Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников»





Скачать 260.06 Kb.
НазваниеРеферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников»
Дата публикации28.12.2014
Размер260.06 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

РЕФЕРАТ
Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников»

Выполнила: Мангасарова Наталья Михайловна,

слушатель курсов переподготовки,

специальность «олигофренопедагогика»
Проверила: Першина Н.А., кандидат педагогических

наук БГПУ

2009год


Содержание
Введение 3

I. Особенности волевого поведения человека.

  1. Понятие «воля» в психологии, волевое поведение 4-8

  2. Физиологические механизмы воли нормальных и умственно отсталых детей 8-10

п. Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников.

П.1. Исследование проблем волевого поведения умственно отсталых

детей отечественными и зарубежными учёными 10-13

П.2 Характеристика волевого поведения умственно отсталых

школьников 14-17

П.З. Педагогические методы коррекции активно-волевых дефектов

(По В.П.Кащенко) 17-22

Заключение 23

Литература 24
Введение

Под развитой человеческой личностью обычно подразумевают человека, который обладает определенным мировоззрением, осознает свое место в обществе, свои жизненные цели, умеет самостоятельно действовать для достижения этих целей. Личностью человек становится по мере того, как он начинает отдавать себе отчет в том, что и для чего он делает, и может руководить своими действиями.

Что касается развития личности умственно отсталого ребенка, то и оно при всем его своеобразии подчиняется тем же общим законам, что и развитие личности нормального ребенка.

При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.

Однако воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, поскольку их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.

Ряд особенностей умственно отсталых детей обусловливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности незрелостью эмоциональной и волевой сферы. Развитие волевой регуляции поведения у умственно отсталых детей - одна из актуальнейших проблем олигофренопсихологии, поскольку очень велика роль волевых процессов для формирования личности школьников, для воспитания у них активной жизненной позиции. Для правильного воспитания умственно отсталых детей педагогу необходимо иметь представление о тех их особенностях, которые затрудняют формирование волевого поведения.

I. Особенности волевого поведения человека.

I.1. Понятие «воля» в психологии, волевое поведение.
Воля — это психический процесс, который проявляется как способность к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий, т. е. это индивидуальная способность к сознательной психической деятельности. Степень необходимого волевого усилия для достижения цели определяется силой воли. Волевое действие — это процесс принятия решения. По своей форме волевое действие бывает простым и сложным.


Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Слож­ное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т. е. за чем это надо), принятие решения, составление плана действия.

Этапы сложного волевого действия:

  1. цель;

  2. определение возможности ее достижения;

  3. определение мотивов, которые подкрепляют эти возможности;

  4. борьба мотивов (т.е. выбор доминирующего мотива);

  5. принятие одной из возможностей в качестве версии (гипотезы);

  6. осуществление принятого решения.

В волевой деятельности проявляются и формируются соответствующие волевые качества личности. Волевая деятельность у различных людей протекает по-разному: один проявляет настойчивость, другой не проявляет, один самостоятелен в принятии решений, другой, наоборот, внушаем, один поражает своей решительностью, другой нерешителен.

Спектр волевых качеств личности характеризует ее волевую деятельность с положительной и отрицательной стороны. Когда способы осуществления волевых актов и их типичные проявлена приобретают в поведении человека определенность и устойчивость они превращаются в характерные волевые качества самой личности. Таких качеств довольно много, но мы коснемся здесь лишь наиболее существенных.

Самостоятельность заключается в том, что человек определят свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующей ситуации. Самостоятельность в решении возникающих задач — характерное свойство развитой воли. Ее противоположностью является внушаемость: человек легко подвергается чужим влияни­ям, а мотивы его действий возникают не из его собственных сложившихся мнений и убеждений, а как результат сторонних влияний.

Решительность — волевое качество личности, которое выра­жается в способности своевременно и без лишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения, а затем обдуманно претворить их в жизнь. Противоположностью является нерешитель­ность: человек колеблется в принятии решения, сомневается в том, как ему следует поступить, борьба мотивов становится нескончаемой. Нерешительность обнаруживается и в реализации принятого решения. Страх перед окончательным шагом приводит к тому, что нерешительный сначала откладывает принятие решения, а затем, решив, начинает его иногда неоднократно пере­сматривать.

Настойчивость — умение мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями. Настойчивость следует отличать от заурядного упрямства. Упрямство заключается в неспособности, несмотря на разумные обоснования, отказаться от намеченного плана действия, от принятого ранее малопродуманного решения, в неуме­нии взглянуть в глаза реальным обстоятельствам, гибко отнестись изменившейся ситуации. И в этом проявляется слабая воля че­ловека.

Выдержка (самообладание, умение владеть собой) сказывается в способности заставить себя выполнить принятое обоснованное решение, преодолевая мешающие этому побуждения, такие как лень, страх и пр. Иначе говоря, выдержка состоит в умении подчинить себе нежелательные и при этом достаточно сильные побуждения. Она выражается в умении сдерживать неодобряемые самим человеком проявления чувств — раздражение, страх, гнев, ярость, отчаяние и т.д.

Целеустремленность — умение подчинить все свои действия поставленной задаче.

Инициативность — умение работать творчески, совершая действия и поступки по собственному почину.

Организованность — разумное планирование своей деятельности.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку.

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск и достижения цели.

Исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и обязанностей.

Препятствия для воли бывают внутренними и внешними:

- Внутренние препятствия для исполнения воли — это отношения и установки человека, болезненные состояния, усталость, депрессия.

- Внешние препятствия — время, пространство, физические свойства веществ, препятствия окружающих людей. Для преодоления этих препятствий необходимо приложить дополнительное волевое усилие.

Патология воли у психически больных людей проявляется в виде: снижения волевой активности — гипобулии, крайний вариант, которой сводится к абулии,

т. е. полному безволию; повышения волевой активности — гипербулии; и извращения воли - парабулии.

Понижение волевой активности может проявляться при различных психических заболеваниях, особенно при шизофрении, ступорозных состояниях различного генеза.

Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших
проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда
предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения,
что проявляется при определении цели, составлении плана, выполнении
задания, преодолении препятствий, внутренних и внешних трудностей.
Волевое действие — это действие осознанное и обдуманное. Воля должна
рассматриваться в связи с познанием, т.к. она неразрывно связана с
познавательными процессами: мышлением, воображением,


наблюдением, запоминанием, воспроизведением и др. Также воля тесно связана с чувствами, которые выполняют роль мотива действий, поступков, поэтому волевое регулирование поведения — это сознательное направление чувств, действий, физических умений на достижение цели или проявление сдержанности. Волевая регуляция осуществляется в течение всей деятельности индивида с помощью волевых усилий, направленных на ее различные компоненты. Специфическая функция воли выражена в регуляции деятельности: начало движений и действий, их задержка и возобновление, прекращение. Действия, совершаемые человеком, обычно имеют своей целью изменение или сохранение условий, в которые он поставлен. Их принято подразделять на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия сознательно не регулируются и не кон­тролируются. Они осуществляются импульсивно и служат непос­редственным ответом на вызывающее их побуждение. Произвольные действия связаны с осознанием их цели и необходимых для ее достижения операций. Среди произвольных действий выделяются волевые действия. Проблема воли относится к числу наиболее значимых для понимания личности и ее формирования.

Благодаря волевым усили­ям человек становится способным изменить свое поведение, оказать влияние на окружающее, у него вырабатывается активная жизненная позиция. Существовавшие в прежнее время так называемые спиритуалистические теории утверждали, что человек по своему личному произволу, совершенно независимо от окружающей его среды, мог поступать, как ему хотелось; эта его способность и называлась волей. В таком понимании подчеркивалось превалирование человека как личности над окружающей его средой. Однако современная философия и психология декларируют обратное: человек во всех его поступках определяется окружающей его социально-экономической средой. Это не означает, что человек подобно автомату, механически, без личного участия, отвечает на любой раздражитель среды. Это означает, что в выборе и совершении своих поступков он подвергается в первую очередь влиянию этой среды, оставаясь в то же время полноценной личностью. Вот эти реакции человека на среду, когда ему приходится выбирать те или иные действия, мы и будем называть его волей. С физиологической точки зрения, такого рода деятельность организма обеспечивается деятельностью подкорковых мозговых узлов. Медицина знает такие болезни, когда поражаются именно эти подкорковые узлы, и тогда человек лишается энергии, активности, делается вялым, апатичным, малоподвижным, ненормально много спит; и тогда врачи определяют, что его воля больна. Таким образом, под волей мы понимаем социально-экономически и биологически обусловленные поступки человека.

I.2. Физиологические механизмы воли нормальных и умственно

отсталых детей.

Развитие волевого поведения и воспитание волевых качеств у нормальных детей — длительный и сложный процесс. Воспитание воли у

детей с умственной отсталостью еще более длительное и сложное дел Это объясняется тем, что все психические функции, процессы, качества; с которыми связана воля, у умственно отсталых школьников имеют ряд нарушений. Физиологические механизмы воли очень сложны. Чтобы объяснить недостатки воли у умственно отсталых детей, необходимо остановиться на анализе физиологических основ волевых действий. Волевые действия имеют условнорефлекторную природу. На базе временных нервных связей образуются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что создает условия для целенаправленного поведения. В теменной части коры больших полушарий находится двигательная область; в ней расположены корковые концы двигательных анализаторов. Она связана со всеми участками коры и подкорки, а также с ретикулярной формацией, имеющей важное значение в общем механизме волевого регулирования поведения. Возникшее в каком-либо участке коры возбуждение попадает в двигательную область. Получив информацию, двигательные клетки посылают приказ о действии. Таким образом, связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка осознанных движений и действий человека. В норме человек способен накапливать информацию и действовать на ее основе, обобщать при помощи второй сигнальной системы полученные извне сведения и знания. На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная регуляция человеческого поведения.

Зная основные недостатки высшей нервной деятельности умственно отсталых, можно отметить некоторые нарушения физиологических механизмов воли. Известно, что у умственно отсталых отмечается диффузное поражение нервных клеток коры головного мозга.

Это вызывает нарушение функционирования корковых концов всех анализаторов. Такое нарушение происходит, в частности, в двигательной области коры, расположенной в её теменной части. Всё

это может стать причиной неполноценной регуляции движений. Свойственные умственно отсталым нарушения нейродинамики, взаимодействия первой и второй сигнальных систем, взаимосвязи коры и подкорки отрицательно сказываются на целостной работе мозга и обусловливают недоразвитие воли.

II. Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников.

II. 1. Исследование проблем волевого поведения умственно отсталых

детей отечественными и зарубежными учёными.

Проблема воли умственно отсталых привлекла к себе внимание, как только эту категорию стали выделять из всей массы детей с отклонениями в развитии. Зарубежные дефектологи, наблюдая за жизнью умственно отсталых в специальных больницах и приютах, за их повседневной деятельностью, анализируя многочисленные факты, подчеркивали грубую недостаточность воли детей и делали вывод о том, что именно эта особенность характеризует сущность умственной отсталости. Это мнение отражено в литературных источниках, написанных ведущими психологами, занимавшимися данной проблемой. Так, Э. Сеген писал о резко выраженной слабости волевых процессов умственно отсталых и считал ее важнейшей чертой, обусловливающей их состояние. Курт Левин полагал, что именно от недоразвития эмоционально-волевой сферы зависит интеллектуальная неполноценность умственно отсталых детей.

Особенности воли учащихся с недостатками умственного развития отмечались в начале XX в. и русскими учеными.

Педагог, врач и психолог Г. Я. Трошин подчеркивал резкое снижение волевой активности у этих детей. В частности, он утверждал, что трудности запоминания и припоминания материала, отмечаем у умственно

отсталых учеников, непосредственно связаны с их слабой волей. Лев Семёнович Выготский разделял идею Сегена о значении слабости побуждений, присоединяясь к нему, писал, что "именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка". В соответствии со своей общей теорией развития психики умственно отсталого ребенка Л. С. Выготский ставит вопрос о том, обязательно ли явления слабости воли, т. е. "гипобулика", связаны с дебильностью. Ведь слабовольные реакции свойственны маленьким детям, и личностно незрелым взрослым, но чрезвычайно часто подобный комплекс примитивных реакций обнаруживается у дебилов. Однако он подчеркивает, что "тип этих реакций не является непосредственным следствием самой дебильности, но является одним из вторичных или даже более отдаленно связанных с первопричиной синдромов...". И несколько далее: "Мы имеем дело с одним из отдаленных последствий дебильности, с недоразвитием личности, которое имеет еще целый ряд проявлений, столь характерных для дебила"'. Недостатки воли у умственно отсталых учеников отмечают все, кто работал с ними, однако специальных экспериментальных исследований в этом направлении имеется немного. Среди них следует назвать работы И.М.Соловьева, И.П. Лужикаса, В.И. Лубовского, М. Г. Царцидзе. В трудах И. М. Соловьева и его сотрудников показано, как трудно формируется и реализуется у школьников с недостатками умственного развития намерение выполнять определенную учебную деятельность, как быстро оно исчерпывается. Возникает явление «психического пресыщения», и ученики перестают работать. В своих исследованиях И.М.Соловьёв показал кратковременность и слабость волевых усилий у данной категории детей. Он дал яркое, почти художественное описание конфликтного, противоречивого поведения детей: «Деятельность прекращается немедленно после того, как работа сама по себе уже непривлекает ребенка... Недостаточность умения владеть своим поведением лишает дебила возможности находить новые мотивы для выполнения деятельности. Побуждений вытекающих из более отдаленных мотивов, не возникает... Процесс насыщения протекает наиболее ярко у глубоко отсталых, отражая как бы в сильно преувеличенном виде процесс насыщения легко отсталых и нормальных детей".

И. П. Лаужикас, анализируя волевое поведение умственно отсталых детей, выделяет в развитии их воли две стадии. Первая из них формируется до того, как они овладели речью. В этот период дети, побуждаемые узколичными мотивами, могут выполнять лишь отдельные произвольные движения. Вторая, собственно волевая стадия, начинается с появления у них речи. Именно речь позволяет им понять необходимость предлагаемого способа действия, в какой-то мере делает для детей понятными и осознанными социальные мотивы. И. П. Лаужикас, изучая две функции воли - активную, которая дает начало действию, усиливает его, и тормозящую, ослабляющую или задерживающую действие, — выявил преобладание у детей-олигофренов импульсивных реакций. При усложнении заданий у этой категории детей проявляется возбуждение, они становятся неуверенными. Их волевые усилия снижаются. Он отмечает также, что в процессе выполнения заданий, требующих волевых усилий, наиболее ярко раскрываются индивидуальные особенности детей.

Ценность этого исследования обусловлена тем, что автор предлагает систему принципов воспитания воли у умственно отсталых детей.

За основу он берет выполнение детьми под руководством взрослого различного рода целенаправленной деятельности. Большое значение И. П. Лаужикас придает правильной организации бытовой сферы их жизни. Существенный вклад в изучение воли умственно отсталых школьников внёс Владимир Иванович Лубовский, который экспериментально показал, что в их деятельности речь не в полной мере выполняет регулирующую функцию. В проведенном им исследовании учащихся был выявлен низкий уровень развития внутреннего торможения, которое представляет собой одно из важнейших проявлений волевой активности. Развитие волевой активности у детей способствует их умственному и речевому развитию, и обратно: успехи в овладении мышлением и речью положительно сказываются на формировании волевой сферы. Так в одном из проведенных исследований М. Г. Царцидзе прослеживается развитие волевой регуляции поведения умственно отсталых с I по VIII класс. Установлено, что в VIII классе половина учащихся, выполняя волевые действия, может сдерживать ситуационно обусловленные реакции, что было совершенно невозможно для первоклассников. Выявлено также, что волевые процессы развиваются у умственно отсталых учеников неравномерно. Отчетливо выраженные продвижения наблюдаются у школьников III, V и VIII классов. Таким образом, постепенно накапливался сопоставительный материал, характеризующий становление волевого поведения у нормально развивающихся и умственно отсталых детей.

Было показано, что у нормально развивающегося маленького ребенка совершенствование воли происходит в ходе ведущей для него деятельности - предметно-практической, выполняемой совместно со взрослым, и в процессе игры. Большое значение при этом имеет речевая регуляция поведения.

У умственно отсталых детей словесная регуляция производимых действий формируется значительно позднее и с существенными отклонениями. Ученикам младших и даже средних классов трудно длительное время удерживать цель действий, они не доводят начатое дело до конца, им требуется для этого направляющая помощь взрослого.

В ходе обучения учащихся с нормальным интеллектуальным развитием

заметно возрастает способность к волевым усилиям, формируются многие виды произвольных умственных действий, хотя для учеников младших классов эти процессы представляют значительную сложность. Для умственно отсталых школьников не только младших, но и средних лет обучения реализовать волевые усилия очень нелегко. Обычно им требуется постоянная, активная поддержка со стороны взрослого.

П.2.Характеристика волевого поведения умственно отсталых

школьников.

Примеры безволия умственно отсталых детей широко представлены в литературе и хорошо известны каждому педагогу. Ребенку нужно пришить оторвавшуюся пуговицу. Но он не делает этого, если под рукой нет иголки и нитки. Проявить инициативу ему трудно. Трудно решить задачу - ребенок идет в школу, не приготовив урока. Соседский мальчик позвал на рынок или поиграть в мяч - ребенок не пошел в школу, хотя отлично знал, что пропускать занятия нельзя. Подчинить свое поведение определенной задаче он не может. Такого рода безвольное поведение может наблюдаться и у нормальных детей. Однако оно выражено заметно у умственно отсталого ребенка.

Для умственно отсталых младших школьников характерными можно считать такие проявления, как безынициативность, неса­мостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, слабая мотивация. Эти черты личности проявляются и в учебной, и в трудовой деятельности. Учащиеся с недостатками умственного развития даже не пытаются преодолеть неудачи и препятствия, если они возникают. Нередко они действуют в соответствии с внезапно возникающими желаниями и искушениями, не имея силы воли, чтобы противостоять им. Этим ученикам особенно важны постоянное руко­водство и своевременная помощь со стороны взрослого. Учащиеся не в состоянии завершить начатую работу, если к этому их не побуждают внешние дополнительные стимулы.

Самостоятельное выполнение учебных заданий для умственно отсталых школьников представляет трудность, так как оказываются слабыми мотивы, побуждающие их к деятельности. Намерение выполнить задание быстро исчерпывается. Появляется «пресыщение», и дети переключаются на другую деятельность.

Однако вышеперечисленные признаки могут сочетаться с признаками противоположного свойства. Так, например, оказывается, что, если умственно отсталому ребенку очень захотелось получить вопреки порядку какую-либо дополнительную порцию особенно вкусного сладкого блюда, он проявляет достаточную настойчивость и целеустремленность, обнаруживает умение преодолеть известные трудности и даже некоторую опосредованность, обдуманность поведения.

Такая же обдуманность, даже неожиданная для воспитателя хитрость, т.е. опосредованность поведения, может быть проявлена при необходимости скрыть проступок или добиться удовлетворения каких-либо эгоистических интересов. Многим воспитателям известно, что выпускники вспомогательных школ нередко проявляют достаточную целенаправленность действий, добиваясь необоснованного увеличения заработка, и неплохо ориентируются и действуют в конкретных бытовых условиях. Г. Е. Сухарева пишет. "При легкой степени умственной отсталости эти люди относительно неплохо разбираются в практических вопросах, очень заинтересованы в вопросах своего жизнеустройства, хорошо учитывают особенности данной конкретной ситуации и неплохо приспосабливаются к ней". Следовательно, слабость воли обнаруживается у умственно отсталых не всегда и не во всем. Она отчетливо выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности!!!

Такие же резкие контрасты наблюдаются и тогда, когда речь идет о других показателях воли. Так, например, при обычной вялости и безынициативности поведения можно наблюдать внешне противоположные им безудержность, непреодолимость отдельных желаний. Умственно отсталый ребенок часто не в состоянии отказаться от чего-либо непосредственно желаемого даже ради более важного и привлекательного, но далекого. Отдаленные во времени блага или горести оказываются немощными, бледными тенями рядом с непосредственно близкими и хотя бы ничтожными удовольствиями или лишениями.

И, наконец, те же контрасты наблюдаются у умственно отсталого ребенка в его отношении к воздействиям со стороны окружающих людей. На первый план выступает внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. Умственно отсталого ребенка легко подговорить обидеть свою любимую младшую сестренку, испортить, сломать какую-нибудь нужную в доме вещь. Нередко его подговаривают сказать какую-нибудь глупость или дерзость учителю, рассмешить класс во время урока и т. д. И наряду с этим те же дети в отношении отдельных указаний со стороны окружающих могут проявить неслыханное, невероятное упрямство, длительное бессмысленное сопротивление разумным доводам действовать в нужном в данный момент направлении, непреодолимое стремление сделать наперекор тому, о чем их просят.

Все эти мнимые контрасты проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т. п.) есть выражение незрелости личности недоразвития духовных потребностей. Сущностью этой незрелости является, конечно, все то же недоразвитие духовных потребностей. Все те требования, которые общество предъявляет ребёнку, определенного возраста, известны ученику вспомогательной школы от учителя и воспитателей, но они еще не превратились в его собственные потребности, интересы, устремления. Поэтому они и выполняются без напряжения и волевых усилий. Незрелость личности, неразвитость самообладания и разумной переработки текущих внешних впечатлений приводят к обилию примитивных, непосредственных реакций на внешние впечатления. Л.С. Выготский называл такими примитивными реакциями всякие импульсивные, мгновенно возникающие действия в ответ на какое-либо воздействие внешней обстановки, которые как бы минуют высшую сферу личности, не подчинены ее подлинным отношениям и установкам. Так, например, ребенок импульсивно хватает привлекательную для него вещь, не задумываясь над тем, можно ли это сделать; импульсивно бросается бежать, испугавшись чего-либо, и при этом не отдает себе отчета в том, спасет ли его бегство от опасности. Л. С. Выготский относит к примитивным реакциям : разряд сильных аффектов, который называет эксплозивной реакцией (вспышки гнева), "короткие замыкания", при которых аффективные импульсы, как бы обходя целостную личность, непосредственно переходят в неадекватное действие (например, поджог дома соседей после получения плохой отметки; побег из дому из-за тревоги за жизнь заболевшей бабушки).

Л. С. Выготский писал: "...примитивная реакция есть реакция, обошедшая личность, следовательно, в ней проявляется недоразвитие личности"'. Общим радикалом всех этих многообразных проявлений незрелости личности применительно к волевым качествам является подвластность ребенка непосредственным воздействиям окружающей ситуации, либо собственным аффективным импульсам, а следовательно, отсутствие самостоятельной личностной переработки этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей. Ребенок, ставший личностью, может критически преодолеть как случайные дурные влияния, так и собственные мимолетные эгоистические или низменные побуждения. Именно этой самостоятельности, или, иначе формулируя, зрелости личности, длительные годы не хватает умственно отсталым детям.

П.З. Педагогические методы коррекции активно-волевых дефектов

(По В.П.Кащенко).

Развитие воли у умственно отсталых школьников, как и других психических функций, процесс длительный и протекающий замедленно. Однако можно заметить, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью при специальной организации обучения и воспитания постепенно происходят положительные сдвиги в развитии преднамеренных психических процессов Известно, что наличие волевого поведения -условие успешной социально-трудовой адаптации выпускников коррекционных школ VIII вида. В связи с этим вопрос о формировании у них волевых качеств личности стоит очень остро и ждет своего дальнейшего решения.

Воспитателю исключительных в отношении характера детей (так Всеволод Петрович Кащенко назвал своих воспитанников), следует иметь в виду положение, установленное в самое последнее время европейскими и американскими исследователями, что для воспитания воли важно не развитие воли, например чтобы перенести трудные минуты или чтобы достигнуть поставленной себе цели, а выработка мотивов, обусловливающих наши действия. Среда с самыми широкими и разнообразными своим раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.

Врачебно-педагогическая коррекция недостатков воли у детей состоит в следующем:

Укрепление слабой, больной воли должно проводиться систематически. Для этого прежде всего необходимо, чтобы у окружающих взрослых людей была твердая воля; воспитатель ребенка со слабой волей должен служить источником воли, из которого он черпает подкрепление, так как воля индуцируется, передается от одного человека к другому. Люди с неустойчивой волей не могут воспитать крепкую волю. Все дети подражательны и внушаемы. Если слабовольный ребенок будет видеть вокруг себя людей настойчивых в своих требованиях, решительных, строгих к своим словам, обещаниям и т.п., то невольно он сам постепенно усвоит подобные же черты характера. Если воспитатель проявляет неуклонную требовательность и справедливую строгость дети приучаются владеть собой. Но если педагог снисходителен к вспышкам раздражения, к грубости, не замечает случаев обмана и др. нарушений дисциплины, то у воспитанника возникают отрицательные черты характера. Такой ребёнок может стать дерзким, несдержанным, грубым, лживым, эгоцентричным и в то же время трусливым, слабовольным. Приучая детей владеть собой, тормозить свои импульсивные реакции, педагог тем самым не только воспитывает детей, но и осуществляет определённое лечебное воздействие - укрепляет их нервную систему. Можно выделить два типа слабовольных детей:

1) Дети, у которых недостаточно развита установка (внимание) и нет центрированных склонностей к чему-либо. Вследствие этого, масса всегда новых впечатлений отнимают так много энергии у слабовольного, что после дневной сутолоки он испытывает только усталость и спутанность мыслей. Чтобы избежать этого, необходимо уда­лить ребенка в таком случае от шума, лишить плохо переносимого им разнообразия. Уменьшая количество рецепций (восприятий), мы тем самым увеличим их интенсивность. Ребенок видит и слышит немногое, но получает возможность глубже взглянуть на вещи, дольше заинтересовываться ими. Постепенно задерживая внимание ребенка на тех или других интересующих его явлениях, открывая перед ним новые и новые их стороны, побуждая его не только пассивно рассматривать и понимать эти явления, но и стремиться к достижению какого-либо успеха, можно пробудить в его сознании желание что-нибудь сделать, добиться, довести до конца начатую работу, получить впервые удовлетворение в труде, а это уже явится несомненным толчком и опорой его самодеятельности.

2) Несколько другой тип слабовольных детей создается нередко однообразием школы, где ребенок не имеет возможности проявить свою индивидуальность, а приспособиться к окружающему ему недостает сил. Однако он умственно развит соответственно своему возрасту, иногда и выше, имеет настойчивое желание заниматься, но не тем делом, к которому его приставили, например не школьными уроками, к ним у него отвращение, он их исполняет через силу, с тоскливым чувством. И в то же время он отдается с особенным удовольствием тому, что нравится. Он или усиленно читает посторонние книги, или же с увлече­нием занимается ручным трудом, с большой охотой проделывает всевозможные однообразные и тяжелые работы. Беда, но, понятно, не вина в том, что родители, очевидно, не смогли с раннего детства подготовить его к тем обязанностям, которые возложила на него школа. С другой стороны, такому ребенку тесно в четырех стенах, он ищет независимости, ему нравится подвижная деятельность, труд иного рода. Предоставьте ему делать то, что он хочет, и окружите его при этом полным вниманием. Удовлетворите его сполна, дайте ему насытиться любимым делом, и тогда он незаметно для себя сможет выполнять и неинтересную и нелюбимую работу.

Требования в выполнении какой-нибудь работы, занятия всегда должны соизмеряться с силами, знаниями, навыками ребёнка. Здесь особенно тщательно должна соблюдаться дозировка всякой работы: постепенное увеличение нагрузки на ребёнка, имеющего те или иные недостатки в волевом усилии.

  • Для развития настойчивости, энергии, активности, умения следует добиваться поставленной цели, выдержки в работе. Для этого с одной стороны, необходим интересно обставленный труд, а с другой самовоспитание (для развития положительной воли) и самокоррекция (для воспитания задерживающей воли, иначе говоря, для выработки в ребёнке самообладания). Мы прекрасно знаем, что такая задача нелёгкая, но всё же выполнимая.

  • В аналогичных случаях, а также вообще при всяких активно-волевых дефектах детский коллектив и метод коррекции через коллектив дают чрезвычайно эффективные результаты, однако, при обязательном условии - хорошей организации детского коллектива.

  • Коррекцию слабоволия, развитие и укрепление воли весьма разумно начинать с физического воспитания: с так называемых естественных движений (бег, коньки, лыжи, экскурсии и т. п.), вольных игр, организованных подвижных игр. Эти виды физического воспитания выполняют двойную функцию: физически оздоравливают и одновременно способствуют исправлению слабости характера.

  • Физическое воспитание выра­батывает в слабовольном ребенке отсутствующие черты характера: социальные эмоции, выносливость, выдержку, смелость, решительность, мужество и т.д. Физическое воспитание должно осуществляться живо, забавно, весело и интересно.

С наступлением некоторого улучшения воли дальнейшая ее коррекция ведется разнообразным физическим трудом (в мастерской, и при самообслуживании и т.п.) с постепенным присоединением умственной работы. Такая последовательность обусловливается тем фактором, что физический труд возбуждает организм, ускоряет дыхание и кровообращение, улучшает пищеварение и общий обмен веществ и тем самым ставит мозг в лучшие жизненные условия, а все это, в свою очередь, является очень хорошей предварительной подготовкой к школьным занятиям, к самостоятельному чтению книги и вообще ко всякому интеллектуальному усилию. Однако труд, работа особенно необходимы нервным, изнеженным длительным бездельем детям и тем более юношам. У них слишком часто наблюдается отвращение к физическому труду и тем более к затрате мыслительной энергии. По отношению к подобным детям юношам самое главное всегда и во всём - это воспитать у них потребность работать. Весьма хорошо помогает здесь коллективный детский труд, который создает желание работать и повышает стремление довести до конца начатую работу.

  • Воспитание должно вселять в ребенка и юношу уверенность, что он может понять, может сделать то или иное дело, и научить его радоваться всякому сделанному им усилию. Необходимо научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания, настаивать на них, словом, осуществлять их. Для этого полезно давать ему задачи разной трудности. Эти задачи в течение долгого времени должны быть доступны ребенку усложняться лишь по мере развития его сил.

  • Иногда наряду с перевоспитанием требуется и лечение. При коррекции дефектов воли одну из первостепенных ролей играет психотерапия в различных её формах, оздоровление нервной системы также проводится медикаметозным лечением. Следует отметить, что немаловажное значение в изложенной системе коррекции слабоволия имеет строгое соблюдение лечебно -педагогического режима.


Заключение

Сведения об особенностях воли умственно отсталых детей необходимо постоянно учитывать в работе с ними. Следует иметь в виду, что недостатки волевых проявлений у умственно отсталых школьников должны длительно изучаться посредством наблюдений. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью при специальной организации обучения и воспитания постепенно происходят сдвиги в развитии пред­намеренных психических процессов — повышается устойчивость и улучшается распределение внимания, увеличивается продуктивность мнемической деятельности, а так же от класса к классу появляются небольшие положительные изменения и сдвиги в волевом поведении. Развитие волевых качеств детей, подчиненность их действий отдаленным и разумным мотивам находится в непосредственной зависимости от уровня развития потребностей.

Это соответствует общей теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций.

Литература

1. Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника. -
М., 1986.


2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 2008.

  1. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002.

  2. Виноградова Л.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. -М., 1985.

5. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной

школе. - М., 1994.

6. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся

вспомогательной школы. - М., 1965.

7. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей -

олигофренов.- М., 1963.

8. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности

нормальных и аномальных детей. - М., 1966.

9. Царцидзе М. Г. Особенности развития воли у умственно отсталых

детей. - Дефектология. 1975. № 2.

1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconОбразовательный стандарт для умственно отсталых детей
Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе фгос для умственно отсталых детей по третьему варианту...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconРоль уроков ритмики в эстетическом воспитании
«Искусство» занимает 6,2%. Ситуация еще более усугубляется слабой материально-технической базой и отсутствием квалифицированных кадров....
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconРоль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями...
Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых,...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconРеферат Расстройства поведения и личности у детей и подростков с...
Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и подростков практически всегда определяется не только глубиной психического...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В процессе формирования социально-бытовой ориентировки умственно отсталых учащихся
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Карасульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для умственно-отсталых детей»
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке разработана на основе базисного плана общего образования умственно отсталых...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Казенное Государственное учреждение Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной защиты...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма модуля «Нарушение речи у умственно отсталых детей» Направление:...
Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconФормирование каллиграфических умений посредством штриховки геометрических фигур и композиций
Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них определенных потенциальных возможностей,...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconФизическая культура
В основу настоящей программы положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет важное значение в воспитании обучающегося. Коррекционная направленность...
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconГосударственная (итоговая) аттестация выпускников специальных (коррекционных)...
Содержит ответы на 143 экзаменационных вопроса по охране труда, а также курсы лекций по охране труда
Реферат Тема: «Особенности волевого поведения умственно отсталых школьников» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск