План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч)





Скачать 42.96 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч)
Дата публикации14.10.2013
Размер42.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
МБОУ лицей №1 п.Нахабино

План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч)


учителя Котовой О.А.

Тема урока: «Сюжетно-художественное содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».



Цель урока: методом анализа художественного содержания сказки научить видеть нравственный урок автора: осуждение паразитизма генералов и покор –ности мужика. Противопоставление неумению господ работать сметливость и трудолюбие мужика.
Теория литературы: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск, гипербола, несоответствие, аллегория.
Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания: сказочное и реальное в сказке «Повесть о том, как…»

    Реальное

    Сказочное

    Генералы,

    регистратура,

    пенсия

    Сказочные формулы: по щучьему веленью, ни в сказке сказать, ни пером описать, там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало;

    зачин, фантастика (необитаемый остров)

  2. Учитель:

Вы прочитали сказку до конца. Давайте поразмышляем над ее содержанием.

  • Какова история жизни генералов, их образование, работа?

  • Почему генералы попадают на необитаемый остров?

(генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьезны, и за это неожиданно для себя наказаны)

  • Почему заплакали генералы? В чем нелепость их вида?

Почему у каждого орден на шее?

  • Какая книга, вышедшая в свет за полтора столетия до

появления сказки, тоже рассказывает о судьбе человека,

попавшего на необитаемый остров?

(роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

  • Чем отличаются герои этих произведений? ( И там, и там борьба за выживание, но поведение героев различно: Робинзон с честью выдерживает все испытания, а генералы чуть не погибают)

- Расскажите о блужданиях генералов в поисках сторон света и еды. Найдите этот отрывок в тексте.

  • Каков стиль речи в этом отрывке?

(Перемешаны стили речи: «ваше превосходительство» – и просторечные слова: «ежели, теперича» – неуместные в высоком стиле. Создается несоответствие положения генералов и их речи, кроме того, используются канцелярские обороты, есть даже целый циркуляр: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север…». Нелепые выражения (искать севера, перепробовали все стороны света) создают языковый винегрет, который использует Салтыков-Щедрин с сатирической целью: разоблачить глупость, невежество, тупость героев).

Ироническое повествование сознательно ведется автором в неторопливой манере, чтобы затем резче обозначить неожиданность попытки генералов съесть друг друга.

  • Что такое ирония?

  • С какой целью отправились генералы в путешествие по острову?

  • Какими приемами здесь пользуется автор, чтобы показать их полное бессилие? (аллегория – не может генерал сорвать себе яблоко; гипербола – изобилие «продуктов»)

  • В чем особенность текстов в газете, найденной генералами?

Чтение сцены «озверения» генералов.

Известно, что автор перепробовал несколько вариантов этой сцены: в одном генерал откусывал у другого палец, в другом – ухо и, наконец, орден.

  • Как вы думаете, почему сатирик остановился на последнем варианте? (предельное увеличение, доведенное до абсурда – орден воспринимается генералами как часть тела, что максимально раскрывает сатирический смысл сцены)

  • Что такое сатира?

  • Каким приемом здесь пользуется автор?

  • Дайте определение гротеска. (Средство художественного изображения, в основе которого максимально возможное преувеличение и заострение, нарушающее границы правдоподобия)

  • Какое вдохновение озарило генералов, когда им уже не на что было надеяться?

Зачитайте этот момент по ролям.

- Как называется момент наивысшего напряжения в развитии сюжета? (кульминация)

- Можно считать появление мужика кульминационным моментом в «Повести…» ?

- Чем отличается от генералов мужик? (в отличие от генералов, мужик спокоен - он отдыхает от трудов. Но даже его отдых воспринимается генералами как вина, негодованию генералов нет предела. Усиливая эффект,

Салтыков-Щедрин как бы переходит на сторону генералов, которые набрасываются на мужика с обвинениями в том, что они бедствуют)

  • Какие слова автора заставляют нас рассмеяться? («самым нахальным образом уклонялся от работы»)

  • Почему, несмотря на изобилие пищи на острове, мужик взял себе одно яблоко, да и то кислое? Почему, наготовив множество блюд, не наелся сам, а дожидался, когда генералам придет на мысль: « А не дать ли тунеядцу частицу?» (неумение постоять за свои права, рабская психология)

  • В чем смысл момента повести, когда мужик сам себе свил веревку, которой его привязали на ночь генералы? ( нет чувства собственного достоинства)

  • В чем уверяет генералов рабская покорность мужика?Ответьте словами из текста («Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь»).

Перескажите, чем закончилась сказка.

Развязка сказки выдержана в фольклорной манере. Герой награжден за добрые дела. Традиция соблюдена формально, но сколько здесь сарказма!

- Что такое сарказм? (злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии)

  • По отношению к кому из героев автор использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру?

  • Можно ли иронию автора по отношению к мужику назвать «горькой»? Почему?

- Как вы считаете, что роднит два произведения: «Повесть о том, как…» Салтыкова-Щедрина и сказ Лескова «Левша»? (С одной стороны, гордость авторов за русский народ, обладающий смекалкой, талантом, с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия)

  1. Итак, сегодня мы познакомились со сказкой С.-Щ. «Повесть о том, …».

  • Какова главная мысль сказки? (Обличение паразитизма генералов, развенчание рабской покорности народа. Мастерство мужика, покорно принимающего рюмку водки да пятак серебра от того, кого он кормит, не радует писателя)

  • Можно ли назвать эту сказку нравственным уроком и господам, и народу?




  1. Подведение итогов работы на уроке: оценить ответы учащихся, активную работу на уроке, знание текста, выразительность чтения.


Домашнее задание: прочесть сказку «Дикий помещик», подумать над вопросом: каков нравственный урок в этой сказке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока по литературе в 7 классе (2ч) iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск