Скачать 99.7 Kb.
|
ФИО: Булгакова Н. Город: Тольятти Место учебы и специальность: ГБОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» Руководитель: Макарьева Л.Г. Электронная почта: www.tgl.net.ru/wiki Приглашаю к обсуждению: Формирование экологического сознания младшего школьника на уроках окружающего мира. XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и экологическая. Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна разрабатываться с учетом взаимосвязи идей гуманизации и экологизации. Новое содержание образования должно быть ориентированно на «погружение» ребенка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого отношения индивида. Активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой. Уроки «Окружающего мира», по мнению Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века), вносят существенный вклад в экологическое образование младшего школьника. В последние годы произошла экологизация всех естественно - научных курсов, в том числе и в начальной школе. Задача формирования экологической культуры рассматривается как «всевозрастная». В начальной школе происходит формирование различных знаний и отношений, которые вносят существенный вклад в экологическое образование младшего школьника. В современном образовании важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера, связанных с изменением социального опыта природопокорительного характера, развития опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Решению данной задачи полностью отвечает метод проекта или технология проектного обучения. В основе метода проекта — развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Анализ научно-теоретической литературы, изучение педагогического опыта, а также личные наблюдения позволяют выявить проблему исследования, которая заключается, с одной стороны, в потребности современного общества в формировании социального опыта учащихся, осознании ими элементарного взаимодействия в системе «человек-природа - общество», воспитании экологически обоснованного поведения в ней, а с другой стороны, в преобладании все еще традиционного подхода к организации занятий в начальной школе. Экологическое воспитание — это создание условий для усвоения личностью экологической культуры, выработанной обществом, с ее неизбежным изменением в преемственности поколений [9]. Экологическая культура приобретает как личностную, индивидуальную трактовку — как принятый человеком способ гармоничного динамичного взаимодействия с окружающим его природным миром (система ценностных ориентации), так и глобальное звучание — суммированный культурно-экологический опыт всего человечества (экологическая этика). Прежде чем появился учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века», авторским коллективом была создана концепция современного начального образования. У её истоков стояли такие известные ученые как А.М. Пышкало, В.В. Давыдов, Л.Е. Журова. Анализ огромного пласта научной и научно-методической литературы, опыта массовой начальной школы, существующих средств обучения позволил авторам выделить основные недостатки, противоречия, существующие в системе начального образования, и наметить пути их устранения. Концепция начального образования легла в основу разработки концептуальных основ построения учебно-методического комплекта (УМК) «Начальная школа XXI века». Сегодня, когда изменился сам младший школьник (его уровень развития, социальный статус, потребности, способности) уже нельзя ориентироваться только на формирование его функциональной грамотности. Принципиально важно, чтобы в нем произошли изменения, которые определяются не только приобретенными знаниями, но и характером его деятельности, отношения к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию, т.е. теми новообразованиями, которые и характеризуют существенные изменения в развитии школьника [1, с.251]. Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных нами показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности (коммуникативного, интеллектуального и оценочно-самооценочного) является необходимым условием для становления субьектности младшего школьника в процессе обучения и по свидетельству диагностических срезов делает возможным успешное применение проектного метода и его модификаций уже к концу II класса. В тех случаях, когда целенаправленное формирование названных показателей совсем или практически не осуществляется, использование метода проектов неэффективно и затруднено даже к концу III класса. Отметим, что по результатам диагностики устанавливается и обратная связь — в процессе проектной деятельности у младших школьников совершенствуются указанные выше показатели. Рассматривая в данном исследовании использование технологию проектирования при обучении окружающему миру, необходимо, прежде всего, отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить, как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций. Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Глава 2. Для реализации цели и задач исследования нами применялся комплекс научно – исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в 2011 году в МОУ лицее№ 19 г. Тольятти, в естественных условиях в процессе осуществления учебно-воспитательного процесса. Для осуществления эксперимента были определены контрольная (3«В» класс – 23 учащихся) и экспериментальная (3 «Д» класс – 24 учащихся) группы начальной школы. С целью определения места и роли проектной деятельности в обучении младших школьников было проведено анкетирование учителей начальных классов МОУ лицее № 19 (Приложение 1). Анкета включала в себя 5 вопросов. Вопросы анкетирования были направлены на выяснение: 1) методы и формы, применяемые учителем для формирования экологического сознания младших школьников; 2) уровень экологического сознания у учащихся начальных классов; 3) место и роль метода проектов на уроках окружающего мира и в формировании экологического сознания. Для выявления уровня экологического сознания младших школьников был проведен констатирующий эксперимент в экспериментальной и контрольной группах. Детям был предложен тест (письменных опрос – 10 вопросов). (Приложение 2). За каждый правильный ответ начислялся 1 балл, неправильный - 0 баллов. Уровень экологического сознания определялся по шкале: 8 – 10 баллов – высокий уровень; 5 – 7 баллов – средний уровень; 4 и ниже баллов – низкий уровень. Результаты тестирования на выявление уровня экологического сознания представлены в таблице 3. Результаты констатирующего эксперимента Таблица 4
Результаты проведенного анкетирования в экспериментальной и контрольной группах наглядно представлены в виде столбчатых диаграмм на рис. 1. Рис.1. Уровень экологического сознания младших школьников в экспериментальной и контрольной группах до эксперимента. Анализ диаграмм показывает, что показатели низкого уровеня экологического сознания младших школьников в экспериментальной группе превышает на 1% показатели низкого уровня у младших школьников в контрольной группе. Показатель среднего уровня экологической культуры младших школьников экспериментального класса выше на 0,5% , а высокого уровня ниже на 1,5%. Таким образом, для выявления уровня экологического сознания у учащихся 3 «Д» класса мы использовали следующие методики: 1) анкетирование учителей начальных классов; 2) тестирование учащихся. Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента позволяет нам сделать следующий вывод: уровень экологического сознания у учащихся и экспериментальной и контрольной групп находится на достаточном (среднем) уровне; учитель, работающий в классе, где проводилось исследование, применяет проектную деятельность в процессе обучения, однако она носят чаще всего эпизодический характер, соответствует тематическому планированию, однако необходимо систематическое и целенаправленное применение проектирования, направленных именно на экологическое воспитание учащихся начальной школы. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологического сознания школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. Проект станет эффективным средством обогащения жизненного опыта детей, формирования познавательных интересов, развития сознания при условии правильной его организации, включающей в себя взаимосвязанные компоненты:
Приложение 1 Анкета для учителя
Приложение 2 Методика определения уровня экологического сознания у младших школьников (тест) Характер методики: письменный опрос (10 вопросов). Инструкция. Выберите нужный ответ на вопрос. 1. «Человек должен знать все об окружающем мире!» Согласны ли вы с этим утверждением? а) да; б) нет. 2. Что такое «экология»? а) «наука о доме»; б) название игры. 3. Какой поступок вы считаете аморальным? а) вырубка лесов; б) забота о бездомных животных.
а) нет; б) да. 6. Надо ли заботиться об окружающей среде? а) нет, не надо; б) надо, но изредка; в) надо, всегда и постоянно. 7. Как вы поступите, если найдете гнездо с птенцами? а) отнесу домой; б) оставлю на месте; в) подержу, покачаю (чтобы успокоились) и положу обратно. 8. Если вы увидите на дороге ползущую гусеницу, то: а) попытаюсь наступить; б) пройду мимо, обойдя ее. 9. Как вы относитесь к истреблению животных браконьерами? а) все равно: меня это не касается; б) отрицательно; в) положительно. 10. Гуляя по лесу, роще, можно ли шуметь? а) не знаю; б) почему бы и нет; в) нельзя. Обработка: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, непраильный — 0 баллов. В конце подсчитывается сумма всех баллов. Интерпретация: степень сформированности экологической культуры «определяется по шкале: 8—10 баллов — высокий уровень; 5 — 7 баллов — средний; 4 и ниже баллов — низкий. |
+ Указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной... Диагностика информационной компетенции младшего школьника на уроках окружающего мира | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего... | ||
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | Уроки по окружающему миру по теме: Формирование ууд на уроках окружающего мира в начальной школе Проблема, над которой работает учитель«Формирование учебно– познавательных компетенции через активные методы обучения на уроках в... | ||
Формирование экологического сознания обучающихся на уроках ... | Уроках математики А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Формирование толерантных отношений младшего школьника на уроках литературного чтения» (Сулейменова Динара Амангельдыевна) | Икт на уроках окружающего мира в начальной школе Тема моего выступления “икт на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2) | ||
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы Программа «Экология и мы» экологического кружка «Фиалка» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как... | Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование экологического мышления учащихся на уроках географии – основа экологического образования | Обобщение опыта педагогических работников мбоу «оош №22» за 2010 – 2012 годы ... | ||
Конкурс эрудитов «мистер «сэм» (6 класс) Цели : Дидактическая закрепить... Развивающие – развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира | Уроке математики в начальной школе: возможности и реализация Именно это, на наш взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира | ||
Темы Название темы Кол-во часов Основные вопросы, рассматриваемые в теме Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка. Развитие... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реализация системно деятельностного подхода в обучении младшего школьника на уроках естественно научного цикла |