Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5





Скачать 131.63 Kb.
НазваниеКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5
Дата публикации03.07.2013
Размер131.63 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет философии и политологии
Утверждаю

Декан факультета

_______________ Ю.Н.СОЛОНИН
Рассмотрено и рекомендовано:
1. На заседании кафедры

онтологии и теории познания

Протокол № ___ от_________

Заведующий кафедрой

_______________ Б.И.ЛИПСКИЙ
2. На заседании методической комиссии

философского факультета

Протокол №____ от_________

Председатель методической комиссии

_______________ В.М.ДИАНОВА


Программа учебной дисциплины
ДС.Р - «ЦЕННОСТЬ И ИСТИНА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ»

Специальность (направление) – 030101.2
Автор (составитель):

Профессор, докт.филос.наук Г.П.ВЫЖЛЕЦОВ
Рецензент:

Профессор, докт.филос.наук Ю.М.ШИЛКОВ

Санкт-Петербург

2007

- 2 –
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Оглавление с.2

2. I. Организационно-методический раздел с.3

I..1. Цель курса с.3

I..2. Задачи курса с.3

I..3 Целевая аудитория курса с.3

I..4 .Место курса в профессиональной подготовке выпускника с.3

I. 5. Требования к уровню усвоения дисциплины c.3
3. П. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного

и итогового контроля с.4

П.1 Объем дисциплины и виды учебной работы. с.4

П.2 Изучение дисциплины по семестрам с.4

П.3. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля с.4
4. III. Содержание дисциплины с.4

Ш.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий с.4

Ш.2. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с.5

Ш.2.1. Критерии оценки письменной контрольной работы с.5

Ш.3 Примерные темы рефератов с.5

Ш.4 Перечень вопросов к зачету с.6

Ш.5. Методические указания с.6
5. IV. Учебно-методическое обеспечение курса с.7

IV.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ,

диафильмов, слайдов кино и видео-фильмов с.7

IV.2. Активные методы обучения с.7

IV.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с.7

IV.4. Литература с.7

IV.4.1. Основная литература с.7

IV.4.2. Дополнительная литература с.8

IV.5. Формы контроля с.8

- 3 -


I. Организационно-методический раздел
I.1. Цель курса

Усвоение студентами содержания и внутренней взаимосвязи ключевых аксиологических и гносеологических понятий, их места и роли в структуре и развитии философского знания. Углубление навыков самостоятельного философского мышления.
I.2. Задачи курса
Дать студентам современные знания об особенностях познавательной и оценочной функций человеческого сознания, о ценностных аспектах классической, неклассической и постнекласической науки, её места и роли в содержании и развитии культуры.

Привить навыки профессиональной работы со специальной литературой и соответствующим информативным материалом.

Сформировать углублённые философско-теоретические представления:

- о природе и критериях истинного знания, многообразия форм и многозначности понятия истины;

- о специфике и структуре категорий оценки и ценности как ядра и внутренней основы культуры;

- о содержании и особенностях взаимоотношения понятий идеального и духовного во взаимодействии категорий ценности и истины.
I.3. Целевая аудитория курса

Целевой аудиторией курса служат студенты-выпускники дневного и вечернего отделений, специализирующиеся по кафедре онтологии и теории познания (специальность – 030101.2), поскольку данный курс является своего рода итоговым в их общей и специальной подготовке.
I.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Данный курс дополняет и углубляет специальные знания, полученные при изучении других философских дисциплин. Способствует формированию и систематизации философского мировоззрения выпускника и его общекультурной подготовки в целом.

I.5. Требования к уровню усвоения дисциплины СД.Р – «Ценность и истина в философии и науке»
- знать содержание тем и ключевых проблем спецкурса «Ценность и истина в философии и науке», основных аксиологических и гносеологических концепций, их взаимосвязи;

- иметь достаточно полное представление об использовании исходных понятий аксиологии и гносеологии в других разделах философского, социогуманитарного и естественнонаучного знания;

- приобрести навыки самостоятельного анализа и оценки места и роли аксиологических и гносеологических концепций в развитии философии, науки и культуры в целом;

- 4-
-оперировать понятиями современной методологии исследования аксиологической и гносеологической проблематики;
- уметь ориентироваться в проблемах содержания и специфики духовных ценностей и феноменов духовности на стыке аксиологии и гносеологии.
П. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля


П.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Всего аудиторных занятий – 36 часов

Самостоятельная работа студента – 36 часов

Итого (трудоемкость дисциплины) – 72 часа
II.2. Изучение дисциплины по семестрам:

Для студентов вечернего отделения 9 семестр: лекции – 36 часов;

Для студентов дневного отделения 10 семестр: лекции – 36 часов

П.3. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Контрольная работа, промежуточная аттестация, зачет
III. Содержание дисциплины
Ш.1. Темы спецкурса, их краткое содержание и виды занятий
Введение (лекция – 2 часа). Понятие аксиологии, основные этапы её формирования, в том числе в рамках гносеологии. Место и роль аксиологии в системе философского знания.

Тема 1. Познание и оценка (лекция - 8 часов)

Генезис познавательно-оценочной функции сознания. Познание и оценка как виды субъектно-объектных отношений. Процесс познания и оценочное отношение. Проблема верификации познавательных и оценочных суждений, аналитических и синтетических предложений (Б.Рассел). Структура и типология оценок. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление. Специфика оценок на индивидуальном и социальном уровнях. Виды и формы познания. Познание и знание. Оценка – поступок – поведение. Познание – оценка – практика. Познание и оценка как посредники между теорией и практикой, повседневностью и культурой.
Тема 2. Ценность как ядро культуры (лекция – 10 часов)

Эволюция понятия «ценность» в философии и науке. Ценность и полезность. Ценность как значимость. Материальные и идеальные носители ценностей и их свойства. Познание и оценка в содержании и структуре ценности. Ценности-цели и ценности-средства. Ценность как должное и ценность как идеал. Ценность и отчуждение. Нормативно-регулирующая функция ценностей. Межсубъектный характер ценностных отношений. Специфика ценностных суждений и проблема их верификации. Содержание, структура и основные свойства ценности. Ценность как внутренняя основа и ядро культуры. Иерархия ценностей и уровни культуры. Ценностно-ориентационная деятельность в науке и культуре.

- 5 -
Тема 3. Проблема истины (лекция – 8 часов)

Проблема истины в истории философии. Многозначность понятия истины. Истинностное отношение. Прямая, косвенная и символическая истины (А.Н.Уайтхед).

Понятие истины в классической, неклассической и постнекласической науке. Теоретическая и «практическая» истины. Аподиктические (синтетические) суждения и метафорический язык науки. Проблема целостного знания. Научная истина и художественная правда. Искусство и истина. Наука и мораль. Истина, добро и красота: проблема единства мира и мировоззрения. Познание и оценка в постижении истины. Проблема критерия истины в науке и культуре.

Тема 4. Духовные ценности в науке и культуре (лекция – 8 часов)

Проблема идеального в философии и науке. Специфика и взаимосвязь понятий «идеальное» и «духовное». Сознание и дух, знание и вера. Идея, идеал, истина. Содержание и особенности духовных начал человеческого бытия и сознания. Сознание и бессознательное. Основные свойства и критерии духовности. Духовные ценности и духовная культура. Идеальное и духовное в ценности и истине. Ценность истины и истинность ценности. Истина как ценность. Ценность как истина духа. Дух и время: проблема бытия. Онтология, гносеология и аксиология в системе философского знания.
Ш.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Становление и развитие аксиологии в истории философского знания

2. Историческое развитие основных ценностных понятий и категорий

3. Проблема специфики и соотношения познания и оценки

4. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление

5. Научное и вненаучное познание в системе культуры

6. Понятие, содержание и структура ценности

7. Основные концепции ценности в современной аксиологии

8. Межсубъектная концепция ценности

9. Место и роль ценностей в содержании и структуре культуры

10. Проблема истины в истории философии

11. Проблема истинности оценочных и ценностных суждений

12. Проблема взаимосвязи ценности и истины

13. Идеальное и духовное: проблемы соотношения

14. Содержание и специфика духовных ценностей

15. Ценностно-ориентационная деятельность в науке и культуре

16. Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии в системе философского знания
Ш.2.1 Критерии оценки письменной контрольной работы

«Отлично» - исчерпывающее содержательное изложение ответа на поставленные вопросы, включая знание первоисточников и специальной литературы.

«Хорошо» - письменный ответ отражает основное содержание каждого вопроса при неполном использовании литературных источников, имеет отдельные неточности.

«Удовлетворительно» - содержание письменного ответа лишь в общих основных чертах отражает содержание вопросов, которое полностью не раскрыто, не показано достаточное знание первоисточников.

«Неудовлетворительно» - письменный ответ не раскрывает содержание вопросов, имеются содержательные ошибки, не показано знание литературных источников.
Ш.3. Примерные темы рефератов ( для студентов вечернего отделения)

- 6 -
1. Аксиология, её место и роль в системе философского знания

2. Познавательная и оценочная функции сознания

3. Научная и обыденная формы познания в системе культуры

4. Оценка как единство оценочного отношения и оценочного суждения

5. Основные концепции ценности в современной аксиологии

6. Межсубъектная и субъект-объектная концепции ценности: сравнительный анализ

7. Иерархия ценностей и уровни культуры

8. Проблемы соотношения ценности и истины.

9. Прогностическая функция ценностных ориентаций

10. Идеальное и духовное: проблемы соотношения

11. Ценность как ядро и внутренняя основа культуры

12. Духовные ценности и духовная культура
Ш.4. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

1. Аксиология как философская дисциплина.

2. Познание и оценка: специфика и проблема соотношения, их место и роль в науке и культуре

3. Многообразие форм познания. Наука в системе культуры.

4. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление.

5. Основные концепции ценности в современной аксиологии.

6. Понятие, специфика и структура ценности.

7. Межсубъектная концепция ценности.

8. Ценность как ядро культуры. Иерархия ценностей и уровни культуры.

9. Истина как философская категория. Многозначность понятия истины.

10. Основные концепции истины в философии и науке.

11. Проблема истинности оценочных и ценностных суждений.

12. Истина и ложь, ценность и отчуждение.

13. Ценность и истина, познание и оценка: проблема соотношения.

14. Ценностно-ориентационная деятельность в науке и культуре. Прогностическая функция ценностных ориентаций.

15. Проблема идеального. Идеальное и духовное: проблемы соотношения.

16. Духовные ценности: содержание и специфика. Основные критерии духовности.

17. Идеальное и духовное в истине и ценности.

18. Основные концепции духовности в современной философии.

19. Сознание и бессознательное.

20. Онтология, гносеология и аксиология: проблемы соотношения.
Ш.5. Методические указания
Актуальность обращения к данной тематике обусловлена фактическим отсутствием аксиололгической проблематики в учебной программе для студентов, обучающихся по специальности «философия» и специализирующихся по кафедре онтологии и теории познания. Данный спецкурс предполагает ликвидировать указанный пробел в подготовке специалиста-философа и дает студентам возможность освоить основы этого важнейшего, исторически изначального и приобретающего всё большую актуальность раздела философии. Программа спецкурса предусматривает поэтапное ознакомление с историей и логикой развития как основных ценностных понятий и категорий, так и формирования аксиологии в системе философского знания, её соотношения с онтологией и гносеологией.
- 7 -
IV. Учебно-методическое обеспечение курса

IV.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов, кино и видео-фильмов

Предполагается создание ридера с предусмотренным курсом обязательной и избранной дополнительной литературой на электронных носителях.
IV.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы чтения лекций с текстологическим анализом основных первоисточников, по которым предусмотрена самостоятельная подготовка студентов во внеаудитороное время.
IV.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля Стандартно оборудованные лекционные аудитории.

IV.4. Литература

IV. 4.1. Основная:

Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. – Новосибирск, 1987

Андрос Е.А. Истина как проблема познания и мировоззрения. – Киев, 1984

Бакурадзе О.М. Истина и ценность// Вопросы философии.- 1966.- №7

Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб.,1996

Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество.- М.,1982

Гусев С.С. Наука и метафора.- Л.,1984

Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов.- М.,1967

Дробницкий О.Г. Ценность// Философская энциклопедия.- М.,1970.- Т.5

Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.,1983

Ивин А.А. Аксиология.- М.,2006

Ильенков Э.В. Идеальное и идеал. Космология духа// Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.,1991

Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб.,1997

Калантар А.Л. Красота истины. Об эстетическом начале научного познания. – Ереван,1980

Классен Э.Г. Идеальное. Концепция К.Маркса.- Красноярск,1984

Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания.- Тбилиси,1987

Лапицкий В.В. Наука в системе культуры.- Псков,1994

Липский Б.И. Практическая природа истины.- Л.,1986

Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание.- М.,2001

Максимов А.Н. Философия ценностей. – М.,1997

Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении// Свободная мысль.- 1992.- №12

Микешина Л.А. Ценностные представления в структуре научного познания.- М.,1990

Наука и ценности. Проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания// Учёные записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда. Вып.XXVI/ Под ред. М.С.Кагана и Б.В.Маркова. – Л.,1990

Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Операционный аспект. – Свердловск,1986

Проблема ценности в философии/ Под ред.А.Г.Харчева и др.- М.;Л,1966

Сагатовский В.Н. Бытие идеального.- СПб.,2003

Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – М.,1996

- 8 -
Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. – Киев,1996

Ценностные аспекты развития науки/ Отв.ред.Н.С.Злобин, В.Ж.Келле.- М.,1990

Чудинов Э.М. Природа научной истины.- М.,1977
IV 4.2. Дополнительная:

Аксиологические проблемы научной и технической реальности.- СПб.,1998

Аналитическая философия: Избранные тексты.- М.,1993

Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи.- Калининград,1999

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки.- М.,1985

Гречаный В.В. Категория ценности (философский и лингво-семантический анализ).- СПб.,1993

Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.,1978

Зеличенко А.И. Психология духовности.- М.,1996

Ивин А.А. Основания логики оценок.- М.,1970

Игнатьева И.Ф. Проблема артефакта: онтология, эпистемология, аксиология. – Великий Новгород,2002

Какурин А.А. Теория духовности.- СПб.,1997

Косарева Л.М. Ценностные ориентации в развитии научного знания// Вопросы философии.- 1987.- №8

Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки.- 1991 - №12

Кузнецов Б.Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки.- М.,1975

Лосский Н.О. Ценность и бытие// Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.,1994

Лукьянов В.Г. Аксиологическая мысль в Петербурге: две парадигмы – возможен ли синтез? (аксиологические концепции М.С.Кагана и Г.П.Выжлецова)//Культурное пространство Петербурга: история и современность.- СПб.,2001

Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура.- М.,2002

Природа и дух: Мир философских проблем.- В 2-х кн.- Кн.1.- СПб.,1995

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М.,1998

Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.- М.,1989

Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии.- М.,1994

Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки.- СПб.,1993

Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – Л.,1988

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии.- М.,1990

Фуко М. Воля к истине.- М.,1996

Философия и ценностные формы сознания.- М.,1978

Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.- Тбилиси,1984

Швырёв В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность.- М.,2003

Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности.- СПб.,1992

IV.5. Формы контроля

Промежуточная аттестация по итогам посещаемости и участия в аудиторных занятиях, письменная контрольная работа и итоговый недифференцированный зачет в устной или письменной форме.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconКонтрольные вопросы по курсу для самостоятельной работы 16 Часть...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconОценка письменной работы конспекта воспитательного занятия (коллективного...
На слайде 4 знака вопроса разного цвета. Чтобы узнать какие профессии за знаком вопроса нужно отгадать загадки
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconТесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconМетодические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения
Апы выполнения курсовой и контрольной работы студентами очной и заочной форм обучения. Даны конкретные рекомендации по составлению...
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconМетодические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной...
...
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного обучения
Охватывают весь основной материал курса электротехники. Целью контрольной работы является окончательная проверка усвоения студентами...
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconФакультет логопедии утверждаю
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconРефератов по теме «История кикбоксинга»
Контрольные вопросы и практические задания для контроля самостоятельной работы студентов I курса
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconКонтрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconПриложение 2 Критерии оценки экспертом письменной работы педагога
Рекомендации по составлению письменного квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности «Учитель»
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика
Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые...
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с. 5 Ш критерии оценки письменной контрольной работы с. 5 iconРуководство к выполнению контрольной работы №1 по дисциплине «Синтаксис»
Синтаксис. Программа, вопросы экзамена, контрольные работы и руководство к их выполнению по дисциплине «Синтаксис современного русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск