг с другом и постоянно взаимодействующих.

На рис.1 представлена условная структура Мироздания, окружающего Человека.

В человеческой культуре существуют разные специфические подходы к выделенным на схеме Мира. Так, например, есть люди, которые считают, что сверхъестественный Мир не существует. Для них это только определенная часть природы, которая еще не познана или вообще не познаваема.

Постоянно возникают споры по поводу того, к какому Миру относится тот или иной объект. Например, к естественным или искусственным системам относится городской парк, созданный усилиями многих людей, вырезанная из дерева скульптура или клонированная овечка «Долли» и т.п.

описание: http://abc.vvsu.ru/books/osnnauchissl/obj.files/image002.gif

Рис. 1. Структура Мироздания Человека

Казалось бы, все эти рассматриваемые человечеством Миры настолько разнообразны и различны по своей сути, что их познание не может иметь ничего общего между собой. Тем не менее эти Миры (либо человеческое представление о них) уже длительное время изучались и изучаются в настоящее время с помощью науки.

Не составляет исключения в этом отношении даже сверхъестественный Мир. Так, например, пифагорейцы и кабалисты использовали для его исследования науку о числах.

Даже великий И. Ньютон (1643–1727) применял математику для решения некоторых теологических вопросов. В то же время логика, хотя и не формализованная, часто служила талмудистам, средневековым теологам и схоластам, религиозным философам и даже атеистам для решения проблем, связанных с религией, с Богом (его всемогуществом, добротой и т.д.), Дао, Кармой, Реинкарнацией и др.

Однако приходится констатировать, что существенного вклада в эту область наука и ее представители до настоящего времени пока не внесли.

Более значительными, хотя и в разной степени, оказались научные достижения в познании остальных Миров. Гораздо в меньшей степени, к сожалению, изучены связи между ними. Между тем многое в современном понимании этих Миров определяется именно такими связями.

Например, сейчас на первый план вышли проблемы экологии, относящиеся к связям и взаимодействию человеческого общества, природы и искусственных материальных систем.

Глобальный характер таких проблем и кризисы, возникающие в результате их нерешенности, привели человечество на грань катастрофы. Изменение этой критической ситуации является одной из важнейших задач современной науки. На это в первую очередь должны быть направлены научные исследования, охватывающие более или менее успешно весь Мир, который окружает человеческое общество и самого Человека.

Статьи в философских словарях и энциклопедиях, посвященные раскрытию термина «наука», отмечают его многозначность и приводят различные перечни признаков науки [1-3].

Наука – это:

– форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества;

– особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями, способностями и особенностями, научными учреждениями ставит задачу исследовать на основе определенных методов познания объективные законы развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества;

– система понятий о явлениях и законах действительности окружающего мира;

– система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества;

– определенный вид общественной деятельности людей, который сформировался в процессе длительного исторического развития и направлен на познание законов действительности в интересах практики;

– форма общественного сознания отображения действительности в общественном сознании;

– итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов, а также способ предвидения и активного осмысления с помощью теоретического анализа явлений объективно существующей реальности для последующего использования полученных результатов на практике;

– система знаний, в которой мировоззренческие, философские основания и выводы являются неотъемлемым, обязательным структурным элементом.

Роль науки в человеческом обществе оценивается по-разному: с одной стороны, выход человека в космос, преобразование природы, а с другой – оружие массового поражения всего живого.

Последствия научной деятельности зависят и от моральных качеств людей, от их знаний и умений, а также от тех, кто принимает решения об использовании научных достижений.

Таким образом, наука – это исключительно сложное, многоаспектное и многоуровневое явление.

Поэтому не удивительно, что она изучается с самых разных точек зрения и стала специальным предметом научного исследования в целом ряде специальных научных дисциплин.

Ее, например, изучают науковедение, история науки, психология, социология и этика науки, экономика науки и теория управления наукой, логика и философия науки. Важное место в этом ряду занимает и методология науки, которая будет пониматься нами как теория научного знания и познания.

Предложено много различных определений методологии науки. Мы будем исходить из того, что методология науки – это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционировании и развитии систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях.

2. Методологический замысел исследования и его основные этапы

Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его основные этапы.

В замысле исследования выстраиваются в логический порядок следующие необходимые элементы:

– цель, задачи, гипотеза исследования;

– критерии, показатели развития конкретного явления, соотносящиеся с конкретными методами исследования;

– последовательность применения этих методов, порядок управления ходом исследования (эксперимента);

– порядок регистрации, накопления и обобщения исследовательского материала;

– порядок и формы представления результатов исследования.

Замысел исследования определяет и его этапы.

Обычно исследование состоит из трех рабочих этапов [1-3].

Первый этап включает в себя:

– выбор научной проблемы и темы;

– определение объекта и предмета исследования, целей и основных задач;

– разработку гипотезы исследования.

Второй этап работы содержит:

– выбор методов и разработку методики проведения исследования;

– непосредственно специальные процессы самого научного исследования;

– формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

– обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий этап является заключительным

Он строится на основе внедрения полученных научно-исследовательских результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Любой исследователь исходит из характера научной проблемы, целей и задач работы, конкретного информационного материала, которым он располагает, уровня ресурсной оснащенности исследования и своих возможностей. Каждый рабочий этап исследования имеет свои характерные особенности.

Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем этот весьма важный выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью, ценностью и т.д.), так и субъективными (опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, склонностями, складом ума и т.д.).

Проблема научного исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Строительная климатология. Климат и архитектура»
Рассмотрена на заседании кафедры Архитектуры и градостроительства, протокол №3 от 8 октября 2011 г
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconОтчет категории сми: Газеты, Журналы, Информагентства, Интернет,...
Всего упоминаний: 129, экспортировано 38 сообщений без перепечаток на основные темы
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала ранхигс «20» октября 2011...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала ранхигс «20» октября 2011...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала ранхигс «20» октября 2011...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала ранхигс...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) факультета иностранных языков кгпу 19 октября 2011 г протокол №1
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconМетодические указания по контрольной работе для студентов всех направлений...
Одобрены на заседании кафедры «Экономики природопользова-ния и сервиса экосистем», протокол №8 от 14 октября 2011г
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconПротокол №11 от 18 октября 2011 г
Комиссия по кристаллохимии и рентгенографии минералов Российского Минералогического Общества
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «История и философия науки»
Единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, а также учебным...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconОтчет о результатах самообследования тольяттинского филиала
Гоу впо «Самарский государственный университет» проводилось в соответствии с решением Ученого Совета филиала от 20 сентября 2006...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconМинистерство образования и науки фгбоу «тюменский государственный...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (06 октября 2011 протокол №3) Соответствует требованиям...
Протокол №2 «18» октября 2011 программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины управление проектами
Учебно-методический комплекс обсужден и рекомендован к изданию на заседании кафедры Экономики сервиса нгту протокол №10 «04» октября...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск