Скачать 205.18 Kb.
|
Рассмотрена на заседании Утверждаю: МО учителей естественно- Приказ № от 201 г. математического цикла Протокол № от 201 г. Директор школы: Руководитель МО: Вишнякова Т.В. Никулина С.Г. Рабочая программа по географии 8 класс Количество часов за год: 70 Учитель: Бакова Ирина Львовна Школа: МКОУ Соболевская СОШ Ивановской области Юрьевецкого района 2013-2014 учебный год Пояснительная записка. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются: Закон об образовании федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 .03 .2004 года № 1089; примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений: - тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня); - ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач; - показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества». Планируемые результаты обучения Оценивать и прогнозировать: -изменения объектов под воздействием природных и антропогенных факторов Объяснять: -влияние географического положения на особенности природы России; -образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; -образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на составление погоды, образование смога; -влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность людей; -как составляют прогноз погоды; -распространение многолетней мерзлоты; ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; -почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; -причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны; -разнообразие природы и природных комплексов на территории страны. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация»; «географическое положение». Определять ( измерять): -географическое положение объектов; -разницу в поясном времени территории; -погоду по синоптической карте; -параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации. Называть и (или) показывать: -предмет изучения географии России; -основные средства и методы получения географической информации; -особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России; -основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; -климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; -распределение рек страны по бассейнам океанов; -основные области современного оледенения и крупные ледники; -главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; -основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Технологии обучения:
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос фронтальный опрос самостоятельная работа тест практическая работаконтрольная работа Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами. Критерии и нормы оценки ЗУН Составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.) Нормы оценки знаний и умений по географии Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать: - правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии; - самостоятельность ответа; - логичность, доказательность в изложении материала; - степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений. Примерные нормы оценок «5» ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности «4» ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя «3» ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе «2» ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой. Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний «5» правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы «4» правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов «3» правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов «2» неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии «5» ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении «4» имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию «3» имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении «2» присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Оценка "2" ставится, если ученик:
Содержание программы Введение(5ч) Что изучает география России. Географическое положение России. Оценка территории, сухопутных и морских границ. Размеры территории. Сравнение географического положения России с положением других государств. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в XX в. Современные проблемы российских границ. Путешествия и открытия новгородцев, поморские походы. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. М. В. Ломоносов. Великая Северная экспедиция. Экспедиция Российского Географического общества. В. В. Докучаев. Изучение территории России советскими учеными. Современные географические исследования. Практические работы:1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.2. Определение поясного времени для разных пунктов России. Раздел 1. Природа (25ч) Тема: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы(6ч) Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Практические работы.1. Установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных закономерностей. 2. Определение, объяснение закономерностей размещения магматических и осадочных полезных ископаемых. Тема: Климат и агроклиматические ресурсы(6ч) Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Закономерности распределения тепла и влаги (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Климатические пояса и типы климатов. Полюс холоди Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение . 2 . Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков и их объяснение. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.3. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Тема: Внутренние воды и водные ресурсы(5ч) Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий. Практические работы; 1. Составление характеристики одной из рек с использование тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, прогноза их использования. Тема: Почва и почвенные ресурсы(4ч) Почва — особый компонент природы и национальное богатство. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Тема: Растительный и животный мир России(4ч) Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира по заданным условиям изменения других компонентов природного комплекса. Раздел 2. Природные комплексы России (26ч) Тема: Природное районирование(7ч) Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Практическая работа. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа серии общегеографических и тематических карт. Составление прогноза ее изменения в результате хозяйственной деятельности человека. Тема. Крупные природные районы(19ч) Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Кавказ, Урал, Западная Сибирь, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сибири, Дальний Восток. Раздел3. Человек и природа (6ч) Влияние природы на жизнь и хозяйственную жизнь людей. Антропогенные воздействия на природу. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. Раздел 4.Ивановская область (8ч) Тема. Физическая география Ивановской области(8ч) Геологическая история. Рельеф и полезные ископаемые. Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат и агроклиматические ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема. Особенности почв своего региона и своей местности. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Экологическая ситуация в своем регионе и своей местности. Календарно-тематическое планирование 8 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Номенклатура Пограничные государства: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США, Казахстан, Украина, Азербайджан, Грузия. Моря: Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское, Каспийское; Острова: Земля Франца Иосифа, Врангеля, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Курильские, Сахалин; Полуострова: Кольский, Канин, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Русская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Северо-Сибирская низменность, Среднерусская возвышенность, Окско-Донская равнина, Валдайская возвышенность, Витимское плоскогорье, Прикаспийская низменность; Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Верхоянский хребет, хребет Черского, Саяны, Кузнецкий Алатау, хребет Прибайкалья, хребет Забайкалья, Становой хребет, Потомское нагорье, Алданское нагорье, Сихотэ-Алинь, Буреинский хребет, хребет Джугджур, Колымское, Чукотское, Корякское нагорья, горы-вулканы Камчатки, горы Бырранга, горы Хибины. Бассейны: Баренцево-Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря, Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Тунгусский, Южно-Якутский, КМА, Качканар, Карелия, Приангарье, Горная Шория, Кольский п-ов, Урал, Алтай, Сихотэ-Алинь. Реки: Амур, Волга, Дон, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нева, Обь, Урал, Иртыш, Кубань, Яна, Онега, Сев.Двина, Печора, Ангара, Днепр, Зея, Уссури, Шилка, Ока, Терек, Кама. Озера: Ладожское, Онежское, Баскунчак, Эльтон, Байкал, Селигер, Ханка, Неджели. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Чебоксарское, Братское Литература: 1.Программы основного общего образования по географии (6-10 классы) под редакцией И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2004 2.Учебник: И.И. Баринова, География России: Природа, 8 класс, Москва, Дрофа, 2009 г. 3.Географический атлас: 8-9класс. - М.: Дрофа, 2009. 4. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008. 5.География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И Бариновой /авт. – сост. О.В Антушева – Волгоград: Учитель, 2007. 6.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М.2001г. 7.Юрков П.М. Географические диктанты в 5-7 классах. М. «Просвещение»1984г 8.Рабочая тетрадь по географии 8 класс Сайты 1.Федеральный образовательный портал www.edu.ru 2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru 3.Ивановская интернет-энциклопедия Wiki.ivanowoweb.ru 4.Планета Земля: научно-образовательный проект http://www.myplanet.-earth.com 5.Газета « География» Издательского дома «Первое сентября» Htty://geo.1 september.ru 6.География. Планета Земля: межпредметный образовательный портал http://rgo.ru 7.Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru 8.Завуч.инфо www.zavuch.info 9.Образовательный сайт Pedsovet.su |
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного... | Рабочая программа по географии 6 класс Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | ||
Рабочая программа по географии. 11 класс Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 11 класс составлена на основании Государственного образовательного... | Рабочая учебная программа по географии за курс основной (общей)школы... В. П. Дронова, В. Я. Рома. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта,... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс Учитель: Рудакова Ольга Станиславовна... Примерной программы основного общего образования по географии и Программы по географии (6-10кл) под редакцией И. В. Душиной. Программа... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | ||
Рабочая программа по географии 7 класс ... | Рабочая программа По географии 10-11 класс Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Рабочая программа По географии 9 класс Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | Рабочая программа по географии 7 класс моу «Гимназии №12 с татарским языком обучения» Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа учебного курса география 6 класс Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной... | Рабочая программа по географии 6 класс Учителя географии первой категории Директор мбоу устанская сош уренского района муниципального Нижегородской области | ||
Рабочая программа по географии для базового уровня 10 класс 2014-2015 уч год Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ | Рабочая программа по географии 10-11 класс Подготовил: Тыдыков Г. Н Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География... | ||
Рабочая программа по географии 6 класс на 2010-2011УЧ. Год Рабочая программа курса «География. Планета Земля» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии построен в соответствии' с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки... |