МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
Коневская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена
на педагогическом совете
№1 от 30.08.2013.
Приказ № 70 от 30.08.2013. РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
5 класс
2013-2014 учебный год
Учитель:
Вяткин Владимир Алексеевич
с. Конево ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков)».
Рабочая программа ориентирована на использование следующих основных и дополнительных учебно-методических пособий:
для учащихся:
Тищенко, А. Т. Технология. Технический труд : 5 класс : учебник для учащихся общеобразо- ват. учреждений / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вентана-Граф, 2010.
Тищенко, А. Т. Технология. Технический труд : 5 класс : рабочая тетрадь для учащихся об- щеобразоват. учреждений / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, Н. А. Буглаева ; под ред. В. Д. Симонен- ко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
-Викторов, Е. А. Технология : тетрадь для 5 кл. (вариант для мальчиков) / Е. А. Викторов. - Саратов : Лицей, 2000.
Карабанов, И. А. Технология обработки древесины : учеб. для учащихся 5-9 кл. общеобра- зоват. учреждений / И. А. Карабанов. - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2004.
Для учителя:
Бейкер, X. Плодовые культуры / X. Бейкер. - М. : Мир, 1990.
Боровков, Ю. А. Технический справочник учителя труда : пособие для учителей 4—8 кл. / Ю. А. Боровков, С. Ф. Легорнев, Б. А. Черепашенец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1980.
Ворошин, Г. Б. Занятие по трудовому обучению. 5 кл. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы, ремонтные работы в быту : пособие для учителя труда / Г. Б. Ворошин [и др.]; под ред. Д. А. Тхоржевского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1989.
Жданович, Б. Д. Твой сад / Б. Д. Жданович, Л. И. Жданович. - Волгоград : Объединение «Ретро», 1992.
Коваленко, В. И. Объекты труда. 5 кл. Обработка древесины и металла : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. - М. : Просвещение, 1990.
Мак-Миллан, Ф. Размножение растений / Ф. Мак-Миллан. - М. : Мир, 1992.
Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. - М. : Просвещение, 1984.
Самородский, П. С. Технологии ведения дома в 5-8 классах : Технический труд : метод, пособие / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2007.
Самородский, П. С. Технологии создания изделий из металла : 5-7 классы : метод, пособие / П. С. Самородский ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2007.
Технология : программы начального и основного общего образования / М. В. Хохлова [и др.]. - М. : Вентана-Граф, 2010.
-Шабаршов, И. Книга юного натуралиста / И. Шабаршов [и др.]. - М.: Молодая гвардия, 1982.
На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, реализуется программа следующего уровня: в 5 классах - базисный уровень.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обе спечения учебного процесса. В частности, в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления (15 шт.), о труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны
знать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элем ной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
что такое текстовая и графическая информация;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для вы полнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инстру ментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;
обрезать штамповую поросль;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при вы полнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
РАЗВЕРНУТОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Домашнее задание
| Дата проведения
| план.
| факт.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Вводный урок
| Вводное занятие
| 1
| Введение
новых
знаний
| Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской
| Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
| Ответы на вопросы
|
|
|
| Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
| 2-3
| Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
| Древесина как природный конструкционный материал
| 2
| Введение новых знаний; комбинированный урок
| Древесина и её применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины
| Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины.
Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре
| Ответы на вопросы. Распознавание пород древесины
| стр.
|
| V
| 4-5
| Пиломатериалы. Древесные материалы
| 2
| Введение новых знаний; комбинированный урок
| Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование
| Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения, способы рационального использования.
| Ответы на вопросы. Лабораторная работа «Распознавание видов древесных материалов по внешним признакам.
| Стр.
|
|
|
. 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| II
|
| •
Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения
|
|
|
|
| Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок
|
|
|
|
| 6-7
| Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
| 2
| Комбинированный урок
| Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок. Устройство верстака. Установка и закрепление заготовок в зажимах верстака
| Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке. Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заго- тбвки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту
| Ответы на вопросы. Контроль за выполнением практического задания
| Стр.
|
|
| 8-9
| Графическое изображение изделий
| 2
| Введение новых знаний; комбинированный урок
| Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Чертёж плоскостной детали. Правила чтения чертежа
| Знать: отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; основные сведения о линиях чертежа.
Уметь: различать разные типы графических изображений; виды проекций; читать чертёж плоскостной детали
| Ответы на вопросы. Зарисовка эскиза детали. Чтение чертежа детали
| Выполнение чертежей плоскостных деталей
Стр.
|
|
| lO- ll
| Последовательность изготовления деталей из древесины.
| 2
| Комбинированный урок
| Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, её назначение. Основные технологические операции
| Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции.
| Ответы на вопросы
|
Стр.
|
|
| |