Рабочая программа по географии 10 класс





Скачать 145.02 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 10 класс
Дата публикации12.08.2014
Размер145.02 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МБОУ Сагутьевская

средняя общеобразовательная школа


РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

зам.директора по УВР

директор школы

Руководитель:________Жаденова Т.М.

___________Л.И. Исаенкова

___________О.И. Дорохова

«___»_______________20___ г.

«___»_____________20___ г.

«___»___________20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

10 класс


Кудинова Татьяна Михайловна

I – ая квалификационная категория

д. Сагутьево

2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года по предмету «География»;
2. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2013-2014 учебный год;
3.География. Программы для общеобразовательных учреждений по географии для 6-11 классов/ сост. С.В.Курчина М.: «Дрофа», 2010.
Данная программа базируется на учебно-методическом комплексе: «Экономическая и социальная география мира» в который входят:

  1. В.П. Максаковский. Учебник. 10 класс – М.: Просвещение, 2010.

  2. О.И. Ануфриева. Поурочные разработки по географии: Социальная и экономическая география мира: 10 класс.- Волгоград : «Учитель», 2007

  3. Атлас. География мира.. 10 класс.

  4. Контурные карты. 10 класс – М.: Просвещение, 2008.


Курс«Экономическая и социальная география мира» – это пятый по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор населения и хозяйства мира. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 10 класса формируются представления о характере экономической и социальной географии мира. Экономическая и социальная география мира формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности регионов мира и связях между их отдельными компонентами.
При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 5-9 классах при изучении предыдущих курсов географии. Рабочая программа по географии для 10 класса к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география» (35 часов, 1 час в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала десятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Цель программы:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного разви

При изучении географии в 10 классе решаются задачи:
Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Характеристика предмета:
Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам

Ведущие принципы:
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
Учет возрастных и психологических особенностей детей:
Курс географии предназначен для изучения в десятом классе общеобразовательной школы (возраст учащихся 15-16 лет). Особенности возрастного периода ребенка 15-16 лет характеризуются необходимостью изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их обучением и учебной деятельностью. Приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия. Если школьники еще недавно охотно слушали подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами».

Подросток стремится утвердить свою личность в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом. Психологические особенности подростков. Чувствительность к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей. Они хотят выглядеть лучше всех и производить выгодное впечатление. Реакция эмансипации – стремление высвободиться из-под контроля, опеки взрослых, внешнее бунтарство, демонстративность. В группе появляется как сопротивление: участники могут демонстративно нарушать правила, громко обсуждать слова или поступки ведущего. Потребность в доверительном общении. Хотят, чтобы их мнение уважали. Хотят быть услышанными.

Для учета возрастных и психологических особенностей детей используются определенные педагогические технологии и методики.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный, промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениватьс
Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • нахождить и примененять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;


Содержание тем учебного курса

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа). Введение. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (5 часов). Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Тема 3. География населения мира (6 часов). Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Размещение и миграция населения. Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав. Религиозный состав населения России. Расселение. Урбанизация.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5часов). Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР Химическая и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. География транспорта мира.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (10 часов). Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение мира.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Содержание тем учебного курса

Количество часов

Практических работ

1

Современная политическая карта мира

4




2

География мировых природных ресурсов

5

2

3

География населения мира

6




4

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

5

2

5

География отраслей мирового хозяйства

14

3







34

7


Календарно-тематический план по географии 10 класс







п/п


Тема урока

Дата по плану


Дата факт.

Примеча-

ние

Современная политическая карта мира (4 ч.)


1

Многообразие стран современного мира.











2

Международные отношения и политическая карта мира. Составление политико-географических комментариев к событиям, происходящим на политической карте мира. Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени

(форма выполнения по выбору – устная, графическая, картографическая )











3

Государственный строй стран мира.











4

Политическая география. Урок контроля знаний по теме № 1. « Современная политическая карта мира».











География мировых природных ресурсов (5ч.)


1

Взаимодействие общества и природы.











2

Оценка мировых природных ресурсов. Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний.











3

Минеральные, земельные , водные и биологические ресурсы.










4


Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.

Загрязнение и охрана окружающей среды.

Урок обобщения и закрепления знаний.










5


Географическое ресурсоведение и геоэкология . Урок контроля знаний. . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.










География населения мира (4 ч.)


1

Численность и воспроизводство населения. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.










2



Состав (структура ) населения.

Размещение и миграция населения. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.










3


Городское и сельское население Урбанизация

Общение знаний по теме.










4


Зачет по теме « География населения мира ».













НТР и мировое хозяйство ( 5 ч. )


1

НТР. Характерные черты и составные части.











2

Мировое хозяйство. Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства

(форма выполнения реферат)










3


Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. Составление типологической схемы территориальной структуры хоз-ва экономически развитой и развивающейся страны.










4


Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. Факторы размещения. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

( форма выполнения – таблица )











5

Итоговое занятие по теме: «НТР и Мировое хозяйство» Контроль знаний.












География отраслей мирового хозяйства (14 ч.)


1-2

География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная , газовая, угольная ).











3

Электроэнергетика, горнодобывающая пр-ть,

металлургия.











4

Машиностроение.











5

Химическая промышленность. . Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.











6


Лесная, легкая промышленность и окружающая среда.











7

География сельского хоз-ва и рыболовство.











8

Зеленая революция. Растениеводство.











9

Животноводство.











10

География транспорта.











11

Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития ; составления проекта развития транспортных систем для одного из регионов.











12

Международные экономические отношения. Составление картосхемы основных районов международного туризма, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.










13


Урок обобщения и закрепления знаний по теме: «География отраслей мирового хозяйства ».











14

Контроль и учет знаний по теме. Урок –зачет











Учебно-методическое обеспечение:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2009.

  2. Атлас  Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Дрофа, издательство ДИК, 2009

  3. Рабочая тетрадь Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Дрофа, издательство ДИК, 2009

  4. Жижина Е.А, Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.10 класс-М: ВАКО,2011

  5.  Баранчиков Е.В. Тесты по географии // К учебнику В.П. Максаковского «География, экономическая и социальная география мира». 10 класс – М.: Изд. «Экзамен», 2007

 Цифровые образовательные ресурсы:


1. Интернет – ресурсы.

Литература:

  1. Экономическая и социальная география/ М. М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М. Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. Гл. I. – С. 30 – 34; Гл. 2, С". 40 - 58.

  2. А.Б.Эртель. География. Подготовка к ЕГЭ-2010. Ростов н/Дону: Легион, 2010

  3. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова Социально-экономическая география мира. Справочное пособие – М: Дрофа, издательство ДИК, 2008

  4. Фромберг А.Э. ”Практические и проверочные работы по географии. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии»
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 6 класс
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии. 11 класс
Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 11 класс составлена на основании Государственного образовательного...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы...
В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 7 класс Учитель: Рудакова Ольга Станиславовна...
Примерной программы основного общего образования по географии и Программы по географии (6-10кл) под редакцией И. В. Душиной. Программа...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 7 класс
...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа По географии 10-11 класс
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа По географии 9 класс
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 7 класс моу «Гимназии №12 с татарским языком обучения»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа учебного курса география 6 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 6 класс Учителя географии первой категории
Директор мбоу устанская сош уренского района муниципального Нижегородской области
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии для базового уровня 10 класс 2014-2015 уч год
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 10-11 класс Подготовил: Тыдыков Г. Н
Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 6 класс на 2010-2011УЧ. Год
Рабочая программа курса «География. Планета Земля» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного...
Рабочая программа по географии 10 класс iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск