Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение»





НазваниеБанк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение»
страница1/6
Дата публикации02.08.2013
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия»

1: «Философия как наука и мировоззрение».
Цель: Представить философское знание как один из типов мировоззрения и как науку.

Задачи:

Определить происхождение и сущность философии.

Дать характеристику основным историческим типам мировоззрения.

Охарактеризовать специфику и структуру философского знания.

Выявить предмет и методы философии.

Определить сущность и структуру мировоззрения.

Обсудить место философии в системе духовной культуры человечества и роль в формировании современного специалиста.
Вопросы для обсуждения:

  1. Исторические типы мировоззрения. Происхождение философии.

  2. Миф, религия, философия как попытки целостного представления окружающего мира. Философия как мировоззренческая система.

  3. Философия как наука, её предмет структура и функции.

  4. Специфика философского знания, методы философии.

  5. Основной вопрос философии, его освещение в различных философских школах.

6. Мировоззрение человека, его сущность и структура.

7. Место философии в системе духовной культуры человечества и роль в

формировании современного специалиста.

В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

  1. Философия как наука и мировоззрение, её роль в формировании личности

современного специалиста.

  1. Две стороны основного вопроса философии, специфика их представления в

разные исторические эпохи.
Задания для самостоятельной работы:

  1. Отработать материал лекций по теме 1.

  2. Решить тестовые задания раздела № 1.

  3. Ознакомиться с планом семинарского занятия.

  4. Изучить рекомендованную учебную литературу.

  5. Подготовить научное сообщение.


Источники: обязательные 1-7

дополнительные 8,13,21,24,31,113,120,132
2: «Исторические типы философии. Античная философия».

Цель: Проанализировать историю возникновения и основные идеи различных

философских школ в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции, Рима.

Задачи:

Представить периодизацию развития мировой философской мысли.

Рассмотреть основные философские системы Древнего Китая и Древней Индии

Обсудить историю возникновения и основные идеи различных философских школ античности.

Проанализировать и критически оценить взгляды некоторых античных философов различных философских школ.
Вопросы для обсуждения:

  1. Периодизация развития мировой философской мысли.

  2. Древнеиндийские философские школы, их характеристика.

  3. Формирование буддизма, его основные идеи.

  4. Первые школы древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм.

  5. Основные идеи и характерные черты античной философии.

  6. Этический рационализм Сократа.

  7. Философия Платона.

  8. Философия Аристотеля.

  9. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм о проблемах человека и общества.

  10. Специфика философии Древнего Рима.


В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

  1. Современное прочтение и влияние философских идей Древней Индии и Древнего Китая.

  2. Периодизация античной философии, характеристика периодов, философов, идей.

  3. Философы классического периода античной философии, их мысли, обогатившие мировую философию.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Отработать материал лекции по теме 2.

  2. Решить тестовые задания разделов № 2.1, 2.2, 2.3.

  3. Ознакомиться с планом семинарского занятия.

  4. Изучить рекомендованную учебную литературу.

  5. Подготовить научные сообщения.

Практикум: 25,30-33,41-57

Источники: обязательные 1-7

дополнительные 11,12,18,19,22,48,82,89,97,104,107,111,112

Индивидуальное контрольное собеседование по темам № 3-4: «История философии».

Цель: Провести промежуточный анализ степени усвоения студентами раздела курса

«История философии» и при необходимости разъяснить слабо усвоенные

вопросы.

Задачи:

Разобраться в специфике средневековой философии.

Определить характерные черты философии Возрождения и Реформации.

Проанализировать содержание основных философских концепций Нового времени и Просвещения.

Обсудить важнейшие идеи Немецкой классической философии и вклад И.Канта и Г.Гегеля в развитие мировой философской мысли.

Рассмотреть основные философские идеи марксизма.

Определить содержание основных концепций современной западной философии.

Обсудить характерные черты русской философии, идеи и взгляды русских философов различных эпох.

Вопросы для собеседования:


  1. Основные идеи и характерные черты средневековой философии.

  2. Теоцентризм и расцвет схоластики в творчестве Ф.Аквинского.

  3. Антропоцентризм и гуманизм как основа философии эпохи Возрождения.

  4. Сущность и основные идеи Реформации.

  5. Философия Нового времени: главные представители, их вклад в развитие философии.

  6. Социоцентризм философии Просвещения: основные философские идеи и их носители.

  7. Немецкая классическая философия: характерные черты, основные представители.

  8. Философия И.Канта о природе, обществе и познании.

  9. Диалектика и важнейшие философские идеи Г.Гегеля их влияние на развитие мировой философской мысли.

  10. Позитивистская традиция в Х1Х веке: О.Конт, Г.Спенсер.

  11. К. Маркс, Ф. Энгельс о развитии природы и общества.

  12. Современная зарубежная философия: главные течения, основные представители.

  13. Зарождение русской философской мысли в рамках православной традиции.

  14. Основные этапы развития и характерные черты русской философии.

  15. Русская философия XIX-XX вв: основные направления, важнейшие представители.


Задания для самостоятельной работы:

студенты должны изучить лекционный материал по теме № 3 и рекомендованную литературу. Решить тестовые задания раздела № 2. Продумать порядок ответов на предложенные в плане собеседования вопросы, составить краткий план ответов, дополнив при необходимости лекционный материал.

Практикум: 63-66,85-111,118-123,136-154

Источники: обязательные 1-7

дополнительные 8,11,12,18,19,22,28,40,48,53,54,74,82,89,102,104, 106,107,108,111,112,

115,116,123,131

4 : «Человек, его бытие и возможности познания мира».

Цель: Уяснить сущность онтологии, философской антропологии и гносеологии.

Задачи:

Определить философский смысл и основные формы бытия.

Рассмотреть философское понятие материи и её атрибуты.

Проанализировать основные законы диалектики и философские категории.

Разобрать важнейшие философские концепции о природе и сущности человека, смысле его существования.

Определить сущность и содержание процесса познания.

Выявить познавательные возможности человека и специфику проявления его сознания.
Вопросы для обсуждения:

  1. Философский смысл и основные формы бытия.

  2. Материя и её основные атрибуты – движение, пространство, время.

  3. Основные законы диалектики и философские категории.

  4. Важнейшие философские концепции, определяющие сущность человека.

  5. Человек, индивид, личность – особенности понимания и проявления.

  6. Смысл и назначение человеческого бытия.

  7. Сознание человека, его сущность и функции в процессе познания.

  8. Содержание процесса познания.

  9. Проблема истинны в процессе познания.

  10. Практика, её роль в жизни человека.


В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

1. Проблема бытия в истории философии.

2.Человек как центральная проблема современной философской мысли.

3. Место и роль познания в практической деятельности человека.

Задания для самостоятельной работы:

1) Отработать материал лекции по темам 3-6.

2) Решить тестовые задания раздела № 3.

3) Ознакомиться с планом семинарского занятия.

4) Изучить рекомендованную учебную литературу.

5) Подготовить научное сообщение.
Практикум: 155,159-161,174-185,186,195-206,222-238,239,247-252,269-285

Источники: обязательные 1-7

дополнительные 8,9,13,21,24,25,27,28,30,35,37,38,44,46,47,50,52,55,57,59,63,65,67,68,70,71,

72,79,80,81, 83,84,85,88,90,95,100,103,109,117,118,120,132
5 : «Социальная философия и перспективы развития человечества».

Цель: Обсудить важнейшие подходы философии истории к развитию общества,

рассмотреть глобальные проблемы, стоящие перед обществом и существующие

современные сценарии их разрешения.

Задачи:

Определить специфику философского осмысления общественной жизни.

Проанализировать развитие общества как естественно-исторический процесс.

Выявить происхождение и сущность глобальных проблем человечества и путей их разрешения.

Обсудить проблемы и перспективы развития современной цивилизации.

Вопросы для обсуждения:


  1. Место социальной философии в системе научного знания, её сущность и содержание.

  2. Развитие общества как исторический процесс, основные концепции общественного развития в философии истории.

  3. Общество и природа. Проблема демографии и экологии в современном мире.

  4. Научно-техническая революция ХХ в., ее сущность, проявление и социальные последствия.

  5. Происхождение и сущность современных глобальных проблем.

  6. Глобальные проблемы человечества, возможные сценарии их разрешения.

  7. Философия и футурология: возможности предсказания будущего.

  8. Проблемы и перспективы развития современной цивилизации.


В ходе занятия заслушивание и обсуждение научных сообщений:

1. Особенности философского осмысления общественной жизни.

2. Основные концепции философии истории о путях развития человечества.

3. Предсказание будущего: миф или реальность.

Задания для самостоятельной работы:

1) Отработать материал лекции по темам 8-9.

2) Решить тестовые задания раздела № 4.

2) Ознакомиться с планом семинарского занятия.

3) Изучить рекомендованную учебную литературу.

4) Подготовить научное сообщение.
Практикум: 286,291-294,315-328,329,335-338,345-358

Источники: обязательные 1-7

дополнительные 8,13,15,17,25,28,36,46,47,50,54,63,65,68,77,80,83,86,88,89,91,94,97,102,

104,110,118,121, 123,125126,128

Практикум для СРС
Раздел I. Философия, её генезис, специфика и место в жизни человека и общества.

Тема 1. Философия как мировоззренческая система и наука, её происхождение, предмет и структура.

Практическое задание:

1. Подготовить краткий реферат или научное сообщение на семинаре по одной из предложенных тем:

1. Предназначение и смысл философии.

2. Мифология и философия.

3. Философия и религия.

4. Философия и искусство.

5. Философия и наука.

6. Диалектика и метафизика.

7. Синергетика и философия: проблемы взаимоотношения.
Задачи:

2. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю? Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20 минут.

Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.

3. Рассудите:

А) Для Сократа добро совпадает с знанием, и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;

Б) Кант утверждал нечто обратное: «Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».

Дайте развернутый ответ.

4. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»? — Прокомментируйте.

5. В 1508 г. Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? — Дайте развернутый ответ.
6. Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий». — Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.

7. Существует ли мир сам по себе, от века, или он создан и управляется богом? — Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

8. Чего в мире больше: порядка или беспорядка? — Дайте развернутый ответ.

Тестовые задания:

9. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости.

10. Философские решения не могут быть:

а) гипотетическими;

б) окончательными;

в) неоднозначными;

г) сложными.

11. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума.

12. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

а) Что я могу знать?

б) Что я должен делать?

в) Что есть моя конечная цель?

г) На что я могу надеяться?

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

в) мировоззрение;

г) мироощущение.

14. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем — это:

а) методика;

б) метод;

в) методология;

г) механизм.
15. Под философией понимают …

а) систему религиозных учений о мире и человеке

б) совокупность нравственных учений и норм

в) жизненную мудрость

г) систему теоретических воззрений на мир и место в нем человека
16. Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют…

а) концепцию

б) мировоззрение

в) картину мира

г) теорию

17. _____ представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром.

а) Религия

б) Искусство

в) Право

г) Философия
18. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития?» относятся к…

а) гносеологии

б) социальной философии

в) философской антропологии

г) онтологии
19. Помогая человеку понять свое место в природе и обществе, философия выполняет ________ функцию.

а) гуманистическую

б) аксиологическую

в) прогностическую

г) методологическую
20. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет ______________ функцию.

а) эвристическую

б) критическую

в) информационную

г) практическую
21. Роль философии в научном познании связана с …

а) уточнением абстрактных понятий

б) разработкой умозрительных схем

в) утверждением альтернативного способа мировосприятия

г) разработкой методологии познания
22. По мнению Платона, философия служит…

а) практическому преобразованию мира

б) рациональному познанию Бога

в) познанию вечного бытия

г) установлению законов природы
23. Философия, выступая в качестве науки, опирается на …

а) рациональное осмысление действительности

б) личный мистический опыт

в) положения Священного Писания

г) чувственно-эмоциональное восприятие  действительности
24. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как...

а) дуализм

б) гуманизм

в) объективный идеализм

г) субъективный идеализм

Раздел II. История философии.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconРеферат по теме «Предмет философии. Философия и мировоззрение. Философия...
Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Философия и наука, рели­гия, искусство, мировоззрение. Философия как автономный способ бы­тийного самоопределения человека (общества)...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconТемы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука и техника
Последние научные достижения. + Технические усовершенствования. + «Безумные» идеи. + Альтернативная наука + Нетрадиционная наука...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconРепрезентация проблемы национального самосознания в русской классической...
План: Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология,...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconРабочая программа учебной дисциплины «Философия»
Аннотация. В основу учебно-методического комплекса по дисциплине «Философия» положены требования Государственного образовательного...
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconРефератЫ: Миф как синкретическая форма общественного сознания
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа)
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconРефератЫ: Миф как синкретическая форма общественного сознания
«Предмет философии, ее структура, функции и генезис. Философия и мировоззрение» (2 часа)
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconМагистерская программа: Уравнения в частных производных Аннотация...
Философия и наука. Наукакаксоциокультурный феномен. Методы науки и их роль в познании
Банк контрольных заданий по учебной дисциплине «Философия» №1: «Философия как наука и мировоззрение» iconКурс; клиническая психология (2013/14 уч г.) П л а нсеминарского...
Понятие философии. Знание и мудрость. Проблема самоопределения философии. Предмет философии. Специфика философского знания. Философия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск