Философия





НазваниеФилософия
страница1/6
Дата публикации20.06.2013
Размер0.71 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

ФИЛОСОФИЯ

Методические указания

Красноярск

СФУ

2010

УДК 101.1 (075)

ББК 87.3.я73


Философия: метод. указания / сост.: О.Н. Гайдаш, Е.В. Карелина, Г.Р. Павлова, Д.С. Циванюк. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 56 с.
В методических рекомендациях по философии студентам заочного отделения представлены программа курса, задания для выполнения контрольных работ, примеры тестовых заданий к экзамену, новая литература. Изучение курса предусматривает знакомство с научной и научно-исследовательской литературой, текстами философов, философскими энциклопедиями и словарями.

Предназначены для студентов всех специальностей заочной формы обучения.


УДК 101.1 (075)

ББК 87.3.я73

Печатается по решению редакционно-издательского совета


Сибирский федеральный университет, 2010

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Изучение курса «Философия» является общеобязательным в рабочей программе студентов всех специальностей и всех форм обучения. Философия формирует мировоззрение человека, является фундаментом для развития общественной идеологии, научной и художественной картины мира.

Курс философии разделён на две части. В первой части рассматривается эволюция философских идей, специфика восточной и западной философии: с античности до ХХ века, акцентируется внимание на изучении русской философии, во второй - теоретические проблемы философии: методологические вопросы познания, проблемы сознания, а также вопросы, связанные с проблемами общества, государства, с возникновением глобальных проблем современности, с решением проблемы человека, культуры и цивилизации.

Студенты заочного отделения, обучающиеся по 6-летней программе, изучают философию в течение двух семестров – III и IV и выполняют две контрольные работы. В III семестре студенты выполняют работу по первой части и сдают зачёт, в IV-ом выполняют контрольную работу по второй части и сдают экзамен. Итого в целом по курсу «философия» студенты полной формы обучения сдают две контрольных работы, зачёт и экзамен.

Студенты–заочники ускоренной формы обучения выполняют одну контрольную работу, выбрав при этом вариант из первой или второй части, и сдают экзамен по первой и второй частям. Важно отметить: студенты, обучающиеся по ускоренной форме, сдают контрольную работу и экзамен в III семестре.

Контрольную работу необходимо сдать за две недели до начала сессии. Работы, сданные позже данного срока, не принимаются и студент к экзамену не допускается.

В конце методического пособия представлены: дополнительная литература и примеры тестовых заданий, на основе которых будет проходить зачёт и экзамен.

Требования и рекомендации к выполнению

контрольных работ
1. Приступая к изучению философии, необходимо внимательно ознакомиться с программой курса.

2. Студент выбирает контрольную работу из предложенного списка вариантов. Выбор варианта производится по последней цифре зачётной книжки. Студенты ускоренной формы обучения выбирают вариант в соответствии с последней цифрой зачётки из первой или второй части.

3. Важным критерием допуска студента к зачёту и экзамену является его контрольная работа, а именно, положительная рецензия преподавателя на работу.

4. Экзаменационная оценка складывается из оценки за контрольную работу и тестового экзамена. Работа оценивается недифференцированно (зачтено, незачтено). Студенту необходимо показать основные положения изученной им темы, ответить на вопросы преподавателя.

5. Для понимания изучаемой темы важно исследовать не только учебники, словари, философские энциклопедии, но и ознакомиться с современными статьями по данному вопросу.

6. Для получения на экзамене высокой положительной оценки за контрольную работу важно аргументировать собственную позицию по рассматриваемым вопросам.

6. При подготовке к зачёту и экзамену студент должен продемонстрировать знание основных философских категорий, являющихся фундаментом развития мировоззрения современного общества, а также науки, техники, культуры и искусства.

7. В конце работы необходимо предоставить список использованной литературы.

8. Необходимо правильно оформить работу:

- На титульном листе следует указать номер зачётки и номер варианта.

- Контрольную работу необходимо выполнять на отдельных листах форматом А4.

- На каждой странице должны быть поля для пометок проверяющего контрольную работу преподавателя.

- По всем вопросам, связанным с написанием контрольной работы, с зачётом и экзаменом необходимо обращаться на кафедру философии и истории (ауд. 422 лабораторного корпуса).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ФИЛОСОФИЯ»
Тема 1. Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в современном обществе
Философия как форма знания и познания человеком мира. Философия как форма общественного сознания. Философия и мировоззрение. Философия и культура. Понятие метода. Метафизика и диалектика. Роль и значение философии в современном обществе. Мифологическая, религиозная, философская, научная картины мира.

Структура философского знания: история философии, онтология, гносеология, логика, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, философия истории, философия глобализации и другие философские дисциплины.

Функции философии. Основной вопрос философии и специфика его решения. Основные направления в философии.
Тема 2. Философия Древнего Мира
Возникновение философии. Философия Древнего Китая и Древней Индии: представление о человеке; взаимосвязь человека и общества.

Античная философия. Учение о бытии у Милетских мыслителей, атомистическая трактовка бытия. Проблема бытия и движения в философии Элейской школы. Становление античной диалектики. Человек – есть мера всех вещей (софисты). Социально-этические концепции античной философии. Этический рационализм Сократа. Теория идеального государства Платона. Человек как общественное животное (Аристотель). Идеал мудреца в философии эллинизма: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, кинизм.
Тема 3. Философия эпохи Средневековья
Апологетика, патристика, схоластика. Теоцентризм, креационизм в философии Средних веков. Проблема веры и знания, религии и философии в Средние века. Проблема души и тела. Учение о божественном предопределении. Идея откровения – фундамент учения о познании. Спор о природе общих понятий в философии реализма, номинализма и концептуализма.


Тема 4. Философия эпохи Возрождения
Антропоцентризм, гуманизм, космологизм, пантеизм в философии эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной в философии и науке эпохи Возрождения: Н. Коперник. Дж. Бруно. Учение о противоположностях Н. Кузанского. Идея совершенного человека, социальные концепции в философии эпохи Возрождения.
Тема 5. Философия ХVIIVIII вв.
Становление классической науки. Научная революция и становление механистической картины мира. Ориентация на науку в философии Нового времени. Решение вопросов теории познания. Проблема научного метода. Эмпиризм Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка. Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница. Концепции общественного устройства и государства в философии эпохи Просвещения. Материалистические учения Д. Дидро, П. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Ж.О. Ламетри. Теория географического детерминизма Ш.-Л. Монтескье.
Тема 6. Немецкая философия ХIХ века
Агностицизм, категорический императив И. Канта. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Учение об абсолютной идее. Идеалистический характер диалектики Г.В.Ф. Гегеля. Ф.В.Й. Шеллинг: трансцендентальный идеализм. Субъективный идеализм И.Г. Фихте. Л. Фейербах: критика философского идеализма и религии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Иррационализм А. Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше. Понятие свободы в философии Ф. Шлегеля.
Тема 7. Марксизм и неомарксизм
Возникновение и развитие марксистской философии в середине ХIХ в. Отношение философов-марксистов к немецкой классической философии. Формирование основ материалистической социальной диалектики. Концепция социально-исторической практики. Проблема человека в философии марксизма. Концепция отчуждения человека и его преодоления. Учение о коммунизме.
Тема 8. Философия ХХ-ХХI вв.
Основные этапы формирования и развития позитивизма, эмпириокритицизма и неопозитивизма. Теория языка в аналитической философии и структурализме. Метод интерпретации в философской герменевтике и прагматизме. «Мир явлений» в феноменологии (Э. Гуссерль). Проблема существования человека в философии экзистенциализма. (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Кризис философии во второй половине ХХ века и его связь с кризисом индустриальной цивилизации. Постмодернизм в философии.
Тема 9. Русская философия
Предыстория русской философии: Х-ХVII вв.; русская философия ХVIII в.; русская философия ХIХ – ХХ: основные направления: славянофильство, западничество, почвенничество и др. Русская религиозная философия ХIХ в.: В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Е.Н. Булгаков, С.Н. Булгаков. Русский космизм. Философия марксизма в России: причины появления, представители, основные идеи. Советская философия: А.М. Деборин, Л.Н. Гумилёв, М.К. Мамардашвили, В. Асмус, Ю. Лотман.
Тема 10. Онтология
Категория бытия в философии. Основные формы бытия и их специфика. Формирование научно-философского понятия материи. Структурные уровни и свойства материи. Специфика понятия движения. Абсолютность и относительность движения. Теории движения. Движение и покой. Основные формы движения и их взаимосвязь. Философское понимание пространства и времени. Проблема объективности пространства и времени. Концепции пространства и времени в философии и науке (реляционная, субстанциональная, диалектическая концепции).
Тема 11. Философия сознания
Сущность и специфика сознания, его определения в современной философии и науке. Функции сознания. Структура сознания. Сознание и мозг. Сознание и самосознание. Сознание и мышление. Проблема идеального в философии. Теории бессознательного в философии (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Язык и мышление, искусственный интеллект.
Тема 12. Основные проблемы теории познания
Сущность и специфика познания в философии. Проблема познаваемости мира и её интерпретации (оптимизм, агностицизм, скептицизм). Субъект и объект познания. Особенность, общая динамика и основные характеристики знания. Знание, информация, мнение, понимание. Уровни и формы познания. Обыденное познание, мифологическое, религиозное, философское, художественное, научное познание. Понятие истины в философии, её смысл и специфика. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины: специфика решения вопроса в истории философии. Соотношение понятия: истина, ложь и заблуждение. Современные тенденции и проблемы гносеологии.
Тема 13. Научное познание
Сущность и специфика науки. Дискуссии о возникновении науки. Методологические проблемы современной науки. Понятие рациональности, основные типы научной рациональности. Методы эмпирического познания, методы теоретического познания. Наука как социальное явление. Этические проблемы науки. Социальная ответственность учёного. Формы научного знания: научная проблема, гипотеза, теория, концепция. Соотношение науки и техники.
Тема 14. Метафизика и диалектика: основные этапы становления и развития. Синергетика и кибернетика
Основные этапы формирования и развития диалектики: античная диалектика, диалектика Нового времени, диалектика Г.В.Ф. Гегеля, диалектика К. Маркса и Ф. Энгельса, диалектическая логика Э.В. Ильенкова. Диалектика как метод познания. Основные законы и принципы диалектики. Категории диалектики. Разновидности метафизики: панлогизм, механицизм, структурализм, герменевтика. Синергетика и кибернетика – современные методы познания.

Тема 15. Общество как объект философского анализа
Учение об общественно-экономической формации. Роль народных масс в истории. Теории общества и их особенности. Основные точки зрения на исторический процесс (формационный, цивилизационный, позитивистский и др.). Интерпретации общественного процесса в ХХ в.: культурологический подход к обществу (О. Шпенглер), цивилизационный (А. Тойнби), теории технологического детерминизма (Д. Белл, О. Тоффлер и др.). Гражданское общество: исторические и современные аспекты. На пути к индустриальному обществу. Особенности концепции информационного общества.
Тема 16. Общество как система: основные сферы общественной жизни
Социальная, политическая, духовная, экономическая, материально-производственная подсистемы общества. Социальная сфера жизни общества. Понятие социальной сферы. Виды и формы социальных структур. Политическая сфера общества. Понятие политики. Структура политической системы. Государство, его происхождение и сущность. Духовная жизнь общества и её основные элементы. Формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, философское, научное: их различие и взаимосвязь.

Тема 17. Общество и природа. Глобальные проблемы современности
Общество и природа: динамика взаимодействия. Формы влияния природы на общество. Формы влияния общества на природу. Географическая среда. Географический детерминизм в философии.

Социальная экология. История экологических катастроф. Законы социальной экологии.

Понятие ноосферы. В.И. Вернадский о ноосфере как становлении и развитии новой реальности. Проблема гармонизации отношений общества и природы. Сущность и специфика глобальных проблем. Причины их появления в современном обществе. Классификация глобальных проблем. Основные мировые проблемы. Демографическая проблема. Проблема войны и мира. Проблемы здравоохранения и образования. Проблема нового экономического порядка. Экономические и сырьевые ресурсы. Соотношение глобальных, региональных, локальных и частных проблем. Методология исследования глобальных процессов. Поворот к человеку в современной глобалистике. Глобальное сознание. Будущее человечества. Специфика решения глобальных проблем через разрешение противоречий и переход к цивилизации нового типа. Перспективы развития мировой цивилизации.

Роль философии в решении глобальных проблем.

Тема 18. Культура и цивилизация
Определение культуры. Основные концепции культуры в философии. Формы культуры и их особенность. Массовая и элитарная культура (сходство и различие). Субкультура и контркультура. Роль культуры в формировании личности. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Основные подходы к изучению цивилизаций. Культура и будущее человечества.

Тема 19. Проблема человека в философии. Поиски смысла жизни
Проблема происхождения человека в философии и науке. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. «Индивид», «индивидуальность», «личность» в философии. Соотношение индивидуального и общественного в личности. Становление и развитие личности в современном обществе. Социальные нормы и их влияние на личность. Проблемы смысла жизни, смерти, бессмертия. Свобода и ответственность личности. Проблема отчуждения личности в философии. Философия насилия и ненасилия.
Тема 20. Аксиология
Понятие ценности в философии. Классификация ценностей. Эволюция ценностей. Эстетические, этические, религиозные ценности: их специфика и эволюция.
Тема 21. Философия истории
Биологизаторские концепции в философии истории. Французские просветители и философия истории. Немецкая историческая школа (А. Мюллер, Ф.В.Й. Шеллинг, В. Гумбольдт). Школа Анналов и философия истории. Всеединство в русской историософии. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории.

Часть 1.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом...
Философия iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Философия iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»...
Философия iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Философия iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия iconПрограмма итогового государственного экзамена по основной образовательной программе «Философия»
«История зарубежной философии», «История русской философии», «Логика», «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки»...
Философия iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...
Философия iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Философия iconПрограмма дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Философия iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Философия iconИ. Б. Муравьев философия диалога
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск