1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл





Название1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл
страница1/15
Дата публикации20.01.2015
Размер2.08 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ЭКОЛОГИИ

(раздел: ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ)
для студентов географических и биологических специальностей педагогических вузов

Ф.И.О. студента (-ки) ______________________

Курс ________ Группа ____________________

Факультет _______________________________

Учебный год _____________________________

Челябинск, 2010
УДК 5(069)(021)

ББК 20.1я73

С 23

Красуцкий Б.В. Сборник практических заданий по экологии (раздел: Прикладная экология): учеб.-практ. пособие для студ. географ. и биолог. спец. пед. вузов [Текст] / Б.В. Красуцкий. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 184 с.
ISBN 978–5–85716–839–4

Сборник содержит учебные материалы и задания для практических, семинарских занятий, самостоятельной работы и может использоваться студентами в непрерывном курсе изучения макроэкологии как междисциплинарной области знаний. В процессе изучения происходит углубление знаний по основным дисциплинам прикладной экологии (промышленная экология, экологическое нормирование, экологический мониторинг, экологическая стандартизация и паспортизация, экологическая экспертиза и проектирование, экологическое управление, концепция экоразвития). Большое внимание уделяется принципам рационального природопользования и пониманию важнейших направлений экологизации производства и экономики. В зависимости от объема учебного курса отдельные теоретические и практические задания из каждой темы могут быть предложены студентам для внеаудиторного изучения.

Настоящий сборник разработан, прежде всего, в помощь студентам географических и биологических специальностей педагогических вузов. Он может быть рекомендован учителям общеобразовательных школ, лицеев и гимназий для более углубленного и систематизированного изучения макроэкологии.

Рецензенты:
Каплин В.Г. – д-р. биол. наук., профессор CCXA

Левина С.Г. – д-р. биол. наук., профессор ЧГПУ

Дерягин В.В. – канд. геогр. наук., доцент ЧГПУ
ISBN 978–5–85716–839–4


 Красуцкий Б.В.

 Издательство Челябинского государственного

педагогического университета, 2010

ТЕМА 1. ЭЛЕМЕНТЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭКОСФЕРЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ АНТРОПОГЕННЫЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
Современную макроэкологию рассматривают как междисциплинарную область знаний о взаимодействии многокомпонентных живых систем (включая человечество как биологический вид и социум) с природными и искусственными факторами среды. Основным предметом макроэкологии являются взаимодействия между обществом и природой, мировая эколого-экономическая система, материальные балансы между ее экономической и экологической подсистемами (Акимова, Кузьмин, Хаскин, 2007). Это определение самым тесным образом связано с высказыванием академика Станислава Семеновича Шварца (1980) о том, что экология должна служить теоретической основой поведения человека в природе.

Обычно выделяют следующие основные разделы макроэкологии: биоэкология, общая экология, геоэкология, глобальная экология, экология человека и социальная экология, прикладная экология. В аспекте организации рационального природопользования все они имеют свое теоретическое и практическое значение, но особенно – глобальная и прикладная экология.
Задание 1. Как известно, на высшем уровне иерархии биосистем находится глобальная экосистема планеты – биосфера. Термин «биосфера» предложил австрийский геолог Эдуард Зюсс (1873), определяя им пространство органической жизни на Земле. Впоследствии академик Владимир Иванович Вернадский (1926) в своем труде «Биосфера» дал более углубленную трактовку этого термина. В соответствии с современными представлениями биосфера область существования и функционирования ныне живущих организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы (аэробиосферу), всю гидросферу (гидробиосферу), поверхность суши (террабиосферу) и верхние слои литосферы (литобиосферу). Это активная оболочка Земли, в которой совместная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и служит основным средообразующим фактором (рис. 1). Биосфера – сложная динамическая система, осуществляющая улавливание, накопление и перенос энергии путем обмена веществ между живыми организмами и окружающей их абиотической средой. При этом поддерживается динамическое равновесие – гомеостаз между всеми составляющими. Согласно В.И. Вернадскому, биосферу слагают четыре категории субстанций: живое, биогенное, биокосное и косное вещество. Что понимал В.И. Вернадский под этими категориями субстанций? Почему современные теоретические подходы вносят существенную поправку в представления о структуре и функциях биосферы?
Живое вещество – _________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Биогенное вещество –______________________________________________________

__________________________________________________________________________

Биокосное вещество – _____________________________________________________

__________________________________________________________________________




Рис. 1. Строение биосферы (по Н.Ф. Реймерсу, 1991)

Косное вещество –_________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Современные теоретические поправки в представлении о структуре и функциях биосферы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. В процессе техногенеза – исключительно короткого по продолжительности этапа эволюции – человеческая цивилизация привела к появлению на планете новой глобальной материальной совокупности в виде многослойной насыщенной сферы искусственных объектов. Дайте определение понятию «техногенез» с экономической и экологической точек зрения и охарактеризуйте основные этапы техногенеза.
Техногенез с экономической точки зрения – это_______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Техногенез с экологической точки зрения – это _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы техногенеза: _______________________________________________________­

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Существующее мировое хозяйство можно рассматривать как видовую реализованную экологическую нишу человечества. Размеры этой ниши огромны: по многим параметрам она совпадает с биосферой, но по целому ряду других параметров выходит за ее пределы. В XX веке техногенез приобрел глобальный характер и качественно новую форму, способствуя быстрому расширению и распространению техносферы – совокупного результата хозяйственной деятельности человека (Акимова, Кузьмин, Хаскин, 2007). Дайте определение понятия «техносфера». Какова ее масса? Что такое техническое и техногенное вещество техносферы? Какова их масса? В чем состоит наиболее существенное отличие техногенного массообмена от биосферного круговорота?
Техносфера –­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1

Рост техносферы в XX веке (по Т.А. Акимовой, В.В. Хаскину, 2006)


Показатель

Начало века

Конец века

Валовой мировой продукт, млрд. долл./год

60

25000

Энергетическая мощность техносферы, ТВт

1

14

Численность населения, млрд. человек

1,6

6,0

Потребление пресной воды, км3/год

360

5000

Потребление первичной продукции биоты, %

1

40

Площадь лесопокрытых территорий, млн. км2

57,5

50,0

Рост площади пустынь, млн. км2

-

1,7

Сокращение числа видов, %

-

–20

Площадь суши, занятая техносферой, %

20

60


Техническое вещество –____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Техногенное вещество – ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отличие техногенного массообмена от биосферного круговорота:______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Производственно-хозяйственная деятельность человека является главным фундаментом, на котором формируются сложные, определенным образом структурированные общественные (социальные) отношения. Как и всякий другой вид в природе, человек обладает набором биологических потребностей. Но ни у одного другого существа на планете нет такого огромного ассортимента надбиологических потребностей, которые удовлетворяются за счет постоянного наращивания производства всевозможных товаров и услуг. Спектр потребностей второй группы, как считают социологи, в значительной степени характеризует мировоззренческие установки каждого конкретного человека, определяет специфику его взаимоотношений с другими людьми, формирует социальный статус. Но всегда надо иметь в виду, что большинство надбиологических потребностей искусственно стимулируются (даже провоцируются) менеджментом рынка, где господствует диктат предложения. На этом фоне, как писал Николай Федорович Реймерс (1994), «при внимательном рассмотрении удовлетворения товарами, даже с учетом потенциальной безграничности этой потребности нетрудно заметить системное ограничение. Оно заключается в природно-ресурсных возможностях… Рост товарной массы в широком понимании термина необходим и неотвратим, но потенциально возможен лишь при качественном изменении технологии и самих товаров, их экологичности. В противном случае богатое человечество погибнет от собственной беспечности, не сохранив среду своего обитания». Дайте определение понятия «социосфера». Приведите примеры потребностей человека из групп биологических, этолого-поведенческих, этнических, социальных, трудовых и экономических.
Социосфера – ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биологические потребности: _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этолого-поведенческие потребности: _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этнические потребности: _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальные (и социально-психологические) потребности: _____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трудовые потребности: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономические потребности:_______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исходя из анализа системы взаимоотношений общества, мирового хозяйства с природой и обратного влияния трансформированной человеком части биосферы на общество, Н.Ф. Реймерс (1994) назвал глобальную экологию «экосферологией». Единая глобальная система взаимодействия современной биосферы, техносферы и социосферы называется экосферой (Акимова, Кузьмин, Хаскин, 2007).
Задание 5. Если провести аналогию между системой отношений, возникающих в природе при двусторонних взаимодействиях типа «хищник–жертва», «ресурс–потребитель», «паразит–хозяин», то нетрудно заметить, что среди форм отношений между элементами различных систем в живой природе и в человеческом обществе одно из главных мест также занимают парные взаимодействия. Изучите рис. 2 и объясните, что такое регулирование по принципу отрицательной обратной связи?
+




Рис. 2. Двухвидовая система взаимоотношений типа «хищник–жертва» с регулированием по принципу отрицательной обратной связи
Регулирование по принципу отрицательной обратной связи – __________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, рассматриваемая система авторегуляторна и способна сама себя поддерживать длительное время. Каждый из связанных таким образом членов становится причиной своего собственного поведения во времени.
Задание 6. В отличие от контуров с отрицательной обратной связью контуры положительных обратных связей не только не способствуют регуляции, а наоборот, дестабилизируют систему. На контурах положительной обратной связи основаны некоторые механизмы современной экономики (диктат предложения, искусственное провоцирование новых потребностей). Изучите и объясните схему на рис. 3. Почему контур техносферы имеет положительный знак?


Рис. 3. Схема взаимосвязей между отдельными компонентами экосферы

(по Т.А. Акимовой, А.П. Кузьмину, В.В. Хаскину, 2007)

– сильные связи; – слабые связи
Контур биосферы имеет отрицательный знак, поскольку______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимоотношения между человеческим хозяйством, техникой и биотой биосферы образуют контур_________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контур техносферы имеет положительный знак, так как_____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Сформулируйте: 1) системный принцип Ле Шателье–Брауна; 2) основные следствия из него; 3) аксиомы Б. Коммонера.
Принцип Ле Шателье–Брауна ______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные следствия:___________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аксиомы Коммонера_______________________________________________________

__________________________________________________________________________
Задание 8. Объясните смысл концептуального уравнения «Воздействие = Численность населения х Изобилие х Технология». Что означает выражение «экологическая состоятельность применяемых технологий»?
Смысл концептуального уравнения: _________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологическая состоятельность применяемых технологий –___________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Что означает выражение: «Техносфера вытесняет и замещает биосферу»? Почему огромный технический потенциал современного человечества можно назвать потенциалом самоуничтожения?
Выражение «Техносфера вытесняет и замещает биосферу» означает___________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потенциал самоуничтожения______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Изучите и объясните схему на рис. 4. Каковы величины суммарных потоков потребления и потоков отходов?

Рис. 4. Схема глобального антропогенного материального цикла

(по Т.А. Акимовой, А.П. Кузьмину, В.В. Хаскину, 2007)

– потоки потребления; – потоки отходов, Гт/год
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Суммарные потоки потребления: ___________________________________________

Суммарные потоки отходов: _______________________________________________

Вопросы для обсуждения на семинаре, подготовки сообщений, самостоятельной работы и написания рефератов по теме 1
1. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

2. Биотическая регуляция окружающей среды.

3. Представление о биогеохимических циклах.

4. Экосферология как крупнейший раздел макроэкологии.

5. Системный подход, системный анализ и системные постулаты макроэкологии.

6. Модель взаимосвязей в экосфере.

7. Антропоцентризм и экоцентризм как различные подходы к пониманию отношений Человека с Природой.

8. Предмет, задачи, методы и структура прикладной экологии.

9. Составляющие экологического воздействия. Основное концептуальное уравнение Гридэла–Алленби.

10. Структура и обмен веществ техносферы.
Рекомендуемая литература для изучения темы 1

Основная:

Реймерс, Н.Ф. Популярный биологический словарь / Н.Ф. Реймерс. – М.: Наука, 1991. – С. 69–72; 85; 497–499.

Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. – М.: Россия Молодая, 1994. – С. 297–323.

Экология. Природа – Человек – Техника: учебник / под общ. ред. А.П. Кузьмина. – М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2007. – С. 13–18; 38–41; 45–56; 124–138.

Дополнительная:

Вернадский, В.И. Биосфера. Избранные труды по биогеохимии / B.И. Вернадский. – М.: Мысль, 1967. – 374 с.

Вронский, В.А. Прикладная экология / В.А. Вронский. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

Коробкин, В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 602 с.

Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 352 c.

Небел, Б. Наука об окружающей среде: в 2 т. / Б. Небел. – М.: Мир, 1993 .

Стадницкий, Г.В. Экология / Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов. – СПб.: Химия, 1997. – 272 c.

Шилов, И.А. Экология / И.А. Шилов. – М.: Высш. шк., 1998. – 512 с.

Экология / под ред. проф. В.В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 768 с.

Эттенборо, Д. Живая природа / Д. Эттенборо. – М.: Мир книги, 2001. – 220 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconРабочая программа по дисциплине В. В геоэкология
Цель дать представление студентам о единой экосфере, т е о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, биосферы и литосферы на фоне их интеграции...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «материалы и элементы электронной техники»
Дисциплина «материалы и элементы электронной техники» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин направления 210100 «Электроника...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconТема: Носители информации. Программы и файлы. Рабочий стол Цель:...
Носители информации – материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconГлобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика Учебно-методическое пособие
Это издание программы курса «Глобальный эволюционизм и эволюционная глобалистика» подготовлено с учетом опыта преподавания одного...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconЭлементы математической статистики
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconРабочая программа учебного курса «Природоведение»
«Природоведение» — интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии,...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconПоиск информации в сети Internet Общее представление о глобальной сети Internet
На компьютере-получателе пакеты собираются в нужном порядке независимо от того, в какой последовательности они поступили. Таким образом,...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconТема: «Моря, озёра и реки России»
Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах, реках России, используя элементы проектной деятельности
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconУрок-суд «Погода, ее элементы. Влияние человека на погоду»
Цель: сформировать представление о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение. Ознакомить с признаками типов погоды,...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconТема: «С чего начинается Родина?»
...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconК 70-летию победы в битве на волге молодёжные интеллектуальные игры «знать и помнить»
Рекомендуем провести не разовую игру – цикл игр, который позволит задействовать большое количество участников, внесёт в ход игры...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Антропогенный рельеф и антропогенные ландшафты – геоморфологические признаки антропосферы
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconЭкология человека как научная
Место экологии человека в системе экологического знания. Предмет экологии человека – антропоэкологические взаимодействия. Понятие...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconКонспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса
...
1. элементы глобальной экологии. Представление об экосфере. Глобальный антропогенный материальный цикл iconУрок-смотр знаний по теме «кровь и кровеносная система»
Цель урока: учащиеся должны знать терминологию по теме, называть элементы крови, описывать их особенности, понимать сущность процессов:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск