Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс)





Скачать 464.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс)
страница1/3
Дата публикации01.03.2016
Размер464.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3



Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № __

от "___"____________2013 года

Председатель педсовета

_______________ И.В. Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по кубановедению
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 5 классы

Количество часов 34 Уровень базовый

Учитель Рыбанчук Надежда Александровна

Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам, Программы по кубановедению для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы-составители: В.И. Басий, Ю.А.Болдырев, Л.М. Галутво, Н.А. Гангур, А.Н. Еремеева, А.Н.Криштопа, С.А.Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А.Науменко, И.А. Терская. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской рабочей программы по кубановедению для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Программы основного общего образования 5-9 классы по кубановедению. А.А.Зайцев, Л.М.Галутво, Ю.А. Болдырев, Н.А.Гангур А.Н. Еремеева, А.Н. Криштопа, С.А. Лукьянов, О.В. Матвеев, Т.А. Науменко, И.А. Терская. Краснодар: Перспективы образования, 2012г.

Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно - климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край.

Целью курса является систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

-формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

- содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

- развитие познавательного интереса;

- воспитание бережного отношения к родной природе;

- привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;

- социализация школьников;

- выработка навыков саморазвития и самообразования.

Роль курса кубановеденияпредопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населённом пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции,как в нашем регионе, так и во всей России. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.

В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особую актуальность.

Содержание программы курса «Кубановедения» позволяет формировать и использовать в дальнейшей деятельности такие учебные действия как умение наблюдать, давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы и умозаключения, объяснять, классифицировать, ставить вопросы и защищать свои идеи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

Роль систематизирующего отводится тематическому разделу «История Кубани». По возможности соблюдается хронологический принцип изложения материала (5кл.: с древнейших времён до IVв.; 6кл.: с конца IVв. до XVIв.; 7 кл.:XVII-XVIIIвв.;8 кл.: XIXв.; 9 кл.:XX- начало XXIв.).

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион.

Данный курс способствует формированию знаний родном крае, расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.

В качестве системообразующего служит тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип (5 кл.: с древнейших времён до IV в.).

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: получение учащимися готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

Предмет «Кубановедение» определяется его нацеленность на воспитания гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСАВ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение кубановедения на ступени основного общего образования отводится не менее 170 часов в 5-9 классах. Согласно учебного плана школы на изучение кубановедения. На изучение курса кубановеденияв 5-9 классах отведено 170 часов, из них: в 5 классе -34 часа (1 час в неделю).

Курс «Кубановедение» на ступени основного общего образования 5-9 классах - сохраняет преемственность с материалом, изученным учащимися в начальной школе. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно- нравственного развития и воспитания.
Таблица тематического распределения количества часов




п/п

Класс

Разделы, темы

Количество часов


Авторская

программа


Рабочая программа

1

5 класс

Введение

1

1

2




Раздел 1. Кубань в эпоху каменного века

6

6

3




Раздел 2. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы

5

5

4




Раздел 3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке

8

8

5




Раздел 4. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей

10

10

6




Итоговое повторение

4

4




Итого:




34

34



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание предмета «Кубановедение» и УМК к нему направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.

Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.
Важнейшие личностные результаты:

-воспитание патриотизма, любви к Родине,

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);

-осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;

-формирование нравственных представлений и этических чувств;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;

-воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

-развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

-в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;

-в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

-умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

-желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;

-формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:

- усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета

- умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.

- в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

-в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета кубановедения и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

-умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

-умение использовать знания для адаптации и созидательной деятельности.

-воспитание российской гражданской идентичности;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

-развитие коммуникативной компетентности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.

В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметныхрезультатов обучения:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

-умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

-умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
Введение (1 час)

Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов. Особенности культуры и быта древних жителей

края.

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)

Тема 1. Древние собиратели и охотники.

Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика.

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.

Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (Сочи), Гамовские навесы, Явора.

Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема 3. Земледельцы и скотоводы

«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).

Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлок Каменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (Сочи); майкопская культура.

Работа с текстом «Весенний праздник».

Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпохубронзы (5 часов)

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры

Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

Археологические культуры. Майкопский иНовосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребальною обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнениехозяйственной деятельности.

Тема 5. Дольменная культура

Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены -погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные», составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище».

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй.

Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда.

Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанье. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара).

Работа с текстом «Тайны Литейщика».

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)

Темы 7-8. Кочевники кубанских степей

Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.

Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы.

Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал; курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифский культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы.

Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Бойкопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска.

Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Ьатуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской и др.; хуторов Бойкопонура, Греки и др. (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.

Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.

Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

Тема 9. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

Территория проживания меотов. «Меотида- мать Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры (городища и могильники): окрестности станиц Елизаветинской, Пашковской, Ста-рокорсунской; хуторов Ленина (город Краснодар), Лебеди; города Усть- Лабинска. Занятия и общественный строй.

Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов

«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.

Работа с текстом «Бычья шкура».

Тема 11. Искусство и быт ковчегов и оседлого населения Прикубанья

Материальная культура. Археологические находки в скифских курганах. Оружие, предметы быта, украшения. Изделия из драгоценных металов- золотые пластины, чаши. Скифский звериный стиль в искусстве. Сарматский звериный стиль. Древние традиции в культуре народов Северного Кавказа.

Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племён, населявших Кубань в древности.

Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10 часов)

Тема 12. Начало древнегреческой колонизации

Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (Керчь), Синдская гавань - Горгиппия (Анапа), Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик (Таманский полуостров). Греки и местное население.

Темы 13 -14. Античная мифология и Причерноморье

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера .Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.

Тема 15.Занятия жителей колоний

Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.

Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.

Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».

Тема 16.Боспорское царство

Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. ЛевконI Перисад I. Упадок Боспора в Ш в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ. Работа с текстом «Битва на реке Фат».

Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний

Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища.

Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).

Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы » Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания

Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени

Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско- сарматской традиций.

Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.

Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.

Следы античной архитектуры в Свято-Покровскам храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы).

Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».

Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

Итоговое повторение (4 часа)

Появление первобытных людей на территории Кубани. Древность. Античный период истории Кубани. Основные изменения в хозяйственной деятельности и общественной жизни населения. Культурно-исторические памятники древней Кубани мирового значения и их исследователи: Е,Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н.В. Анфимов, В.Е. Щелинский, И И. Марченко, В.И. Марковин, Н.Е. Берлизов. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.

Рабочая программа предусматривает проведение работ с текстом, количество которых, соответствует авторскому варианту. На каждом уроке кубановедения осуществляется практическая направленность, в 5 классе будут оценены из 10 предложенных автором 10 работ с текстом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Разделы программы

Темы, входящие в раздел программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика УУД


5 класс


Введение (1 ч)

Кубановедение как наука. МНК. Кубань – перекресток цивилизаций.

Население Кубани в древности.

Самостоятельно

подготовить сообщение об одном из народов Кубани; изготавливать (по возможности) модель национального костюма или его элементов.

Находить на карте России свой регион.

Устанавливать связь между изменениями климата, усовершенствованием орудий труда и занятиями населения.

Определять значение и роль общины в жизни человека.

Выявлять объекты изучения

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Показывать на карте важнейшие стоянки каменного века.

Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке.

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6ч)


Древние собиратели и охотники.

Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

Зачатки религии.

Появление человека современного облика.

Этапы заселения Кубани древнейшими людьми. Становление человека современного типа.

Земледельцы и скотоводы.

Быт и занятия древнейшего человека. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

Раздел II.

Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5ч)

Майкопская и ямная археологические культуры

Формирование представления о Северо-западном Кавказе в эпоху бронзы

Определять археологические памятники культуры

Находить умение на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам

Обсуждатьпроисхождение дольменов.

Дольменная археологическая культура.

Знакомство с памятниками мегалитического периода на Кубани

Северокавказская, катакомбная и срубная культуры

Формирование представления о северокавказской, катакомбной и срубной археологических культурах.

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8ч)

Кочевники кубанских степей. Киммерийцы, скифы.

Познакомить учащихся с племенами, населявшими Кубань в эпоху раннего железа.

Сравнивать занятия, вооружение и обряды захоронения скифов, сарматов, меотов.
Наносить на карту названия оседлых земледельческихмеотских племён. Работа с картой в малых группах.

Показывать на карте места проживания кочевого и оседлого населения Прикубанья. Работа с картой в малых группах.

Выявлять к какому стилю относятся данные археологические находки.

Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа.

Познакомить учащихся с оседлыми племенами меотской культуры Прикубанья и Причерноморья в эпоху раннего железного века

Мифология скифов, меотов, сарматов.

Познакомить учащихся с мифологией скифов, сарматов, меотов

Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья.

Познакомить учащихся с материальной культурой и бытом кочевого и оседлого населения Прикубанья

Раздел IV.

Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10ч)

Начало древнегреческой колонизации.

Установить основные этапы переселения древних греков на Кавказское побережье Чёрного моря

Объяснять причины греческой колонизации. Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

Проанализировать какие новые черты в архитектуре и скульптуре Боспора появились в римское время.


Античная мифология и Причерноморье.

Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

Занятия жителей колоний.

Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

Боспорское царство.  

Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний

Культура и быт греческих городов-колоний

Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе текста художественного стиля.

Культура и быт Боспора римского времени.

.

Изучить особенности культуры и быта греческих городов-колоний, показать, что культура, хотя и развивалась в условиях независимых полисов, в своей единой была единой
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа I вида По кубановедению
Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс): начальное...
Программа разработана на основе авторской программы курса для 1-4 классов «Кубановедение»- перспективы образования, 2009 г
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по кубановедению пояснительная записка
Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева....
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по истории Ступень обучения (класс) основное общее...
...
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconПояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по музыке ступень обучения (класс): основное общее ( 5 – 7 кл.)
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 1 – 7 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина издательство...
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по информатике ступень обучения 5-9 класс
Россия, Ивановская область, Юрьевецкий район, с. Обжериха, ул. Реформатского, д. 24
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconОбразовательная программа среднего (полного) общего образования 3...
Образовательная программа основного общего образования 2 ступень обучения (5 – 9 классы) 9
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по обществознанию ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Н. Боголюбова. Обществознание -м.«Просвещение», 2012. г
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по литературе Ступень обучения : 7 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по литературе Ступень обучения : 11 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Саянское
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения (класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1077
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень...
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по изобразительному искусству Ступень обучения...
Авторы: Неменский Б. М, Неменская Л. А, Горяева Н. А. Москва. Просвещение. 2011г
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности Ступень...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по кубановедению Ступень обучения (класс) iconРабочая программа по русскому языку
Ступень обучения (класс): начальное общее образование 4класс Количество часов: 175 часов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск