Мальцева Наталья Викторовна





НазваниеМальцева Наталья Викторовна
Дата публикации10.08.2014
Размер42.1 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Философия > Сказка
Мальцева Наталья Викторовна,

воспитатель МБДОУ №19 «Снежинка»

г. Северодвинск, Архангельская область
СКАЗКА – КАК МЕТОД НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, но и предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживание, совесть. Безнравственный инвалид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути.

Одним из таких методов является сказка. Именно сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о победе добра над злом и являются важнейшим средством нравственного воспитания детей, своеобразным «учебником жизни». Задачи нравственного воспитания при работе со сказкой: - приобщение к нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации – научить ребенка через восприятие сказки извлекать нравственный урок. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно они преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника,- все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на нравственное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы- интеллектуальному развитию ребенка. Г.И.Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств. Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на нравственное развитие детей, процесс ознакомления с ней создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Именно она способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. К сожалению сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишаю их глубокого и творческого восприятия сказки. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки – сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты. Мы предполагаем, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное и нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств ребенка. В своей педагогической практики мы использовали основные принципы подбора сказок:

- направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста;

- нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детей.

В процессе использования сказок мы использовали деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применялись:

- беседы по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемы;

- интеграция проблемного поля сказки с эмоциональным опытом детей;

- включение разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка;

- проигрывание эпизодов сказки в играх драматизациях и народных играх со сказочными персонажами («Гуси-лебеди», «У медведя во бору» и др.);

- продуктивные методы: рисование, лепка и конструирование на темы сказок;

- прослушивание сказочных музыкальных произведений.

Подведя итоги нашей работы, мы отметили, что у детей увеличилось число проявлений сострадания, соучастия, взаимопомощи. Исчезли проявления агрессивности, что было отмечено как педагогами, так и родителями всех детей. Отмечено увеличение у числа детей, устойчиво проявляющих чувство доброжелательности. Практическая значимость нашей работы указывает на то, что сказка является одним из эффективных методов по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мальцева Наталья Викторовна iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Мальцева Наталья Викторовна iconКомпьютерные сети: локальные сети. Аппаратное и программное обеспечение...
Денисова Ольга Викторовна, Пехова Наталья Дмитриевна, Львова Наталья Владимировна, Герасимова Наталья Михайловна
Мальцева Наталья Викторовна iconМальцева, О. И. Неорганическая химия [Текст] : практикум / О. И....

Мальцева Наталья Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор(ы): Алексеева Наталья Владимировна, Кузнецова Татьяна Викторовна, Садикова Наталья Мовловоевна
Мальцева Наталья Викторовна iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Мальцева Наталья Викторовна iconКонспект урока русского языка в 3 классе Учитель начальных классов Мальцева Наталья Николаевна
Цели урока: формировать представления об основных грамматических признаках существительных; развивать умения определять число и род...
Мальцева Наталья Викторовна iconЗаписывается в рабочий лист
Шаульская Наталья Викторовна, учитель начальных классов, моау «сош №39» г. Оренбурга
Мальцева Наталья Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор мухаметшина наталья викторовна, учитель химии мбоу «сош №8» г. Октябрьского рб
Мальцева Наталья Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Зотова Наталья Викторовна – мастер производственного обучения высшей квалификационной категории
Мальцева Наталья Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Хохрякова Людмила Викторовна, Яшникова Наталья Ивановна, Кузина Юлия Евгеньевна
Мальцева Наталья Викторовна iconКонспект урока Ф. И. О. Ольховская Наталья Викторовна Место работы...
Окружающий мир. 1 класс. Авторы: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник
Мальцева Наталья Викторовна iconКонспект тема урока: Имя существительное как часть речи. Фио (полностью)...
Формировать на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности
Мальцева Наталья Викторовна iconКонспект урока фио (полностью) Жидких Наталья Викторовна Место работы мбоу «оош№19»
Цель: -применяет на практике правила обозначения безударных гласных в корне слова; выполняет известный алгоритм правописания
Мальцева Наталья Викторовна iconКонкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку»
Выполнили: Константиновская Наталья Сергеевна, Игнатьева Елизавета Викторовна ученицы 5 класса моу «сош села Березина речка Саратовского...
Мальцева Наталья Викторовна iconКонспект урока русского языка для 3 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова»
Автор: Меркер Наталья Викторовна, учитель начальных классов мкоу «Веселовская сош», Республика Калмыкия, Городовиковский район, с....
Мальцева Наталья Викторовна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Загрибайлова Наталья Викторовна, учитель математики, вторая квалификационная категория, мобу «Соловьевская сош», тема урока «Координатная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск