Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель





Скачать 309.76 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель
страница1/8
Дата публикации07.04.2015
Размер309.76 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Арабо-мусульманская философия



Составитель: член-корр. РАН, д.филос.н., зав. отделением востоковедения философского факультета ГАУГН А.В.Смирнов



  1. Цели и задачи дисциплины


Цель курса.

Учебная дисциплина «Арабо-мусульманская философия» реализуется с целью ознакомить студентов с основными этапами развития арабо-мусульманской философии — классическим, постклассическим и современным, дать представление о пяти основных направлениях и школах классической исламской философии (мутазилизм, фальсафа, исмаилизм, ишракизм, суфизм), их эволюции в постклассический период, а также о новой тематике современной философии (реформаторство, отношение к наследию, усвоение западной философской традиции).

Задачи курса.

В курсе рассматриваются собственно философские, а не доктринальные и вероучительные, идеи и концепции, а также влияние философии на формирование исламской доктрины и соотношение доктринального и философского знания в исламе.

В задачи курса входит:

  • дать общую характеристику осо­бенностей исламской цивилизации, имеющих значение для развития философии;

  • сопоставить развитие философ­ского знания в средневековой Европе и Арабском халифате;

  • дать ясные критерии демаркации философского и нефилософского знания;

  • изучить основную тематику арабо-мусульманской философии на трех основных этапах ее развития, уделяя особое внимание классическому;

  • показать обусловленность арабо-мусульманской философии внутренней проблематикой мировоззрения и картины мира, характерной для исламской цивилизации, и ее нередуцируемость к другим философским традициям;

  • дать представление о восприятии античной философии арабской философской мыслью и о роли античной философии в развитии арабо-мусульманской философии;

  • уделить внимание изучению первоисточников.


2. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины



В результате изучения учебной дисциплины обучаемые должны:
знать проблематику, общую для пяти течений и школ классического периода, включающую в себя вопросы метафизики (Первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования/несуществования и соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и Первоначалу), свободно ориентироваться в этом проблемном поле, понимая способ постановки задач в его пределах и их разрешения, усвоить категориальный аппарат арабо-мусульманской философии; понимать влияние ранней арабо-мусульманской философии на становление исламской доктринальной мысли, значение антимутазилитской полемики для становления исламского вероучения; знать основные этапы развития каждой из школ и направлений арабо-мусульманской философии, основные фигуры и тексты; понимать значение проблематики, задававшей парадигму философствования в классическую эпоху, для эволюции философии в постклассический период; знать основные интеллектуальные и философские течения рубежа XIX-XX вв. (реформаторство, возрожденчество), а также постколониального периода (отношение к классическому наследию и определение путей эволюции исламских обществ), знать основные направления современной арабской философии, возникшие под влиянием западной философии;
уметь самостоятельно работать с первоисточниками по арабо-мусульманской философии, отличать философские тексты и проблемы от нефилософских, самостоятельно вычленять философскую проблематику в первоисточниках, сравнивать постановку и решение философских проблем различными мыслителями и аргументированно доказывать свою точку зрения;
быть ознакомленными с ролью и местом арабо-мусульманской философии в ряду других философских традиций, с влиянием классической арабо-мусульманской философии на философию и мировоззрение Запада, с местом арабо-мусульманской философии в системе классической арабо-мусульманской культуры.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами историко-философской исламоведческой компетенции. Понятие «компетенция» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей студента и определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, благодаря освоению учебного курса «Арабо-мусульманская философия».

Выделяются следующие аспекты такой интегративной компетенции:

  • умение самостоятельно работать с первоисточниками по арабо-мусульманской философии;

  • умение отличать философские тексты и проблемы от нефилософских;

  • умение самостоятельно вычленять философскую проблематику в первоисточниках, сравнивать постановку и решение философских проблем различными мыслителями и аргументированно доказывать свою точку зрения;

  • умение видеть философское содержание общемировоззренческих проблем, возникающих в повседневной жизни, применять наработанные решения для анализа сегодняшней ситуации

Содержание дисциплины:



Тема 1. Арабский язык и арабо-мусульманская философия.

Тема 2. Авторитетные тексты ислама, исламская доктрина и их значение для формирования и развития философии.

Тема 3. Ранние идейные течения в исламе, предшествовавшие возникновению философии.

Тема 4. Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития.

Тема 5. Общая характеристика мутазилизма.

Тема 6. Онтология мутазилитов.

Тема 7. Проблематика интерпретации божественных атрибутов.

Тема 8. Атомизм мутазилитов (время, пространство, вещество).

Тема 9. Причинность, теория действия и этика мутазилитов.

Тема 10. Общая характеристика фальсафы. Ал-Кинди – «Философ арабов».

Тема 11. Ал-Фараби — «Второй учитель».

Тема 12. Ибн Сина — «Шейх и глава».

Тема 13. Ибн Туфайл и судьба авиценновского наследия в Магрибе.

Тема 14. Ибн Рушд и аверроизм.

Тема 15. Этическая мысль в фальсафе.

Тема 16. Исмаилизм как философское течение.

Тема 17. Ранний ишракизм: философская система ас-Сухраварди.

Тема 18. Суфизм: этапы формирования и основные идеи.

Тема 19. Философский суфизм. Ибн Араби и вахдат ал-вуджуд.

Тема 20. Философия Ибн Халдуна.

Тема 21. Постклассическая философия.

Тема 22. Современная арабская философия.

Содержание тем дисциплины

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр...
...
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия»
...
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки...
Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Институализация...
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия"....
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философия»
Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует...
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель...
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Философия»
Составитель: В. А. Юрьев – преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин сф рпа минюста России
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного...
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «Философия» Цели освоения учебной дисциплины
Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные...
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04....
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconФилософия Составитель: Курдин А. Г. Философия -lля всех специальностей...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочей программы учебной дисциплины философия права по подготовке...
Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в истории философско-правовой мысли, в борьбе различных воззрений...
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconРабочая программа учебной дисциплины Философия
Цель дисциплины состоит в обеспечении овладения студентами основами философских знаний
Программа учебной дисциплины арабо-мусульманская философия Составитель iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск