Программа «Удивительный мир птиц»





Скачать 240.4 Kb.
НазваниеПрограмма «Удивительный мир птиц»
Дата публикации08.04.2015
Размер240.4 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
Комитет по образованию администрации Усманского муниципального района

Липецкой области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей станция юных натуралистов

Усманского муниципального района Липецкой области.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете МБОУ ДОД СЮН директор МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района Усманского муниципального района

протокол № 5 от 11 октября 2013г _______________ Т.И. Зверева

приказ № 75

от « 11 » октября 2013г


Дополнительная общеразвивающая программа

эколого-биологической направленности

«Удивительный мир птиц»
Модуль – зоология.
Для детей среднего школьного возраста.
Срок реализации – 3 года.

Составила: педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района

Логвинова Валентина Ивановна.


Год создания – 2009

Внесены изменения – 2013г.

Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе - изучение и познание природы; вот их крылья.

X. Марти

1. Пояснительная записка.

Живая природа это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено птицам. От людей во многом зависит многообразие и численность мира птиц. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления о мире птиц человек получает уже в детстве. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый человек, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

В процессе работы по программе осуществляется преемственность между школьным и внешкольным обучением. Программа построена на научно-методической основе.

Программа «Удивительный мир птиц» знакомит детей с удивительным миром птиц, с бесконечным их разнообразием. Эта программа направлена на развитие личности ребенка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, формирование научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы и гуманного отношения к флоре и фауне.

Программа построена по принципу преемственности, доступности, наглядности, перехода от простого к сложному.

Актуальность создания данной программы определяется необходимостью в современное время обратиться к природе как к источнику гармоничного и нравственного устройства общества. Программа «Удивительный мир птиц» учит сочувствию и соучастию, направлена на решение вопросов предпрофильной подготовки обучающихся.

Новизна программы состоит в её универсальности: удачный и педагогически целесообразный вариант систематизации знаний о мире птиц Земли.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012. №273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12).

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.

- Национальная стратегия действий в интересах детей РФ на 2012 – 2017 гг., направленная на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

- Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013 – 2020 гг.»

- Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Учебный план на 2013 – 2014 учебный год.

- Локальный нормативный акт МБОУ ДОД СЮН Усманского муниципального района от 30.08 2013 г. « Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения».

Отличительные особенности программы «Удивительный мир птиц» предназначена для работы с детьми среднего школьного возраста (10-14 лет). Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, соответствует возрасту обучающихся, открывает большие возможности для творчества детей, положительного отношения к труду. Программа комплексная — решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи - при изучении одних и тех же разделов по годам обучения: теоретический материал углубляется, расширяется его объем; практические навыки совершенствуются; формируется экологическая грамотность и нравственная устойчивость. Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе авторской дополнительной общеразвивающей программе «Удивительный мир птиц» педагога дополнительного образования Власовой Елены Александровна.

Программа рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на работу с детьми среднего школьного возраста. Последовательность изучения тем представлена в логическом развитии, соответствует возрасту обучающихся на момент обучения и способствует формированию практических умений и навыков, открывая возможности для самостоятельного творчества обучающихся и положительного отношения к труду.

1 год обучения (144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа).

2 год обучения (216 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа).

3 год обучения (144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа).
Цель программы - привить обучающимся интерес и любовь к природе, углубить знания по зоологии, вооружить их практическими умениями и навыками по уходу и наблюдению за птицами живого уголка и природы.

Задачи:

образовательные:

  • расширение у обучающихся накопленных знаний о птицах Земли, об их взаимосвязи с окружающей природой;

  • формирование навыков самостоятельных наблюдений и исследований в природе.

развивающие:

  • развитие интереса к познанию окружающего мира;

  • развитие способности к творческому самовыражению;

  • развитие логического мышления.

воспитательные:

  • экологическое воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • формирование идейно-нравственных и трудовых качеств;

  • идеологическое воспитание;

  • воспитание активной, всесторонней и гармонично развитой личности.

Формы, методы и средства обучения.

Методы:

- словесные (объяснения, беседы, лекции)

- наглядные (плакаты, слайды, фотографии, видеофильмы)

- практические (проведение опытов, наблюдений, выполнение исследований)

В программе, наряду с обычными занятиями, используются

инновационные формы обучения:

-сказки, - экологические проекты,

-конкурсы, - исследовательские работы,

-викторины, - экологические игры,

-познавательные игры, - экологический десант,

-мониторинг.

Средства обучения:

печатные (учебники, книги для чтения, раздаточный материал);

электронные и аудиовизуальные (презентации, слайды, видеофильмы и др.);

наглядные (плакаты, гербарии, стенды);

оборудование и приборы.

Типы занятий: комбинированный; первичного ознакомления с материалом; усвоение новых знаний; применение полученных знаний и умений на практике; закрепления, повторения; итоговое.

Занятия внеурочной деятельности проводятся в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой «Удивительный мир птиц»

Программа реализуется в четырех взаимосвязанных направлениях:

экологическому, эстетическому, трудовому и нравственному направлениям, при этом используются разнообразные формы занятий: беседы, лекции, акции, семинары, деловые и ролевые игры, тренинги, экскурсии, практические занятия.

Педагогические технологии: развитие творческой и активной личности; личностно-ориентированный подход; дифференцированность обучения.

Наличие результативности образовательной деятельности.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполненных творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях, портфолио обучающихся.

В программе использованы различные формы диагностики:

В программе используются следующие формы и методы обучения и воспитания:

познавательная деятельность: ведение наблюдений, мониторинг, экскурсии, практические лабораторные работы, познавательные игры, викторины;

- ценностно-ориентированная деятельность: беседы, игры, участие в
конкурсах и т.п.;

- свободное общение: экскурсии, походы.

- общественная деятельность: экологические десанты, встречи с
интересными людьми.

Формы подведения итогов реализации программы:

выставки, конференции, семинары.

Формы контроля.

Подходящей формой контроля являются практические занятия: наблюдения, уход за птицами уголка природы, изучение научной литературы, экскурсии, цель которых - приобретение детьми умений и навыков выполнения экологических проектов и исследовательских работ. Кроме того, во время данных занятий ведется основная работа по воспитанию детей, затрагивающая основные сферы жизни ребенка:

частная жизнь и право, межличностные отношения, интересы, здоровье, семья, экология, культура, мораль. В программе используются различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование.

В программе использованы различные формы диагностики:

наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование.

Цели диагностики.

1 год обучения:

- определение интересов и наклонностей;

- уровень любознательности и кругозора;

- характер поведения.

2 год обучения:

- определение уровня воспитанности и его характера;

- характер взаимоотношений между людьми;

- уровень внимания, памяти, мышления;

- уровень ответственности за порученное дело.

3 год обучения:

- корректировка воспитания;

- уровень сознательного отношения к полученным знаниям и навыкам;

- уровень нравственной устойчивости, культуры поведения, общения, речи;

- профессиональное самоопределение.авовому), оздоровительно-гигито-гигитеническому нравственному, экономическому, естественно-научному, идеологическому, юридиче

- формирование социально адаптированной, активной личности ребенка, готовой к творческой деятельности.

Таким образом, осуществляется преемственность основного дополнительного образования детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

выставки, конференции, семинары.

Формы контроля.

Подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных работ, её коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Проводимый в конце учебного года итоговый тест, дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся в различных областях при выборе будущей профессии: флорист, эколог, биолог, дизайнер.
2.Учебно-тематический план.

1 год обучения, 144 часа в год, 4 часа в неделю.


№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

6

4

2

2

Осень в природе

16

4

12

3

Важнейшие отряды птиц

20

20

0

4

Экзотические птицы

6

4

2

5

Зима в природе

16

8

8

6

Птицы у нас дома

26

22

4

7

Весна в природе

20

18

2

8

Экологический проект

22

10

2

9

Птицеводство

12

12

0




Всего:

144

110

34


3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

1. Вводное занятие – 6 часов.

Теоретические сведения.

Занятие объединения, его задачи, комплектование групп. Роль птиц в природе и

жизни человека.

Экскурсия: "Знакомство с обитателями живого уголка".

2.0сень в природе- 8 часов.

Теоретические сведения. Осенние изменения в природе. Перелётные птицы. Их разнообразие.

Практическая работа: Сбор кормов для зимней подкормки птиц.

Изготовление кормушек и их развешивание.

Экскурсия: Наблюдение за птицами.

З.Важнейшие отряды птиц - 20 часов.

Теоретические сведения. Пингвины. Отряд страусообразные - страус. Пеликан. Попугаи. Дневные хищные птицы: а) орлы, грифы; б) ястребиные, соколиные.

Колибри- отряд длиннокрылые. Ночные хищники - совы.

4.Экзотические птицы - 6 часов.

Теоретические сведения. Заморские гости. Декоративные птицы.

Практическая работа: изготовление поделки «Синяя птица»

5.3има в природе -16 часов.

Теоретические сведения. Признаки зимы в природе. Зимующие птицы и их охрана. Распознавание видов птиц по следам на снегу. Фиксирование сроков прилёта птиц (снегирей, чижей, свиристелей). Корма для зимней подкормки.

Практическая работа: Подкормка птиц. Зарисовка птиц.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Наблюдение за птицами у кормушки.

6.Птицы у нас дома - 26 часов.

Теоретические сведения. Содержание и образ жизни попугаев. О помещениях для птиц и их оборудовании. Как ухаживать за птицами. Методы разведения птиц дома.

Корма и кормления. Основные заболевания. Содержание канареек. Разведение

канареек и уход за ними. Певчие птицы.

Практическая работа: Приготовление смесей кормов для птиц.

Экскурсия: Птицы у нас дома.

7. Весна в природе- 20 часов.

Теоретические сведения. Весенние изменения в природе. Птичья жизнь. Чей клюв лучше? Птичья столовая. Моё гнездо - моя крепость. Летят перелётные птицы. В гнезде птенцы.

Доктора леса. Дятел. Иволга.

Практическая работа: Подготовка и проведение праздника "День птиц". Экскурсия: Весенние изменения в природе.

8.Экологический проект - 22 часа.

Теоретические сведения. История Красной книги. Птицы нашей местности, занесённые в красную книгу. Птицы, требующие особой охраны. Птицы - средство зашиты растений. Практическая работа: Зарисовка птиц. Изготовление листовок и газет.

9.Птицеводство - 12 часов.

Теоретические сведения. Дикие куры. Индюк. Цесарки.

2.Учебно-тематический план.

2 год обучения, 216 часов в год, 6 часов в неделю.


№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

6

4

2

2

Золотая осень

14

8

6

3

Систематический обзор птиц

12

10

2

4

Птицы города

18

12

6

5

Важнейшие отряды птиц

38

38

0

6

Зима в природе

20

8

12

7

Экзотические птицы

16

16

0

8

Птицы у нас дома

16

10

6

9

Исследовательская работа «Особенности разведения попугаев в условиях зооуголка»

30

26

4

10

В окно повеяло весною

22

16

6

11

День птиц

6

6

0

12

По страницам Красной книги

18

16

2

14

Практическая работа на УОУ

12

2

10




Всего:

216

162

54



3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

1. Вводное занятие – 6 часов.

Теоретические сведения. Задачи объединения, комплектование групп. Роль птиц в природе и жизни человека.

Экскурсия: «Знакомство с обитателями живого уголка».

2. Золотая осень – 14 часов.

Теоретические сведения. Осенние заботы птиц. Видовое разнообразие перелетных птиц.

Практическая работа: Сбор кормов для зимней подкормки птиц.

Экскурсия: «Осенние изменения в природе».

3. Систематический обзор птиц – 12 часов.

Теоретические сведения. Птицы как биологическое средство защиты растений. Относительность понятий полезного и вредного животного. Определение птиц в природе по определителю. Роль численности вида при определении пользы и вреда. Форма описания неизвестной птицы для последующего определения (размер, окраска, биоток, голос, повадка). Видовой состав птиц нашей местности и признаки названия птиц. Практическая работа: Сбор корма для птиц.

4. Птицы города – 18 часов.

Теоретические сведения. Птицы города - его украшение и защита зеленых насаждений. Голуби. Воробьи. Грачи. Вороны.

Практическая работа: Изготовление кормушек. Развешивание кормушек в городском парке.

Экскурсия: «Птицы нашего города».

5. Важнейшие отряды птиц – 38 часов.

Теоретические сведения. Птицы леса. Хищные птицы и совы. Рыбоядные птицы, их польза и вред. Охотничьи – промысловые птицы, их охрана и хозяйственное использование. Водоплавающие птицы. Насекомоядные птицы, их охрана и привлечение. Птицы открытых пространств суши. Птицы культурных ландшафтов. Птицеводство: куры, гуси, индюшки, утки.

Экскурсия: «Насекомоядные птицы».

6. Зима в природе – 20 часов.

Теоретические сведения. Признаки зимы в природе. Зимующие птицы и их охрана. Зимующие птицы города. Принципы концентрации оседлых и зимующих птиц. Практическая работа: Изготовление кормушек, их развешивание и уход за ними. Наблюдение за птицами у кормушки. Наблюдение за зимующими птицами.

Экскурсия: «Зимние изменения в природе», «Зимние гости», «Экскурсия в краеведческий музей».

7. Экзотические птицы – 16 часов.

Теоретические сведения. У кого мешок под клювом? Птицы английской королевы. Красавец с отвратительным голосом. Глупые красавцы. Птицы-носороги. Райские птицы. Лирохвост. Самая маленькая птичка. Птицы-мыши.

8. Птицы у нас дома – 16 часов.

Теоретические сведения. Многообразие пестрых болтунов. Содержание попугаев в вольерах. Разведение волнистых попугаев в неволе. Содержание канареек. Разведение канареек и уход за птенцами. Синицы, овсянки для обучения канареек. Содержание птиц – испытание воли. Обычные певчие птицы: чиж, чечётка, зеленушка, щегол, репел. Практическая работа: Рисование птиц по памяти. Подготовка и чтение рефератов о певчих птицах.

9. Исследовательская работа – 30 часов.

Теоретические сведения. «Особенности разведения попугаев в условиях зооуголка» Практическая работа: «Приготовление смеси кормов для птиц».

Экскурсия: « Птицы у нас дома»

10. В окно повеяло весною – 22 часа.

Теоретические сведения. Признаки весны в живой природе. Грачи – вестники весны. Практическая работа: «Изготовление искусственных гнездовий и их развешивание».

Экскурсия: «Весенние изменения в природе».

11. День птиц – 6 часов.

Теоретические сведения. История возникновения праздника «День птиц».

Практическая работа: Подготовка и проведение праздника «День птиц».

12. По страницам красной книги – 18 часов.

Теоретические сведения. История возникновения Красной книги. Чудо – розовый фламинго. Страусы. Белый аист. Японский журавль. Кречет и бородач. Горный гусь и красно-розовая казарка.

Практическая работа: Просмотр видеофильма « Усманский бор».

13. Практическая работа на УОУ – 12 часов.

Практическая работа: Подготовка семян зерновых культур. Подготовка почвы. Подготовка и посев семян. Прополка УОУ.
2.Учебно-тематический план.

3 год обучения, 144 часа в год, 4 часа в неделю.


№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

6

4

2

2

Мы с тобой, природа.

18

14

4

3

Природа нашего края.

22

14

8

4

Кругосветное путешествие.

20

20

-

5

Легенды и мифы.

10

8

2

6

Рекорды птиц.

20

16

4

7

На земле, в небесах и на море…

24

24

-

8

В музее зодчества.

10

6

4


9

Практическая работа на УОУ.

14

2

12

Всего: 144 108 36

3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

  1. Вводное занятие – 6 часов.

Теоретические сведения. Задачи объединения. Развитие животного мира Земли.

Практическая работа: просмотр видеофильма «История развития животного мира»

  1. Мы с тобой, природа – 18 часов.

Теоретические сведения. Воздействие человека и его деятельности на животных. Охрана и рациональное использование птиц. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Заказники и заповедники. Правила поведения в природе.

Практическая работа: Написание рефератов «Знай и охраняй»

  1. Природа нашего края – 22 часа.

Теоретические сведения. Деревья нашего края. История городского парка. Животные нашего края. Красная книга Липецкой области. Растения и животные Уманского бора.

Практическая работа: Посадка комнатных растений.

Экскурсия: Городской парк.

  1. Кругосветное путешествие – 20 часов.

Теоретические сведения. Среди льдов Антарктиды. На Северном полюсе. Птицы Северной Америке. Южноамериканские пернатые. Африканское птичье царство. Птицы Евразии.

  1. Легенды и мифы – 10 часов.

Теоретические сведения. Из глубины веков. Птицы – боги и птицы – предсказатели. Птица Счастье. Птицы – метеорологи.

Практическая работа: Пословицы и поговорки, связанные с птицами.

  1. Рекорды птиц -20 часов.

Теоретические сведения. Гиганты и крошки. Самые быстролётные. Неугомонные мигранты. Самые бесшумные. Самые красивые. Самые галантные кавалеры. Лучшие танцоры.

Практическая работа: «Оформление альбома птицы рекордсмены».

  1. На Земле, в небесах и на море… - 24 часа.

Теоретические сведения. Победа над земным притяжением. Мастера машущего полета. Пернатые планеты. Воздушные акробаты. Пловцы и водолазы. Бегуны и пешеходы. В погони за удачей. Снайперы навигации. Законы птичьей стаи.

  1. В музее зодчества – 10 часов.

Теоретические сведения. Зачем птицам гнезда. В отделе строительных материалов. Результаты коллективного творчества.

Практическая работа: Изготовление искусственных гнездовий.

  1. Практическая работа на УОУ – 14 часов.

Практические работы: «Подготовка семян зерновых культур к посеву», «Подготовка почвы к работе», «Подготовка и посев семян».
4. Ожидаемые результаты обучения по данной программе.

В результате освоения программы обучающиеся:


  • осознанный интерес к получению знаний о мире птиц;

  • уважительное отношение к труду людей и собственной творческой деятельности;

  • владение основами экологической культуры: культурой общения, поведения и речи;

  • сознательный активный интерес к получению знаний и приобретению навыков для развития и реализации себя как творческой социально активной личности;

  • профессиональное самоопределение.


5.Методическое обеспечение.

Обеспечение программы методическими видами продукции.

  • Экскурсии:

"Знакомство с обитателями живого уголка".

"Наблюдение за птицами".

"Зимние изменения в природе".

"Наблюдение за птицами у кормушки".

"Птицы у нас дома".

  • Праздники:

- «День знаний»

- «День урожая»

- «День защиты животных»

- «Вместо ёлки - зелёный букет»

- «День птиц»

- «Дни защиты окружающей среды»

  • Игры, конкурсы, викторины к праздничным и памятным датам календаря:

- День матери

- Новый год

- Рождественский сочельник

- День защитников Отечества

- Международный женский день

- День Победы

  • Учебно-исследовательская деятельность:

-выполнение учебно-исследовательских проектов,

-выполнение экологических проектов.

  • Массовая работа:

- участие в районных и областных конкурсах;

- подготовка и проведение праздников;

- проведение экологических акций.
Работа с родителями:

- консультация,

- совместные мероприятия.
Методическая работа:

- накопление методической литературы

- подготовка методических разработок к праздникам

- сбор методического материала.
6.Материально- техническое обеспечение.

Сведения о помещениях:

Кабинет «Уголок живой природы» столы – 6, стулья – 14.

1. Подсобное хозяйство.

2. Техническое оснащение: видеомагнитофон, аудиомагнитофон, телевизор,
набором видеофильмов о природе, фотоаппарат.

3. Методическое обеспечение: разработаны планы проведения занятий; большая
подборка литературы по профилю детское объединение; сценарии мероприятий; база для
проведения праздников, конкурсов, выставок; наглядные средства обучения:
рисунки, плакаты, коллекции насекомых, макеты.
Для реализации программы имеется следующее оборудование:

Наименование

Количество

Клетки с хомяками

4

Клетки с морскими свинками

2

Аквариум с рыбками

2

Аквариум с улитками

1

Клетки с птицами

2

Дидактические карточки

15

Аудиомагнитофон

1

Иллюстрации

12


Рекомендации по реализации программы

1.Занятия по программе «Удивительный мир птиц» следует начинать с
пробуждения интереса к красоте природы и раскрытия возможностей человека в
ее усилении и показа людям с новой, необычной стороны.

2. Начинать работу с детьми надо с простых экологических понятий.

В каждом разделе программы особое внимание необходимо уделить практическим работам и экскурсиям в природу.

Подведение итогов рекомендуется проводить в форме конференций.

Следует давать детям больше самостоятельности в выборе тематики реферата,

экологического проекта и исследовательской работы.
7.Список литературы.

Литература для педагога:

  1. Акимушкин И.И. Приматы моря, М.: География, 1963 г.

  2. Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах.

  3. Вишняков Г.И. Хозяйствовать, оберегая природу, М.: Колос, 1983 г.

  4. Герд С. Мой живой уголок, М.-Л.: Детгиз, 1955 г.

  5. Исмаилова С. Энциклопедия для детей. Биология. М.: А ванта +, 1995 г.

  6. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., Биология 7 класс, ВЕНТАНА ГРАФ 2009г.

  7. Лесли Колвин и Эмма Спиэр. Энциклопедия Живой мир, М: РОС'МЭМ, 1998 г.

  8. Лункевич В.В. Занимательная биология, М.: Наука, 1965 г.

  9. Лучич М.В. Детям о природе, М.: Просвещение, 1989 г.

  10. Рахманов А.И. Домашний зооуголок, Смоленск: Русич, 1996 г.

10. Рик Моррис Тайны живой природы, М.: РОСМЭН, 1996 г.

11.Семаго Л.Л. Воронежский заповедник, М.: Советская Россия, 1981 г.

Литература для обучающихся:

1. Бианки В. Кто чем поёт? М.: Детская литература, 1983 г.

2.Вдовиченко В.М. Я за солнышком иду. Народная асвета. 1985 г.

3. Голубев Ф.М. Белая радуга. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное

издательство, 1985 г.

  1. Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Устинов: Удмуртия. 1985 г.

Литература для родителей:

  1. Сетон-Томпсон Э. Уличный певец. Ижевск: Удмуртия, 1982 г.

  2. Скребицкий Г.А. Хитрая птица. М.: Малыш, 1984 г.

  3. Устинов Н.С. Таежные рассказы. М.: Детская литература, 1983 г.

  4. Чаплина В.В. Крылатый будильник. М.: Детская литература, 1986 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Удивительный мир птиц» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир
Программа «Удивительный мир птиц» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства
Программа «Удивительный мир птиц» iconРайонная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц
Программа «Удивительный мир птиц» iconТематическое планирование № темы Тема Количество часов
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Программа «Удивительный мир птиц» iconМногообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения...
Программа «Удивительный мир птиц» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Программа «Удивительный мир птиц» iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
Программа «Удивительный мир птиц» iconУрок – конференция по биологии «Сезонные явления в жизни птиц»
Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», фонограмма «Голоса птиц в природе», фильм «Гнездовой период в жизни птиц»
Программа «Удивительный мир птиц» iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические...
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Программа «Удивительный мир птиц» iconТема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Программа «Удивительный мир птиц» iconИ. Клюкин Удивительный мир звука
Они сопровождаются интереснейшими физическими и иногда физиологическими явлениями
Программа «Удивительный мир птиц» iconДоклад на I конференции ноу
Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание,...
Программа «Удивительный мир птиц» iconЦентральное окружное управление образования департамента образования...
«погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление...
Программа «Удивительный мир птиц» icon«Этот удивительный симметричный мир»
Ооипкро : Забарова Е. А., Иванова В. И., Ильина С. Ю., Полоненко А. В., Солодовникова С. Ф., Тарасова Н. Н., Тимина Н. Н., Ягофарова...
Программа «Удивительный мир птиц» iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц»
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
Программа «Удивительный мир птиц» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл птиц и сезонные явления в жизни птиц»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск