2.18.Основы безопасности жизнедеятельности
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа по ОБЖ адресована 5-8 классам основной школы.
Рабочая программа опирается на Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. Рабочая программа по ОБЖ разработанав соответствии с Примерной программой «Основы безопасности жизнедеятнльности».Для учащихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Воронежской области авторов Фетисова А.С., Бовкун О. А., и авторской программы А.Т. Смирнова.М., «Просвещение», 2011 г. Данной программе соответствуют учебники А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности»для 5 класса, для 6 класса, для 7 класса и 8 класса М.: Просвещение, 2012.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цель изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья.
Содержание образования в 5-8 классах устанавливает следующие задачи:
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек.
Выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им.
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на улучшение собственного физического и психического здоровья; отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Это соответствует требованиям основной образовательной программы основного общего образования.
На основании Базисного учебного плана Воронежской области на изучение курса из компонента образовательного учреждения выделяется 0,5 ч в неделю в 5,6,7 классах. В 8 классе из федерального компонента выделяется 1 час в неделю. В связи с этим тематическое планирование составлено на основе блочно-модульных технологий.
В рабочей программе учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, с применением презентаций в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, комбинированные, обобщающие уроки. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу обучающихся через информационную, дискуссионную деятельность, решение познавательных и проблемных заданий.
Виды и формы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка, фронтальный опрос, задания на выявление операционных жизненных ситуаций, доклад.
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:
Учебник “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. Составитель: Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Москва, Издательство «Просвещение», 2012 год.
Учебник ОБЖ, 6 класс, под редакцией А.Т. Смирнова. М: Просвещение, 2010 г,
А.Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2009.
Учебник ОБЖ, 8 класс, под редакцией А.Т. Смирнова. М: Просвещение, 2009 г
Дидактический материал по ОБЖ, рабочая тетрадь для 5, 6 класса.
Методическая литература:
А.Т.Смирнов. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников М: Просвещение,2012
Видеоматериалы
Учебные фильмы
Методические рекомендации к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности», автор О.В. Пахнутова, из-во «Корифей», Волгоград,2007
Смирнов А.Т, Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 5, 6, 7 класс метод.рекомендации/ Смирнов А.Т. –М.: Просвещение, 2012.
Учебно-тематический план
№ модуля раздела, темы
| Наименование модулей, разделов, тем
| Количество часов
| 5 класс
| Модуль 1
| Основы безопасности личности, общества и государства
|
| Раздел 1
| Основы комплексной безопасности
|
| Тема 1
| Человек, среда обитания, безопасность человека
| 3
| Тема 2
| Опасные ситуации техногенного характера
| 3
| Тема 3
| Опасные ситуации природного характера
| 2
| Тема 4
| Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
| 2
| Тема 5
| Опасные ситуации социального характера
| 2
| Модуль 2
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
| Р- 3
| Основы здорового образа жизни
|
| Тема 6
| Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
| 1
| Тема 7
| Факторы, разрушающие здоровье
| 1
| Р-4
| Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи».
|
| Тема 8
| Первая медицинская помощь и правила ее оказания
| 3
|
| Всего часов
| 17
| 6 класс
| I
| Безопасность человека в природных условиях
|
| 1
| Подготовка к активному отдыху на природе.
| 3
| 2
| Активный отдых на природе и безопасность.
| 3
| 3
| Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.
| 3
| 4
| Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
| 2
| 5
| Опасные ситуации в природных условиях
| 2
| II
| Основы медицинских знаний и ЗОЖ
| 2
| 6
| Здоровье человека и факторы, на него влияющие
| 2
|
| Всего:
| 17
| 7 класс
| I
| Общие понятия об опасных и ЧС природного характера
| 1
| II
| Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
| 3
| III
| Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
| 2
| IV
| Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
| 4
| V
| Чрезвычайные ситуации биологического происхождения
| 2
| VI
| ЗОЖ и его значение для гармоничного развития человека
| 3
| VII
| Первая мед.помощь и правила её оказания
| 2
|
| Всего
| 17
| 8 класс
№ п/п
| Наименование
разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| теория
| практика
| I
| Вводное занятие.
| 1
| 1
|
| II
| Чрезвычайные ситуации техногенного х-ра
| 16
|
|
| 1
| Пожары
| 6
| 5
| 1
| 2
| Аварии на ХОО
| 2
| 2
|
| 3
| Аварии на РОО
| 2
| 2
|
| 4
| Гидродинамические аварии
| 2
| 2
|
| 5
| Организация защиты населения
| 4
| 4
|
| III
| Опасные ситуации в повседневной жизни
| 8
|
|
| 1
| Безопасность на дороге
| 3
| 1
| 2
| 2
| Безопасность на воде
| 3
| 3
|
| 3
| Экологическая безопасность
| 2
| 1
| 1
| IV
| Здоровый образ жизни
| 7
| 6
| 1
| V
| Первая медицинская помощь
| 3
| 2
| 1
|
| Итого:
| 35
| 29
| 6
| Содержание программы
5 класс
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека 3 ч.
Безопасность в быту
Особенности города (населённого пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня. Правила безопасности поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания. Опасности, возникающие при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера 3 ч.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и её составные части. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила поведения пассажиров на транспорте. Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
|