Программа курса I. Вводная часть





Скачать 54.21 Kb.
НазваниеПрограмма курса I. Вводная часть
Дата публикации22.11.2014
Размер54.21 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > География > Программа курса
ЯЗЫКИ МИРА И ЯЗЫКОВЫЕ АРЕАЛЫ

ОТиПЛ, 2 курс, осень 2013 г.

Преподаватель — А.А.Кибрик

http://otipl.philol.msu.ru/v2012/otipl/course/43/

Программа курса



I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

0. Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных дисциплин, в первую очередь: 1) ареальную лингвистику 2) генеалогическую лингвистику 3) типологию.

1. Ареальная лингвистика ( лингвистическая география). Территориальное размещение языков и языковых явлений. Понятие языкового ареала.

2. Генеалогическая лингвистика (= компаративистика). Родство и происхождение языков. Понятие языковой семьи.

3. Лингвистическая типология. Параметры межъязыкового варьирования. Важнейшие параметры грамматической типологии: а) тип (степень свободы) выражения грамматических значений: синтетизм vs. аналитизм; б) характер границы между морфемами: фузия vs. агглютинация vs. изоляция; в) вершинное/зависимостное маркирование; г) тип ролевой кодировки; д) базовый порядок слов.

4. Стыки между тремя дисциплинами. Генеалогическая плотность ареала. Типологическая однородность языковой семьи (устойчивость). Языковой союз и языковая диффузия. Генеалогическая и ареальная стабильность типологических параметров.

5. Диахронический аспект. Вид Homo sapiens, лингвогенез и заселение Земли. Отсутствие примитивных языков. Разброс взглядов в области генеалогической классификации языков. Древесная и континуальная модели.

6. Смежные науки: география, палеогеология и палеоклиматология, археология, палеонтология, антропология, генетика ...

7. Социолингвистика: численность говорящих, возраст говорящих, политический статус языков, двуязычие ... Диалектология. Языковые контакты; контактные языки.

II. ОБЗОР ЯЗЫКОВЫХ АРЕАЛОВ

1. Африка южнее Сахары. Макросемьи: «конго-кордофанская», «нило-сахарская», «койсанская».

2. Северная Африка и Ближний Восток (афроазиатская семья).

3. Центральная и Южная Азия. Индоиранская группа (индоевропейской семьи) и дравидийская семья.

4. Китай и Юго-Восточная Азия. Сино-тибетская, мяо-яо, тайская, австроазиатская семьи, «андаманские» языки.

5. Океания. Австронезийская семья и папуасские языки.

6. Австралия. «Австралийские» языки (15-30 семей).

7. Европа и Кавказ. Индоевропейская семья, кавказские языки.

8. Северная Азия. Уральские, «алтайские», палеоазиатские языки.

9. Северная Америка, включая Мезоамерику (ок. 70 семей).

10. Южная Америка (ок. 100 семей).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Языковое разнообразие: некоторые обобщения. Типологические характеристики семей и ареалов. Обзор ареалов с генеалогической точки зрения. Стабильность типологических характеристик в генеалогических и ареальных единствах.

Языковые процессы Нового Времени и современности. Языковая смерть и ее причины.

Системы письма.

Подведение итогов курса.
ТРЕБОВАНИЯ ПО КУРСУ «ЯЗЫКИ МИРА И ЯЗЫКОВЫЕ АРЕАЛЫ»


  • Присутствие на лекциях

  • Выполнение самостоятельной работы по анализу языка (доклад, реферат, статья в Википедии)

    • NB: задание по языку, принадлежащему к ареалу Х, должно выполняться СИНХРОННО с обсуждением ареала Х на занятиях

    • Центральный пункт вашей самостоятельной работы - типологическая характеристика языка

  • Удовлетворительное выполнение теста в конце семестра


Формат доклада о языке (строго не более 7 минут):

  1. Заголовок, указание фамилии автора

  2. Общая информация: название и т.д.

  3. Генеалогическая и ареальная информация

  4. Социолингвистическая информация: число носителей, функциональный статус, двуязычие ...

  5. Типологическая характеристика: тип (степень свободы) выражения грамматических значений; характер границы между морфемами; тип маркирования в именной группе и в предикации; тип ролевой кодировки; базовый порядок слов. Необходимые и достаточные языковые примеры, подтверждающие ваши точки зрения

  6. Яркие фонологические, морфосинтаксические, лексические, графические и пр. особенности. Языковые примеры.

  7. Список использованной литературы

  8. Не позднее чем за 2 дня до доклада необходимо отправить хэндаут около 2 стр. либо презентацию PowerPoint в на адрес aakibrik@gmail.com.

  9. В случае хэндаута докладчик должен распечатать и принести хотя бы по 1 экз на 2 человек

  10. Непосредственно после доклада необходимо выложить на сайт хэндаут доклада или презентацию - в папку http://otipl.philol.msu.ru/v2012/otipl/documentlist/yazyki-mira-2012fall-docs/120/ ; на этом ваше задание считается выполненным. (В случае затруднений и для дополнительных инструкций обращаться к Юре Бронникову, yura.bronnikov@gmail.com.)


Формат статьи в Википедии

  1. Заголовок.

  2. Общая информация: название и т.д.

  3. Генеалогическая и ареальная информация

  4. Социолингвистическая информация: число носителей, функциональный статус, двуязычие ...

  5. Типологическая характеристика: тип (степень свободы) выражения грамматических значений; характер границы между морфемами; тип маркирования в именной группе и в предикации; тип ролевой кодировки; базовый порядок слов. Необходимые и достаточные языковые примеры, подтверждающие ваши точки зрения

  6. Яркие фонологические, морфосинтаксические, лексические, графические и пр. особенности. Языковые примеры.

  7. Список использованной литературы

  8. Инструкцию по подготовке статей в Википедии см. в отдельном документе


Формат реферата о языке (около 3 стр.)

  1. Заголовок, указание фамилии автора. Реферат должен быть обязательно представлен и в печатном, и в электронном виде (на адрес aakibrik@gmail.com ).

  2. Общая информация: название и т.д.

  3. Генеалогическая и ареальная информация

  4. Социолингвистическая информация: число носителей, функциональный статус, двуязычие ...

  5. Типологическая характеристика: тип (степень свободы) выражения грамматических значений; характер границы между морфемами; тип маркирования в именной группе и в предикации; тип ролевой кодировки; базовый порядок слов. Необходимые и достаточные языковые примеры, подтверждающие ваши точки зрения

  6. Яркие фонологические, морфосинтаксические, лексические, графические и пр. особенности. Языковые примеры.

  7. Список использованной литературы

  8. Не позднее чем за 2 дня до соответствующего занятия необходимо отправить реферат на адрес aakibrik@gmail.com.

  9. После подтверждения, что ваш реферата принят, необходимо выложить его на сайт - в папку http://otipl.philol.msu.ru/v2012/otipl/documentlist/yazyki-mira-2012fall-docs/120/ ; на этом ваше задание считается выполненным. (В случае затруднений и для дополнительных инструкций обращаться к Юре Бронникову, yura.bronnikov@gmail.com.)


ЛИТЕРАТУРА

Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

Энциклопедия «Кругосвет» - статьи о многих языках и группах языков. www.krugosvet.ru

Языки мира. М., 1993-2011. (Тома по различным генеалогическим и ареальным группам языков Евразии).

J. Diamond. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. New York: Norton, 1997. (Есть русский перевод)

M.P.Lewis (ed.) Ethnologue: Languages of the world. http://www.ethnologue.com.

M. Dryer & M. Haspelmath eds. World Atlas of Language Structures. Max Planck Digital Library, 2011. www.wals.info.

A. Lyovin. Introduction to languages of the World. Oxford, 1997.

J. Nichols. Linguistic diversity in space and time. Chicago, 1992.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса I. Вводная часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
Программа курса I. Вводная часть iconПрограмма курса I. Вводная часть
Вводные замечания. Исследование языкового разнообразия – интегральная лингвистическая дисциплина, объединяющая несколько более традиционных...
Программа курса I. Вводная часть iconВводная часть задачи
Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании»
Программа курса I. Вводная часть iconКонспект занятия: Вводная часть
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Программа курса I. Вводная часть iconМетодические указания Вводная часть
Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»
Программа курса I. Вводная часть iconВводная часть. Эффект Бифельда-Брауна
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Программа курса I. Вводная часть iconВводная часть
Рабочая программа интернатуры по хирургии составлена в соответствии с требованием Всероссийского учебно-научно-методического центра...
Программа курса I. Вводная часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вводная часть. Выражение сопереживания, сочувствия герою сказки изобразительными средствами
Программа курса I. Вводная часть iconАстрохиромантия вводная часть
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Программа курса I. Вводная часть iconПлан работы библиотеки на 2013-2014 учебный год Вводная часть
Обеспечение информационно – документальной поддержки учебно – воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов
Программа курса I. Вводная часть icon0. Вводная часть. Организация проведения самообследования
Соответствие профессиональных образовательных программ и учебно – методической документации требованиям государственных образовательных...
Программа курса I. Вводная часть iconВводная часть. Организационный момент. Подготовка к занятию. Инструктаж...
Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010
Программа курса I. Вводная часть iconПланы семинарских занятий по курсу микроэкономика, часть 1 Для студентов 1 курса факультета
Данное методическое пособие составлено в помощь студентам 1-го курса факультета экономики и управления ргу нефти и газа им. И. М....
Программа курса I. Вводная часть iconОбеспечение : Microsoft Power Point; Microsoft Word. Вводная часть....
Цель урока: Познакомить учащихся с видами кокеток и их элементарным моделированием
Программа курса I. Вводная часть iconПовороты на месте, движение строевым и походным шагом, повороты в движении
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся и приступаю к занятиям
Программа курса I. Вводная часть iconПлан работы библиотеки мкоу сош с углублённым изучением отдельных...
Способствовать формированию чувства патриотизма, гражданственности, любви к природе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск