Скачать 423.85 Kb.
|
ПРОЕКТ Федеральный государственный образовательный стандарт для умственно отсталых ДЕТЕЙ 3.1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для умственно отсталых детей по третьему варианту Стандарта (С) С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лицами с умственной отсталостью, представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации адаптированной образовательной программы, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. При разработке требований к условиям реализации образовательных программ учитываются:
Специфические условия получения образования умственно отсталыми обучающимися определяются на двух уровнях – общем и дифференцированном: ― Общий уровень отражает особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ; ― Дифференцированный уровень описывает особые образовательные потребности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с умственной отсталостью (общий уровень), относятся: ― Осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоении обучающимися содержанием всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий; ― Практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненной компетенцией; ― Организация сопровождения образовательного процесса обучающихся; ― Организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью. К условиям, обеспечивающим удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (дифференцированный уровень), относятся: ― Организация предметно-практической деятельности, как основы развития познавательной сферы обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, в частности интеллектуальной и речевой; ― Постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного. ― Введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды; ― Поэтапность овладения трудовыми навыками, начиная от социально-бытовых навыков, и заканчивая профессионально-трудовыми. Создание специфических условий образования обучающихся с умственной отсталостью должно способствовать:
Требования к ресурсному обеспечению реализации адаптированных программ для умственно отсталых обучающихся включают:
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с умственной отсталостью в системе школьного образования. В штат специалистов образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу должны входить учителя-олигофренопедагоги, воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники. Педагоги, реализующие адаптированную образовательную программу должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования: а) по направлению специальное (дефектологическое) образование; б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии]; в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика. г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр). Музыкальный работник, учитель физкультуры, рисования, трудового обучения и другие педагоги, занятые образовании обучающихся с умственной отсталостью должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца. В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с умственно отсталыми обучающимися. Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Финансовые условия реализации основной адаптированной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся должны:
Финансирование реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами обучающихся с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду. Структура расходов на образование включает:
Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно образовательной среды. Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с умственной отсталостью должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:
А. Требования к организации пространства Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:
Б. Организация временного режима обучения Временной режим образования обучающихся с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Сроки освоения адаптированной образовательной программы обучающимися с легкой степенью умственной отсталости составляют 9 лет (I–IX) классы. Указанные сроки обучения могут быть увеличены на один год за счет введения подготовительного класса.1 Для углубленного изучения отдельных видов профессионального труда в образовательной организации, имеющей необходимую материальную базу, могут создаваться X-XI классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.2 Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. В. Организация учебного места При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны отдыха. Г. Технические средства обучения Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся. Д. Специальный учебный и дидактический материал Учет особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся с учетом особенностей их познавательной сферы. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе (включая Прописи). Особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической). Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области «Язык» предполагает использование наборов букв и слогов, картинные азбуки, таблицы (опорные схемы) на печатной основе, наборы, наборы сюжетных и предметных картинок, обучающие программы для персонального компьютера (по развитию речи и овладению навыками грамотного письма). Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства. Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов, чучел животных и птиц. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с умственной отсталостью с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, пришкольный участок и другие объекты на прилегающей к образовательной организации территории. Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения содержательной области «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт умственно отсталых обучающихся. Важно, чтобы в образовательной организации был создан кабинет социально-бытовой ориентировки (СБО), располагающий различным оборудованием, позволяющим умственно отсталым осваивать различные навыки социальной практической деятельности человека. Важным компонентом содержательной области «Обществознание» является формирование представлений о своей большой и малой Родине. В связи с этим необходимо широкое использование иллюстративного материала, видео и кино материалов, материала на печатной основе. Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования умственно отсталых обучающихся в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с умственной отсталостью использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснастить актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием. Овладение обучающимися с умственной отсталостью образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (лент, мячи, шары, обручи и др.); фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, детское пианино и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Для овладения образовательной областью «Технологии» учащимся с умственной отсталостью необходимо использование специфических инструментов и расходных материалов в процессе формирования навыков ручного труда. Для организации углубленной трудовой подготовки необходимо наличие специального оборудования в соответствии с тем или иным профилем труда (швейные машины, столярный инвентарь, приспособления для картонажно-переплетного дела и др.), а также использование адаптированных технологических карт, позволяющих обучающимся освоить необходимые трудовые навыки. Требования к материальнотехническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ОВЗ. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с умственной отсталостью. Предусматривается материальнотехническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) умственно отсталого ребенка. Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с умственной отсталостью и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для умственно отсталых обучающихся направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:
Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для умственно-отсталых детей» | ||
Программа модуля «Нарушение речи у умственно отсталых детей» Направление:... Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная... | Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Государственный образовательный стандарт по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденный 27 марта 2000... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Казенное Государственное учреждение Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты... | Государственная (итоговая) аттестация выпускников специальных (коррекционных)... Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда | ||
Реферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с... Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке разработана на основе базисного плана общего образования умственно отсталых... | ||
Формирование каллиграфических умений посредством штриховки геометрических фигур и композиций Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей,... | Учебного предмета: «Биология» 8,6 классы. Образовательная область:... Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов... | ||
Учебного предмета: «Биология» 8,6 классы. Образовательная область:... Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов... | Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями... Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании обучающегося. Коррекционная направленность... | Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "бакалавр"),... | ||
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность»,... |