Скачать 401.25 Kb.
|
Ейский район Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №16 города Ейска муниципального образования Ейский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кубановедению Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 классы) Количество часов 135 Составители Кармазова Любовь Витальевна, Задорожная Ирина Андреевна Программа по кубановедению разработана на основе: 1.ФГОС начального общего образования 2 поколения 2010 г. 2. Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г. 3. Программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение». Авторы – составители Ерёменко, Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края.- Краснодар: Перспективы образования , 2009. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 поколения 2010 г; на основе примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.:Просвещение, 2010 г.; программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение». Авторы – составители Ерёменко, Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края.- Краснодар: Перспективы образования , 2009. Программа по кубановедению для начальной школы обеспечена учебно-методическим комплектом, завершённой предметной линией и включает в себя следующие учебные пособия: 1. Учебник-тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар:Перспективы образования, 2006. 2. Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: Перспективы образования, 2006. 3. Учебник по кубановедениго для 3-4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко Т. А. Краснодар: Перспективы образования, 2007. 4. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 2006. 5. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедениго. 4 класс. Автор-составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика-принт, 2006. При составлении рабочей программы учтены требования к результатам усвоения образовательной программы начального общего образования и программы универсальных учебных действий МОУ НОШ № 16 города Ейска Ейского района. В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228). Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением - к жителям края. Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий; - развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира; - сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия. Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и — «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка. Таблица тематического распределения количества часов:
Общая характеристика курса «Кубановедение» «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка. Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения используются разнообразные формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр. Данный курс эффективен, так как он интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. В основе построения рабочей программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета. В программе указано распределение часов по разделам. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий спланированы в соответствии с содержанием программы, с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ. Место курса «Кубановедение» в учебном плане На изучение курса «Кубановедение» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс —33ч (33 учебные недели); 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели). Ценностные ориентиры содержания курса «Кубановедение» Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Результаты изучения курса «Кубановедение» Освоение курса «Кубановедение» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ историю России и своей малой Родины, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Кубановедение» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Кубановедение»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Кубановедение»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Кубановедение». При изучении курса «Кубановедение» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли малой Родины в истории России, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашего региона, его современной жизни; 3)используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов. 4) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире Выпускник получит возможность научиться: -ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее; -наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, края. К концу 1 класса учащиеся научатся правильно называть: • своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес; познакомятся с: - основными помещениями школы, их предназначением, научатся ориентироваться в их месторасположении;
узнают о/об:
на практическом уровне научатся
К концу 2 класса учащиеся узнают:
• выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района. научатся:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
К концу 3 класса учащиеся узнают:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности;
К концу 4 класса учащиеся узнают:
научатся:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33 часа) Раздел 1. «Я и моя семья» (10 часов). Мой родной край. Будем знакомы! История своего имени. Любимые занятия. Ближайший мир ребёнка – семья. Моя семья. Мои обязанности в семье. Забота о членах семьи. Семейные традиции. Раздел 2. «Наша школа» (7 часов). Наша школа. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе. Экскурсия в школьную библиотеку. Раздел 3. «Родной город (село, станица, хутор)» (8 часов). Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. История названия. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности. Раздел 4. «Будем жить в ладу с природой» (8 часов). Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира Комнатные растения, их значение в жизни человека. Животный мир Краснодарского края. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие). Экскурсия в эколого-биологический центр города Ейска. 2 класс (34 часа) Раздел 1. «Земля отцов - моя земля» (2 часа). Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб родного города (района). Раздел 2. «Природа родного края» (14 часов). Лето на Кубани. Дары лета. Формы поверхности земли. Водоёмы моей местности. Обитатели водоёмов. Растения моей местности. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к природе родного края. Раздел 3. «Труд и быт жителей Кубани» (11 часов). Труженики родного края. Профессии моих земляков. Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Православные праздники. Ремёсла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи. |
Рабочая программа по кубановедению пояснительная записка Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева.... | Рабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии... Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н.... | ||
Рабочая программа по кубановедению для начальной школы обеспечена... Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г | План работы моу сош №29 г. Краснодара по «Кубановедению» на 2009-2010 учебный год Классные часы по «Кубановедению» символика, герб, гимн, флаг, традиции, обычаи казачества, «Их именами названы улицы нашего города»,... | ||
Пояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному... Краснодарского края от 27. 10. 2004 (приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания... | Рабочая программа По кубановедению Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район | ||
Рабочая программа по кубановедению Рабочая программа разработана на основе авторской программы Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. «Кубановедение»,... | Рабочая программа По кубановедению Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 с. Свободного муниципального образования... | ||
Рабочая программа По кубановедению Уровень образования (класс): начальное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 им. А. В. Суворова | Решением педагогического совета №1 от 30 августа Рабочая программа разработана на основе авторской программы по «Кубановедению» Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгига Н. М., Шевченко... | ||
Рабочая программа I вида По кубановедению Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы | Рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение» Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического... | ||
Рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение» Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического... | Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) Краснодарского края. Авторы-составители: В. И. Басий, Ю. А. Болдырев, Л. М. Галутво, Н. А. Гангур, А. Н. Еремеева, А. Н. Криштопа,... | ||
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное... Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г | Рабочая программа (1 вида) по кубановедению Ние для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А. А. Зайцев, Л. М. Галутко, В. Н. Басий,... |