Скачать 54.21 Kb.
|
ЯЗЫКИ МИРА И ЯЗЫКОВЫЕ АРЕАЛЫ ОТиПЛ, 2 курс, осень 2013 г. Преподаватель — А.А.Кибрик http://otipl.philol.msu.ru/v2012/otipl/course/43/ Программа курсаI. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 0. Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных дисциплин, в первую очередь: 1) ареальную лингвистику 2) генеалогическую лингвистику 3) типологию. 1. Ареальная лингвистика ( лингвистическая география). Территориальное размещение языков и языковых явлений. Понятие языкового ареала. 2. Генеалогическая лингвистика (= компаративистика). Родство и происхождение языков. Понятие языковой семьи. 3. Лингвистическая типология. Параметры межъязыкового варьирования. Важнейшие параметры грамматической типологии: а) тип (степень свободы) выражения грамматических значений: синтетизм vs. аналитизм; б) характер границы между морфемами: фузия vs. агглютинация vs. изоляция; в) вершинное/зависимостное маркирование; г) тип ролевой кодировки; д) базовый порядок слов. 4. Стыки между тремя дисциплинами. Генеалогическая плотность ареала. Типологическая однородность языковой семьи (устойчивость). Языковой союз и языковая диффузия. Генеалогическая и ареальная стабильность типологических параметров. 5. Диахронический аспект. Вид Homo sapiens, лингвогенез и заселение Земли. Отсутствие примитивных языков. Разброс взглядов в области генеалогической классификации языков. Древесная и континуальная модели. 6. Смежные науки: география, палеогеология и палеоклиматология, археология, палеонтология, антропология, генетика ... 7. Социолингвистика: численность говорящих, возраст говорящих, политический статус языков, двуязычие ... Диалектология. Языковые контакты; контактные языки. II. ОБЗОР ЯЗЫКОВЫХ АРЕАЛОВ 1. Африка южнее Сахары. Макросемьи: «конго-кордофанская», «нило-сахарская», «койсанская». 2. Северная Африка и Ближний Восток (афроазиатская семья). 3. Центральная и Южная Азия. Индоиранская группа (индоевропейской семьи) и дравидийская семья. 4. Китай и Юго-Восточная Азия. Сино-тибетская, мяо-яо, тайская, австроазиатская семьи, «андаманские» языки. 5. Океания. Австронезийская семья и папуасские языки. 6. Австралия. «Австралийские» языки (15-30 семей). 7. Европа и Кавказ. Индоевропейская семья, кавказские языки. 8. Северная Азия. Уральские, «алтайские», палеоазиатские языки. 9. Северная Америка, включая Мезоамерику (ок. 70 семей). 10. Южная Америка (ок. 100 семей). III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Языковое разнообразие: некоторые обобщения. Типологические характеристики семей и ареалов. Обзор ареалов с генеалогической точки зрения. Стабильность типологических характеристик в генеалогических и ареальных единствах. Языковые процессы Нового Времени и современности. Языковая смерть и ее причины. Системы письма. Подведение итогов курса. ТРЕБОВАНИЯ ПО КУРСУ «ЯЗЫКИ МИРА И ЯЗЫКОВЫЕ АРЕАЛЫ»
Формат доклада о языке (строго не более 7 минут):
Формат статьи в Википедии
Формат реферата о языке (около 3 стр.)
ЛИТЕРАТУРА Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Энциклопедия «Кругосвет» - статьи о многих языках и группах языков. www.krugosvet.ru Языки мира. М., 1993-2011. (Тома по различным генеалогическим и ареальным группам языков Евразии). J. Diamond. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. New York: Norton, 1997. (Есть русский перевод) M.P.Lewis (ed.) Ethnologue: Languages of the world. http://www.ethnologue.com. M. Dryer & M. Haspelmath eds. World Atlas of Language Structures. Max Planck Digital Library, 2011. www.wals.info. A. Lyovin. Introduction to languages of the World. Oxford, 1997. J. Nichols. Linguistic diversity in space and time. Chicago, 1992. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | Программа курса I. Вводная часть Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных... | ||
Вводная часть задачи Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании» | Конспект занятия: Вводная часть Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным | ||
Методические указания Вводная часть Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом» | Вводная часть. Эффект Бифельда-Брауна Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства | ||
Вводная часть Рабочая программа интернатуры по хирургии составлена в соответствии с требованием Всероссийского учебно-научно-методического центра... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводная часть. Выражение сопереживания, сочувствия герою сказки изобразительными средствами | ||
Астрохиромантия вводная часть В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский... | План работы библиотеки на 2013-2014 учебный год Вводная часть Обеспечение информационно – документальной поддержки учебно – воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов | ||
0. Вводная часть. Организация проведения самообследования Соответствие профессиональных образовательных программ и учебно – методической документации требованиям государственных образовательных... | Вводная часть. Организационный момент. Подготовка к занятию. Инструктаж... Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010 | ||
Планы семинарских занятий по курсу микроэкономика, часть 1 Для студентов 1 курса факультета Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1-го курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М.... | Обеспечение : Microsoft Power Point; Microsoft Word. Вводная часть.... Цель урока: Познакомить учащихся с видами кокеток и их элементарным моделированием | ||
Повороты на месте, движение строевым и походным шагом, повороты в движении Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся и приступаю к занятиям | План работы библиотеки мкоу сош с углублённым изучением отдельных... Способствовать формированию чувства патриотизма, гражданственности, любви к природе |