Рабочая программа (1 вида) по кубановедению





НазваниеРабочая программа (1 вида) по кубановедению
страница1/8
Дата публикации01.03.2016
Размер0.85 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное образование город-курорт Анапа

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета № ___

от ___________ 2014 года

председатель педсовета

______________________

Н.Д. Подлесная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(1 вида)
по кубановедению

(указать предмет, курс, модуль)

ступень обучения основное общее 5-9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

количество часов 34 уровень базовый

(базовый, профильный)

учитель Рязанова Валентина Викторовна

программа разработана на основе программы «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А. А.Зайцев, Л. М. Галутко, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырев, Н. А. Гангур, А. Н. Еремеева, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов, О. А. Матвеев, Т. А. Науменко, И. А.Терская. – Краснодар. Перспективы образования, 2012г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка.

Источники составления программы

1.Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

2.Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);

3. Авторской программы предмета «КУБАНОВЕДЕНИЕ» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторы-составители: А.А. Зайцев, Л.М. Галутво, В.Н. Басий, Ю.А. Болдырев, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.А. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская, 2012г.

Кубановедение - самостоятельная учебная дисциплина, препода­вание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждени­ях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). В учебно-методическом обеспечении дисциплины большая роль принад­лежит учебным пособиям, издаваемым с 1999 года в рамках образователь­ного издательского проекта «Кубановедение», инициированного ОИПЦ «Перспективы образования». Предмет изучения составляют представлен­ные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфесси­ональные и культурные традиции народов, населяющих край.

Актуальность предмета «Кубановедение» определяется его наце­ленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраи­вать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться ко взрос­лой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет дав­ние традиции. В разные периоды в школьные программы входили учеб­ные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение». Независимо от названия и структуры курса его важ­ная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.

В условиях реализации комплексной программы модернизации обра­зования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особое значение.

Цель предмета - систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисци­плины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края. Кубановедение (34 часа в год за счёт компонента об­разовательного учреждения) и региональный (кубанский) компонент со­держания образования (в объёме 10-15 процентов от федеральных про­грамм по каждой дисциплине) дополняют друг друга.

Задачи предмета:

  • комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

  • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

  • содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества меж­ду представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

  • развитие познавательного интереса;

  • воспитание бережного отношения к родной природе;

  • привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;

  • социализация школьников;

  • выработка навыков саморазвития и самообразования.

Общая характеристика учебного предмета

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, на­селяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубано­ведение» - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между пред­ставителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базо­вой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духов­но-нравственного развития и воспитания.

Учитывая интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел «Кубань - многонациональный край» становится сквозным для всех ступеней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной програм­мы, но не менее двух в каждой параллели. Включение в программу ука­занного модуля возможно в рамках вводного и итогового занятий. Вво­дный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия об­учающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения (что известно о Кубани как многонациональном крае) и воспитательных эффектов в про­цессе социализации школьников (какие поведенческие ориентиры выби­рают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном простран­стве Краснодарского края).

Для создания всеобъемлющего представления о фор­мировании этнокультуры в регионе, а также реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий необходимо максимально использовать часы, отведённые на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

Методологической основой преподавания тематического модуля «Кубань - многонациональный край» является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, со­держащая систему фундаментальных социальных и педагогических тре­бований и понятий. Среди них:

  • поликультурный подход;

  • формирование национального самосознания (идентичности);

  • многообразие культур и народов;

  • межэтнический мир и согласие;

  • базовые национальные ценности.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся предполагается их последовательная идентификация с се­мьёй, культурно-региональной общностью, многонациональным наро­дом Российской Федерации.

На ступени среднего общего образования на первый план выходят освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения на­родов, накопленным в ходе исторического развития российской государ­ственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Главным унифицированным методическим принципом организации структуры курса является «трёхуровневость» познавательной деятель­ности: получение школьниками готовых знаний; самостоятельное приоб­ретение знаний на основе предлагаемых источников; поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Основой интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10. 2004.

Программа рассчитана на 170 часов (34 часа в год за счёт части, фор­мируемой участниками образовательного процесса, с периодичностью преподавания 1 час в неделю). На уровне основного общего образования (5-9 кл.) интеграция реализуется в контексте следующих образователь­ных областей и предметов: «Обществознание» (история, обществозна-ние, география); «Естествознание» (биология); «Филология» (русский язык, литература); «Искусство» (изобразительное искусство, музыка).

Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего обра­зования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметны­ми связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

Роль системообразующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложе ния материала (5 кл.: с древнейших времён до IV в.; 6 кл.: с конца IV в. до XVI в.; 7 кл.: XVII - XVIII вв.; 8 кл.: XIX в.; 9 кл.: XX - начало XXI в.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные

• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, при роде, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;

• в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.

Метапредметные

• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;

• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные

• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Структура курса учебного предмета «Кубановедение»

Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего обра­зования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметны­ми связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

Роль системообразующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложе ния материала (5 кл.: с древнейших времён до IV в.; 6 кл.: с конца IV в. до XVI в.; 7 кл.: XVII - XVIII вв.; 8 кл.: XIX в.; 9 кл.: XX - начало XXI в.).

Основное содержание курса

5 класс

Изучение древней Кубани предполагает знакомство учащихся с бо­гатейшим археологическим материалом и источниками, характеризую­щими особенности исторического процесса, духовную и материальную культуру, обычаи и нравы народов, населявших территорию Северо-За­падного Кавказа в далёком прошлом.

Введение (1 час).

Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народ. Особенности культуры и быта древних жителей края.

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов).

Тема 1. Древние собиратели и охотники.

Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной жизни (добывание огня). Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика.

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (г. Сочи), Гамовские навесы, Явора.

Работа с текстом «Охота на мамонта».

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа по кубановедению пояснительная записка
Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева....
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа I вида По кубановедению
Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа по «Кубановедению» для 4 класса разработана в соответствии...
Кубановедению, на основе авторской программы начального общего образования «Кубановедение» под редакцией Е. Н. Ерёменко, Зыгига Н....
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа по кубановедению для начальной школы обеспече­на...
Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект к фронтальному занятию по кубановедению для учащихся 4го класса школы 1 вида
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconПлан работы моу сош №29 г. Краснодара по «Кубановедению» на 2009-2010 учебный год
Классные часы по «Кубановедению» символика, герб, гимн, флаг, традиции, обычаи казачества, «Их именами названы улицы нашего города»,...
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconПояснительная записка содержание программы соответствует «Обязательному...
Краснодарского края от 27. 10. 2004 (приказ департа­мента образования и науки «Об утверждении обязательного ми­нимума содержания...
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа По кубановедению
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа по кубановедению
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгина Н. М., Шевченко Г. В. «Кубановедение»,...
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа по кубановедению
Примерных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), М.: Просвещение, 2010 г
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа По кубановедению
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 с. Свободного муниципального образования...
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа По кубановедению Уровень образования (класс): начальное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 им. А. В. Суворова
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРешением педагогического совета №1 от 30 августа
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по «Кубановедению» Еременко Е. Н., Мирук М. В., Зыгига Н. М., Шевченко...
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение»
Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического...
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение»
Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического...
Рабочая программа (1 вида) по кубановедению iconРабочая программа 1 вида по литературе
Рабочая программа 1 вида по литературе под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева в 9 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск