Скачать 105.38 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чувашско –Сорминская средняя общеобразовательная школа» Аликовского района Рассмотрена на заседании ШМО учителей естествознания Руководитель ШМО ____________________ Протокол № _________ ____________________ Согласовано: Заместитель директора по УР: _______(Васильева А.М.) от « »______2012 года Утверждено: Приказ №____ Директор школы: _______(Давыдова Н.К.) от « »______2012года Рабочая программа по природоведению для 5 класса ( основного общего образования) Срок действия: 2012– 2013 учебный год Учитель: Алексеева С. А. с. Чувашская Сорма - 2012 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по природоведению, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования 2004 года. В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Содержание, структура и методический аппарат учебника создают условия для интерактивного обучения, учитывающего возможности и способности учащихся. УМК:
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений отводит 34 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 1 час в неделю. Содержание курса1.Введение. Что тебя окружает. (3часа, из них 1 час – экскурсия.)Живая и неживая природа. Единство живой и неживой природы. Загадки природы. Изменяется ли окружающий нас мир. Могут ли в живых организмах происходить физические и химические изменения. Основные понятия. Живые организмы. Методы исследования живой и неживой природы. Органические и неорганические вещества. Состав веществ. Историческое развитие организмов. Природные явления. Лабораторные работы. Знакомство с лабораторным оборудованием. Составление молекул веществ. Химические явления происходящие в организме. Экскурсия. Живая и неживая природа. Опыт в домашних условиях. Испарение воды(опыты 1,2,3) 2.Многообразие природных явлений. (2 часа) Все течет и все изменяется. Чем различаются химические и физические явления. Основные понятия. Физические и химические изменения. Лабораторные работы. Изменение цвета, формы. Обугливание сахара. 3. Химические явления в живой и неживой природе. (2 часа) Химические реакции и условия , влияющих на них. Вещества, образуемые растениями. Подведение итогов Основные понятия. Химические реакции и условия необходимые для реакций горения. Образование нового вещества. Признаки химических реакций. Фитонциды, витамины. Лабораторные работы. Влияние температуры на скорость химических реакций. 4. Физические явления в живой и неживой природе. (4 часа, из них 1 час лабораторная работа) Что необходимо знать, изучая физические явления? Магнитные и электрические явления. Механическое движение в живой и неживой природе. Световые явления в живой и неживой природе. Свет в жизни живых организмов. Звуковые явления в живой и неживой природе. Подведем итоги. Основные понятия. Биофизика- наука изучающая физические явления, происходящих в живой природе. Механические, звуковые, тепловые, световые, электрические, магнитные явления в живой природе.. Лабораторные работы. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями (практическая работа). Звуковые общения животных и их значение в жизни. Опыт в домашних условиях. Распространение света в пространстве. Звуковые явления (стр. 73 учебника.) 5.Биологические явления (2 часа, из них 1 час лабораторная работа)Размножение живых организмов. Размножение животных. Живое и неживое под микроскопом.Основные понятия. Биология - наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка - единица строения и размножения живых организмов. Лабораторные работы. Знакомство с микроскопом. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени. Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе. 6. Особенности живого организма (15 часов, из них 3 часа лабораторные работы и 1 час обобщение по теме). Размножение живых организмов. Размножение животных. Размножение растений. Строение семени. Размножение растений без семян и их распространение.Неблагоприятные условия и способы выживания живых организмов в данных условиях.Питание животных и растений. Питание паразитов. Значение минеральных солей и воды в жизни живых организмов. Питание живых организмов. Запасание живыми организмами питательных веществ.Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.Круговорот веществ в живых организмах. Подведем итоги.Дыхание живых организмов и выведение ненужных веществ из организма. Основные понятия. Размножение живых организмов. Однополые и обоеполые организмы. Яйцеклетка, спермии, Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение. Способы распространения растений. Что такое среда обитания. Хищник . Паразит. Взаимосвязь живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество. Пища - источник энергии. Солнце - источник энергии. Растения – создатели органического вещества. Животные и человек - потребители органического вещества. Вода – растворитель. Нитраты. Дыхание - признак всех живых организмов. Газообмен(внешнее дыхание). Клеточное дыхание. Лабораторные работы. Строение семени фасоли. Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. Рассматривание корней растений. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Практическая работа. Уход за комнатными растениями и вегетативное размножение растений. Подкармливание птиц зимой. Опыт в домашних условиях. Проращивание семян в разных условиях. Изучение испарения воды листьями. Изучение направления движения побега и корня. Демонстрационный опыт: Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды. Опыт доказывающий увеличение содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе. 7.Движение в сферах планеты и в космосе(4 часа , из них 1 час лабораторная работа)Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы, гидросферы, атмосферы. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы, образовавшиеся с участием живых организмов. Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. Основные понятия. Изменения живого мира в истории Земли. Биосфера – живая оболочка Земли. Гидросфера. Литосфера. Атмосфера. Землетрясения. Вулканы. Ветер, бриз, муссоны, ураган , торнадо(смерчь). Цунами, приливы отливы. Горные породы. Разрушение горных пород. Взаимосвязь живой и неживой природы. Солнечная система. Планета, астероид, комета, метеор, метеориты .Движение Земли вокруг Солнца. Лабораторные работы. Знакомство с горными породами биогенного происхождения. 8. Освоение человеком природы(2 часа) Человек - часть природы. Влияние человека на биосферу. Основные понятия. Естественные науки и их значение в жизни человека. Экология – наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Лабораторные работы. Экскурсия. Изучение структуры и состава широколиственного леса. Задания на лето. Наблюдения за явлениями в природе: ростом и развитием растений, некоторых животных. По необходимости сделать зарисовки и снять фотографии. Выполнить любое задание со стр. 208 -20) учебника. Учебно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс. В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Основная литература : Т.С.Сухова, В.И.Строганов . Природоведение. 5 класс (учебник). М. издательский центр «Вентана - Граф» 2007 . Дополнительная литература:
Методическая литература:
2. Интернет ресурсы. |
Рабочая программа по природоведению для 5 класса на 2012-2013 учебный год Издательства-М.: Вентана-Граф, 2005. 72с., в соответствии с Обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.... | Рабочая программа по природоведению для 5-ого класса, основной ступени на 2011/2012 учебный год Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению класс 5 Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального... ... | ||
Сагировой Ландыш Мазиповны по географии для 7 класса 2011 2012 учебный... Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов... | «Рассмотрено» «Согласовано» Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Примерной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального... | ||
Рабочая программа учебного предмета «физика» для учащихся 7б класса Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (Москва «Дрофа» 20007г); примерной программы... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии... Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | ||
Рабочая программа по алгебре для 9А класса на 2012-2013 учебный год... Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по математике для 5-6 классов Учебный год: 2012-2014... Примерной программе основного общего образования по математике. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития... |