Скачать 309.76 Kb.
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Арабо-мусульманская философияСоставитель: член-корр. РАН, д.филос.н., зав. отделением востоковедения философского факультета ГАУГН А.В.Смирнов
Цель курса. Учебная дисциплина «Арабо-мусульманская философия» реализуется с целью ознакомить студентов с основными этапами развития арабо-мусульманской философии — классическим, постклассическим и современным, дать представление о пяти основных направлениях и школах классической исламской философии (мутазилизм, фальсафа, исмаилизм, ишракизм, суфизм), их эволюции в постклассический период, а также о новой тематике современной философии (реформаторство, отношение к наследию, усвоение западной философской традиции). Задачи курса. В курсе рассматриваются собственно философские, а не доктринальные и вероучительные, идеи и концепции, а также влияние философии на формирование исламской доктрины и соотношение доктринального и философского знания в исламе. В задачи курса входит:
2. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплиныВ результате изучения учебной дисциплины обучаемые должны: знать проблематику, общую для пяти течений и школ классического периода, включающую в себя вопросы метафизики (Первоначало и его отношение к множественному миру, модусы существования/несуществования и соотношение между ними, причинность), теории познания (истина, типология знания, интуитивное и дискурсивное познание), учения о человеке (человек как наделенный способностью действия и познания, практически-созерцательное отношение человека к миру и Первоначалу), свободно ориентироваться в этом проблемном поле, понимая способ постановки задач в его пределах и их разрешения, усвоить категориальный аппарат арабо-мусульманской философии; понимать влияние ранней арабо-мусульманской философии на становление исламской доктринальной мысли, значение антимутазилитской полемики для становления исламского вероучения; знать основные этапы развития каждой из школ и направлений арабо-мусульманской философии, основные фигуры и тексты; понимать значение проблематики, задававшей парадигму философствования в классическую эпоху, для эволюции философии в постклассический период; знать основные интеллектуальные и философские течения рубежа XIX-XX вв. (реформаторство, возрожденчество), а также постколониального периода (отношение к классическому наследию и определение путей эволюции исламских обществ), знать основные направления современной арабской философии, возникшие под влиянием западной философии; уметь самостоятельно работать с первоисточниками по арабо-мусульманской философии, отличать философские тексты и проблемы от нефилософских, самостоятельно вычленять философскую проблематику в первоисточниках, сравнивать постановку и решение философских проблем различными мыслителями и аргументированно доказывать свою точку зрения; быть ознакомленными с ролью и местом арабо-мусульманской философии в ряду других философских традиций, с влиянием классической арабо-мусульманской философии на философию и мировоззрение Запада, с местом арабо-мусульманской философии в системе классической арабо-мусульманской культуры. Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами историко-философской исламоведческой компетенции. Понятие «компетенция» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей студента и определяется как способность решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в повседневной жизни, благодаря освоению учебного курса «Арабо-мусульманская философия». Выделяются следующие аспекты такой интегративной компетенции:
Содержание дисциплины:Тема 1. Арабский язык и арабо-мусульманская философия. Тема 2. Авторитетные тексты ислама, исламская доктрина и их значение для формирования и развития философии. Тема 3. Ранние идейные течения в исламе, предшествовавшие возникновению философии. Тема 4. Понятие арабо-мусульманской философии и этапы ее развития. Тема 5. Общая характеристика мутазилизма. Тема 6. Онтология мутазилитов. Тема 7. Проблематика интерпретации божественных атрибутов. Тема 8. Атомизм мутазилитов (время, пространство, вещество). Тема 9. Причинность, теория действия и этика мутазилитов. Тема 10. Общая характеристика фальсафы. Ал-Кинди – «Философ арабов». Тема 11. Ал-Фараби — «Второй учитель». Тема 12. Ибн Сина — «Шейх и глава». Тема 13. Ибн Туфайл и судьба авиценновского наследия в Магрибе. Тема 14. Ибн Рушд и аверроизм. Тема 15. Этическая мысль в фальсафе. Тема 16. Исмаилизм как философское течение. Тема 17. Ранний ишракизм: философская система ас-Сухраварди. Тема 18. Суфизм: этапы формирования и основные идеи. Тема 19. Философский суфизм. Ибн Араби и вахдат ал-вуджуд. Тема 20. Философия Ибн Халдуна. Тема 21. Постклассическая философия. Тема 22. Современная арабская философия. Содержание тем дисциплины |
Рабочая программа дисциплины философия степень выпускника бакалавр... ... | ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Философия» ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «философия» по направлению подготовки... Дзема А. И. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 38 с | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 5 рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Институализация... Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма | Рабочая программа учебной дисциплины «Человек в философии и культуре» для специальностей Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления "Философия" специальности "Философия".... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» Умк по дисциплине «философия» для студентов 2 курса по специальности: 070601. 65 «Дизайн» специализация Графический дизайн соответствует... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Автор-составитель... Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,... | ||
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Философия» Составитель: В. А. Юрьев – преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин сф рпа минюста России | Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного... | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Философия» Цели освоения учебной дисциплины Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Философия права направление 030100. 68 «Философия» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта двфу, утвержденного приказом ректора от 04.... | ||
Философия Составитель: Курдин А. Г. Философия -lля всех специальностей... Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки) | Рабочей программы учебной дисциплины философия права по подготовке... Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы продемонстрировать, как в истории философско-правовой мысли, в борьбе различных воззрений... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Философия Цель дисциплины состоит в обеспечении овладения студентами основами философских знаний | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «История» Аннотация... Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая теория (микро-, макроэкономика, мировая экономика)» |