Как работать с учебным пособием 3





НазваниеКак работать с учебным пособием 3
страница1/3
Дата публикации25.06.2013
Размер0.49 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Физика > Учебное пособие
  1   2   3






УДК 616.211: 611.714/.716.001.2

Краниометрия, рентгеноморфометрия и кефалометрия в ринологии: Учебное пособие для врачей/Составители: Храппо Н.С., Иванова В.Д., Тарасова Н.В., Черкашин С.С, Самара: СамГМУ, 2001. - 30 с; ил.

Учебное пособие содержит новые фундаментальные сведения об анатомических осо­бенностях полости носа, решетчатого лабиринта, лобных пазух в зависимости от строе­ния лицевого и мозгового черепа. Представлена методика проведения технически про­стых измерений черепа, лицевого и мозгового отделов головы человека для определения высоты расположения решетчатой пластинки решетчатой кости и других размеров поло­сти носа, степени развития переднего отдела решетчатого лабиринта, размеров лобной пазухи. В работе приведена программа и методика рентгеноморфометрии. Усвоение те­оретического материала, выработка навыков краниометрии и кефалометрии необходи­мы врачам различных специальностей - оториноларингологам, нейрохирургам, анато­мам, судебным экспертам; это будет способствовать более правильной оценке состояния полости носа при различной патологии носа и околоносовых пазух и выбору адекватно­го анатомически обоснованного хирургического доступа к различным анатомическим об­разованиям черепа.

Предназначено для использования в учебном процессе на этапе последипломной под­готовки оториноларингологов, хирургов, стоматологов, судебных экспертов, рентгеноло­гов, а также для практической работы врачей указанных специальностей и анатомов.

Содержание.
Введение 2
Как работать с учебным пособием 3

Методика краниометрии и краниоскопии в изучении анатомических особенностей полости носа и околоносовых пазух 4
Методика кефалометрии и оценка анатомических особенностей полости носа

и околоносовых пазух 1 8
Методика проведения рентгеноморфометрии в ринологии 19

Применение краниометрии, краниоскопии, кефалометрии и рентгеноморфо-
метрии в ринохирургии 22
Заключение 28
Литература 30



Проблемная учебно-методической комиссией по оториноларингологии МЗ РФ реко­мендует учебное пособие "Применение краниометрии, рентгеноморфометрии и кефало­метрии в ринологии" для использования в системе последипломного образования в ме­дицинских ВУЗах (интернатуре, клинической ординатуре по оториноларингологии). 11.06.2001

Председатель ПУМК по оториноларингологии МЗ РФ, член-корр.

РАМН, профессор Ю.М.Овчинников

Секретарь ПУМК, профессор С.В.Морозова

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор - Л.Н.Аськова доктор медицинских наук, профессор - И.П.Королюк

Введение.

Количество больных с патологией носа и околоносовых пазух растет. По данным ра­боты клиники болезней уха, носа и горла Самарского государственного медицинского университета в период с 1 990 по 2000 гг. количество больных с заболеваниями носа и околоносовых пазух составляет в среднем 27,7% в структуре Лор-патологии, причем в 2000г. отмечен рост патологии носа и околоносовых пазух до 40,8%. Среди многих причин возникновения заболеваний носа и околоносовых пазух важное место отводит­ся топографо-анатомическим особенностям полости носа (искривление, гребни, шипы перегородки носа, увеличение передних решетчатых ячеек и др.). Такая клиническая анатомия является причиной развития не только вазомоторных нарушений в полости но­са, но и гнойных заболеваний околоносовых пазух. Особое место в этом отводится осо­бенностям развития средней носовой раковины и структур среднего носового хода (но­совых раковин, крючковидного отростка, bulla ethmoidalis, области полулунной щели и выводных отверстий околоносовых пазух), величина и форма которых влияют на венти­ляцию и дренаж околоносовых пазух.

При выборе адекватного оперативного доступа к передним и задним ячейкам решет­чатого лабиринта, а также к лобной пазухе, следует учитывать анатомические особен­ности полости носа, средней и верхней носовых раковин, лобного кармана, большого решетчатого пузырька, крючковидного отростка, решетчатого лабиринта, лобной пазу­хи и ее апертуры, степень развития лобно-носового костного массива. Это необходимо во избежании таких внутриоперационных осложнений, как травма решетчатой пластин­ки решетчатой кости с последующим развитием ликвореи и менингита, кровотечение, ранение стенок глазницы и др. В условиях современного развития медицинской техники для оценки структурных особенностей перечисленных структур используются рентгено­логические методики, приоритетное положение среди которых занимает обзорная рент­генография и компьютерная томография. Широкое внедрение хирургической оптики (жестких и гибких оптических систем) способствует более детальному определению вза­имоотношений элементов остиомеатального комплекса и уменьшает возможность внут­риоперационных осложнений. Однако во время хирургического вмешательства возмож­на потеря ориентации из-за наличия отека слизистой оболочки полости носа, наличия полипов и спаек, отсутствия анатомических ориентиров (средней носовой раковины, крючковидного отростка, большого решетчатого пузырька и т.д.), утерянных в результа­те предыдущих хирургических вмешательств. Многие хирурги сталкиваются с пробле­мой анатомически узкой полости носа, в которой проведение вмешательства крайне за­труднено из-за узости угла хирургического действия.

Данные литературы по генетической основе человеческой индивидуальности свиде­тельствуют о большой индивидуальности и изменчивости структур полости носа и около­носовых пазух. На свете не было, нет и никогда не будет двух генетически идентичных человеческих существ (кроме монозиготных близнецов). Однако заниматься только не­повторимыми индивидуальностями практически невозможно. Любая наука требует обобщений, классификаций, типологии. Детальное изучение анатомо-топографических особенностей полости носа, околоносовых пазух, внутриносовых пазух должно пред­шествовать выбору метода лечения, варианта хирургической коррекции анатомических аномалий и способа хирургического лечения. Оценку анатомических особенностей по­лости носа и околоносовых пазух следует проводить по совокупности результатов кра­ниологического, рентгеноморфоетрического, кефалометрического исследований, вы­полнение которых технически просто, не требует дополнительных материальных затрат, приобретения дорогостоящего оборудования и специального обучения персонала. Раз­работанное учебное пособие восполнит пробел информации о закономерностях разви­тия полости носа, околоносовых пазух и внутриносовых структур в зависимости от стро­ения мозгового и лицевого скелета и поможет воспринять информацию о их развитии как о единой системе, построенной по строгим математическим законам.


Как работать с учебным пособием.

Учебное пособие составлено с учетом требований классической краниометрии. В нем представлены краниометрические точки и размеры мозгового и лицевого отделов чере­па, принятые в классической краниологии. Их названия и методика измерений приведе­ны в таблицах 1 и 2 и рисунках 2 -6. Методика выполнения измерений нестандартных размеров верхней челюсти представлена в таблице 3 и рисунке 6. Нестандартные, нами предложенные точки и размеры могут применяться для изучения полости носа, ее струк­тур, носовых раковин и ходов, размеров решетчатого лабиринта и лобной пазухи. Они представлены в таблице 4 и на рисунках 7 - 12. В таблицах 5, 6 и 7 содержатся фунда­ментальные сведения о размерах полости носа, носовых раковин и ходов, о размерах переднего отдела решетчатого лабиринта и лобной пазухи в зависимости от черепного указателя.

Для изучения полости носа и внутриносовых структур, решетчатой и лобной пазух у больных с патологией полости носа и околоносовых пазух нами предлагается методика технически простых измерений головы и лица (таблица 8, фото 1-9). Приведены разме­ры, по которым возможен прогноз размеров полости носа, внутриносовых структур и околоносовых пазух, а также формулы расчета некоторых внутриносовых размеров.

В учебном пособии представлена методика измерений рентгенограмм, выполненных в прямой, боковой и носо-подбородочной проекциях (рис.15, 16, 17).

Таким образом, учебное пособие служит руководством к практическим действиям при изучении носа, носовых раковин и носовых ходов, решетчатого лабиринта и лобной па­зухи.


-

Методика краниометрии и краниоскопии в изучении анатомических особенностей полости носа и околоносовых пазух



Одним из важнейших разделов этнической антропологии является краниология - на­ука, изучающая индивидуальные и групповые особенности строения черепа. Начало развитию научной краниологии положили труды анатома A.Retzius (1842), в которых впервые применялся классификационный принцип к размерам черепа. A.Retzius разде­лил все народы земного шара на короткоголовых - брахицефалов и длинноголовых - до­лихоцефалов (рис. 1).




Рис. 1. Форма мозгового черепа; а - удлиненная (долихокран), 6 - круглая (брахикран).

Для определения формы головы впервые применялся черепной указатель, названный А.Ретциусом поперечно-продольным указателем (индексом), выражающим отношение ширины черепа (поперечного диаметра) к его длине (продольному диаметру) в процен­тах:

Поперечный диаметр

Поперечно-продольный указатель (в%) = х 100

Продольный диаметр

Если речь идет об измерении головы, то следует говорить о головном поперечно-про­дольном указателе. Кроме широких коротких (брахиморфных) и длинных (долихо­морфных) черепов выделяют средний вариант развития костей свода черепа - мезо­морфный череп. Согласно классификации R.Martin (1926), долихокраны характеризу­ются отношением ширины свода черепа к его максимальной длине, меньшим чем 75% (<74,9). Кроме того, выделяются гипердолихокран с индексом 65 -69,9 и ультрадолихо-кран с индексом 64,9 и ниже. Мезоморфные черепа имеют черепной указатель от 75 до 79,9%; наконец, черепа с указателем свыше 80% относятся к брахиморфным, среди ко­торых еще выделяют гипербрахикран (черепной указатель 85-89,9) и ультрабрахикран (черепной указатель от 90 и более). Термины «долихокран», «брахикран» (от греч. cranion - череп) и производные от них «долихокрания», «брахикрания» более правиль­ны в отношении мозгового черепа. Привычные названия «долихоцефал» - «долихоце­фалия», «брахицефал» - «брахицефалия» или - «кефалия» (от греч. kephale - голова) следует применять для обозначения формы головы в целом.

Поперечно-продольный черепной указатель является широко применяемым для харак­теристики формы мозгового черепа. Кроме него применяют высотно-продольный и вы-сотно-широтный указатели (индексы), представляющие отношение высоты черепа к его 4 длине и ширине соответственно. По высотно-продольному указателю выделяют хаме-кран (низкий череп), гипсикран (высокий череп) и ортокран (средняя форма). В зависи­мости от величины высотно-широтного указателя различают тапейнокран (низкий че­реп), акрокран (высокий череп) и метриокран (средняя форма) (таблица 1).

Таблица I.

Величины указателей, характеризующие различные формы черепа

Форма черепа Величина указателя, %

Поперечно-продольный указатель

Долихокран

<75

Мезокран

75-79,9

Брахикран

80 и >

высотно-продольный указатель




Хамекран

<70




Ортокран

70-74,9

Гипсикран

75и>

Высотно-широтный указатель

Тапейнокран

<92

Метриокран

92-97,9

Акрокран

98 и >

Метод индексов широко применяется в практике палеонтологов, анатомов, врачей

других специальностей, так как дает возможность сравнивать черепа различной расо­вой и этнической принадлежности, пола, возраста и т.д. Например, женщины имеют бо­лее высокий черепной указатель, чем мужчины, а дети - более высокий, чем взрослые. По мнению многих исследователей применение указателей не учитывает индивидуаль­ных особенностей строения мозгового отдела черепа. Вместе с тем, простота вычисле­ний указателей мозгового черепа делает применение их удобным в различных областях медицины в том числе в оториноларингологии.

Для изучения индивидуальных особенностей мозгового и лицевого отделов черепа не­обходимо прибегать к измерениям других наружных размеров верхней челюсти, глазни­цы, носовых костей, многие из которых могут дать информацию о формировании поло­сти носа, внутриносовых структур и околоносовых пазух. При измерении черепа следу­ет использовать краниометрические точки и размеры, представленные на рисунках 2 -6, и в соответствии с описанием точек и размеров (таблица 2, 3). В таблице 2 приведе­ны стандартные классические размеры мозгового и лицевого черепа, предложенные R.Martin (1926).

Таблица 2.








