Воронежской области





НазваниеВоронежской области
страница1/7
Дата публикации02.01.2015
Размер1.09 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Публичный доклад

Издательско-полиграфический центр

Воронежского государственного университета

2010


С о с т а в и т е л и:

Мосолов О.Н., Мовшина М.С., Глазьева А.Б.,

Салогубова Н.В., Бабурина Л.А.,Мишина Т.В.,

Трещалин В.Ф., Савенков Р.В., Козберг Г.А.,

Ярцев М.Н., Суминов А.П., Гусев В.А,

Пичугина И.Д., Михайлов В.А., Вдовин А.В.


Состояние и развитие системы образования Воронежской области : публичный доклад. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2010. – 94 с.


СТРУКТУРА ДОКЛАДА

Введение 4

1. Социально-экономическое положение Воронежской области 5

2. Демографическая ситуация 7

3. Занятость населения 8

4. Общая характеристика системы образования Воронежской области 13

5. Соответствие региональной политики в сфере образования основным
направлениям и приоритетам образовательной политики в стране 16

6. Доступность качественного образования и организация учебного процесса 19

6.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений. Контингент обучающихся и охват образованием детей
соответствующего возраста 19

6.2. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья 34

7. Результаты деятельности системы образования 39

7.1. Учебные результаты 39

7.2. Развитие системы поддержки талантливых детей 48

7.3. Востребованность выпускников учреждений профессионального
образования на рынке труда 50

8. Условия обучения и эффективность использования ресурсов 55

8.1. Финансирование образования 55

8.2. Условия обучения 66

8.2.1. Комплексная безопасность образовательных учреждений 66

8.2.2. Обеспечение подвоза учащихся (программа
«Школьный автобус») 68

8.2.3. Кадровый ресурс системы образования 69

8.2.4. Оснащенность современным оборудованием и использование
современных информационных технологий 76

8.3. Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи 77

Заключение 83
ВВЕДЕНИЕ
Получившие свое развитие в Российской Федерации процессы модернизации экономики и социальных отраслей влекут за собой значительные изменения в системе образования, в схемах ее финансирования, в обеспечении полномочий региональных органов власти по предоставлению качественных образовательных услуг населению и реализации социальных мер поддержки отдельным категориям граждан.

Проблемы, которые решает областная система образования во многом определяются объективными причинами, возникшими даже не столько из-за экономических трудностей, сколько из-за негативной демографической ситуации. В течение последнего десятилетия она в максимальной степени затронула общеобразовательную школу и сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим – в реальную экономику.

Все это привело к необходимости качественного обновления образования, в первую очередь потребовало пересмотреть политику в сфере общего образования.

Основу системного обновления школы был призван обеспечить приоритетный национальный проект «Образование», главная задача которого – обеспечить доступность качественного образования для всех школьников.

Качественное образование, его равная доступность для всех граждан требует институциональной перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда.

Экономика завтрашнего дня – это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Социально-экономическая ситуация в Воронежской области в условиях посткризисного периода остается достаточно стабильной. Темпы роста большинства основных экономических показателей в 2009 году и в первом полугодии 2010 года достигли положительных значений.

По итогам 2009 года сокращение промышленного производства составило 4,6 % к уровню 2008 года. Следует отметить, что темпы падения в отдельных сферах экономики области ниже сложившихся в среднем по Российской Федерации.

Региональные рынки сельскохозяйственного производства, пищевой продукции, телекоммуникационных услуг, платных услуг остаются растущими. По итогам года были достигнуты более высокие, чем за 2008 год темпы роста сельскохозяйственного производства (100,3 %), платных услуг (102,4 %), производства пищевых продуктов (142,4 %).

Основные риски социально-экономического развития на современном этапе связаны с ухудшением финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов (сальдированный финансовый результат за 2009 составил только 37,6 % от уровня прошлого года) и снижением реальных денежных доходов населения – на 1,8 %, реальной заработной платы – на 4,4 %.

Начиная с июля 2009 года наблюдалось замедление темпов спада промышленного производства. По итогам года индекс промышленного производства составил 95,4% к уровню 2008г. (91,4 % – в январе-августе, 91,5 % – январе-сентябре, 92,3 % – январе-октябре, 94,3 % – январе-ноябре т.г.). В целом по Российской Федерации индекс промышленного производства составил в 2009 году 89,2 %.

В 2009 году темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 100, 3% к уровню 2008 года в сопоставимой оценке (по России – 101,2 %).

В соответствии с общероссийскими тенденциями негативное влияние кризиса на экономику области в первом полугодии 2010 года ослабевает, сохраняется положительная динамика основных показателей социально-экономического развития области относительно соответствующего периода предыдущего года (за исключением объемов строительства и инвестиционной активности).

Продолжает восстанавливаться региональная промышленность. Среднероссийские значения показателей роста в январе-мае 2010 года превышены (в процентных пунктах) в производстве транспортных средств – на 14,2, резиновых и пластмассовых изделий – на 9,5, пищевых продуктов – на 6,4, электрооборудования – на 2, в химическом и металлургическом производствах – на 33,6 и 16,4 соответственно, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 9. Отрицательная динамика – в секторах, тесно взаимосвязанных со строительной отраслью (добыча полезных ископаемых, производство прочих неметаллических минеральных продуктов), а также в производстве машин и оборудования.

Потребительская инфляция в регионе соответствует общероссийской тенденции стабилизации роста цен, составляя в мае 2010 года 100,6 % к предыдущему месяцу (по РФ – 100,5 %). Совокупный уровень инфляционных процессов в потребительском секторе экономики области складывается в текущем году ниже общероссийского (к январю-маю 2009 года на – 0,7 %, к маю 2009 года – на 1,1 %, к декабрю 2009 года – на 1,2 %).

Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, определяя в качестве основных направлений роста развитие диверсифицированной экономики, направлена на инновационное развитие, которое может быть оправдано при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования.

Стратегическая цель региональной по­литики Воронежской области в сфере образования – обеспечение все­стороннего развития и самореализации гражданина за счет создания единого развивающего образовательного про­странства, по­вышение доступности качественного образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям региона.
2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Численность населения Воронежской области на начало 2009 года составила 2261,6 тыс. человек.

В таблице 1 приведена динамика численности населения Воронежской области по годам (тыс. человек).

Т а б л и ц а 1

2007

2008

2009

2010

2016

2294,6

2280,4

2261,6

2250,0

2200,0


В 2009 году, за счет роста рождаемости, снижения смертности, миграционного прироста продолжилась тенденция замедления темпов сокращения численности населения области. Число родившихся к уровню 2008 года увеличилось на 4,8 % и составило 23,4 тыс. новорожденных. Смертность сократилась на 4,1 % и составила 38,7 тыс.человек. Коэффициент естественной убыли снизился с -7,9 до
-6,7 промилле (человек на 1 тыс. населения). Миграционный прирост составил 6,4 тыс. человек, против 5,5 тыс. человек в 2008 году.

За 2009 год численность населения области (по предварительным итогам) сократилась на 8,9 тыс. чел., или на 0,4 % (в 2008 году – на 0,5 %).

В январе-мае 2010 года число родившихся к уровню соответствующего периода 2009 года увеличилось на 0,7 % и составило 9,2 тыс. новорожденных. Смертность относительно предыдущего года снизилась и составила 16,4 тыс. человек.

За пять месяцев 2010 года численность населения области (по предварительным итогам) сократилась на 5,4 тыс. чел., или на 0,2 %.

Главной особенностью изменения состава населения области является сокращение доли детей и подростков. На начало 2009 года их численность составила 311,2 тыс. человек, что на 0,8 % ниже уровня 2008 года и на 39,5 % ниже уровня 1991 года (при этом за последние 5 лет доля населения трудоспособного возраста увеличилась на 0,8 % и составила 60,8 , старше трудоспособного возраста – увеличилась на 0,4 % и составила 25,4 %).

В соответствии с прогнозом департамента труда и социального развития Воронежской области численность населения области к 2016 году составит 2,2 млн человек.

3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
В настоящее время трудоспособное население Воронежской области составляет 1,4 млн человек (61 % от всего населения области), Экономически активное население составляет 1,12 млн человек (50 % от всего населения области), в экономике области занято 1,0 млн человек (46 % от всего населения области).

По состоянию на 01.01.2010 в области зарегистрировано 28,1 тыс. безработных. К максимальному значению, зафиксированному на середину апреля 2009 года, число зарегистрированных безработных снизилось на 4,8 тыс. человек или на 14,6%. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,5 %, против 2,9 – в марте – апреле 2009 года.

Стабилизация ситуации в сфере занятости обеспечивается на реализацией мероприятий двух программ содействия занятости населения, а также мероприятий регионального антикризисного плана.

Финансовое обеспечение мероприятий двух региональных программ содействия занятости населения, за счет всех источников, составляет 1248,5 млнрублей, за 2009 год освоено около 1214,3 млнрублей. Всего с начала 2009 года в рамках Программ нашли работу 97,6 тыс.человек, 85,0 тыс.человек получили профориентационные услуги, в ярмарках вакансий приняли участие 29,7 тыс.человек.

На 1 июня 2010 года в области число безработных уменьшилось на 2,4 тыс. человек к уровню 01.04.2010 и составило 26,8 тыс. безработных, уровень безработицы – 2,4 %, что ниже уровня начала года.

К 30 июня 2010 года численность безработных уменьшилась до 24,7 тыс. чел., уровень безработицы – до 2,2 %. Напряженность рынка труда составляет 1,5 чел. на одну вакансию, против 3,5 – 3,0 в январе, феврале т.г.; заявленная работодателями потребность в работниках – 19,02 тыс. человек.

По состоянию на конец 2009 года в области работают 36 % специалистов с высшим профессиональным образованием, 29 % специалистов со средним специальным образованием, 35 % – рабочих.

12 % всего занятого в экономике населения – предпенсионного и пенсионного возраста.

Средний возраст занятого в экономике Воронежской области населения составляет около 40 лет.

На основании программ социально-экономического развития муниципальных образований можно судить об основных потребностях рынка труда Воронежской области в специалистах. По мнению органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, потребность в новых кадрах сохранится до 2012 года примерно на одном уровне по отношению к работающему населению и составит 2 %.

Анализ рынка труда показывает, что экономика Воронежской области испытывает потребность в рабочих кадрах – 3 % от количества всех занятых в экономике рабочих в 2009 и 2010 годах, по 2 % в 2011 и 2012 годах. На втором месте – потребность в кадрах с высшим образованием – 2 % в 2009 году, 1 % – в 2010-2012 годах. На последнем месте – потребность в специалистах со средним специальным образованием. Она не превышает 1 %.

Вместе с тем, количество обучающихся в вузах в 4 раза больше, чем обучающихся в ссузах и в 15 раз больше количества учащихся учреждений начального профессионального образования. Обучающихся в ссузах в 3 раза больше, чем учащихся учреждений начального профессионального образования.

На рынке труда области наиболее острыми остаются проблемы усиливающейся диспропорции в профессиональной структуре спроса и предложений; низкой заработной платы по заявленным работодателями вакансиям; широкого распространения теневых форм занятости; дискриминации при приеме на работу молодежи и женщин с детьми, лиц ограниченной трудоспособности; трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений; роста социальной апатии среди безработных.

Для Воронежской области так же как и для каждого из субъектов Российской Федерации остро стоит проблема разработки адекватной современным условиям комплексной модели функционирования и развития системы образования региона в целом и системы высшего профессионального образования, в частности, – модели, сопряженной с региональной экономикой, социальной сферой, наукой, профессиональным потенциалом населения.

Субъекты рынка образовательных услуг ориентируются на текущую демографическую ситуацию и практически не принимают мер по опережающему изменению структуры подготовки в сфере профессионального образования. Выпуски по соответствующим специальностям зависят от приема по этим специальностям, который был осуществлен заблаговременно.

В начале текущего года областными службами занятости населения было проведено выборочное исследование предприятий области, сделан анализ дополнительной потребности в кадрах по видам экономической деятельности, специальностям и профессиям до 2013 года.

Несмотря на то, что уровень безработицы сохраняется по-прежнему на уровне выше, чем до кризиса, дополнительная потребность в кадрах остается на уровне 18-20 тысяч человек в год.

Наибольшую потребность в трудовых ресурсах испытывают обрабатывающие производства – 6 тыс. человек (27% общей потребности), потребуются инженеры- технологи, конструкторы, механики, в оптовой и розничной торговле потребность составит 2,7 тыс. человек, в строительстве – 2,4 тыс., гостиничном и ресторанном бизнесе- 2,3 тыс. Возрастет потребность в кадрах в сфере добычи полезных ископаемых.

По прогнозным данным в обрабатывающих производствах области наибольшим спросом будут пользоваться специалисты со средним профессиональным образованием по следующим профессиям: техники по ремонту оборудования, техники- электрики, техники- механики, техники- технологи, техники- лаборанты, операторы станков с ЧПУ, электромонтеры, мастера производства.

Среди отраслей непроизводственной сферы наибольшим потребителем трудовых ресурсов является здравоохранение. Дополнительная потребность в кадрах ежегодно составляет 2,7 тыс. человек, требуются врачи, медсестры, фельдшеры, акушерки, лаборанты.

Аграрному комплексу больше других будут необходимы агрономы, ветврачи, зооинженеры, инженеры-механики.

Рабочие кадры массовых профессий в ближайшие пять лет будут по- прежнему востребованы хозяйственным комплексом области. Среди них: токари, фрезеровщики, слесари механосборочных работ, слесари- ремонтники, слесари- инструментальщики, операторы станков с ЧПУ, станочники обрабатывающих производств, трактористы- машинисты, операторы машинного доения, продавцы и продавцы- кассиры розничной торговли, а также водители транспортных средств, электрогазосварщики, электромонтеры, швеи и другие.

Вместе с тем, анализ структуры выпуска рабочих кадров из учреждений профессионального образования показывает, что и в 2010 году не будут выполнены потребности предприятий в рабочих кадрах по следующим профессиям: токарь на 36,7 %, электромонтёр по ремонту и обслуживания электрооборудования на 22,0 %, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры на 40,0 %, а также слесарь механосборочных работ и слесарь по ремонту оборудования, оператор станков с ЧПУ, фрезеровщик, санитарка.

В то же время при отсутствии заявок предприятий на рабочие места осуществляется подготовка кадров по профессиям: лаборант-эколог, оператор электронно-вычислительных машин, оператор линии производства маргарина, бухгалтер, секретарь-референт, контролёр сберегательного банка. По ряду профессий количество выпускников из учреждений НПО значительно превышает количество заявок предприятий.

Так, при выпуске специалистов по профессии «повар, кондитер» с объёмом более 500 человек в год в службе занятости имеется всего 41 заявка предприятий.

В разрезе 28 укрупненных групп специальностей высшего профессионального образования за последнее десятилетие сложился существенный перекос подготовки специалистов в гуманитарные области, в том числе по группам «Экономика и управление», «Образование и педагогика» и «Гуманитарные науки». В то же время подготовка специалистов всех уровней профессионального образования для приоритетных направлений науки, техники и технологии составляет менее 14 %.

Отсутствие четко выстроенных механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, не заинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, в изучении изменений требований к квалификации на рынке труда не позволяет на сегодняшний день осуществлять системный анализ и регулирование рынка труда и образовательных услуг.

Следовательно, своевременное и научно обоснованное формирование социального заказа со стороны органов государственного управления на отраслевую структуру, перечень специальностей и количество обучающихся студентов является стратегической задачей с точки зрения обеспечения устойчивого развития региона.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воронежской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общественная палата Воронежской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Воронежской области от 2 июля 2008...
Воронежской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бурденко. Конкурс проводится при поддержке Администрации городского округа город Воронеж, Департамента здравоохранения Воронежской...
Воронежской области iconГубернатором Воронежской области
О правовых основах, целях, задачах и участниках мониторинга наркоситуации в Воронежской области c. 3
Воронежской области iconИнформационный бюллетень воронежской области №9 Июнь 2011 года
А. Б. Березкин – заместитель руководителя департамента труда и социального развития Воронежской области
Воронежской области iconПояснительная записка программа составлена на основе Программы курса...
Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного...
Воронежской области iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Воронежской области iconКонкурс социально значимых проектов и программ, реализуемых в муниципальных...
...
Воронежской области iconО порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы
Федерации», Законом Воронежской области от 28. 12. 2007 №175-оз «О муниципальной службе в Воронежской области», решением Воронежской...
Воронежской области iconРешение Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Петропавловском...
В соответствии со статьями 9, 152, 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 9, статьей 62 Устава Петропавловского...
Воронежской области iconРабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена...
Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской...
Воронежской области iconДоклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году Воронеж  2014
Доклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году – Воронеж: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
Воронежской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Основные результаты деятельности уфмс россии по Воронежской области в отчетном финансовом году 14
Воронежской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новохоперский муниципальный район образован в 1928 году, расположен на юго-востоке Воронежской области, граничит с Аннинским, Борисоглебским,...
Воронежской области iconРешение Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного...
В соответствии с Федеральным законом от 02. 03. 2007г. №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 7 Закона Воронежской...
Воронежской области iconПоложение о проведении областного конкурса методических разработок...
«Имею право знать!» (далее Конкурс) являются Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Воронежской...
Воронежской области iconПрограммы повышения квалификации педагогических и руководящих работников...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск