«Согласовано» «Утверждаю»
Начальник отдела образования заведующая муниципального
Управления образования бюджетного дошкольного
Исполнительного комитета образовательного учреждения
муниципального образования «Детский сад № 286
города Казани компенсирующего вида»
по Московскому району Московского района города Казани
_________ Е.Б.Буслаева _________Г.Х.Шакирзянова
«_____» августа 2013 года «_______» августа 2013 года
П Л А Н Р А Б О Т Ы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения -
«Детский сад № 286 компенсирующего вида»
Московского района города Казани
на 2013-2014 учебный год
Принят на педагогическом совете
протокол № __от ____ 2013 года
и введен в действие приказом
от _______________№ ________
Содержание
1. Информационная справка....................................................................................... 3
2. Анализ работы за 2012-2013 учебный год.............................................................5
3. Задачи годового плана 2013- 2014 учебный год...................................................29
4. План работы на 2013-2014 учебный год…….......................................................30 Приложения
1. Производственные собрания
2. Контроль и руководство
3. Перспективный план работы с родителями
4. План преемственности со школой
5. Комплексный план по оздоровлению детей
6. План летне-оздоровительной работы
7. План мероприятий по аттестации педагогов на 2013-2014 учебный год
8.Работа с кадрами на 2013-2014 учебный год
9. Отчет учителей-логопедов по итогам работы за 2012-2013 учебный год Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - «Детский сад №286 компенсирующего вида» Московского района г.Казани.
Адрес: 420044, города Казань, улица Восстания, дом 32 «а»;
Педагогическую деятельность осуществляют 22 педагога.
Из них:
- воспитателей – 13 человек;
- учителей-логопедов – 6 человек;
- педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию (совместитель), музыкальный руководитель;
- имеют пенсию по возрасту – 3 человека.
Руководит коллективом детского сада заведующий, Г.Х.Шакирзянова, педагогический стаж 1 год, образование высшее филологическое.
Старший воспитатель Е.В.Капитонова, стаж педагогической работы 25 лет, образование высшее педагогическое. Педагогический коллектив работает по «Основной общеобразовательной программе МБДОУ № 286», принятой и утвержденной на заседании педагогического совета 31.08.2012года (Протокол № 1) и разработанной по программам:
М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова и др. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
Н.В. Нищева «Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах детского сада для детей с ОНР»;
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФН»;
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР»;
О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»;
О.С.Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»;
УМК «Кунелле теллэр» по обучению детей татарскому и русскому языкам.
К.В.Закирова, Р.АБурганова «Программа воспитания и обучения в детском саду» (на татарском языке);
Ф.Ю.Юсупов, Р.А.Бурганова «Программа по татарскому языку для татарских групп русских детских садов (на татарском языке);
В.П. Новикова «Математика в детском саду»;
М.Д.Маханева «Воспитание здорового ребенка»;
И.А. Лыкова «Цветные ладошки»;
Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева «Основы безопасности жизнедеятельности»;
А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова, Т.Р.Кислова, Программа «Школа 2100», раздел «Дошкольная подготовка»;
И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (КРО);
С.Н.Николаева «Программа экологического воспитания в детском саду».
Образовательный уровень педагогов:
высшее образование – 16 человек;
среднее специальное – 6 человек.
Стаж педагогической работы:
молодой специалист – 1 педагог;
от 1 года до 5 лет – 1 педагог;
от 10 до 15 лет – 2 педагога;
от 15 и выше – 18 педагогов.
Квалификационные категории:
Высшая квалификационная категория – 11 педагогов;
первая квалификационная категория – 8 педагогов;
молодой специалист – 1 педагог;
соответствие занимаемой должности – 1 педагог;
не имеет категории – 1 педагог.
Имеют награды и поощрения:
Наградной знак «За заслуги в образовании» – 1 человек;
Правительственная награда медаль «В память 1000-летия Казани»– 1 человек;
Звание «Почетный работник общего и профессионального образования РФ
– 1 человек;
Почетная Грамота Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по Московскому и Кировскому району
– 8 человек;
Педагоги татарской национальности – 7 человек;
из них, владеющих татарским языком – 7 человек.
В 2012-2013 учебном году курсы повышения квалификации прошли:
-при ИРО РТ - заведующий детским садом Г.Х.Шакирзянова;
-на базе КПФУ – Л.А.Закирова.
Обучение по практике татарского языка на базе «Городского методического центра» Управления образования г.Казани прошли воспитатели: Е.В.Капитонова, Е.Е.Захарова, Л.К.Казанцева, В.И.Никифорова, С.А.Пичугина, М.А.Лукоянова.
Учителя-логопеды М.А.Красавина и Е.А.Пичугина в Московском Социально-Гуманитарном Институте прошли обучение и получили сертификат по методике логопедического массажа в комплексной системе преодоления речевых нарушений у детей и взрослых.
Аттестованы на первую квалификационную категорию по должности «учитель - логопед» М.А.Красавина.
Подтвердили высшую квалификационную категорию по должности «воспитатель» Е.В.Капитонова, Л.А.Закирова и первую квалификационную категорию М.А.Лукоянова, Р.М.Сабирова.
Подтвердила высшую квалификационную категорию по должности «музыкальный руководитель» Л.И. Посадская.
В детском саду 6 групп, из них:
младшая – 1 группа,
средние – 2 группы,
старшие – 2 группа,
подготовительная к школе группа – 1 группа.
В МБДОУ функционируют кабинеты:
1. Кабинет татарского языка. 2. Логопедические кабинеты.
3. Методический кабинет. 4. Медицинский кабинет.
5. Музыкально-физкультурный зал. 6. Комната психологической разгрузки. В соответствии с Конституцией РФ и РТ, Законом «Об Образовании» РФ и РТ, Законом «О языках народов РТ», задачами модернизации российского образования, определяющими нормативно-правовое пространство реализации прав граждан на образование, исходя из нормативных документов МО и Н РТ, Устава и Программы развития детского сада, а также учитывая особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи, основываясь на приоритетном направлении коррекции речевых и высших психических процессов у данной категории детей, в прошедшем учебном году коллектив сосредоточил свое внимание на решении следующих задач:
1.Внедрить инновационно-информационные формы и методы работы в коррекционно-развивающий и воспитательный процесс.
2.Продолжить работу по предупреждению вторичных нарушений у детей с тяжелыми расстройствами речи.
3.Развивать и совершенствовать профессиональные компетенции педагогов детского сада. Первая задача годового плана на 2012-2013 учебный год - «Внедрить инновационно-информационные формы и методы работы в коррекционно-развивающий и воспитательный процесс».
Работа над реализацией данной задачи, нашла отражение в выступлениях педагогов на семинаре-практикуме «Логопедическая гостиная - «Новые формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Учитель-логопед Е.А.Ахметзянова рассказала о технологиях артпедагогики и арттерапии (художественная педагогика, синтез двух областей научного знания искусства и педагогики), как об инновационных формах работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения. Е.А.Ахметзянова отметила, что данные технологии целесообразно использовать на всех этапах логопедической работы, так как их применение позволяет активизировать основные репрезентативные системы ребенка. Внедрение в практику работы логопедов методов и приемов арттерапии и артпедагогики позволяет восстановить эмоциональное равновесие, создать положительную мотивацию для преодоления страхов, создать у ребенка опыт переживания ситуации успеха. В процессе занятий проводится профилактика дисграфии, активизируются мыслительные и мнестические процессы, развивается «мануальный интеллект» ребенка, корректируется недостаточность внимания, нормализуются физиологические процессы в организме.
М.А.Красавина рассказала коллегам о приемах биоэнргопластики. Специалист отметила, что выполнение гимнастических упражнений для рук и языка требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентации, развитой координации движений пальцев и кистей рук, языка, губ. Применение элементов биоэнергопластики значительно увеличивает эффективность проведения гимнастических упражнений, способствует развитию артикуляционной,
пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. В ходе занятий развиваются и укрепляются мышцы
артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Выполнение артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики позволяет активизировать познавательный интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой и значительно повышает эффективность работы специалистов в ходе познавательной деятельности с детьми с нарушениями развития. Логопед поделилась с коллегами опытом использования элементов биоэнергопластики и продемонстрировала все этапы применения данного метода в ходе демонстрации занятия по сказке «Колобок».
Учитель – логопед Е.А.Пичугина отметила в своем выступлении, что информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация позволяет проектировать принципиально новые педагогические технологии, связанные с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникации и способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Е.А.Пичугина познакомила педагогов со специализированными компьютерными играми, такими как: «Игры для Тигры», «Солнечный замок», логопедический тренажёр «Дэльфа – 141», «Малыш» и др.
Р.А.Даишева, учитель-логопед, рассказала об авторской методике В.А. Кайе по детскому конструированию и экспериментированию с природным и бытовым материалом, и на практике продемонстрировала игры авторской методики. Логопед отметила, что игры В.А. Кайе предоставляют большие возможности для всестороннего развития дошкольников и предназначены для детей с широким возрастным диапазоном (от 3 до 11 лет). Основное достоинство представленных игр – вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума, фантазию, творческие способности. Игровые приемы и средства просты в использовании, креативны и безопасны. Дети сами могут придумывать и создавать игры из подручного материала (пробок, крышек, пищевой фольги, банок из-под йогуртов, майонеза, бельевых прищепок и других предметов). Игровые приемы, предложенные в программе, создают приподнятый эмоциональный фон и способствуют проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятию напряжения, появлению чувства удовлетворения, радости, повышению самооценки. Игры позволяют ребенку естественным образом проявлять свои чувства, и тем самым благотворно влияют на его психоэмоциональное состояние.
В выступлении было отмечено, что игровые приемы В.А.Кайе вносят разнообразие в логопедические занятия с детьми с ОНР, игровой материал значительно обогащает предметно-развивающую среду. Применение предложенных игровых приемов способно заметно повысить качество работы педагогов по развитию речи у дошкольников, и потому авторская методика В.А.Кайе может эффективно использоваться в детском саду на индивидуальных и
групповых занятиях.
В выступлении учителя-логопеда Ф.А.Валиуллиной было отмечено, что логопедическая работа с неговорящими детьми, страдающими алалией, задержкой
речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении образовательных технологий. Учитель-логопед познакомила педагогов с апробированными авторскими играми и игровыми упражнениями М.И. Лынской, позволяющими в доступных дошкольнику формах деятельности (игровой, конструктивной, предметно-практической) предлагать ребенку непривычные, но интересные для него задания, тем самым повышая мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
О том, какое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, имеет познавательная мотивация, напомнила учитель-дефектолог Н.В.Иванова. Она рассказала о новых современных методах и приемах, внедренных ею в работу с детьми, помогающих предотвратить утомление воспитанников, поддержать познавательную активность у детей с речевой патологией, повысить эффективность профессиональной деятельности логопеда-дефектолога. Так же Н.В.Иванова познакомила коллег с разнообразными нетрадиционными методами и приемами авторов Е. В. Кирилловой, И. В. Скворцовой, С. А. Васильевой и Н. В.Соколовой, которые используют принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников, подбирая индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делая коррекционные занятия более комфортными и результативными.
На семинаре были подведены итоги смотра-конкурса по оснащению групп аудио - и видеоматериалами, проведенного согласно Приказу №16 от 28.01.2013 года. Отмечено, что во всех группах имеется техническое оборудование для прослушивания аудиозаписей и DVD дисков со сказками, песнями, стихами, релаксационной музыкой, составлена картотека. В группе №5 (воспитатели Е.В.Капитонова и М.А.Лукоянова, учитель – логопед М.А.Красавина) имеются DVD диски с мультфильмами, с голосами птиц, животных, обучающими программами, направленными на развитие психических процессов, развитие речи.
В группах №4 (воспитатели С.А.Пичугина и Э.Н.Сайфуллина, учитель-логопед Е.А.Пичугина) и №5 (воспитатели Е.В.Капитонова и М.А.Лукоянова, учитель – логопед М.А.Красавина) подобран качественный материал и разработаны оригинальные презентации для проведения диагностического обследования и организации развивающей деятельности детей дошкольного возраста в образовательных областях «коммуникация» и «познание».
Представленные материалы отвечают программным и санитарно-гигиеническим требованиям, соответствуют возрастным особенностям детей, эстетично оформлены. Тем не менее, педагогам и специалистам групп рекомендовано пополнить «центры» обучающими программами, видеозаписями с артикуляционной гимнастикой, в группе №1 (воспитатели Н.В. Галиуллина и Е.Е. Захарова) обновить аудиозаписи для снятия психоэмоционального напряжения. Старшему воспитателю Е.В.Капитоновой оказать методическую помощь воспитателям группы №1 (воспитатели Н.В. Галиуллина и Е.Е. Захарова).
В рамках решения первой задачи годового плана С.Н.Габдрахманова, воспитатель по обучению татарскому языку, провела для воспитателей
консультацию «Реализация новых подходов к обучению родному языку в дошкольных образовательных учреждениях», на которой познакомила педагогов с последними разработками в области обучения детей двум государственным языкам. С.Н.Габдрахманова отметила, что если раньше в решении этой задачи доминировали академичность и излишняя теоретизированность, то сейчас приветствуется использование игровых технологий, применение сказок, элементов театрализованной деятельности, аудио- и видеотехники, мультимедиа.
Современные методологи взяли за основу успешную мировую практику преподавания языков детям дошкольного возраста. Был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Специально для новой программы было разработано 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач. С.Н.Габдрахманова рассказала коллегам, что на канале ТНВ с целью обучения детей дошкольного возраста татарской разговорной речи создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә”. Новый проект предоставляет возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями начать изучать татарский язык. В телепередачах использованы новые развивающие образовательные технологии изучения татарского языка как средства общения. Педагог отметила, что хронометраж программы — 10 минут - соответствует оптимальной продолжительности просмотра телепередачи, рекомендованной специалистами для детей дошкольного возраста.
В течение всего учебного года инновационно-информационные формы и методы работы активно использовались в коррекционной и развивающей работе с детьми. |