Рис. 2. Основные краниометрические точки мозгового черепа
Ь - брегма,

еи - вурион,

m - метапион,

g - глабелла,

n - назион,

d - дакрион,

ft - фронтотемпоральная точка,

r - ринион,

ns - назоспинальная точка,

а - альвеолярная точка.


Рис. 3. Основные краниометрические точки мозгового черепа
Ь - брегма,

g - глабелла,

n - назион,

d - дакрион (фронто-максиллярная точка), k

r - ринион,

ор - опистокранион,

аu - ушная точка,

zm - зигомаксилярная точка,

пs - назоспинальная точка,

Ьа - базион,

nl - назолатералъная точка,

рr - простион.


Рис. 4. Стандартные размеры мозгового и лицевого черепа
g - op - продольный диаметр,

Ьа - рr - длина основания лица,

Ьа - л - длина основания черепа,

n - ns - высота носа.


Рис. 5. Стандартные размеры мозгового и лицевого черепа
еи - еи - поперечный диаметр,

п - а - верхняя высота лица,

z - z - скуловой диаметр,

zm - zm - средняя ширина лица,

ft - ft- верхняя ширина лица,

nlnl - ширина грушевидной апертуры.





Март.-45

4

Скуловой диаметр - наибольшее расстояние между наружными поверхно­стями скуловых дуг {рис.6)

Март. -4 6

5

Средняя ширина лица - расстояние между лобно-скуловыми точками (рис.6)

Март.-43

6

Верхняя ширина лица - расстояние между фронто-темпоральными точка­ми, между наиболее наружными точками на уровне глазниц (рис.6)

Март. -5

7

Длина основания черепа - диаметр назион -эндобазион. Назион находит­ся на пересечении медиальной плоскости с носолобным швом. Эндобази-он находится на пересечении медиальной плоскости с передним краем большого затылочного отверстия и наиболее отстоит от назиона (рис.5)

Март.-40

8

Длина основания лица - расстояние между эндобазионом и простионом, (наиболее передней точкой альвеолярного края верхней челюсти в меди-







альном сечении) (рис.5)

Март.-48

9

Верхняя высота лица - расстояние между назионом и альвеолярной точ-







кой, самой нижней точкой альвеолярного края верхней челюсти между







передними резцами (pnc.6J

Март.-55

10

Высота носа - расстояние между назионом и назоспинальной точкой. На­зион находится на пересечении медиальной плоскости с носо-лобным швом. Назоспинальная точка лежит на пересечении медиальной плоско­сти с линией, соединяющей нижние края грушевидной апертуры (рис.5)

Март.-49 а

11

Дакриальная ширина- расстояние между двумя дакрионами

Март.-52

12

Высота глазницы - Расстояние от середины верхнего до середины нижнего края орбиты перпендикулярно к максилло-фронтальной ширине (рис.7)

Март.-5 1

13

Ширина глазницы (максилло-фронтальная ширина) - расстояние от мак­силло-фронтальной точки до наружного края орбиты по линии, делящей орбиту пополам (рис.7]_

Март.52:51

14

Орбитный указатель - отношение высоты глазницы к ее ширине.

В таблице 3 содержатся наиболее значимые нестандартные, предложенные нами, раз­меры,- которые можно использовать для исследования лицевого скелета.

Таблица 3.

Нестандартные размеры верхней челюсти

размера

Описание признака

15

Расстояние между скуло-максиллярными швами по нижнему краю глазницы (рис.7)

16

Расстояние между подглазничными отверстиями (рис.7)

17

Высота грушевидной апертуры

18

Ширина грушевидной апертуры

19

Расстояние от назиона до центра нижнего края малого коренного зуба (рис.7)

20

Расстояние от нижнего края альвеолы первого малого коренного зуба до скуло-мак-силлярного шва (рис.7)

Для измерения мозгового и лицевого черепа следует использовать мягкую миллимет­ровую ленту с точностью измерений до 1 мм для определения горизонтальной окружно­сти черепа, штангенциркуль с линейкой длиной не менее 25см с ценой деления 1 мм для определения стандартных размеров мозгового и лицевого скелета. Для определения размеров глазницы возможно использовать скользящий циркуль и линейку с ценой де­ления 1 мм. Данные измерений необходимо заносить в краниометрический бланк, со­держащий необходимые для изучения размеры. 6




Рис. 6. Размеры глазницы

  1. - высота глазницы,

  2. - ширина глазницы,

20 - расстояние от нижнего края альвеолы первого малого коренного зуба до скуло-максиллярного шва.



Нестандартные размеры полости носа, лобной пазухи и переднего отдела решетчатого лабиринта


Для изучения строения полости носа и внутриносовых структур, а также размеров око­лоносовых пазух следует использовать нестандартные размеры полости носа и около­носовых пазух, предложенные нами и представленные в таблице 4 и на рис. 7-10. Изме­рения в полости носа следует проводить тонкой спицей, проградуированной с точностью до 1 мм, скользящим циркулем и тонкой железной линейкой с ценой деления 1 мм.


496

Ширина общего носового хода на уровне середины верхней носовой раковины -расстояние от перегородки носа до наибольшей кривизны середины верхней носо­вой раковины;

49в

Ширина общего носового хода на уровне заднего отдела верхней носовой ракови­ны - расстояние от перегородки носа до наибольшей кривизны заднего конца верх­ней носовой раковины

50а

Ширина нижнего носового хода (начало) - расстояние от латеральной стенки поло­сти носа до передней точки свободного края нижней носовой раковины

506

Ширина нижнего носового хода (середина) - расстояние от латеральной стенки по­лости носа на уровне середины нижней носовой раковины до свободного края ниж­ней носовой раковины

50в

Ширина нижнего носового хода (конец) - расстояние от латеральной стенки полос­ти носа на уровне заднего конца нижней носовой раковины до свободного края ее заднего конца.

51а

Ширина среднего носового хода (начало) - расстояние от латеральной стенки по­лости носа до передней точки свободного края средней носовой раковины

516

Ширина среднего носового хода (середина) - расстояние от латеральной стенки по­лости носа на уровне середины средней носовой раковины до свободного края средней носовой раковины

51в

Ширина среднего носового хода (конец) - расстояние от латеральной стенки поло­сти носа на уровне заднего конца средней носовой раковины до свободного края ее заднего конца.

52а

Ширина верхнего носового хода (начало) - расстояние от латеральной стенки по­лости носа до передней точки свободного края верхней носовой раковины

526

Ширина верхнего носового хода (середина) - расстояние от латеральной стенки по­лости носа на уровне середины верхней носовой раковины до свободного края верхней носовой раковины

52в

Ширина верхнего носового хода [конец] - расстояние от латеральной стенки поло­сти носа на уровне заднего конца верхней носовой раковины до свободного края ее заднего конца.

53а

Высота нижнего носового хода по месту прикрепления нижней носовой раковины спереди (рис.8)

536

Высота нижнего носового хода по месту прикрепления нижней носовой раковины посередине (рис.8)

53в

Высота нижнего носового хода по месту прикрепления нижней носовой раковины сзади (рис.8)

54а

Высота прикрепления переднего конца средней носовой раковины (рис.8)

546

Высота прикрепления средней носовой раковины посередине (рис.8)

54в

Высота прикрепления заднего конца средней носовой раковины (рис.8)

55а

Высота расположения переднего конца нижней носовой раковины по ее свободно­му краю

556

Высота расположения середины нижней носовой раковины по ее свободному краю

55в

Высота расположения заднего конца нижней носовой раковины по ее свободному краю

56а

Высота расположения переднего конца средней носовой раковины по ее свободно­му краю (рис.7)

566

Высота расположения середины средней носовой раковины по ее свободному краю (рис.7)








56в

Высота расположения заднего конца средней носовой раковины по ее свободному краю (рис.7)

57а

Высота среднего носового хода по месту прикрепления носовых раковин: начало

576

середина

57в

конец

58

Общая ширина решетчатого лабиринта спереди сверху - расстояние между верхни­ми лакримальными точками (рис.12)

59

Общая ширина решетчатого лабиринта спереди снизу -расстояние между нижними лакримальными точками (рис. 12)

60

Средняя ширина одного решетчатого лабиринта спереди сверху -расстояние между верхней лакримальной точкой и медиальной поверхностью лабиринта (рис. 1 1)

61

Средняя ширина одного решетчатого лабиринта спереди снизу - расстояние между нижней лакримальной точкой и медиальной поверхностью лабиринта (рис. 1 1)

62

Высота решетчатого лабиринта спереди - расстояние от горизонтальной пластинки до нижнего края лабиринта (рис. 1 1)

63

Максимальная высота лобной пазухи

64

Максимальная длина лобной пазухи

65

Максимальная ширина лобной пазухи

66

Толщина передней стенки лобной пазухи

67

Толщина задней стенки лобной пазухи

68

Высота хоан.

69

Ширина хоан.

70а

Bulla ethmoidalis выражена.

706

Bulla ethmoidalis средней выраженности.

70в

Bulla ethmoidalis не выражена.

71

Внутреннее расстояние от носовой кости до места прикрепления переднего конца средней носовой раковины

72

Расстояние от назиона до решетчатой пластинки решетчатой кости

73

Расстояние от назиона до места прикрепления переднего конца средней носовой
раковины


74

Расстояние от назолатеральной точки до дна лобной пазухи

75

Расстояние от назоспинальной точки до дна лобной пазухи

76

Перпендикуляр от дна лобной пазухи до места прикрепления средней носовой ра­ковины

77

Расстояние от переднего конца средней носовой раковины до передней стенки лоб-
ной пазухи


78

Расстояние от верхней лакримальной точки до отверстия передней решетчатой артерии

Рис. 7. Высотные размеры полости носа

  1. - высота полости носа спереди,

  2. - высота полости носа сзади,

56 - высота расположения переднего конца средней носовой

раковины по ее свободному краю, 566 - высота расположения переднего конца средней носовой

раковины по ее свободному краю, 56в - высота расположения заднего конца средней носовой

раковины по ее свободному краю.












Рис. 8. Высотные размеры полости носа

53 а - в - высота прикрепления нижней носовой раковины,

54 а - в - высота прикрепления средней носовой раковины.
Рис. 9. Длиннотные размеры полости носа

24 - длина полости носа.

39 - длина нижней носовой раковины по месту ее прикрепления

41 - длина верхней носовой раковины по месту ее прикрепления.
Рис. 10. Размеры лобно-носового канала

76 - перпендикуляр от дна лобной пазухи до места

прикрепления средней носовой раковины,

77 - расстояние от переднего конца средней носовой раковины

до передней стенки лобной пазухи.

Рис. 11. Размеры решетчатого лабиринта и внутриносовых структур


50 - ширина нижнего носового хода,

60 - ширина одного решетчатого лабиринта сверху,

61 - ширина одного решетчатого лабиринта снизу,

62 - высота решетчатого лабиринта.




Р


ис. 12. Размеры решетчатого лабиринта и внутриносовых

структур

47 - ширина общего носового хода на уровне нижней носовой раковины,

  1. - общая ширина решетчатого лабиринта сверху,

  2. - общая ширина решетчатого лабиринта снизу.



Величина линейных размеров полости носа, носовых ра­ковин и носовых ходов, преднего отдела решетчатого лаби­ринта и лобной пазухи при различном черепном указателе приведены в таблицах 5, 6, 7. Сведения, содержащиеся в таблицах, необходимы для оценки взаимоотношений вну­триносовых структур и должны использоваться ринохирургами для коррекции формы, длины, ширины и высоты этих образований при резекции носовых раковин, латеропози-циях и латеропексии носовых раковин, при их пластике, во время вскрытия решетчатого лабиринта и лобной пазухи.

Таблица 5.

Величина линейных размеров полости носа

N

Линейные размеры

Значение признака, мм

Средние величины

Ошибка средней

величины







Б М Д

признака, мм

В М Д

Величины

Б М Д

21

Высота полости носа спереди

41,0-54,0

42,0-55,0

44,0-54,0

45,6

47,8

48,7

0,63

0,91

1,07

22

Высота полости носа сзади

30,0-47,0

35,0-46,0

36,0-49,0

41,1

42,2

42,8

0,89

0,80

1,16

23

Максимальная длина полости носа

63,0-87,0

73,0-89,0

73,0-88,0

77,5

9,3

81,2

0,29

0,27

0,40

24

Длина полости носа по нижнему носовому ходу

41,5-60,0

50,0-59,0

47,0-61,0

52,6

54,3

55,5

1,07

0,84

1,08

27а

Ширина полости носа на

уровне среднего носового хода: начало

6,5-15,0

7,3-13,5

8,5-14,8

11,1

11,3

11,2

0,42

0,50

0,52



















37б

Ширина полости носа на уровне среднего носового

хода: середина

7,3-16,0

10,0-19,0

11,0-17,0

12,2

13,8

13,6

0,44

0,61

0,51




























27в

Ширина полости носа на уровне среднего носового

хода: конец

11,0-16,0

11,5-15,5

12,5-18,0

13,5

14,1

14,1

0,33

0,34

0,45




























28а

Ширина полости носа по верхнему носовому ходу: начало

2,0-6,5

2,0-4,5

2,0-5,0

3,2

3,4

3,3

0,22

0,18

0,29

286

середина

1,0-4,0

2,0-4,0

2,0-4,0

2,3

2,6

2,7

0,15

0,20

0,22

28в

конец

4,3-14,5

4,0-13,0

4,0-13,0

10,2

9,5

9,6

0,51

075

0,87

48а

Ширина общего носового

хода на уровне средней носовой раковины: начало

2,5-6,5

2,5-6,8

2,5-6,3

3,8

4,3

4,5

0,25

0,35

0,35




























486

середина

2,5-6,5

3,0-5,8

2,0-5,0

3,7

4,1

3,8

0,21

0,22

0,31

48в

конец

2,5-7,0

4,5-9,0

3,0-6,0

4,8

6,3

4,6

0,30

0,40

0,32

















  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как работать с учебным пособием 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Книга может служить хорошим учебным пособием для студентов различных специальностей (как гуманитарного так и технического профиля),...
Как работать с учебным пособием 3 iconПрограмма составлена на основе федерального компонента государственного...
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с учебным пособием...
Как работать с учебным пособием 3 iconУчебное пособие к курсу лекций «Введение в современную литературу»
Предлагаемое издание является учебным пособием к вузовскому курсу «Введение в современную литературу», который читается для студентов...
Как работать с учебным пособием 3 iconИнструкция не может служить теоретическим учебным пособием по стационарному...
В настоящей инструкции изложены основные конструктивные особенности двигателя и требования по эксплуатации и уходу за ним
Как работать с учебным пособием 3 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить уч-ся с пособием «Русский язык. Практика» для 6 класса, и научить по нему работать, также познакомить с разделами учебника...
Как работать с учебным пособием 3 iconКнига служит учебным пособием по курсам истории и современного состояния...
Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. и др. История мировой журналистики. Москва – Ростов-на-Дону: Издательский центр...
Как работать с учебным пособием 3 iconУрок по теме «Устное народное творчество» Цели урока: Развивать умение работать в группе
Сегодня наш квн посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы знаете по этой теме, как умеете работать в команде,...
Как работать с учебным пособием 3 iconМетодическое пособие для сельских библиотек
Словарь, как форма, получила самое широкое распространение. Настоящий словарь призван служить справочным пособием широкому кругу...
Как работать с учебным пособием 3 iconВ. В. Птушкин Химиотерапия в современной онкологии наряду с оперативным...
Как следствие, среди наиболее распростра- ненных побочных эффектов применения цитостатиков отмечают миело- токсичность, то есть повреждающее...
Как работать с учебным пособием 3 iconРабочая программа по факультативу «Экология Вологодской области». Составлена учителем
«Экология Вологодской области» для 7 класса разработана на основе программы «Экология Вологодской области» Вологда, виро, 2008г....
Как работать с учебным пособием 3 iconПамятка: как работать с книгой
«Проектная деятельность как одна из форм развития непосредственного общения ребёнка со сверстником и взрослым»
Как работать с учебным пособием 3 iconПлан-конспект урока математики в 5-м классе
Развить интеллектуальные умения: анализировать, делать выводы, выделять закономерности, контролировать свою учебную деятельность,...
Как работать с учебным пособием 3 iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
Как работать с учебным пособием 3 iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
Как работать с учебным пособием 3 iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...
Как работать с учебным пособием 3 iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основании...
Л. Л. Шевченко «Православная культура. Концепция и программа учебного предмета» М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск