Скачать 0.49 Mb.
|
УДК 616.211: 611.714/.716.001.2 Краниометрия, рентгеноморфометрия и кефалометрия в ринологии: Учебное пособие для врачей/Составители: Храппо Н.С., Иванова В.Д., Тарасова Н.В., Черкашин С.С, Самара: СамГМУ, 2001. - 30 с; ил. Учебное пособие содержит новые фундаментальные сведения об анатомических особенностях полости носа, решетчатого лабиринта, лобных пазух в зависимости от строения лицевого и мозгового черепа. Представлена методика проведения технически простых измерений черепа, лицевого и мозгового отделов головы человека для определения высоты расположения решетчатой пластинки решетчатой кости и других размеров полости носа, степени развития переднего отдела решетчатого лабиринта, размеров лобной пазухи. В работе приведена программа и методика рентгеноморфометрии. Усвоение теоретического материала, выработка навыков краниометрии и кефалометрии необходимы врачам различных специальностей - оториноларингологам, нейрохирургам, анатомам, судебным экспертам; это будет способствовать более правильной оценке состояния полости носа при различной патологии носа и околоносовых пазух и выбору адекватного анатомически обоснованного хирургического доступа к различным анатомическим образованиям черепа. Предназначено для использования в учебном процессе на этапе последипломной подготовки оториноларингологов, хирургов, стоматологов, судебных экспертов, рентгенологов, а также для практической работы врачей указанных специальностей и анатомов. Содержание. Введение 2 Как работать с учебным пособием 3 Методика краниометрии и краниоскопии в изучении анатомических особенностей полости носа и околоносовых пазух 4 Методика кефалометрии и оценка анатомических особенностей полости носа и околоносовых пазух 1 8 Методика проведения рентгеноморфометрии в ринологии 19 Применение краниометрии, краниоскопии, кефалометрии и рентгеноморфо- метрии в ринохирургии 22 Заключение 28 Литература 30 Проблемная учебно-методической комиссией по оториноларингологии МЗ РФ рекомендует учебное пособие "Применение краниометрии, рентгеноморфометрии и кефалометрии в ринологии" для использования в системе последипломного образования в медицинских ВУЗах (интернатуре, клинической ординатуре по оториноларингологии). 11.06.2001 Председатель ПУМК по оториноларингологии МЗ РФ, член-корр. РАМН, профессор Ю.М.Овчинников Секретарь ПУМК, профессор С.В.Морозова Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор - Л.Н.Аськова доктор медицинских наук, профессор - И.П.Королюк Введение. Количество больных с патологией носа и околоносовых пазух растет. По данным работы клиники болезней уха, носа и горла Самарского государственного медицинского университета в период с 1 990 по 2000 гг. количество больных с заболеваниями носа и околоносовых пазух составляет в среднем 27,7% в структуре Лор-патологии, причем в 2000г. отмечен рост патологии носа и околоносовых пазух до 40,8%. Среди многих причин возникновения заболеваний носа и околоносовых пазух важное место отводится топографо-анатомическим особенностям полости носа (искривление, гребни, шипы перегородки носа, увеличение передних решетчатых ячеек и др.). Такая клиническая анатомия является причиной развития не только вазомоторных нарушений в полости носа, но и гнойных заболеваний околоносовых пазух. Особое место в этом отводится особенностям развития средней носовой раковины и структур среднего носового хода (носовых раковин, крючковидного отростка, bulla ethmoidalis, области полулунной щели и выводных отверстий околоносовых пазух), величина и форма которых влияют на вентиляцию и дренаж околоносовых пазух. При выборе адекватного оперативного доступа к передним и задним ячейкам решетчатого лабиринта, а также к лобной пазухе, следует учитывать анатомические особенности полости носа, средней и верхней носовых раковин, лобного кармана, большого решетчатого пузырька, крючковидного отростка, решетчатого лабиринта, лобной пазухи и ее апертуры, степень развития лобно-носового костного массива. Это необходимо во избежании таких внутриоперационных осложнений, как травма решетчатой пластинки решетчатой кости с последующим развитием ликвореи и менингита, кровотечение, ранение стенок глазницы и др. В условиях современного развития медицинской техники для оценки структурных особенностей перечисленных структур используются рентгенологические методики, приоритетное положение среди которых занимает обзорная рентгенография и компьютерная томография. Широкое внедрение хирургической оптики (жестких и гибких оптических систем) способствует более детальному определению взаимоотношений элементов остиомеатального комплекса и уменьшает возможность внутриоперационных осложнений. Однако во время хирургического вмешательства возможна потеря ориентации из-за наличия отека слизистой оболочки полости носа, наличия полипов и спаек, отсутствия анатомических ориентиров (средней носовой раковины, крючковидного отростка, большого решетчатого пузырька и т.д.), утерянных в результате предыдущих хирургических вмешательств. Многие хирурги сталкиваются с проблемой анатомически узкой полости носа, в которой проведение вмешательства крайне затруднено из-за узости угла хирургического действия. Данные литературы по генетической основе человеческой индивидуальности свидетельствуют о большой индивидуальности и изменчивости структур полости носа и околоносовых пазух. На свете не было, нет и никогда не будет двух генетически идентичных человеческих существ (кроме монозиготных близнецов). Однако заниматься только неповторимыми индивидуальностями практически невозможно. Любая наука требует обобщений, классификаций, типологии. Детальное изучение анатомо-топографических особенностей полости носа, околоносовых пазух, внутриносовых пазух должно предшествовать выбору метода лечения, варианта хирургической коррекции анатомических аномалий и способа хирургического лечения. Оценку анатомических особенностей полости носа и околоносовых пазух следует проводить по совокупности результатов краниологического, рентгеноморфоетрического, кефалометрического исследований, выполнение которых технически просто, не требует дополнительных материальных затрат, приобретения дорогостоящего оборудования и специального обучения персонала. Разработанное учебное пособие восполнит пробел информации о закономерностях развития полости носа, околоносовых пазух и внутриносовых структур в зависимости от строения мозгового и лицевого скелета и поможет воспринять информацию о их развитии как о единой системе, построенной по строгим математическим законам. Как работать с учебным пособием. Учебное пособие составлено с учетом требований классической краниометрии. В нем представлены краниометрические точки и размеры мозгового и лицевого отделов черепа, принятые в классической краниологии. Их названия и методика измерений приведены в таблицах 1 и 2 и рисунках 2 -6. Методика выполнения измерений нестандартных размеров верхней челюсти представлена в таблице 3 и рисунке 6. Нестандартные, нами предложенные точки и размеры могут применяться для изучения полости носа, ее структур, носовых раковин и ходов, размеров решетчатого лабиринта и лобной пазухи. Они представлены в таблице 4 и на рисунках 7 - 12. В таблицах 5, 6 и 7 содержатся фундаментальные сведения о размерах полости носа, носовых раковин и ходов, о размерах переднего отдела решетчатого лабиринта и лобной пазухи в зависимости от черепного указателя. Для изучения полости носа и внутриносовых структур, решетчатой и лобной пазух у больных с патологией полости носа и околоносовых пазух нами предлагается методика технически простых измерений головы и лица (таблица 8, фото 1-9). Приведены размеры, по которым возможен прогноз размеров полости носа, внутриносовых структур и околоносовых пазух, а также формулы расчета некоторых внутриносовых размеров. В учебном пособии представлена методика измерений рентгенограмм, выполненных в прямой, боковой и носо-подбородочной проекциях (рис.15, 16, 17). Таким образом, учебное пособие служит руководством к практическим действиям при изучении носа, носовых раковин и носовых ходов, решетчатого лабиринта и лобной пазухи. - Методика краниометрии и краниоскопии в изучении анатомических особенностей полости носа и околоносовых пазух Одним из важнейших разделов этнической антропологии является краниология - наука, изучающая индивидуальные и групповые особенности строения черепа. Начало развитию научной краниологии положили труды анатома A.Retzius (1842), в которых впервые применялся классификационный принцип к размерам черепа. A.Retzius разделил все народы земного шара на короткоголовых - брахицефалов и длинноголовых - долихоцефалов (рис. 1). ■ Рис. 1. Форма мозгового черепа; а - удлиненная (долихокран), 6 - круглая (брахикран). Для определения формы головы впервые применялся черепной указатель, названный А.Ретциусом поперечно-продольным указателем (индексом), выражающим отношение ширины черепа (поперечного диаметра) к его длине (продольному диаметру) в процентах: Поперечный диаметр Поперечно-продольный указатель (в%) = х 100 Продольный диаметр Если речь идет об измерении головы, то следует говорить о головном поперечно-продольном указателе. Кроме широких коротких (брахиморфных) и длинных (долихоморфных) черепов выделяют средний вариант развития костей свода черепа - мезоморфный череп. Согласно классификации R.Martin (1926), долихокраны характеризуются отношением ширины свода черепа к его максимальной длине, меньшим чем 75% (<74,9). Кроме того, выделяются гипердолихокран с индексом 65 -69,9 и ультрадолихо-кран с индексом 64,9 и ниже. Мезоморфные черепа имеют черепной указатель от 75 до 79,9%; наконец, черепа с указателем свыше 80% относятся к брахиморфным, среди которых еще выделяют гипербрахикран (черепной указатель 85-89,9) и ультрабрахикран (черепной указатель от 90 и более). Термины «долихокран», «брахикран» (от греч. cranion - череп) и производные от них «долихокрания», «брахикрания» более правильны в отношении мозгового черепа. Привычные названия «долихоцефал» - «долихоцефалия», «брахицефал» - «брахицефалия» или - «кефалия» (от греч. kephale - голова) следует применять для обозначения формы головы в целом. Поперечно-продольный черепной указатель является широко применяемым для характеристики формы мозгового черепа. Кроме него применяют высотно-продольный и вы-сотно-широтный указатели (индексы), представляющие отношение высоты черепа к его 4 длине и ширине соответственно. По высотно-продольному указателю выделяют хаме-кран (низкий череп), гипсикран (высокий череп) и ортокран (средняя форма). В зависимости от величины высотно-широтного указателя различают тапейнокран (низкий череп), акрокран (высокий череп) и метриокран (средняя форма) (таблица 1). Таблица I. Величины указателей, характеризующие различные формы черепа
других специальностей, так как дает возможность сравнивать черепа различной расовой и этнической принадлежности, пола, возраста и т.д. Например, женщины имеют более высокий черепной указатель, чем мужчины, а дети - более высокий, чем взрослые. По мнению многих исследователей применение указателей не учитывает индивидуальных особенностей строения мозгового отдела черепа. Вместе с тем, простота вычислений указателей мозгового черепа делает применение их удобным в различных областях медицины в том числе в оториноларингологии. Для изучения индивидуальных особенностей мозгового и лицевого отделов черепа необходимо прибегать к измерениям других наружных размеров верхней челюсти, глазницы, носовых костей, многие из которых могут дать информацию о формировании полости носа, внутриносовых структур и околоносовых пазух. При измерении черепа следует использовать краниометрические точки и размеры, представленные на рисунках 2 -6, и в соответствии с описанием точек и размеров (таблица 2, 3). В таблице 2 приведены стандартные классические размеры мозгового и лицевого черепа, предложенные R.Martin (1926). Таблица 2. Рис. 2. Основные краниометрические точки мозгового черепа Ь - брегма, еи - вурион, m - метапион, g - глабелла, n - назион, d - дакрион, ft - фронтотемпоральная точка, r - ринион, ns - назоспинальная точка, а - альвеолярная точка. Рис. 3. Основные краниометрические точки мозгового черепа Ь - брегма, g - глабелла, n - назион, d - дакрион (фронто-максиллярная точка), k r - ринион, ор - опистокранион, аu - ушная точка, zm - зигомаксилярная точка, пs - назоспинальная точка, Ьа - базион, nl - назолатералъная точка, рr - простион. Рис. 4. Стандартные размеры мозгового и лицевого черепа g - op - продольный диаметр, Ьа - рr - длина основания лица, Ьа - л - длина основания черепа, n - ns - высота носа. Рис. 5. Стандартные размеры мозгового и лицевого черепа еи - еи - поперечный диаметр, п - а - верхняя высота лица, z - z - скуловой диаметр, zm - zm - средняя ширина лица, ft - ft- верхняя ширина лица, nl – nl - ширина грушевидной апертуры.
В таблице 3 содержатся наиболее значимые нестандартные, предложенные нами, размеры,- которые можно использовать для исследования лицевого скелета. Таблица 3. Нестандартные размеры верхней челюсти
Для измерения мозгового и лицевого черепа следует использовать мягкую миллиметровую ленту с точностью измерений до 1 мм для определения горизонтальной окружности черепа, штангенциркуль с линейкой длиной не менее 25см с ценой деления 1 мм для определения стандартных размеров мозгового и лицевого скелета. Для определения размеров глазницы возможно использовать скользящий циркуль и линейку с ценой деления 1 мм. Данные измерений необходимо заносить в краниометрический бланк, содержащий необходимые для изучения размеры. 6 Рис. 6. Размеры глазницы
20 - расстояние от нижнего края альвеолы первого малого коренного зуба до скуло-максиллярного шва. Нестандартные размеры полости носа, лобной пазухи и переднего отдела решетчатого лабиринта Для изучения строения полости носа и внутриносовых структур, а также размеров околоносовых пазух следует использовать нестандартные размеры полости носа и околоносовых пазух, предложенные нами и представленные в таблице 4 и на рис. 7-10. Измерения в полости носа следует проводить тонкой спицей, проградуированной с точностью до 1 мм, скользящим циркулем и тонкой железной линейкой с ценой деления 1 мм.
Рис. 7. Высотные размеры полости носа
56 - высота расположения переднего конца средней носовой раковины по ее свободному краю, 566 - высота расположения переднего конца средней носовой раковины по ее свободному краю, 56в - высота расположения заднего конца средней носовой раковины по ее свободному краю. Рис. 8. Высотные размеры полости носа 53 а - в - высота прикрепления нижней носовой раковины, 54 а - в - высота прикрепления средней носовой раковины. Рис. 9. Длиннотные размеры полости носа 24 - длина полости носа. 39 - длина нижней носовой раковины по месту ее прикрепления 41 - длина верхней носовой раковины по месту ее прикрепления. Рис. 10. Размеры лобно-носового канала 76 - перпендикуляр от дна лобной пазухи до места прикрепления средней носовой раковины, 77 - расстояние от переднего конца средней носовой раковины до передней стенки лобной пазухи. Рис. 11. Размеры решетчатого лабиринта и внутриносовых структур 50 - ширина нижнего носового хода, 60 - ширина одного решетчатого лабиринта сверху, 61 - ширина одного решетчатого лабиринта снизу, 62 - высота решетчатого лабиринта. Р ис. 12. Размеры решетчатого лабиринта и внутриносовых структур 47 - ширина общего носового хода на уровне нижней носовой раковины,
Величина линейных размеров полости носа, носовых раковин и носовых ходов, преднего отдела решетчатого лабиринта и лобной пазухи при различном черепном указателе приведены в таблицах 5, 6, 7. Сведения, содержащиеся в таблицах, необходимы для оценки взаимоотношений внутриносовых структур и должны использоваться ринохирургами для коррекции формы, длины, ширины и высоты этих образований при резекции носовых раковин, латеропози-циях и латеропексии носовых раковин, при их пластике, во время вскрытия решетчатого лабиринта и лобной пазухи. Таблица 5. Величина линейных размеров полости носа
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Книга может служить хорошим учебным пособием для студентов различных специальностей (как гуманитарного так и технического профиля),... | Программа составлена на основе федерального компонента государственного... Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с учебным пособием... | ||
Учебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу» Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов... | Инструкция не может служить теоретическим учебным пособием по стационарному... В настоящей инструкции изложены основные конструктивные особенности двигателя и требования по эксплуатации и уходу за ним | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить уч-ся с пособием «Русский язык. Практика» для 6 класса, и научить по нему работать, также познакомить с разделами учебника... | Книга служит учебным пособием по курсам истории и современного состояния... Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр... | ||
Урок по теме «Устное народное творчество» Цели урока: Развивать умение работать в группе Сегодня наш квн посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете работать в команде,... | Методическое пособие для сельских библиотек Словарь, как форма, получила самое широкое распространение. Настоящий словарь призван служить справочным пособием широкому кругу... | ||
В. В. Птушкин Химиотерапия в современной онкологии наряду с оперативным... Как следствие, среди наиболее распростра- ненных побочных эффектов применения цитостатиков отмечают миело- токсичность, то есть повреждающее... | Рабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем «Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г.... | ||
Памятка: как работать с книгой «Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым» | План-конспект урока математики в 5-м классе Развить интеллектуальные умения: анализировать, делать выводы, выделять закономерности, контролировать свою учебную деятельность,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основании... Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций... |