Скачать 131.63 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Факультет философии и политологии Утверждаю Декан факультета _______________ Ю.Н.СОЛОНИН Рассмотрено и рекомендовано: 1. На заседании кафедры онтологии и теории познания Протокол № ___ от_________ Заведующий кафедрой _______________ Б.И.ЛИПСКИЙ 2. На заседании методической комиссии философского факультета Протокол №____ от_________ Председатель методической комиссии _______________ В.М.ДИАНОВА Программа учебной дисциплины ДС.Р - «ЦЕННОСТЬ И ИСТИНА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ» Специальность (направление) – 030101.2 Автор (составитель): Профессор, докт.филос.наук Г.П.ВЫЖЛЕЦОВ Рецензент: Профессор, докт.филос.наук Ю.М.ШИЛКОВ Санкт-Петербург 2007 - 2 – ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Оглавление с.2 2. I. Организационно-методический раздел с.3 I..1. Цель курса с.3 I..2. Задачи курса с.3 I..3 Целевая аудитория курса с.3 I..4 .Место курса в профессиональной подготовке выпускника с.3 I. 5. Требования к уровню усвоения дисциплины c.3 3. П. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля с.4 П.1 Объем дисциплины и виды учебной работы. с.4 П.2 Изучение дисциплины по семестрам с.4 П.3. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля с.4 4. III. Содержание дисциплины с.4 Ш.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий с.4 Ш.2. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов с.5 Ш.2.1. Критерии оценки письменной контрольной работы с.5 Ш.3 Примерные темы рефератов с.5 Ш.4 Перечень вопросов к зачету с.6 Ш.5. Методические указания с.6 5. IV. Учебно-методическое обеспечение курса с.7 IV.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов кино и видео-фильмов с.7 IV.2. Активные методы обучения с.7 IV.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с.7 IV.4. Литература с.7 IV.4.1. Основная литература с.7 IV.4.2. Дополнительная литература с.8 IV.5. Формы контроля с.8 - 3 - I. Организационно-методический раздел I.1. Цель курса Усвоение студентами содержания и внутренней взаимосвязи ключевых аксиологических и гносеологических понятий, их места и роли в структуре и развитии философского знания. Углубление навыков самостоятельного философского мышления. I.2. Задачи курса Дать студентам современные знания об особенностях познавательной и оценочной функций человеческого сознания, о ценностных аспектах классической, неклассической и постнекласической науки, её места и роли в содержании и развитии культуры. Привить навыки профессиональной работы со специальной литературой и соответствующим информативным материалом. Сформировать углублённые философско-теоретические представления: - о природе и критериях истинного знания, многообразия форм и многозначности понятия истины; - о специфике и структуре категорий оценки и ценности как ядра и внутренней основы культуры; - о содержании и особенностях взаимоотношения понятий идеального и духовного во взаимодействии категорий ценности и истины. I.3. Целевая аудитория курса Целевой аудиторией курса служат студенты-выпускники дневного и вечернего отделений, специализирующиеся по кафедре онтологии и теории познания (специальность – 030101.2), поскольку данный курс является своего рода итоговым в их общей и специальной подготовке. I.4. Место курса в профессиональной подготовке выпускника Данный курс дополняет и углубляет специальные знания, полученные при изучении других философских дисциплин. Способствует формированию и систематизации философского мировоззрения выпускника и его общекультурной подготовки в целом. I.5. Требования к уровню усвоения дисциплины СД.Р – «Ценность и истина в философии и науке» - знать содержание тем и ключевых проблем спецкурса «Ценность и истина в философии и науке», основных аксиологических и гносеологических концепций, их взаимосвязи; - иметь достаточно полное представление об использовании исходных понятий аксиологии и гносеологии в других разделах философского, социогуманитарного и естественнонаучного знания; - приобрести навыки самостоятельного анализа и оценки места и роли аксиологических и гносеологических концепций в развитии философии, науки и культуры в целом; - 4- -оперировать понятиями современной методологии исследования аксиологической и гносеологической проблематики; - уметь ориентироваться в проблемах содержания и специфики духовных ценностей и феноменов духовности на стыке аксиологии и гносеологии. П. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего, промежуточного и итогового контроля П.1 Объем дисциплины и виды учебной работы Всего аудиторных занятий – 36 часов Самостоятельная работа студента – 36 часов Итого (трудоемкость дисциплины) – 72 часа II.2. Изучение дисциплины по семестрам: Для студентов вечернего отделения 9 семестр: лекции – 36 часов; Для студентов дневного отделения 10 семестр: лекции – 36 часов П.3. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Контрольная работа, промежуточная аттестация, зачет III. Содержание дисциплины Ш.1. Темы спецкурса, их краткое содержание и виды занятий Введение (лекция – 2 часа). Понятие аксиологии, основные этапы её формирования, в том числе в рамках гносеологии. Место и роль аксиологии в системе философского знания. Тема 1. Познание и оценка (лекция - 8 часов) Генезис познавательно-оценочной функции сознания. Познание и оценка как виды субъектно-объектных отношений. Процесс познания и оценочное отношение. Проблема верификации познавательных и оценочных суждений, аналитических и синтетических предложений (Б.Рассел). Структура и типология оценок. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление. Специфика оценок на индивидуальном и социальном уровнях. Виды и формы познания. Познание и знание. Оценка – поступок – поведение. Познание – оценка – практика. Познание и оценка как посредники между теорией и практикой, повседневностью и культурой. Тема 2. Ценность как ядро культуры (лекция – 10 часов) Эволюция понятия «ценность» в философии и науке. Ценность и полезность. Ценность как значимость. Материальные и идеальные носители ценностей и их свойства. Познание и оценка в содержании и структуре ценности. Ценности-цели и ценности-средства. Ценность как должное и ценность как идеал. Ценность и отчуждение. Нормативно-регулирующая функция ценностей. Межсубъектный характер ценностных отношений. Специфика ценностных суждений и проблема их верификации. Содержание, структура и основные свойства ценности. Ценность как внутренняя основа и ядро культуры. Иерархия ценностей и уровни культуры. Ценностно-ориентационная деятельность в науке и культуре. - 5 - Тема 3. Проблема истины (лекция – 8 часов) Проблема истины в истории философии. Многозначность понятия истины. Истинностное отношение. Прямая, косвенная и символическая истины (А.Н.Уайтхед). Понятие истины в классической, неклассической и постнекласической науке. Теоретическая и «практическая» истины. Аподиктические (синтетические) суждения и метафорический язык науки. Проблема целостного знания. Научная истина и художественная правда. Искусство и истина. Наука и мораль. Истина, добро и красота: проблема единства мира и мировоззрения. Познание и оценка в постижении истины. Проблема критерия истины в науке и культуре. Тема 4. Духовные ценности в науке и культуре (лекция – 8 часов) Проблема идеального в философии и науке. Специфика и взаимосвязь понятий «идеальное» и «духовное». Сознание и дух, знание и вера. Идея, идеал, истина. Содержание и особенности духовных начал человеческого бытия и сознания. Сознание и бессознательное. Основные свойства и критерии духовности. Духовные ценности и духовная культура. Идеальное и духовное в ценности и истине. Ценность истины и истинность ценности. Истина как ценность. Ценность как истина духа. Дух и время: проблема бытия. Онтология, гносеология и аксиология в системе философского знания. Ш.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Становление и развитие аксиологии в истории философского знания 2. Историческое развитие основных ценностных понятий и категорий 3. Проблема специфики и соотношения познания и оценки 4. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление 5. Научное и вненаучное познание в системе культуры 6. Понятие, содержание и структура ценности 7. Основные концепции ценности в современной аксиологии 8. Межсубъектная концепция ценности 9. Место и роль ценностей в содержании и структуре культуры 10. Проблема истины в истории философии 11. Проблема истинности оценочных и ценностных суждений 12. Проблема взаимосвязи ценности и истины 13. Идеальное и духовное: проблемы соотношения 14. Содержание и специфика духовных ценностей 15. Ценностно-ориентационная деятельность в науке и культуре 16. Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии в системе философского знания Ш.2.1 Критерии оценки письменной контрольной работы «Отлично» - исчерпывающее содержательное изложение ответа на поставленные вопросы, включая знание первоисточников и специальной литературы. «Хорошо» - письменный ответ отражает основное содержание каждого вопроса при неполном использовании литературных источников, имеет отдельные неточности. «Удовлетворительно» - содержание письменного ответа лишь в общих основных чертах отражает содержание вопросов, которое полностью не раскрыто, не показано достаточное знание первоисточников. «Неудовлетворительно» - письменный ответ не раскрывает содержание вопросов, имеются содержательные ошибки, не показано знание литературных источников. Ш.3. Примерные темы рефератов ( для студентов вечернего отделения) - 6 - 1. Аксиология, её место и роль в системе философского знания 2. Познавательная и оценочная функции сознания 3. Научная и обыденная формы познания в системе культуры 4. Оценка как единство оценочного отношения и оценочного суждения 5. Основные концепции ценности в современной аксиологии 6. Межсубъектная и субъект-объектная концепции ценности: сравнительный анализ 7. Иерархия ценностей и уровни культуры 8. Проблемы соотношения ценности и истины. 9. Прогностическая функция ценностных ориентаций 10. Идеальное и духовное: проблемы соотношения 11. Ценность как ядро и внутренняя основа культуры 12. Духовные ценности и духовная культура Ш.4. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу 1. Аксиология как философская дисциплина. 2. Познание и оценка: специфика и проблема соотношения, их место и роль в науке и культуре 3. Многообразие форм познания. Наука в системе культуры. 4. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление. 5. Основные концепции ценности в современной аксиологии. 6. Понятие, специфика и структура ценности. 7. Межсубъектная концепция ценности. 8. Ценность как ядро культуры. Иерархия ценностей и уровни культуры. 9. Истина как философская категория. Многозначность понятия истины. 10. Основные концепции истины в философии и науке. 11. Проблема истинности оценочных и ценностных суждений. 12. Истина и ложь, ценность и отчуждение. 13. Ценность и истина, познание и оценка: проблема соотношения. 14. Ценностно-ориентационная деятельность в науке и культуре. Прогностическая функция ценностных ориентаций. 15. Проблема идеального. Идеальное и духовное: проблемы соотношения. 16. Духовные ценности: содержание и специфика. Основные критерии духовности. 17. Идеальное и духовное в истине и ценности. 18. Основные концепции духовности в современной философии. 19. Сознание и бессознательное. 20. Онтология, гносеология и аксиология: проблемы соотношения. Ш.5. Методические указания Актуальность обращения к данной тематике обусловлена фактическим отсутствием аксиололгической проблематики в учебной программе для студентов, обучающихся по специальности «философия» и специализирующихся по кафедре онтологии и теории познания. Данный спецкурс предполагает ликвидировать указанный пробел в подготовке специалиста-философа и дает студентам возможность освоить основы этого важнейшего, исторически изначального и приобретающего всё большую актуальность раздела философии. Программа спецкурса предусматривает поэтапное ознакомление с историей и логикой развития как основных ценностных понятий и категорий, так и формирования аксиологии в системе философского знания, её соотношения с онтологией и гносеологией. - 7 - IV. Учебно-методическое обеспечение курса IV.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдов, кино и видео-фильмов Предполагается создание ридера с предусмотренным курсом обязательной и избранной дополнительной литературой на электронных носителях. IV.2. Активные методы обучения В данном курсе используются классические аудиторные методы чтения лекций с текстологическим анализом основных первоисточников, по которым предусмотрена самостоятельная подготовка студентов во внеаудитороное время. IV.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля Стандартно оборудованные лекционные аудитории. IV.4. Литература IV. 4.1. Основная: Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. – Новосибирск, 1987 Андрос Е.А. Истина как проблема познания и мировоззрения. – Киев, 1984 Бакурадзе О.М. Истина и ценность// Вопросы философии.- 1966.- №7 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб.,1996 Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество.- М.,1982 Гусев С.С. Наука и метафора.- Л.,1984 Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов.- М.,1967 Дробницкий О.Г. Ценность// Философская энциклопедия.- М.,1970.- Т.5 Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.,1983 Ивин А.А. Аксиология.- М.,2006 Ильенков Э.В. Идеальное и идеал. Космология духа// Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.,1991 Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб.,1997 Калантар А.Л. Красота истины. Об эстетическом начале научного познания. – Ереван,1980 Классен Э.Г. Идеальное. Концепция К.Маркса.- Красноярск,1984 Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания.- Тбилиси,1987 Лапицкий В.В. Наука в системе культуры.- Псков,1994 Липский Б.И. Практическая природа истины.- Л.,1986 Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание.- М.,2001 Максимов А.Н. Философия ценностей. – М.,1997 Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении// Свободная мысль.- 1992.- №12 Микешина Л.А. Ценностные представления в структуре научного познания.- М.,1990 Наука и ценности. Проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания// Учёные записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда. Вып.XXVI/ Под ред. М.С.Кагана и Б.В.Маркова. – Л.,1990 Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Операционный аспект. – Свердловск,1986 Проблема ценности в философии/ Под ред.А.Г.Харчева и др.- М.;Л,1966 Сагатовский В.Н. Бытие идеального.- СПб.,2003 Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – М.,1996 - 8 - Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценности. – Киев,1996 Ценностные аспекты развития науки/ Отв.ред.Н.С.Злобин, В.Ж.Келле.- М.,1990 Чудинов Э.М. Природа научной истины.- М.,1977 IV 4.2. Дополнительная: Аксиологические проблемы научной и технической реальности.- СПб.,1998 Аналитическая философия: Избранные тексты.- М.,1993 Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи.- Калининград,1999 Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки.- М.,1985 Гречаный В.В. Категория ценности (философский и лингво-семантический анализ).- СПб.,1993 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.,1978 Зеличенко А.И. Психология духовности.- М.,1996 Ивин А.А. Основания логики оценок.- М.,1970 Игнатьева И.Ф. Проблема артефакта: онтология, эпистемология, аксиология. – Великий Новгород,2002 Какурин А.А. Теория духовности.- СПб.,1997 Косарева Л.М. Ценностные ориентации в развитии научного знания// Вопросы философии.- 1987.- №8 Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки.- 1991 - №12 Кузнецов Б.Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки.- М.,1975 Лосский Н.О. Ценность и бытие// Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.,1994 Лукьянов В.Г. Аксиологическая мысль в Петербурге: две парадигмы – возможен ли синтез? (аксиологические концепции М.С.Кагана и Г.П.Выжлецова)//Культурное пространство Петербурга: история и современность.- СПб.,2001 Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура.- М.,2002 Природа и дух: Мир философских проблем.- В 2-х кн.- Кн.1.- СПб.,1995 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М.,1998 Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.- М.,1989 Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии.- М.,1994 Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки.- СПб.,1993 Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – Л.,1988 Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии.- М.,1990 Фуко М. Воля к истине.- М.,1996 Философия и ценностные формы сознания.- М.,1978 Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности.- Тбилиси,1984 Швырёв В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность.- М.,2003 Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности.- СПб.,1992 IV.5. Формы контроля Промежуточная аттестация по итогам посещаемости и участия в аудиторных занятиях, письменная контрольная работа и итоговый недифференцированный зачет в устной или письменной форме. . |
Положение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов... Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,... | Контрольные вопросы по курсу для самостоятельной работы 16 Часть... Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | ||
Оценка письменной работы конспекта воспитательного занятия (коллективного... На слайде 4 знака вопроса разного цвета. Чтобы узнать какие профессии за знаком вопроса нужно отгадать загадки | Тесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы... Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания | ||
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения Апы выполнения курсовой и контрольной работы студентами очной и заочной форм обучения. Даны конкретные рекомендации по составлению... | Методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной... ... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочного обучения Охватывают весь основной материал курса электротехники. Целью контрольной работы является окончательная проверка усвоения студентами... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Рефератов по теме «История кикбоксинга» Контрольные вопросы и практические задания для контроля самостоятельной работы студентов I курса | Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной... Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи | ||
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания | ||
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания | Приложение 2 Критерии оценки экспертом письменной работы педагога Рекомендации по составлению письменного квалификационного испытания на соответствие занимаемой должности «Учитель» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине криминалистика Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые... | Руководство к выполнению контрольной работы №1 по дисциплине «Синтаксис» Синтаксис. Программа, вопросы экзамена, контрольные работы и руководство к их выполнению по дисциплине «Синтаксис современного русского... |