НазваниеУчебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет "Естествознание", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня
Дата публикации13.10.2013
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > Физика > Методическое письмо
  1   2   3   4   5   6

Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Физика»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2013/2014 уч.г.

Пешкова А.В., к.п.н., старший преподаватель
кафедры естественно-математических
дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

I. Организационные аспекты обучения физике
в общеобразовательных учреждениях

В 2013/2014 учебном году образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях должен осуществляться в соответствии с базисным учебным планом 2004 года [3] и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года [2].

Место предмета «Физика» в учебном плане, резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, современные методы обучения и особенности внедрения педагогических технологий в соответствии со спецификой класса, рекомендации по оформлению журналов остались прежними. В этой части процесса обучения физике в 2013/2014 уч.г. изменений нет. Данные вопросы подробно изложены в методическом письме о преподавании учебного предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч.г. [11]. Там же присутствуют рекомендации по использованию ЭОР, список которых расширился, а методика использования в учебном процессе сохраняется.

Следует обратить внимание на изменение федеральных перечней учебников на 2013-2014 учебный год [5]. В разделе «Основное общее образование» выделен подраздел «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования». Структура и содержание УМК, попавших в этот раздел, подверглись изменениям с целью достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС. Учебники для старших классов разделены по уровням - базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет "Естествознание", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня.
II. Итоговая аттестация по физике
в общеобразовательных учреждениях

В КИМах ЕГЭ 2013 сохранено общее число и типология заданий, все задачи вынесены в часть С [20]. В экзаменационную работу включены задания по всем основным содержательным разделам курса физики: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика. Число заданий по разделу примерно пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение. При сохранении формы экзаменационной работы увеличивается доли «качественных вопросов» по физике, то есть заданий, проверяющих понимание сути физических явлений, умений применять физическую терминологию для описания явлений, а не просто воспроизводить те или иные законы и формулы.

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике включают задания, в которых используются различные способы представления информации: график, таблица, схематичные рисунки, фотографии реальных экспериментов. Согласно ФИПИ [7], экзаменуемые достаточно успешно справляются с различными операциями, связанными с извлечением информации из графиков и расчетом коэффициентов линейных функций. Гораздо более сложными оказываются задания, в которых для определения физической величины необходимо вычислить площадь по графику. К сожалению, менее половины тестируемых выполняют задания, предполагающие интерпретацию графической информации: определение характера изменения параметра, не представленного на графике, или соотнесение графика зависимости величины от времени с протеканием физического процесса. Кроме того, выявлены недостатки в восприятии табличной информации.

При решении задач выпускники наиболее успешно справлялись с заданиями по молекулярной физике и термодинамике, квантовой физике и теме «Постоянный ток». Наиболее существенные затруднения вызвали задания по динамике, законам сохранения в механике и теме «Магнитное поле». Анализ выполнения заданий с развернутым ответом показывает, что, довольно высока доля неверных арифметических расчетов, ошибок в приведении степеней, переводе единиц измерения, выраженных с использованием различных десятичных приставок, т.е. в тех операциях, которые нельзя провести с использованием калькулятора.

Результаты ЕГЭ по физике обнаружили также недостаточное понимание учащимися явлений и процессов, обнаруживаемых в процессе проведения демонстрационных и ученических опытов. Задания, построенные на контексте описания опытов, выполняются существенно хуже, чем проверяющие аналогичные элементы содержания теоретические вопросы. В процессе обучения необходимо использовать больше лабораторных работ исследовательского характера, при выполнении которых формируется необходимая взаимосвязь всех методологических умений в целом (построение графиков, косвенные измерения, вычисление погрешностей, объяснение результатов опытов). Использование же теоретических заданий не может являться инструментом для формирования таких умений.

Среди заданий ГИА [8] повышенной сложности наибольшую трудность вызвали задания по работе с текстом (задания на применение информации в измененной ситуации и задания, предполагающие работу в тексте с графиками, диаграммами, таблицами, рисунками), а также качественные задачи с развернутым ответом. Необходимо усилить работу с учебником, включая в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся разнообразные задания на понимание текстовой информации, на ее преобразование с учетом цели дальнейшего использования. Кроме того, целесообразно шире включать в процесс обучения дополнительную (внешкольную) информацию для обучения оптимальному алгоритму поиска информации и умениям критически оценивать достоверность предложенных текстов.

И при работе с текстами и при решении качественных задач возникают проблемы, связанные с умением интерпретировать информацию и строить собственные высказывания с использованием терминологии физики. Целесообразно при планировании тематических контрольных или зачетных работ проводить их предварительный анализ и коррекцию исходя из проверяемых умений и уровней самостоятельности мышления, которые требуются при выполнении тех или иных заданий, а не только исходя из необходимости обеспечить полноту проверки изученного содержания.

Очевидно, что для повышения эффективности подготовки к итоговой аттестации учитель должен быть готов организовывать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней. Перечень знаний и умений, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ представлен в соответствующих кодификаторах [20].

По данным ЦО и ККО [9] наибольший процент сдающих ЕГЭ по физике в 2012 г. в Ярославской области был в Мышкинском районе (32,4%), в г. Рыбинске (30,4%), в Ростовском (21,7%) и Пошехонском районах (21,4%), а также в г. Ярославле (20,6%). В среднем по стране этот показатель был выше и составил 26,2%. Средний балл в Ярославской области 46,6, что несколько ниже, чем в среднем по России (47,3). В то же время, процент выпускников, не подтвердивших освоение программы, в Ярославской области (9,1%) меньше, чем в среднем по России (12,6%). В течение последних лет увеличивается процент выпускников Ярославской области, не подтвердивших освоение программы (4,4% – 6,4% – 9,1%). Уменьшилось количество экзаменуемых, набравших высокие баллы: 100 баллов в этом году по Ярославской области не набрал никто, от 95 до 100 баллов набрал только 1 участник ЕГЭ. С 2010 года растет количество выпускников, приступивших к решению задания части С (75,3% в 2012 году). Наиболее полно и правильно были решены задания С1 (качественная задача по механике), С4 (расчетная задача по электродинамике).

В профильных классах из 308 учащихся, сдававших ЕГЭ, справляемость составила 97,73%, средний балл – 53,15%, минимальный – 23 балла, максимальный – 92. Очевидно, что обучение в профильном классе повышает вероятность получения более высокого среднего балла выпускника, но не гарантирует сдачу экзамена.

1   2   3   4   5   6

Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconУчебники для изучения и повторения материала темы урока. Моделирующая...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconУчебники для 10 и 11 класса
Цель методических рекомендаций определяется необходимостью предъявления для учителя физики рекомендательного тематического планирования...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Габриелян О. С. Химия 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. – М....
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconТесты по темам для самостоятельного изучения 28 Проверь себя! 29...
Учебная программа по истории Отечества с древнейших времен до наших дней для модуля экстерната и репетиторства составлена на основе...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconУчебники «Информатика и икт. 10 класс» и«Информатика и икт. 11 класс»
Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconУчебники для изучения предметов на базовом уровне Предмет Класс Часы
«Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов»
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconПрограмма имеет эколого-практическую направленность, закладывает...
Линия учебников по биологии для 6—9 классов и природоведению для 5-го класса создана в соответствии с программой общеобразовательных...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconДанилова Галина Ивановна Состав: Учебники: 5 класс, 6 класс, 7-9 классы, 10 класс, 11 класс
Учебники для основной школы (5-9 классы) могут быть использованы для обеспечения предпрофильного обучения в случае предоставления...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconПрограмма имеет универсальный характер
О. В. Коршуновой, 2007 год., так как учебники Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 классов)...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconПримерная программа по русскому языку для базового уровня представляет...
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconУчебники для 1- 2 классов «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н....
Охватывают курс программы 1-2 классов
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconПлешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 4 классов: в 2 частях

Оборудование: учебники, карточки по уровням, план эвакуации школы, карта успеха, карта достижений учащихся
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconУчебник для 1 кл нач шк М.: Просвещение, ао «Московские учебники»,...
Мир вокруг нас: учебник для 1 кл нач шк – М.: Просвещение, ао «Московские учебники», 2005
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconПрограмма Необходимое
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)
Учебники для старших классов разделены по уровням базовому, профильному и углубленному. Отдельно выделен предмет \"Естествознание\", для его изучения старшеклассникам рекомендованы учебники базового уровня iconСивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т