Природосообразная технология обучения письму





Скачать 53.27 Kb.
НазваниеПриродосообразная технология обучения письму
Дата публикации23.03.2015
Размер53.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Гвозденская Т. В.

учитель начальных классов

МОУ «Кабанская СОШ»

Природосообразная технология обучения письму

А.М.Кушнира.

Современная технология обучения письму, как считает А.М.Кушнир, ломает природный строй человека, формирует в нем множество комплексов, поэтому он создал свою природосообразную технологию, которая минует все эти трудности, а ребенок овладевает письменностью и грамотностью во много раз результативнее.

Обучение письму на первом этапе тесно связано с обучением чтению и технология обучения письму очень схожа с технологией обучения чтению. Вся работа идет молча, без объяснения, так как , по мнению Кушнира озвучивание того, что пишешь съедает понимание, к тому же проходит слишком много времени, прежде чем ребенок начнет удерживать в памяти необходимый набор грамматических правил. Это одна из трудностей, от которой надо детей избавить. Надо отказаться от фонемного анализа слова в качестве инструмента грамотного письма. Поэтому на уроках звучит в основном голос учителя (звуковой ориентир).

С чего же начинаются уроки письма? Первые дни – это раскрашивание картинок, как на уроках письма, так и на уроках рисования и труда, а так же штриховка. Это делается для укрепления мелких мышц руки, развития координации и моторики в целом. Причем первые день – два используются только цветные карандаши и фломастеры, а с третьего дня только ручки четырех цветов, иак как карандаш и фломастер не создают возможности начертания близкие к написанию букв в техническом плане. Шариковой ручкой раскрашиваются картинки различной штриховкой (сплошной, параллельной, контурной и др.)

С первых дней, что бы не делал ребенок, необходимо создать, а в дальнейшем развивать, ситуацию успеха и удовольствия от дела рук своих, чтобы ребенок хотел демонстрировать свою работу в классе и дома. Этим мы создаем предпосылки для роста здорового стремления делать то, что кому - то нравится, в чем кто – то нуждается.

Итак, на первой – второй неделе дети, кроме раскрашивания картинок, знакомятся с буквами, конструируют слова из кубиков, карточек, печатают слова по образцу с доски.

С третьей недели начинается копирование на кальке графических сюжетов, картинок, требующих более точных движений. Калька накладывается на картинку, закрепляется, выполняется работа. Здесь же начинается чтение учителем письменного текста, спроецированного на экран или написанного на доске. Ученики пальчиками следят за указкой учителя, движущейся по тексту на экране, причем темп чтения из урока в урок увеличивается. Этой работе посвящается 20 минут урока. И только освоив понимание текста, переходят к письму. Чтение того, что написали другие – это импрессивное письмо. При этом, глядя на текст, прочитывая его словом, глаза и правая рука следуют за голосом и указкой учителя, постоянно убыстряясь, и постепенно навык письма совпадает с навыком чтения, а ребенок будет писать так же быстро как и читает.

С 18 – 20 уроков начинается письмо учителем указкой поверх текста, а дети повторяют движения в воздухе, так же печатают печатными буквами пословицы, поговорки, загадки, частушки, набранные курсивом или печатным текстом. Основная же работа – чтение письменного текста прописей со скоростью 35 слов в минуту. В это время учитель переходит к магнитофонному тексту. При чтении прописного текста с голосовым ориентиром идет мгновенное узнавание слов в прописной графической форме. Используется материал в 20 – 30 раз больше, чем в традиционных прописях. В это время берутся полноценные художественные или информационные тексты, написанные красивым каллиграфическим шрифтом. Это создает ценностные ориентиры, которые станут «внутренним регулятором деятельности» - основой для самостоятельного письма, т. е. у детей вырабатывается красивый почерк. Звуковой ориентир играет ключевую роль, обеспечивает чтение образами, а не словами, а графический ориентир, т.е. текст, тренирует взгляд ребенка. Сначала тренируем глаза, а только потом руку.

Со 2 четверти работа на уроках письма строится по такому плану:

  • пение текста песни;

  • объяснение работы по прописям;

  • копирование текста песни на кальку (можно без нее) без соединения между буквами:

  • разукрашивание орнамента (д.з.).

В 3 четверти копирование текста берется с соединением между буквами. Калька и графический ориентир станут не в тягость только тогда, когда рука обретет полную уверенность и с появлением беглости при письме по образцу дети постепенно, один за другим (все в разное время) по мере приобретения навыка переходят на следующий вид работы – списывание. Это происходит в 4 четверти.

Освоив списывание с письменного текста, когда основная масса детей научилась писать бегло, красивым почерком и без ошибок, переходят на следующий этап – списывание с печатного текста. Эта работа начинается уже во 2 классе. Тексты должны быть актуальны и ценны. Здесь идет формирование орфографической зоркости и тексты подбираются с учетом темы урока, которую хочешь дать. Темы берутся только те, которые влияют на грамотность.

А.М.Кушнир предлагает взять следующие темы:

  • 1 четверть – оформление предложения, перенос слов (сразу все случаи), большая буква в именах собственных;

  • 2 четверть – перенос слов, правописание предлогов;

  • 3 четверть – правописание сочетаний жи – ши, чу – щу, ча – ща, чк, чн, нщ;

  • 4 четверть – правописание проверяемых согласных на конце слова, ударение.

Орфографическая работа строится таким образом: например, тема урока – правописание сочетаний жи – ши. Детям дается текст, где эти сочетания выделены жирным шрифтом, другим цветом, большим размером, или подчеркнуты. Можно попросить подчеркнуть в тексте эти сочетания. На втором уроке на стене вывешивается плакат с правилом, а на стол учащимся кладется карточка с этим же текстом. Все это ребенок прочтет сам, увидит соответствующие иллюстрации в тексте и не напрягаясь будет узнавать этот феномен в дальнейшем. Если кто – то не в состоянии осознать самостоятельно смысл грамматического явления – объясняем индивидуально, открываем на нужной странице справочник или лаконично обосновываем правило, делаем пометки на полях. Задерживаться на одном правиле следует так долго, сколько необходимо, чтобы феномен стал отслеживаться машинально. Тексты для каждого ребенка должны подбираться индивидуально. Это могут быть песни, стихотворения, короткие рассказы, полезные советы, рецепты, интересные факты, случаи из жизни известных людей и т. д. Материал берется из периодических изданий, энциклопедий, словарей, песенников, сборников, юморесок и другой литературы.

Последняя стадия списывания – написание рефератов. Ребенок получает задание списать наиболее значимые отрывки из текста. Этот вид работы обычно не вызывает затруднений, т. к., благодаря урокам устного выразительного слова, дети уже хорошо научились делать это устно.

Научив ребят списывать без ошибок, быстро и красиво, переходим к следующему виду деятельности – письму под диктовку. Это 3 класс. Теперь берутся диктанты со зрительной опорой (графический ориентир – письменный текст), диктанты с орфографическим ориентиром (печатный текст), позднее диктанты без зрительной опоры. Работа выполняется под звуковой ориентир, записанный на магнитофон, что приучает ученика быть предельно внимательным. Но и отстать не страшно, ведь под рукой всегда есть текст диктанта, в который можно посмотреть. На этом этапе следует оставаться так долго, сколько потребуется, чтобы стабилизировать навык грамотного письма под диктовку.

Когда будет достигнута легкость в письме под диктовку с орфографическим ориентиром можно переходить к наиболее сложной форме письма под диктовку – конспектирование звучащего материала. Темп звучания достигает 100 и более слов в минуту.

Следующий этап работы – изложение. Первое время это изложения со зрительной опорой, когда ребенок при затруднении может подглянуть в текст, затем изложения с сюжетным ориентиром или по плану, причем со временем план дети составляют самостоятельно, и изложения – рассуждения. Это своего рода сочинения по поводу прочитанного. Постепенно сочинения становятся основным видом работы.

Таким образом, письменная работа к окончанию начальной школы состоит из нескольких основных видов деятельности. Это сочинения, рефераты и конспектирование.

Гвозденская Т.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природосообразная технология обучения письму iconТематическое планирование учебного материала обучения письму по прописям...
Календарно – тематическое планирование учебного материала обучения письму по прописям
Природосообразная технология обучения письму iconТема урока : Учимся писать буквы
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология...
Природосообразная технология обучения письму iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологии: групповая, игровая, дифференцированного обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения
Природосообразная технология обучения письму iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология: личностно- ориентированная, мультимедиа технология, технология проблемного обучения, лингафонные технологии
Природосообразная технология обучения письму iconУрок по русскому языку Тема: «Сложные слова»
Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, проблемно- диалогическая...
Природосообразная технология обучения письму iconКонспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс. Тема: «Тайны недр Земли»
Используемые технологии: технология адаптивная школа, икт, игровая технология, технология проблемного обучения, групповая
Природосообразная технология обучения письму iconУрок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.»
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные...
Природосообразная технология обучения письму iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные...
Природосообразная технология обучения письму icon«О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Особую значимость приобретают нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, культура, образованность, профессиональная...
Природосообразная технология обучения письму iconСценарий урока химии по теме: «Генетическая связь классов неорганических соединений»
Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного обучения; коммуникативно-диалоговая...
Природосообразная технология обучения письму iconУрок обучения грамоте и письму
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро Фоминская средняя общеобразовательная школа №1
Природосообразная технология обучения письму iconТехнология объяснительно-иллюстрированного обучения
Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения....
Природосообразная технология обучения письму iconСписок ипк базовая модель опыта Технология итегрированного обучения...
Данный элективный курс углубить знания по физической географии при изучении геологического прошлого своего края и увлечь учащихся...
Природосообразная технология обучения письму icon«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной...
Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит...
Природосообразная технология обучения письму iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но на данном этапе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения, а лишь средством. Но от того, насколько...
Природосообразная технология обучения письму iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок обучения грамоте и письму в 1 классе (по программе «Школа России»). (слайд 1)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск