Скачать 69.32 Kb.
|
Курленко Галина Петровна учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 21», г.Ковров, Владимирская обл. План-конспект урока литературы в 11 классе ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО …Тогда откуда бы взялась В душе, вовек неомраченной, Та жизни выстраданной сласть, Та вера, воля, страсть и власть, Что стоит мук и смерти черной. А.Твардовский. «Не знаю, как бы я любил…» Цель урока. Познакомить учащихся с особенностями философской лирики Твардовского. Задачи:
Оснащение урока:
Домашнее задание: 1. Прочитать стихотворения А.Т.Твардовского «Дробится рваный цоколь монумента…», « - Ты откуда эту песню…» и стихотворения А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Телега жизни». Устно сопоставить их. 2. Индивидуальное задание – чтение наизусть стихотворение Твардовского «Не знаю, как бы я любил…» ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя о теме урока, о А.Т.Твардовском-лирике. (Известный прежде всего как создатель поэм «Василий Теркин», «Страна Муравия», «По праву памяти» и стихов военной тематики, он является автором и философской лирики, в лучших образцах которой можно увидеть не только традиции великих предшественников, в частности А.С.Пушкина, но и новые веяния, новые подходы к интерпретации философских вопросов.) II. Чтение учеником наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Не знаю, как бы я любил…» (Индивидуальное домашнее задание.) Не знаю, как бы я любил Весь этот мир, бегущий мимо, Когда б не убыль прежних сил, Не счет годов необратимый. Не знаю, как горел бы жар Моей привязанности кровной, Когда бы я не подлежал, Как все, отставке безусловной. Тогда откуда бы взялась Та жизни выстраданной сласть, Та вера, воля, страсть и власть, Что стоит мук и смерти черной? 1957 г. III. Фронтальная беседа на выявление понимания, на восприятие стихотворения. Работа с текстом. - Как вы думаете, в каком возрасте написал Твардовский это стихотворение? (В зрелые годы или даже на склоне лет. На это указывают строки «Когда б не убыль прежних сил, //Не счет годов необратимый». А дата указывает на точные сведения – в 47 лет, за 14 лет до смерти.) - Найдите основной принцип этого стихотворения среди предложенных ниже: а. построено на осмыслении одного художественного образа; б. в основе стихотворения – переплетение и последовательное развитие двух художественных образов; в. основа стихотворения – лирическое рассуждение автора. (Это, бесспорно, лирическое рассуждение автора.) - Какова тема рассуждений поэта? (Философские размышления о восприятии жизни на склоне лет.) - Обратите внимание на то, что автор не дает стихотворению название. Вспомните философское стихотворение А.С.Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Попробуйте подобрать к стихотворению Твардовского нечто подобное. («Стихи, сочиненные во время многодневного путешествия на поезде», «Стихи, сочиненные в канун юбилея», «Стихи, сочиненные в минуту, когда пора «остановиться, оглянуться» и пр.) - Назовите ключевые слова и выражения в каждой строфе, определите ее микротему. (1. – «Как бы любил», «бегущий мимо». Интерес к жизни, только усиливающийся с годами. 2. – «Привязанность кровная», «безусловная отставка». Привязанность к родному делу, усиливающаяся с приближением ухода «на покой». 3. – «Душа», «жизни сласть», «стоит мук и смерти черной». Цена и смысл жизни поэта.) - Сопоставьте три строфы по способу выражения мыслей автора. (Первые две заключают в себе некие сомнения, даже неуверенность лирического героя в степени проявления в нем самом интереса к жизни и творчеству, если б не его возраст. Оба катрена – сложноподчиненные предложения с придаточными условными. Они соединены и синтаксическим параллелизмом первых строк. Эта анафора помогает ощутить оба четверостишия как смысловую градацию, как «подход» к основным строкам – к последнему катрену. В нем автор явно противопоставляет «внешнее» старение и «внутреннюю» молодость. Он называет то, чем живет его душа, – это «вера, воля, страсть и власть», власть поэта над сердцами людей.) - Вспомните строки из стихотворения А.С.Пушкина «Пророк», где он выводит формулу смысла жизни поэта-пророка. Есть ли отголосок этой мысли у Твардовского? («Глаголом жги сердца людей». Твардовский, судя по стихотворению, явно испытал силу своего поэтического слова, силу его воздействия на людей.) - Какое настроение в стихотворении доминирует – жизнеутверждающее или пессимистическое? (Сначала идет «борьба» пессимизма и оптимизма, но в финальных строках жизнеутверждающая философия берет верх: и к концу жизни поэт испытывает радость от полноты существования, от значимости своего творчества. Эта особенность стихотворения сближает его с оптимистическим мироощущением А.С.Пушкина.) IV. Работа в группах. Сопоставление стихотворений по вопросам на карточках. (А.С.Пушкин «Телега жизни» - А.Т.Твардовский «- Ты откуда эту песню…»; А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - А.Т.Твардовский «Дробится рваный цоколь монумента…») Вопросы на карточке №1 для анализа стихотворений. А.С.Пушкин «Телега жизни» и А.Т.Твардовский « - Ты откуда эту песню…»
Вопросы на карточке №2 для анализа стихотворений. А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и А.Т.Твардовский «Дробится рваный цоколь монумента…».
VI. Подведение итогов сопоставления. - Что мы можем сказать об особенностях философской лирики Твардовского? В чем заключается следование традициям русской поэзии и в чем проявляется ее новаторство? (Обсуждаем, затем записываем: В прочитанных на уроке стихотворениях мы открыли для себя нового Твардовского – поэта-философа. Он явно следует традициям русской классики в обращении к вопросам бытия. Его интересуют моменты жизни и смерти, ценности и смысла жизни, желание постоянной полноты существования. В то же время Твардовский экспериментирует с формой и содержанием: так, например, он вводит философские мотивы в стихотворение с фольклорной стилистикой, переплетает всеобщее и личное, всеобщее и социально-нравственное. Его философская лирика серьезна и «многослойна».) VII. Подведение итогов урока. Оценки за работу в группах, за участие в обсуждении темы. VIII. Домашнее задание (на выбор). Выучить наизусть и устно проинтерпретировать стихотворение А.Твардовского «Как глубоко ни вбиты сваи…» или его письменный анализ. |
Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские... План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект занятия объединения «юный журналист» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Методика преподавания журналистики в высшей школе план лекционных... План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Литература 6 класс пояснительная записка План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Конкурс «Учитель года 2007» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины... План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века» | ||
План-конспект урока литературы Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно... | Конспект нод по реализации образовательной области Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | ||
План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... |