Скачать 51.67 Kb.
|
Автор. Смирнова Елена Валентиновна, учитель географии МОУ «СОШ №2» г. Исилькуль. ПОРОДЫ, СЛАГАЮЩИЕ ЗЕМНУЮ КОРУ. Эпиграф: «Хребтами горбились породы, Взрывались, плавились, кипя, — И миллионы лет природа Лепила самое себя…» Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок-рефлексия. Формы работы: индивидуально-групповая. Цели урока:
Оборудование: схема горных пород, коллекция горных, план характеристики горных пород, музыка (аудиозапись), мультимедийная презентация. Ход урока. I. Изучение нового материала. Сегодня мы познакомимся с миром камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям? Все камни, которые нас окружают, называются горными породами. Горные породы состоят из отдельных минералов иногда одного, но чаще сразу из нескольких минералов. У каждого минерала есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Минерал в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда. Вывод беседы, сделанный учителем, подводит ребят к заключению, что минералы и горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Далее идет сказка. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын - удалой урока: Далее идет сказка. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Закир. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю Закиру править стало, состарился он. Решил царь Закир испытать сыча. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем». Отправился Иван Закиров сын в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись -«Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался . - Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера». Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» -отвечает царевич. «Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» — спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик. Взял Иван Закиров сын в руки лопату и начал рыть колодец;. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная (на доске учитель рисует "условные знаки этих полезных ископаемых). Ребята, найдите в коллекции эти горные породы и опишите по плану в виде таблицы. Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы. Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов, - Ребята, найдите в коллекции горных породы минералы и руды и опишите их. Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими. Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы _встречает он на своем пут и. Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются другие: песок - песчаник - кварцит - кварц; известняк - мрамор; гранит - гнейс; графит - алмаз Их называют метаморфическими. Найдите их в коллекции и опишите. Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» - ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!» Ребята отгадывают загадки.
Ума-разума не наберешься. {Мел) 3. Что сперва в воде родится, А потом воды боится? (Соль) «Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна. Поклонился Иван и отправился домой, а чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно. III. Закрепление. Практическая работа по группам. Характеристика горных пород по плану.
Если осталось время Под спокойную, красивую музыку идет выполнение творческого задания. А теперь мы немного поиграем и отправимся к хозяйке “Медной горы”, она нам приготовила вопросы. Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь” ? Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. Графит. ? Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей. Соль. ? Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы. Торф. Им учитель математики пишет на доске сложные примеры. Мел. ? Из неё египетская царица Клеопатра делала косметические маски для лица. Глина. ? Из неё изготавливают рубли. Медь. ? Незаменимая “рубашка” для консервов. Олово. ? Из него делают колечки для Тани, серёжки для Сары. Золото. ? Она делает наши пяточки гладкими. Пемза. 3. Домашнее задание (творческое задание).– Представьте себя любой по выбору горной породой. Напишите в тетради несколько строк. Что вы можете рассказать другим о себе.
|
Урок сказка «Горные породы, слагающие земную кору» Цели урока: сформировать представления о строении земной коры, научить описывать горные породы, воспитание дружбы и взаимопомощи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В процессе изучения темы «Породы, слагающие земную кору». Учитель организует работу учащихся с образцами горных пород и минералов,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные термины и понятия: минералы, горные породы, магматические горные породы, осадочные горные породы, метаморфические горные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: дать знания учащимся о горных породах; формировать умение различать горные породы по внешним признакам и определять их... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лист как вегетативный орган высшего растения. Ткани, слагающие лист, их расположение и функции | Эффективность скрещивания грозненских тонкорунных маток с баранами калмыцкой курдючной породы | ||
Производственного обучения Для производства ликёроводочных изделий используют спирт – ректификат, умягчённую воду, сахарный сироп, ароматические травы, кору,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: модель глаза; таблицы, изображающие строение глаза и зрительный анализатор; преломление лучей в нормальном, близоруком... | ||
История гипса и гипсокартона Гипс Цвет породы белый, желтоватый, светло-серый зависит от наличия или отсутствия в породе различных примесей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы | ||
Молочность овцематок породы прекос и ее влияние на продуктивность... Работа выполнена в фгоу впо «Белгородская государственная сельскохозяйственная академия» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: ввести понятия “магматические”, “осадочные”, “метаморфические ” горные породы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Так сложилось, что человеку суждено прожить свою земную жизнь в грешном мире. Наша жизнь состоит не только из радостных, но и из... | Учитель: Вы слышите? Эпиграф: «Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости» А. Альберти | ||
Конкурс на лучшую методическую разработку среди педагогических работников... Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Горные породы и полезные ископаемые» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литосфера – твердая оболочка Земли. Номер урока № Горные породы, минералы и полезные ископаемые |