Скачать 34.4 Kb.
|
С. Дрожжин «Красота вокруг нас» Я для песни задушевной Взял лесов зелёный шепот, А у Волги в жар полдневный Тёмных струй подслушал ропот. Взял у осени – ненастье, У весны – благоуханье, У народа взял я счастье И безмерное страданье. С.Дрожжин. «От Бога и от природы устроено так, что люди «влияют» друг на друга не только преднамеренно, но и непреднамеренно; и избежать этого нельзя. Подобно тому как таинственный процесс внутреннего очищения духом и любовью неизбежно, хотя и невольно, выражается во взгляде, в голосе, в жесте, в походке и столь же неизбежно, хотя часто и бессознательно, действует на других умиротворяющее и одухотворяющее – как бы вызывая своим скрытым пением ответное пение; подобно этому энергичная воля действует укрепляюще и увлекающе на окружающих людей, как бы вызывая творческим ритмом – творческий ритм». Давно заметив неоспоримое и многостороннее влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делать жизнь достойной человека. Такие возможности искусства не случайны – они лежат в самой его природе. Вполне возможно, искусство и было создано для того, чтобы не только приносить человеку эстетические радости, но и защищать его от всего того, что мешает нормально существовать. Каждый вид искусства действует на человека по-своему. Например, по мнению французского театрального режиссёра Ж. Жане – «театр возвращает людям человеческую нежность», русский писатель Н.А.Некрасов считал, что «в душе каждого человека есть клапан, который открывается только поэзией». Уникальная особенность музыкального искусства – связывать звуки, образы, ощущения. Активный поиск ассоциаций, переключение из одной модальности в другую происходит на основе различных видов деятельности: восприятие (слушание) музыки, вокально-хоровой работы, музыкально-ритмической деятельности, пластического интонирования. Очень точно о назначении и своеобразии музыки сказал П.И.Чайковский: “Цель музыки – возбудить душевное волне-ние. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека”. С ним солидарен известный советский педагог В.А.Сухом-линский: “Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”. И действительно, наш мир полон музыки. Прислушайтесь. Она звучит вокруг нас и в нас самих: вальс дождевых струй, песня ветра, музыка любви, прикосновений. Уроки музыки – «это степь без края, где каждый волен взять свою пригоршню снега» (Новелла Матвеева), это движение и восхождение, это зеркало, в котором мы можем уви-деть свои проблемы, себя изнутри. И поэтому важно выбрать те книги, те картины, ту му-зыку, те фильмы, которые резонируют на сегодняшний день. Пусть это – Шекспир, Васнецов или Чайковский… Пусть эти старые мастера откроются юной ищущей душе неожиданными гранями, окажутся нашими современниками. У каждого, творчески работающего учителя, есть что-то своё, к чему он всё время стремится, что ему очень близко. Таким близким, “своим”, для меня являются уроки-спектакли, уроки-праздники, уроки-путешествия, научно-познавательные экспедиции ( 1-4 классы), филармонические уроки, семинары ( 5-8 классы). Я стараюсь уходить от традиционных форм работы и делаю акцент в пользу игровой, творческой деятельности учащихся, которая способствует формированию у них готовности и способности к самостоятельному освоению духовных ценностей, продвигаясь от одного «островочка» знаний к другому. Нельзя только потреблять культуру, надо учиться отдавать и созидать. Все эти уроки ( последний урок четверти) носят интегрированный характер, но объединяет их одна тема «Природа и музыка». Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность учеников. Целью таких уроков является формирование у ребят целостного ( музыка, ИЗО, литература, география) представления о природе как живом организме, что является сутью экологического воспитания. Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы: сохранение в человеке человечности; помочь ребёнку «открыть глаза» на видимый мир глазами компо-зиторов, художников, писателей; одухотворение природных явлений («очеловечивание» природы). Природа – «всемогущественный композитор, художник», ей подвластны различные стихии, она способна изменять окружающую нас действительность. Композиторы, художники, писатели являются учениками природы, наблюдая за её проявлениями – учатся творчеству, создают бессмертные произведения искусств. На творческих уроках, я стараюсь организовать процесс восприятия, исполнения произведений искусств о природе, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, созданных художниками, композиторами, писателями, с реальными природными карти-нами. Темы этих уроков следующие: 1 – 4 классы – «Суровая красота Норвегии»; «Море и Н. А .Римский-Корсаков»; «Голоса леса»; « Колыбельная дождя»; «Весенние голоса»; «Эхо»; «Птичий хоровод» и т.д.; 5 -8 классы – «Времена года в цвете, звуке, слове»; «Музыкальный букет»; « Музыка воды»; «Весна и осень» и т.д. Далее я привожу схему творческого урока во 2классе «Птичий хоровод». |
Рабочая учебная программа (адаптированная) по... Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая... | Урок внеклассного чтения Тема: Красота вокруг нас На основе анализа образов символов уметь раскрывать авторскую позицию, идею произведения | ||
Конспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,... Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать | Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас» Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас» Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации | Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | ||
О проведении районного заочного конкурса обучающихся «Математика вокруг нас» Провести районный заочный конкурс обучающихся «Математика вокруг нас» в сроки с 10. 01. 2014 г по 03. 2014 г | Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия... | ||
Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Искусство вокруг нас», автор (Б. М. Неменский, 20132год), Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:... | ||
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Дополнительна образовательная программа «Мир вокруг нас» реализуется для детей 9–11 лет | Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного... | ||
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов | «Симметрия вокруг нас» С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе.... |