Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство





Скачать 222.83 Kb.
НазваниеОбособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство
Дата публикации10.09.2014
Размер222.83 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
 Тема: Обособленные члены предложения: ДОПОЛНЕНИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВО  

Цель:        обобщить и углубить знания об обособленных членах предложениях;

                   определить спектр значений обособленных членов предложения;

исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами.


Ход урока:

  1. Пунктуационная разминка.
      Задание. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания

\задание по вариантам сложности
1.    Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее.

═ и ═ , но − ═ , (что ═ ), и, (когда ═ − ) и (═ − ), ═ , (что ═ ) , и − ═ .
2.    И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом уже все было заминировано, и, для того чтобы прорваться в Сальково, оставалась только узкая полоса, тянувшаяся на несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.

И − ═ , (почему ═ ) : − ═ , и , (чтобы ═ ), ═ − , /_._д.о.._._./ .
3.    Теперь я лихорадочно ожидал нового свидания с Буниным, но как раз в это время началась война, он уехал, и лишь спустя четыре года я увидел его вновь, столкнувшись с ним на тех неудобных ступеньках винтовой лестницы, которые вели немного вниз, в контору «Одесского листка», где я , помнится, получал гонорар за напечатанные стихи.

− ═ , но ═ − , − ═ , и − ═ , /_._д.о.._._./ , (которые ═ , _.уточн._.об_.) , (где − , в.с., ═ ).

\самопроверка -Кто не допустил ошибки? ОТМЕТИТЬ

2.Слово учителя

- Курс  русского языка в 11 классе посвящен синтаксису и пунктуации. Интонация-смысл-пунктуация - важнейшая логическая цепочка, определяющая функционирование любой синтаксической структуры. Подумайте и скажите, как она связана с темой урока?

\слайд «Обособленные члены предложения»



ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

- Подберите синонимы к термину «обособленный».

(Отдельный, изолированный, автономный, независимый, сепаратный)

- Помогли ли подбор синонимов и логическая цепочка в определении понятия «обособленные члены предложения»? Сформулируйте его.

ОТВЕТ Обособленные члены предложения – это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элементы добавочного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую синтаксическую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире

-Какие члены предложения могут быть обособленными?

ОТВЕТ Выделяться знаками препинания могут разные второстепенные члены предложения: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение

-Могут ли выделяться подлежащее и сказуемое? Почему?

ОТВЕТ Нет, так как подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения, а обособленные члены предложения имеют значение добавочного сообщения, пояснение и уточнения

-Обособленные члены предложения - сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале XX века Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914). Интонацию, сопровождающую обособление, А.М. Пешковский назвал «обособляющей»

-Каковы характерные признаки «обособляющей интонации»?

ОТВЕТ Паузы, логические ударения, ритм – особая мелодика, мелодический рисунок

-Оформите эти сведения в виде кластера в тетради.

ПРИЗНАКИ ОБОСОБЛЯЮЩЕЙ ИНТОНАЦИИ



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








 

  

-А.П. Чехов говорил: «Знаки препинания служат нотами при чтении». Запишите его высказывание

 -ПОДТВЕРДИТЕ ИЛИ ОПРОВЕРГНИТЕ ЕГО МНЕНИЕ

ОТВЕТ Знаки препинания – это графические (письменные) знаки, помогающие расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию.

ОТВЕТ Знаки препинания употребляются по правилам, которые нужны для того, чтобы пишущий и читающий одинаково понимали строение и смысл текста.

 

-На  дом  вам было дано задание: запомнить наиболее общие условия обособления для всех видов определений и выполнить упражнение. А Кристина должна была выполнить индивидуальное задание. Нам предстоит оценить, справилась ли она с заданием. Ответ аргументируйте.

  \ИНД.ЗАДАНИЕ слайд

УЧЕНИЦА: я должна была подобрать примеры, иллюстрирующие условия обособления определений, из произведений М. Шолохова.

1.Улыбающаяся и притихшая, она смотрела на мужа влюбленными глазами и не видела ничего вокруг.

5. Васька, сын пастуха и родной кровный сын бедняцкой власти, умрет от пули своего же станичника.

2. Спустился Николка в вишневый садик и лег на траву, заплаканную, седую от росы.

6. На станции Миллерово Григорию, как демобилизованному красному командиру, предоставили обывательскую подводу.

3. Спустился Николка в вишневый садик и лег на траву, заплаканную, седую от росы.

4. Отъявленный народ был в банде, служивый, бывалый.

I. Обособляются согласованные определения и приложения, относящиеся к личному местоимению. 

2. Обособляются согласованные распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова. 

3. Обособляются согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение. 

4. Обособляются согласованные определения, если отделены от определяемого слова другими членами предложения (независимо от их местоположения). 

5. Обособляются определения, стоящие после имени собственного и уточняющие его. 

6. Обособляются определения  с союзом «как», если имеют значение причины.

  \ОЦЕНИВАНИЕ … , _ . _ . _ . _ , …

II. Обстоятельство

-Что вы знаете об условии обособления обстоятельств? \ответы

-Индивидуальное задание на прошлом уроке получила Варвара. Она должна была изучить материал учебника и оформить его в виде кластера. Давайте её послушаем, ОДНОВРЕМЕННО ЗАРИСОВЫВАЯ СХЕМУ

1. …, _дееп._.д.о._.сравн.об_.уступ.об_., …

 2. …, несмотря на _ . _ . _, … вопреки, благодаря, вследствие

3. …, _._._.уточн.об_. _., …

-Есть ли к ней вопросы? ОЦЕНИВАЮ

Выполним практическое задание. Эти предложения тоже взяты из произведения М.Шолохова. Перепишите предложения. Найдите и выделите обособленные обстоятельства.

/слайд

Утром морозным на крыльцо вышел Николка, хрупкую тишину ломая перезвоном подкованных сапог.

По утрам степь, как лошадь коростой, покрывалась туманом.

Не смотря на нестерпимую боль в ноге, Григорий сдержанно улыбнулся.

 Еще там, на фронте, он твердо решил взять Аксинью в дом.

РЕФЛЕКСИЯ   - Итак, универсальными условиями обособления обстоятельств являются:

Универсальные условия обособления обстоятельств.

  1. Способ выражения: деепричастие, деепричастный оборот, сравнительный оборот, уступительный оборот.

  2. Способ выражения: существительное с предлогами, несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, вследствие и др.

  3. Уточняющее обстоятельственное значение (чаще - места и времени; реже – степени, меры, образа действия)

 III. Дополнения.

-Что вы знаете об условиях обособления дополнений?

\слайд «Обособление дополнений»

Ксения также выполняла индивидуальное задание по обособлению дополнений. Давайте её послушаем.

Опираясь на мою запись, выполните пунктуационный разбор следующих предложений.  

Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди.

Все бойцы, кроме сторожевого охранения, должны были расположиться по квартирам.

-Итак, общими условиями обособления дополнений являются.

Общие условия обособления дополнений.

  1. Значение включения, исключения, замещения.

  2. Предлоги кроме, сверх, включая, исключая, помимо, наряду и др.

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

-Итак, мы с вами вспомнили общие условия обособления для всех видов определений, обстоятельств, дополнений.

Однако причина обособления связана ЧАЩЕ не с формой, а с семантикой, смыслом, содержанием высказывания.

Ваша задача – при выполнении следующего задания определить спектр значений обособленных членов предложения.

-Перестройте каждые два простых предложения в одно с обособленными членами. Назовите условия обособления и вид обособленного члена.

Он тяготился своими обязанностями. Он подслеповатый и глухой

Он, подслеповатый и глухой, тяготился своими обязанностями.

Обособленное определение, относящееся к личному местоимению, имеет определительное значение. Выполняет оценку

По воде далеко катилась зыбкая волна. Усеянная золотыми бликами вода.

По воде, усеянной золотыми бликами, далеко катилась зыбкая волна.

Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, имеет определительное значение. В нём содержится метафора, а значит это художественный стиль речи.

Молодая трава здесь была выше и гуще. Подсолнечная сторона лога.

Молодая трава здесь, на подсолнечной стороне лога, была выше и гуще.

Обособленное обстоятельство имеет значение места. Выполняет функцию уточнения

Первая группа поскакала по главной улице. Группа стреляла в воздух и помахивала клинками.

Первая группа, стреляя в воздух и помахивая клинками, поскакала по главной улице.

Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, имеет обстоятельственное значение. Дает добавочную характеристику протекания основного действия.

Шли тополя по придорожью. Тополя были обнажены ветрами зимы

Шли тополя по придорожью, обнаженные ветрами зимы.

Обособл. член предложения обозначает признак предмета, имеет определительное значение. Это книжный стиль.

  

Давая такое задание, я стремилась подвести вас к следующему выводу: Обособленные второстепенные члены имеют значение добавочного сообщения, могут служить признаком стиля.

\СЛАЙД

РЕФЛЕКСИЯ ПО ТЕМЕ

Цель следующего задания – проверить знания о правилах постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Данное задание поможет в подготовке и сдаче ЕГЭ.

На слайдах записаны предложения. Запишите слово ТЕСТ. Далее укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые.

  1. Много перевидал он за смутные годы таких вот вооруженных людей (1) бравших не спрошаючи корм и муку (2) и всех огулом (3) особо не различая (4) крепко недолюбливал.

1)    1,2,3,4 – выделяются два деепричастных оборота.

2)    1,2,3,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты

3)    1,2,4 – выделяются причастный и деепричастный обороты

4)    1,2 – выделяются причастный оборот

2.Α возле тачанок уже суетились кучера и пулеметчики (1) обрубая постромки (2) и цепь (3) изломанная беспрестанным огнем пулеметов (4) уже захлестнулась в неудержимом бегстве.

1)    1,2,3,4 - выделяются два причастных оборота.

2)    1,2,3,4 - выделяются два деепричастных оборота

3)    1,2,3,4 - выделяются деепричастный и причастный обороты

4)    1,2,3 - выделяются деепричастный и причастный обороты.

3.По ночам (1) сливаясь с шумом воды (2) так же неумолчно звучали над островом голоса (3) пролетавших на север (4) бесчисленных гусиных стай.

1)    1,2 - выделяется деепричастный оборот.

2)    1,2,3,4 - выделяются деепричастный и причастный обороты

3)    1,2,3 - выделяются деепричастный и причастный обороты

4)    2,3,4 – выделяются деепричастный и причастный обороты

САМОПРОВЕРКА слайд

1 – 2, 2 - 3, 3 - 1

Поднимите руки, кто правильно выполнил задание. Молодцы! ОТМЕТИТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ

Цель следующего задания – исследовать изобразительно – выразительные возможности предложений с обособленными членами в прозаическом тексте. У вас на столах текст.

Прочитайте выразительно текст.

Все поле впереди и сзади окопов было, словно язвами, покрыто различной величины воронками, окаймленными спекшейся землей. Крыши хуторских домов и все вокруг выглядело теперь необычно: ново, дико и незнакомо.

Почти всюду над стрелковыми ячейками курился сладкий, махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой силосной яме, доносился чей – то подрагивающий веселый голос, прерываемый взрывами такого дружного, но приглашенного хохота, что Лопахин, пройдя мимо, улыбнулся, подумал: «Вот чертов народ, какой неистребимый!...»

Кто-то там, в просторном окопе, смеялся устало и тонко, но безостановочно, словно его, связанного, усердно щекотали. Лопахин, все еще улыбаясь, миновал пулеметчиков и, обходя воронки, догнал связного.

- Какова тема текста?

ОТВЕТ В тексте говорится об отдыхе русских солдат после боя.

- Сформулируйте основную мысль текста.

ОТВЕТ Автор показывает особенность русского характера: после тяжелого боя солдаты находят в себе силы шутить, смеяться, балагурить.

 -  Определите тип речи данного текста.

ОТВЕТ Повествование с элементами описания

- Определите стиль текста и аргументируйте свой ответ.

ОТВЕТ Текст принадлежит к художественному стилю.

Это фрагмент из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину».

Задача речи – нарисовать словами картину, выразить свое отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Высказывание является эмоциональным.

В тесте используются характерные для этого стиля изобразительно – выразительные средства:

ОБВЕДИТЕ ИХ В ТЕКСТЕ КАРАНДАШОМ

Эпитеты: спекшаяся земля, неистребимый народ, сладкий дымок, смеялся устало и тонко

Метафоры: пулеметное гнездо, взрывы хохота, окаймленными землей.

Сравнение: воронки, словно язвы; словно его усердно щекотали.

Со стороны синтаксиса – большое количество однородных членов предложения (не только однородных сказуемых, но и обстоятельств, и определений).

Найдите и обозначьте В ТЕКСТЕ обособленные члены предложения. Определите условия их обособления, вид.

1) Обособляется обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

2,3,4,6) Обособляются определения, стоящие после определяемого слова.

5,9,10) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

7) Обособляется уточняющее обстоятельство места

8) Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению.

Проведем лингвистический эксперимент. Я опустила обособленные структуры в тексте. Сравните, в чем состоит различие исходного и усеченного вариантов. Читаем текст.

Все поле впереди и сзади окопов было покрыто различной величины воронками. Крыши хуторских домов и все вокруг выглядело теперь необычно.

Почти всюду над стрелковыми ячейками курился махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда доносился чей – то веселый голос. Лопахин улыбнулся, подумал: «Вот народ…»

Кто-то там смеялся. Лопахин миновал пулеметчиков и догнал связного.

ОТВЕТ Исходный текст, отличается от усеченного экспрессивностью.

Обособленные члены предложения придают речи особую выразительность.

Обособленные определения образно характеризуют предмет, показывая его признаки в динамике, развитии.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, помогают «дорисовать» движение, сделать высказывание более динамичным, выразительным.

  РЕФЛЕКСИЯ

- Что нового вы узнали на уроке?

Обособленные члены предложения – это средство смыслового и эмоционально – экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому обособленные члены характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью, и придают речи особую выразительность.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

Сегодня мы работали с текстом об особенностях русского характера. Дома я предлагаю 1 ряду написать сочинение – миниатюру о том, каким вам представляется русский характер. Второй ряд в сочинении сформулирует мысли о характере своего современника. В своей работе используйте обособленные члены предложения. Обязательно аргументируйте своё мнение, опираясь на тексты произведений, изученных на уроках литературы.

 ИНД.ЗАДАНИЕ  Повторить группы вводных слов и вставные конструкции. 

Оценки:

ИТОГ УРОКА  (письменно)

- В свете сегодняшнего урока сформулируйте понятие об обособленных членах предложения и сдайте тетради.

Обособленные члены предложения - это такие члены, которые выделяются по смыслу и интонационно. Они содержат элемент добычного сообщения и таким образом логически подчеркнуты, приобретают некоторую самостоятельность в составе предложения. На письме обособленные члены предложения выделяются запятыми или тире. Выделяться могут разные второстепенные члены: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, обстоятельства, второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение. Обособленные члены предложения - это средство смыслового и эмоционально – экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Поэтому обособленные члены характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью.

 

 





Анализ урока русского языка в 11 классе.

 

Тема: Обособленные члены предложения.

 

Данный урок проводится в классе, где основная часть учащихся имеет познавательный интерес, удовлетворительный уровень обученности.

В данном классе я работаю седьмой год.

В моем тематическом планировании на изучение темы «Обособленные члены предложения» отводится один час.

Исходя из особенностей класса и темы данного урока, цели таковы:

1)    обобщить и углубить знания об обособленных членах предложения;

2)    определить спектр значений обособленных членов предложения;

3)    исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами.

Все запланированные цели были реализованы на уроке.

По своей структуре это урок систематизации и обобщения ранее изученного материала.

Урок я начала с подбора синонимов к слову «обособленный» и с морфемного разбора этого же слова с целью помочь учащимся сформировать определение понятия «обособленные члены предложения».

Далее в ходе беседы было выяснено, какие члены предложения  могут быть обособленными, почему не могут выделяться подлежащее и сказуемое, какие существуют характерные признаки «обособляющей интонации».

На следующем этапе урока была проведена проверка д/з .Учащимся было дано задание вспомнить наиболее общие условия обособления для всех видов определений, обстоятельств и дополнений. Примеры, иллюстрирующие условия обособления, нужно было взять из произведений  М. Шолохова. Хочу отметить, что на протяжении всего урока использовались предложения из произведений М. Шолохова, а также фрагмент из его романа «Они сражались за Родину».

В ходе проверки д/з на интерактивной доске появилась памятка «Универсальные условия обособления определений, обстоятельств, дополнений», которая  впоследствии   поможет учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Далее учащиеся, конструируя из 2-ух простых предложений одно с обособленными членами, определяли спектр значений обособленных членов предложения.

На следующем этапе урока учащиеся выполняли задание, аналогичное тому, которое есть в тестах на ЕГЭ (задание А-22).Цель этого задания - закрепить умение постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Затем была проведена работа с текстом.

В процессе анализа фрагмента романа «Они сражались за Родину» учащиеся исследовали изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами. На всех этапах работы использовалась интерактивная доска.

Учебно-воспитательные задачи урока требовали постановки учащихся в позицию исследователей, заставляли самостоятельно добывать знания, логически, доказательно излагать свою точку зрения. В ходе урока учащиеся составляли памятку-схему, дающую в сжатом виде основную информацию об обособленных членах предложения.

Реальный результат всех этапов урока, подчиненных целям урока, вы видели в ходе проверки последнего задания – создания учащимися собственного текста. Обе группы с ним справились.

Далее были подведены итоги урока.

На дом было дано задание вспомнить, повторить вводные слова и вставные конструкции. Примеры брать из произведений Пушкина.

Структура урока, использование информационных технологий – все было подчинено целям занятия и содействовало конечному результату.

На уроке были использованы следующие методы и приёмы:

1)    словесный (беседа, работа с текстом, словарная работа)

2)    репродуктивный (сообщения учащихся)

3)    практический (выполнение тестовых заданий)

4)    творческий (конструирование предложений)

5)    исследовательский (комплексный анализ текста)

6)    продуктивный (создание своего текста)

Виды читательской деятельности:

1)    слушание

2)    говорение

3)     чтение

4)    письмо

Считаю, что урок результативен, все поставленные цели достигнуты.
1. Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.
Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?
2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?
Обособленные обстоятельства могут быть выражены:
1. одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась)
2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки)
3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки)
4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари. )
5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно.  Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)
3. НЕ ПУТАЙТЕ!
Деепричастные обороты с вводными словами:

Судя по всему, наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать. (вводные слова подчёркнуты)
Деепричастные обороты с придаточными определительными:

Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного. Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно пе¬рейти к новым методам постройки кораблей. (придаточные определительные подчёркнуты)

. НАЙДИТЕ в данных предложениях обособленные обстоятельства
Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.
1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника
2. Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.


3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.

4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка , сверкали на темно-синем своде.

5. Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

6. Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу.

7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.

8. Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил...

9. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.

10. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

11. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.

12. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

13. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.

14. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

15. Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.

16. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.

17. Долгое время он боролся с своею догадкою, принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения, но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения.

18. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.

19. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.

  1. как птичка - сравнительный оборот
    2. несмотря на непредвиденные трудности - обстоятельство уступки
    3. не переставая - одиночное деепричастие
    4. как два спасательных маяка  - сравнительный оборот
    5. несмотря на преклонный возраст - обстоятельство уступки
    6. при условии регулярных тренировок - оборот с производным предлогом ПРИ УСЛОВИИ
    7. пройдя через тяжкие испытания - деепричастный оборот
    8. судеб повинуясь закону - деепричастный оборот
    9. как утка,  будто крыльями - сравнительные обороты,  взмахнув веслами - деепричастный оборот
    10. вопреки предсказаниям моего спутника - оборот с производным предлогом ВОПРЕКИ
    11. несмотря на все поиски - обстоятельство уступки
    12. шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, опасаясь быть нескромными, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль - деепричастные обороты
    13. не подвергая себя никакой опасности - деепричастный оборот
    14. не пуская тьму ночную на золотые небеса, дав ночи полчаса - деепричастные обороты
    15. несмотря на вьюгу - обстоятельство уступки
    16. по причине неудачной охоты - оборот с производным предлогом ПО ПРИЧИНЕ
    17. принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения - деепричастный оборот
    18. благоухая,  дымясь - одиночные деепричастия
    19. вследствие длинной осени и запаздывания весны - оборот с производным предлогом ВСЛЕДСТВИЕ




1. Обособленные дополнения выражаются:
именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями

кроме,

вместо,

помимо,

сверх,

за исключением,

исключая,

включая,

наряду с и др.

со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением.
Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно.

2. Найти в данных предложениях обособленные дополнения:
1.Общий сбор полка был назначен в десять часов, но ни одному ротному командиру, за исключением Стельковского, не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром.
2. Однако Петин рассказ, против всяких ожиданий, произвёл на Гаврика громадное впечатление.

3.Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок.
4. Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным.
5. Большинство солдат, кроме дежурных, спало, как ранее приказал Акимов.

6. Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но, сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных.
7. Площадь всех природных льдов на нашей планете, включая область расположения айсбергов и разреженных льдин, составляет в среднем сто миллионов квадратных километров.
8. Приблизившись к перекрёстку, я, помимо воли, свернул на знакомую улицу и, только пройдя метров пятнадцать, спохватился и пошёл обратно.
9. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал, но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором.
10. Он послал Селифана отыскивать ворота, что, без сомнения, продолжалось бы долго, если бы на Руси не было, вместо швейцаров, лихих собак, которые доложили о нём так звонко, что он поднёс пальцы к ушам своим.
11.Книга нашла пути к сердцам читателей, потому что, помимо своих художественных достоинств, без которых она не волновала бы, она сурово-правдива.
12. Может быть, за исключением квасников, писаря были самыми элегантными и нарядными красавцами в городе.
13. Ужинали в кухне, вместе со всеми рабочими, и пища была обильна.
14. За неимением другой дичи, я послушался моего охотника и и отправился в Льгов.

Ответы к заданию по теме "Обособленные дополнения"


Задание ЗДЕСЬ, а ответы на него - ниже.




1. за исключением Стельковского

2. против всяких ожиданий

3. вместо двенадцати капель

4. исключая камердинера
5. кроме дежурных
6. сверх Григорьева ожидания

7. включая область расположения айсбергов и разреженных льдин

8. помимо воли

9. кроме деревушки
10. вместо швейцаров

11. помимо своих художественных достоинств,

12. за исключением квасников

13. вместе со всеми рабочими
14. за неимением другой дичи

3. Самостоятельная работа

Для отработки условий обособления учащимся предлагается работа с текстом (текст распечатан для каждой парты).

(1) На этого человека нельзя было смотреть без смеха. (2)Низенький, толстенький, нос - картошкой, на голове - пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку. (1)У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он всё время задорно спорит или чем-то горячо возмущается. (2)Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперёд нахлобучит. (3)"Беспутный" - так с ворчливой укоризной называли его пожилые женщины. (4)Беспутный жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной, после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем своё радостное лицо, испачканное сажей.

(5) Сашка, ты бы умылся, что ли! (6)Чего ты чумазым по улице ходишь, детей пугаешь! - кричали женщины и сердито качали головой.

(7) Не только семейные женщины, строгие хранительницы морали, - любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его ... жизнью, снисходительно поучить уму-разуму. (8)Родители, ругая своих детей за нерадивую учёбу, непременно поминали школьного кочегара:

(9) Вот не будешь учиться - станешь таким, как этот Сашка!

(10) Умер Сашка, как и жил, как-то нелепо. (11)Когда были первые морозцы, шёл по дороге, поскользнулся и ударился затылком. (12)Несколько дней ходил, ощущая неприятное головокружение, но все, кому он жаловался, только смеялись:

(13) Сашка, у тебя голова не может болеть: она же у тебя пустая. (14)На работе потерял сознание, пока бегали за фельдшером, он помер. (15)Местный плотник на другой день сколотил крест, начал вырезать имя умершего, но тут выяснилось, что никто не знает его отчества. (16)Пришли в школу, нашли трудовую книжку покойного, выяснили, что по батюшке его величали Григорьевич.

(17) Вечером несколько учителей пошли в избушку, чтобы там прибраться перед похоронами. (18)В маленькой каморке были печь, пружинная кровать, накрытая пикейным одеялом, у окна деревянный стол. (19)А над столом большая картина. (20)На ней изображено небо, голубое и ясное, как взгляд ребёнка. (21)Среди неба - пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел.

1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1- 8найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 7-10 укажите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленными одиночными определениями. Напишите номер этого предложения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconУрок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения....

Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство icon12. Подготовка к егэ. Обособленные члены предложения
Обособленные определения, обстоятельства, приложения. Материал для практической работы
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconУрок по русскому языку в 8 классе Тема: «Обособленные члены предложения»
Тема урока : Предложения с обособленными членами. Подготовка к гиа (А3, а 4, А5-А7,В4)
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconУрок русского языка в 8 классе Тема: Второстепенные члены предложения....
...
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconОбособленные члены предложения
Постараемся увидеть, почувствовать, как удается творить чудеса писателям и поэтам, пользуясь великим и могучим …русским языком
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconТема урока : Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные...
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чп по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; научить находить в предложении...
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconУрок русский язык +литература Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»
Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconЛаптиева Л. Н., Моу подгоренская сош №1 Подгоренского района Обособленные...
Методы: частично-поисковый, проблемно-обобщающий; формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconТема урока: «Главные члены предложения»
Будем находить и выделять главные члены предложения – грамматическую основу предложения
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconСистема работы над предложением на 1 ступени. Предложения по цели...
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconСоюз. Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление,...
Соединяет предложения или члены предложения, выражая противопоставление, сопоставление. Он поехал, а я остался. Пиши ручкой, а не...
Обособленные члены предложения: дополнение и обстоятельство iconТема урока: Второстепенные члены предложения
Показать, как второстепенные члены предложения обогащают нашу речь, научить пользоваться ими в своей речи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск