Урок по географии и математике в 6 классе





Скачать 154.03 Kb.
НазваниеУрок по географии и математике в 6 классе
Дата публикации16.08.2014
Размер154.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Интегрированный урок по географии и математике в 6 классе

« Озеро Байкал – чудо природы».

Цели урока:

Формирование учебно-познавательной компетентности через творческие задания, закрепление арифметических действий с обыкновенными дробями при решении примеров, уравнений и задач, изучение флоры и фауны оз. Байкал.

Формирование интеллектуальных компетентностей через формирование целостного представления о картине мира, развитие интереса к математике, географии.

Формирование коммуникативной компетентности через самостоятельную деятельность обучающихся воспитание любви к родному краю, дружеских отношений в классе; умения работать в группе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

Форма проведения урока: путешествие по озеру Байкал.

Педагогические технологии: технология использования игрового метода, проблемно – исследовательский метод, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.

Оборудование:

Планшеты для счета и ответов

Карты оз. Байкал

Задания для экспедиций по географии и математике.

Ход урока:

Класс разбит на 4 группы-экспедиции, ответы детей оценивают жюри (старшеклассники).

Учитель: Ребята! Сегодня наш урок необычный - это урок-путешествие.

Много экспедиций до сих пор изучает Байкал, настолько он таинственен и уникален. Мы тоже отправляемся в экспедицию, познакомимся с уникальным озером, а заодно поработаем с обыкновенными дробями. Хочу обратить Ваше внимание на наличие у Вас на столе необходимого материала для урока (учитель называет и демонстрирует образец карты оз. Байкала, планшет для счета и ответов, задания). Главное условие работать в своей группе слаженно, не нарушать дисциплину иначе команде снимаются баллы. Все ответы будет оценивать независимое жюри из старшеклассников. Есть вопросы? Если нет, отправляемся в путь!

Учитель географии: Об озере Байкал знают миллионы людей нашей планеты. Ему посвященно множество стихов, песен, легенд. Но откуда, от какого народа пришло название этого озера, спорят до сих пор. Эвенки дали озеру имя «Ламу» что в переводе означает – море, китайцы «Бэй-Хай»- северное море, монголы - Байкал – богатый огонь. Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера – заповедника и это неслучайно! Здесь природа собрала воедино все самые лучшие свои произведения: чистейшую, изумрудную воду, разнообразный животный и растительный мир, живописные горы и неповторимый по своей красоте и богатству горно-таежный лес, состоящий из лиственницы, сосны и кедра. (Слайды).

И глядя на эти слайды, создается лирическое настроение и хочется прочитать строки поэта 19 века Бакара:

«Байкал лучезарный! То отблеском стали

На      солнце  светясь,

То горя бирюзой,

Он гонит в тумане синеющей дали

С величьем спокойным волну за волной.

О, чудный Байкал, беспредельное море,

Священное море сибирских племен,

В твоем необъятном широком просторе

Какой-то таинственный смысл заключен»

Учитель математики: Байкал – крупнейшее пресноводное озеро нашего континента и самое глубокое озеро земного шара. (Слайд):

Возраст озера – 15-20 млн. лет. Длина –620- 636 км. Максимальная ширина – 80 км. Максимальная глубина – 1637 м. Средняя глубина – 730 м. Лежит на высоте 455м. над уровнем моря, имеет тектоническое происхождение.

Учитель географии: (Слайд) Байкальская вода уникальна и удивительна как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Степень прозрачности воды составляет 40 метров. По химическому составу близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г. солей, т.е. соленость воды равна 0,1 промилле). В озере существуют течения, но скорость течения составляет всего несколько сантиметров в секунду, редко превышая 10 см/с.

Учитель математики: (Слайд задача): Общий запас питьевой воды во всех озерах мира составляет 123 тыс. куб.км.. В озере Байкал содержится 23 тыс. куб.км. пресной воды. Рассчитать какова доля Байкала в общемировом запасе пресной воды? Когда команда выполнит задание, капитан приносит на планшете ответ и демонстрирует жюри. После этого учитель открывает на экране правильный ответ (18,7 %).



Учитель географии: (Слайд): Байкал начинает замерзать в октябре- ноябре, а таять льды начинают в апреле – мае, но иногда еще в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым.

Учитель математики: (Слайд задача): Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, чтобы ездить на санях 15- 20 см. А какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт? Выполним вычисления с помощью блок – схемы ( на партах раздаточный материал).



После выполнения капитан приносит ответ в жюри, и учитель демонстрирует ответ на экране (35 см).

(Слайд фото): Лед держится на озере от 4 – 6 месяцев, но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 3- 5 км..Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8-12 тыс. водоплавающих птиц.

Как называется это место, мы узнаем, проведя соревнование между группами на скорость (На доске задания): Под каждым ответом спрятана буква.

1) 9)

2) 10)

3) 11)

4) 12)

5) 13)

6) 14)

7) 15) 8)

Ответы на задание:

  1. 14

  2. 1/6

  3. 9

  4. 1/12

  5. 3/5

  6. 9

  7. 1/8

  8. 2

  1. 0

  2. 4/15

  3. 15

  4. 5/7

  5. 4

  6. 21

  7. 0




Учитель математики: Команде по очереди предлагается назвать ответы. А после этого на экране демонстрируется, как цифры превращаются в буквы. Дети читают получившиеся слово вслух. Да, это место называется Шаманский Камень. А Катя и Лида подготовили интересное сообщение про Шаманский Камень.

Шаман-камень - это заповедная скала у истока Ангары, является одним из символов Байкала. Чтобы ее увидеть, достаточно приехать в поселок Листвянка, в 70 км от Иркутска.

С древности Шаман-камень наделяли необычной силой. Согласно поверью, Шаман-камень был местом обитания хозяина Ангары, Ама Саган Нойона. Здесь молились и проводили шаманские обряды, а так же проверяли находящихся под судом: привозили преступника и оставляли его на камне. Если ночью воды Байкала его не смывали, то человека оправдывали. С Шаман -камнем связана легенда о дочери Байкала Ангаре, которая сбежала от отца к своему возлюбленному Енисею – и бросил разгневанный отец им вслед камень, который до сих пор стоит на границе Байкала и Ангары. Считается, что если Байкал разгневается снова, Шаман-камень рухнет, и воды озера затопят весь мир.

Учитель географии: Послушайте легенду об Ангаре в стихах:

У бурят существует легенда:

Что была у Байкала семья –

Сыновья – ручейки удалые

И красавица – дочь Ангара.

Жила дочь по отцовским заветам,

Строго он ее честь сторожил,

Но богатый Иртыш ее встретил,

Руку с сердцем он ей предложил.

Стал Байкал собирать ее замуж,

Стал готовить приданое ей,

Ангаре же по сердцу пришелся,

Раскрасавец лихой – Енисей!

И течет из Байкала беглянка,

Против воли навстречу судьбе,

И отец - возмущенный, сраженный,

Свою ярость оставил на дне.

Учитель математики: Более 100 лет тому назад, в в1886г. ученый географ, исследователь Сибири Ян Черский установил, что 336 рек и речек несут свои воды в Байкал. Однако, благодаря постоянно работающим экспедициям, это число было уточнено. Оказалось их не 336,а…

Сколько их, вы узнаете, правильно выполнив действия:



(капитан команды приносит ответ жюри). Ответ на доске: 544

Это число назвал географ Бояркин в 1964 году.(Слайд): Да в Байкал впадает 544 реки, а вытекает одна река Ангара.

Учитель географии: В Байкале водится более 1500 видов и 70% обитателей эндемики. И по этой теме ребята подготовили сообщения:

(Слайд): Рачок эпишура – эндемик Байкала он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая ее.

(Слайд): Голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды (мертвая она не тонет т.к. жир легче воды) и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и в лечебных целях. Голомянка – глубоководная рыбка, она может опускаться на глубину 1000м, но чаще всего плавает на глубинах 250- 500м, а ночью поднимается до глубины 50 – 100м. Длина рыбки 18-20 см.

(Слайд): Из рыбных ресурсов наиболее ценные хариус, сиг, и конечно знаменитый байкальский омуль. Омуля ловят больше, чем другой рыбы (около 70% улова составляет омуль). Ловят его и летом и зимой из подо льда сетями из прочной капроновой нити в длину от 1,5 – 2 км, а высоту 5 м.. .Летом чтобы сети не опускались глубоко их привязывают к поплавкам. Вечером забрасывают сети и ждут рассвета, утром их выбирают. Омуль кормится косяками в верхних 5-10 метровых слоях воды. Он невелик по размерам: длина рыбы 30- 40 см., а вес 2- 4 кг.

Учитель географии: А также водятся в озере интересные рыбы широколобки (сообщение о них подготовил Дима Кругов):

Байкальские широколобки могут жить на глубине до 1500м. Мягкое тело похоже на студень. Имеет серо-зеленую и красную окраску. Большая голова украшена шиповидными наростами, что делает широколобку похожей на жабу.

Обитает в озере много других рыб: амурский сазан, желтокрылка, карась, линь, таймень, малюски, губки.

Учитель математики: В озере водится очень ценная рыба. Какая именно вы узнаете, отгадав кроссворд.







 

 

 

 

 

 

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 










 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 



















 

 

 

 

 

 













По вертикали в выделенном столбце читаем название рыбы.











 п

 р

 о

 ц

 е

 н

 т













 ч

 и

 с

 л

 и

 т

 е

 л

 ь










 д

 е

 л

 и

 м

 о

 е




 м

 а

 с

 ш

 т

 а

 б



















 к

 о

 р

 е

 н

 ь














Учитель математики: Правильно это рыба – осетр. Осетр – коренной житель Байкала.Такого, который водится в « священном море», нигде больше нет в мире. Он эндемик, как омуль, голомянка и др. виды. Осетр относится к деликатесной красной рыбе, эта рыба считается царской. Сейчас эта рыба охраняется государством и запрещена для промышленного лова т. к занесена в Красную книгу редких и исчезающих видов.

Задача: ( Слайд): Узнаем длину, вес и продолжительность жизни осетра, заполнив пустые клетки таблицы.

Ответы на задание: 236см, 16кг, 50лет,

Рыбные промышленники скупали осетров и свежими везли в разные города. С помощью какого приспособления им это удавалось, вы узнаете, решив задачу:



Расположите результаты в порядке возрастания и из заданных букв сложите слово. Далее учитель демонстрирует на доске ответ.

(0, ½, 1 ½ , 3, 6 )

К у к а н.

Что такое кукан нам расскажет Даша Федорова.

(Слайд): специально свитую пеньковую веревку длиною 2 сажени (?) протягивали через медную трубку, вставленную в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок-петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба плавала несколько дней в воде, пока ее не набиралось определенное количество.

Затем, на подводу стелили мох, обливали его водой, укладывали рыбу и опять сверху стелили мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду, привязывая за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводы и ехали дальше. Таким образом, рыбу привозили к месту назначения, оставляя живой. В 1930 г. было принято решение о запрете лова осетра, т.к. эта ценная рыба стала исчезать. Сейчас осетра разрешено ловить только в ограниченном количестве.

Учитель математики: Обитает в озере еще очень интересное животное – это байкальская нерпа. Сообщение о ней подготовил Даня Бухов.

Байкальская нерпа – это единственный в мире вид тюленя, который живет в пресной воде. Размеры самцов достигают длины 1.8 м. и массы 130- 150 кг, самки по размерам меньше, могут дожить до 55 лет. Детеныши рождаются в середине марта, имеют белый мех, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу. Нерпа способна погружаться на глубину до 200м, под водой она бывает 20 – 25 минут, этого ей достаточно, чтобы добыть себе пищу. Сейчас нерп осталось мало на Байкале т.к. их истребили из-за ценного меха.

Учитель географии: Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связано не только с озером, но и с побережьем тайгой. (Слайд): На берегах гнездятся 200 видов птиц: наиболее распространены чайки. В лесу можно встретить: дятла, кречета, горностая, волка, зайца, бурого медведя, лося, косулю, оленя, соболя, бурундука, лисицу. (Слайд): На побережье Байкала произрастает около 2000 видов растений: это лилия карликовая, маки, гвоздика разноцветная, герань, ромашка, колокольчик, горечавка.

Учитель математики: Но Байкал богат не только животным и растительным миром, но и своими достопримечательностями. Одна из - острова. Сколько островов на Байкале? (Слайд): Ян Черский более 100 лет назад говорил, что их 27. Затем считалось, что их 22, и только в 1976 г. после тщательных подсчетов окончательно установили, что их…. Сколько же островов на Байкале? Выполните действия?



Ответ на задание:30

Учитель математики: Да, на Байкале 30 скалистых островов. Самым большим по величине является остров Ольхон.(73 км в длину и 11 км в ширину). Задание: какова площадь этого острова? Команды выполняют задание и демонстрируют жюри. Учитель озвучивает правильный ответ.

803 км. КВ.
Учитель географии: Климат Прибайкалья умеренный резко континентальный. Зима очень холодная средняя температура января -24 градусов цельсия, июля +15 градусов цельсия. Из-за неравномерного нагревания суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Их около 30 названий, но наиболее распространенные (Слайд): Это Баргузин, Бугульдейка, Верховик, Ангара, Култук, Горная, они охватывают озеро на всем протяжении и продувают его из конца в конец. Максимальные скорости ветров отмечаются в апреле, мае, ноябре 20 м/c.

Учитель математики: Но есть еще один ветер, название которого вы узнаете, если правильно решите уравнения. Каждая буква спрятана под числами. Это самый опасный ветер, скорость которого 60 м/c. Были случаи, когда он срывал крыши с домов и уносил скот с берега в Байкал.




Ответ на задание:
8, 1/5, 10, 13, 6

С а р м а

Учитель географии: Но не все так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. Цивилизация проникла и сюда. На берегах Байкала построили около 40 промышленных предприятий, но основные загрязнители целлюлозно-бумажные комбинаты, которые сбрасывает в Байкал различные вредные стоки. На реке Ангара построили Иркутскую ГЭС, что привело к подъему воды на 1м, к смыву с берегов грязи и помутнению: воды, гибели главного фильтра воды – планктона. Сплав древесины по рекам засоряет их.

Учитель математики: Известно, что за сутки в Байкал выливается 200 куб. м стоков, среди них есть вредные вещества это ртуть, алюминий, фенолы, хлориды. Посчитайте, сколько выливается в Байкал за год стоков?

Ответ: 73000 куб.м

Учитель географии: Если в дальнейшем озеро не будет загрязняться, то вода в нем очиститься только через 400 лет.

Для защиты флоры и фауна на Байкале созданы заповедники и национальные парки (Слайды). Эти заповедники показаны на Вашей карте. Ребята мы предлагает Вам с Валентиной Николаевной подготовить сообщения про заповедники Байкала, и обратить внимание на площадь заповедников, численность животного и растительного мира

Ну а теперь проверим Ваши знания по сегодняшней теме (работа по печатному листку с заданиями по географии).

Заключение: «Мы хозяева природы и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит, охранять Родину.

М..Пришвин.

« Байкал – бесценный дар природы - да будет вечно на Земле».

А. Твардовский.

Вывод.

«Только имеющий знания человек может защищать природу и преумножать ее богатства»

В. Н. Морева, О.Н. Артющенко.

.

Учитель географии: Ребята, пока жюри подводит итоги. Мы предлагаем Вам ответить на вопросы, которые выявят, какие знания, и умения вы приобрели на уроке, какие у вас были трудности и наконец, вы сможете оценить уровень своей работы. Первая часть вопросов выполняется устно, а вторая письменно. Начинаем работу.

(продолжи мысль):

  1. сегодня я узнал…

  1. было интересно…

  1. было трудно…

  1. я выполнял задания…

  1. я понял, что…

  1. теперь я могу…

  1. я почувствовал, что…

  1. я приобрел…

  1. я научился…

  1. у меня получилось

  1. я смог…

  1. я попробую…

  1. меня удивило…

  1. урок дал мне для жизни…

  1. мне захотелось…



1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен


7.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно


Учитель математики: А теперь слово жюри. Жюри озвучивает результаты. А потом учитель завершает урок выставлением оценок.

.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по географии и математике в 6 классе iconКонспект урока по математике
Открытый урок по математике в 3 «Г» классе по теме «Закрепление табличных случаев умножения и деления»
Урок по географии и математике в 6 классе iconВнеклассное мероприятие (урок) по математике в 5-х классах
Я предлагаю вам разработку внеклассного мероприятия (урока) по математике в 5-ом классе «Веселый математический поезд»
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок по географии в 11б классе. Автор: Ежова Надежда Станиславовны,...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок географии в 6-м классе по теме "Горы суши"
Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок по математике во 2~ классе Тема: «Чтобы озарить светом других нужно носить солнце в себе»
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок географии в 8 классе по теме «Кабардинская равнина. Малая Кабарда»
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости
Открытый урок по математике в 6 классе на тему “ Прямая и обратная пропорциональные зависимости ”(по учебнику Н. Виленкин)
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок географии в 6-м классе по теме "Горы суши" Страдаева Г. А. учитель...
Начальный курс географии 6 класс”1С – Образовательная коллекция, рекомендован Министерством образования РФ
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок-игра «В мире замечательных людей»
Открытый интегрированный урок-путешествие по математике в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок по математике в 3 классе по теме Урок путешествие «Внетабличное...
...
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок английского языка во 2 классе по теме «Профессии»
План-конспект открытого урока по математике во 2А классе. Учитель: Белицкая Ольга Николаевна, первая квалификационная категория
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок по математике в 6 классе, посвящённый м. А. Ломоносову
Сегодня урок повторения за курс 6 класса хотелось бы посвятить великому русскому учёному. Кому? Расшифруем
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок по математике в 1-м классе "Сложение и вычитание трех. Приемы вычислений"
Открытый урок по математике в 1-м классе "Сложение и вычитание трех. Приемы вычислений"
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок по географии в 7классе по теме «Климат Евразии»
Рмо учителей географии. На этом рмо тесля Ирина Николаевна, учитель географии мбоу «Ленская сош» подготовила и провела открытый урок...
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок математики в 4 классе по учебнику Л. Г. Петерсон в технологии...
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
Урок по географии и математике в 6 классе iconУрок изучения нового материала по теме «Уравнения с двумя переменными и их системы»
Этот урок, являясь занятием элективного курса по математике в 9 классе, преследует следующие цели


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск