Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа





Скачать 60.86 Kb.
НазваниеУроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа
Дата публикации29.07.2014
Размер60.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Ромочкина Е. В.

Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к ГИА

(с использованием интерактивного устройства MIMIO)

С 2006 года проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Данная статья содержит методические рекомендации по подготовке к экзамену и выполнению отдельных типов заданий, аналогичных тем, какие предлагаются в демонстрационной версии экзамена.

Основной целью урока, который предлагается Вашему вниманию, является подготовка к изложению и сочинению-рассуждению на основе исходного текста. Кроме того, в течение урока учащимся предлагаются задания, направленные на проверку знаний по основным разделам курса русского языка. На всех этапах урока ведется словарная работа.

Для изложения и сочинения- рассуждения на уроке учащимся предлагается текст «Подвиг художника», взятый из хорошо известной учителям-словесникам книги «Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы» (М. Дрофа 1998, стр. 50, текст №23)

Урок рассчитан на два часа, в течение которых девятиклассники работают с текстом, пишут изложение. Написание сочинения выносится на самостоятельную работу дома.

Работа над текстом включает в себя три этапа:

  1. Создание проблемной ситуации (актуализация знаний). Заочная экскурсия.

  2. Анализ содержания текста – эта работа в большей степени готовит учащихся к сочинению.

  3. Анализ языкового материала. Подобная работа необходима для того, чтобы акцентировать внимание детей на особенности текста с точки зрения его языка, грамматических и синтаксических конструкций.


Ход урока.

I. Организационный момент. Объявление темы урока. Определение целей. Постановка задач.

Лист№1 – титульный. Обратите внимание на то, что на первом листе нет названия текста. Учащиеся записывают тему урока. Учитель включает инструмент MIMIO – затемнение экрана.

II. Создание проблемной ситуации (актуализация знаний).

Учащимся предлагается подумать над смыслом слова «подвиг». Свои мысли они записывают в тетрадь. В ходе фронтальной беседы желающие поделиться своими замечаниями ученики читают написанное. В тетрадь делаются соответствующие дополнения.

Включенный инструмент MIMIO – затемнение экрана позволяет поэтапно вести работу, включая в нее другие слова, в том числе однокоренные.

Как вы понимаете смысл слова: "подвиг "?

Подвиг

доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Военные подвиги.

Подвигнуть

побудить к чему-либо (обычно благородному)

возвышенному.

Подвижник

человек, героически принявший на себя тяжелый

труд или лишения, муки ради достижения высокой цели.

Подвиг - действие, заслуга, поступок, работа.

На первый взгляд кажется, что тема урока никак не связана с разговором о художнике, о искусстве. Эффект неожиданности работает – в данном случае – на повышение интереса учащихся к проблеме, которая будет поднята на уроке. Будто бы оставив разговор о подвиге, мы предлагаем детям совершить экскурсию в Сикстинскую капеллу.

Заочная экскурсия. Сикстинская капелла.

Следующие листы MIMIO-блокнота (3-10) являются сопровождением заочной экскурсии.

Учитель на свое усмотрение выбирает материал о Сикстинской капелле. Он может быть очень кратким:

Папа Римский Сикст Шестой осуществил существенную перестройку Ватиканского дворца. Была построена и получившая мировую известность Сикстинская капелла – грандиозный памятник искусства эпохи В декорировании капеллы участвовали великие живописцы и скульпторы, а плафон капеллы расписывал Микеланджело.

На этом этапе урока важно поработать с новыми, быть может, для учащихся словами. Для этого на лист вынесены гиперссылки. Они построены следующим образом:

Лист №3 – на лист №23; Внимание! На листе №3 в левом нижнем углу находится знак звуковой дорожки. Пока он нам не нужен!

Лист №4 – на лист №24;

Лист №5 – на лист №25.

На листах 23, 24, 25 – кнопки (гиперссылки), которые позволяют вернуться к исходным страницам. Из инструментов MIMIO используем МАРКЕР для выделения главного в словарных статьях. Учитель комментирует материал, учащиеся записывают основное в тетрадь.

Материал для урока зависит от подготовленности класса. Его можно отобрать из материалов сайта: http://www.maykapar.ru/articles/mikelang.shtml
Итак, экскурсия подошла к концу. Можно дать детям несколько вопросов:

Каковы ваши впечатления?

Можно ли назвать плафон Сикстинской капеллы шедевром изобразительного искусства?

Вот теперь мы можем записать название текста: «Подвиг художника».
Лист №11 MIMIO-блокнота позволяет вернуться к нашей словарной работе.

Учащимся предлагается вопрос:

Как вы понимаете словосочетание «подвиг художника»? После фронтальной беседы и записи понравившихся мыслей в тетрадь открываем шторку (лист №11). Обращаем внимание детей на задания (записывать в тетрадь, думается, не стоит – девятиклассникам они хорошо известны).

III. Первое прослушивание текста
Лист №12 MIMIO-блокнота содержит звуковую дорожку, сопровождающую видеоряд Изображений немного, они меняют друг друга с интервалом примерно 40 – 50 секунд – это позволяет не отвлекать детей от прослушивания текста. Общее время звучания – 4минуты 12 секунд. Учащимся дается задание прослушать текст и постараться вычленить микротемы. Сделать соответствующие записи в тетрадь.
IV. Анализ содержания текста.

Следующий этап работы предполагает работу с микротемами. Составление плана.

В ходе фронтальной беседы обсуждаем количество частей текста, их взаимосвязь.

На лист №13 MIMIO-блокнота вынесены два вопроса. Что касается первого, то ответ на него можно получить довольно быстро. Правильность своего ответа каждый ученик может проверить: на экране откроется вертикальная шторка. Составление плана – следующий этап работы. Основную часть экрана занимают «перепутанные» части плана. Путем перемещения мы вместе с учениками выстраиваем план текста. Эта работа очень важна, т.к. одним из требований к изложению на ГИА является сохранение количества миктротем.

В ходе этой работы вносятся изменения в черновик изложения.

Итак, план текста создан. Необходимо еще раз сформулировать задание для написания сочинения, а также отобрать материал из текста, который поможет учащимся в написании сочинения. Лист № 14 MIMIO-блокнота позволяет нам это сделать.

Предлагаем детям записать формулировку задания и отметить части текста, в которых содержатся ответы на вопросы:

Как вы понимаете смысл названия текста «Подвиг художника»?,

В чем заключается смысл творчества?

И вновь используем инструмент MIMIO – ШТОРКА и МАРКЕР.

В зависимости от степени подготовленности класса можно проговорить ответы на эти вопросы и записать их – это станет черновиком для домашней работы.

Аналогично работаем и со следующим листом (№15) MIMIO-блокнота.

Выводом для этого этапа работы и переходом к следующему могут быть вопросы:

Какой подвиг совершает художник?

Назовите имя этого художника. Что вы о нем знаете?

Краткий ответ на этот вопрос содержит лист № 16 MIMIO-блокнота.

V. Анализ языкового материала.
Следующий этап работы позволяет не только потренироваться в решении тестовых заданий ГИА, повторить некоторые разделы курса русского языка, но «работает» на запоминание детьми содержания текста, взятого для изложения, так как все задания сформулированы на основе предложений из него.

Следующие листы MIMIO-блокнота построены однотипно. Из инструментов МИМИО используется по-прежнему ШТОРКА и МАРКЕР. Учителю будет просто разобраться с их структурой. Все задания и ответы вынесены на лист, и дублировать их в статье не имеет смысла. Позволим себе лишь несколько замечаний.

Лист № 19 MIMIO-блокнота предполагает работу с МИМИО-ГАЛЕРЕЕЙ. Для этого необходимо предварительно импортировать в МИМИО-ГАЛЕРЕЮ на Вашем компьютере элементы галереи «схемы». Если импорт прошел, то при обращении к МИМИО-ГАЛЕРЕЕ Вы имеете дополнительные элементы (папку «схемы»). С ней мы и работаем на уроке. Рисунки в этой папке представляют собой элементы схемы предложения. Ученик, приглашенный к доске, без труда «вытаскивает» нужный элемент на экран, составляя схему предложения.
Лист № 20 MIMIO-блокнота требует включения инструмента MIMIO – затемнение экрана. Работаем со словом «неистовство» по вопросам и заданиям, вынесенным на экран. Переходом к следующему слайду будет замечание о том, что в тексте употреблено также однокоренное слово «неистовый».

Лист № 21 MIMIO-блокнота позволяет провести интересную работу по этимологии слова, расширяя тем самым словарный запас девятиклассников и их кругозор.
Лист № 23 MIMIO-блокнота является последним на этом этапе работы.

Таким образом, закончена работа над текстом. Лист имеет гиперссылку на Лист №3. Вот теперь нам потребуется звуковая дорожка, которая содержится на этом листе. Мы не использовали ее раньше. Пришло время для второго прослушивания текста. Если у девятиклассников нет вопросов по предыдущей работе, можно слушать текст второй раз.
VI. Второе прослушивание текста.
Вторая звуковая дорожка длиннее – текст звучит медленнее – 5 минут 49 секунд. И видеоряд отсутствует – ничего не должно отвлекать учащихся от прослушивания текста.
VII. Написание изложения.

VIII. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconСценарий урока тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения...
Гиа (алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста); развивать навыки письменной речи; актуализировать знания учащихся...
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconМетодическая разработка урока развития речи в 5 классе
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит и подготовка...
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconПримерное распределение часов русского языка по умк львовой в 7 классе
Текст как произведение речи (уроки 46-47) § 10. Точность и логичность речи (уроки 48-49)
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских...
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа icon«подготовка к гиа по математике» Подготовка к гиа
Краснодарского края «Алгебра и начала анализа. 10 -11 классы». Авт. Е. А. Семенко и Методических рекомендаций для общеобразовательных...
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconУчитель Зайнуллина Римма Дамисовна Количество часов 70 уроки внеклассного...
Познакомить со спецификой нового учебного предмета и учебника; воспитывать интерес к чтению; выявить уровень литературного развития...
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconУрок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию «лес зимой»
Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconТематическое планирование Предмет: Русский язык Класс
Плановые контрольные уроки : 3ч., тесты- 4 ч., диктант, самостоятельная работа- 2ч., уроки развития речи- 10ч.,зачет-1
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На изучение русского языка в 5 классе отводится 170 часов, из них 15 часов – на уроки развития речи
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconУрок развития речи. 4 класс. Тема : Подготовка к сочинению описанию о весне
Цель: Развитие речи, подчёркивание роли прилагательных в описании, бережное отношение к слову
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа icon«гиа – «генеральная репетиция егэ»
Я учусь в 10 классе моу сош №2 города Неи. В конце прошлого учебного года я и мои одноклассники, как и тысячи других выпускников...
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconУрок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и...
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconКонспект урока по русскому языку в 9 (вечернем) классе. Тема: Способы...
Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconУрок русского языка в 9 классе Тема : Подготовка к гиа. Обучение сжатому изложению
Цель: Показать комплексную работу с текстом, итогом которой будет сжатое изложение по этому тексту
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Уроки развития речи в 9 классе. Подготовка к гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск