Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Савельева Любовь Александровна
Мякишева Антонина Сергеевна
|
Регион
| Самарский
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Самара
|
Номер и/или название школы/ОУ
| Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Факультет Коррекционной педагогики
|
Описание проекта
|
Название темы вашего учебного проекта
|
Знаю, но не смогу вспомнить (Нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией).
|
Краткое содержание проекта
|
Целью данного проекта является выявление особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и у детей с моторной алалией. А также определение оптимальных и наиболее эффективных путей коррекции речевого нарушения у детей с данной патологией.
|
Предмет(ы)
|
Логопедические технологии, Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями, Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи, Алалия, Возрастная анатомия и физиология, Дислалия, Обучение и воспитание дошкольников с ОНР и ФФН.
|
Класс(-ы)
|
Для студентов 3 курса факультетов коррекционной педагогики
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
2 недели, 8 часов аудиторной работы, 16 часов самостоятельной работы
|
Основа проекта
|
Образовательные стандарты
|
Данная программа составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников учреждений высшего профессионального образования по специальности 050715 «Логопедия» (квалификация – учитель-логопед), содержащимися в государственном образовательном стандарте ВПО (2005 г.).
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
Цели проекта: После завершения проекта учащиеся будут знать:
структуру речевого нарушения при моторной алалии, причины и механизмы нарушения;
характеристику структуры, содержания и особенностей реализации схем и моделей речевого развития при алалии;
специфику коррекционной работы с детьми с алалией в условиях различных специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии;
уметь:
анализировать речевые нарушения при алалии;
определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта;
планировать коррекционную работу с детьми;
разрабатывать фрагменты и конспекты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми разного возраста и разной степенью выраженности недоразвития речи;
определять содержания занятий, анализировать содержательный компонент коррекционных занятий;
дифференцировать алалию с другими нарушениями;
владеть навыками:
составления протокола обследования речи и моторных функций;
анализа материалов обследования произносительной стороны речи, фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.
применения методик коррекционной работы при алалии.
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Языковой характер нарушения звукопроизношения при моторной алалии. Миф или реальность?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Каковы этапы формирования звукопроизношения в онтогенезе?
Каковы особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников с экспрессивной алалией?
Как реализуется коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения?
|
Учебные вопросы
| Этапы формирования звукопроизношения в онтогенезе.
Есть ли «физиологические несовершенства» произношения?
Приведите примеры на каждом из этапов.
Выявите закономерности формирования произношения при моторной алалии.
Опишите особенности звукопроизношения у детей с данной речевой патологией. Каковы этапы и содержание коррекционно-логопедической работы?
Раскройте содержание коррекционно-логопедической работы.
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Ученики используют метод оценивания с помощью карты «Знаю-Интересуюсь-Учусь», где отвечает на вопросы:
эффективно воспитываем ребенка или успешно строим карьеру? повышенное внимание к ребенку и чрезмерный контроль над ним - эффективный подход в воспитании?
что вызывает в ребенке жестокое отношение со стороны родителей: ожесточение или уважение?
| Учащимся отведено свободное время для выполнения проекта в свободной форме с периодичной отчетностью. Учащиеся самостоятельно заполняют необходимую им документацию для самоанализа и самоконтроля
| После завершения работы учащиеся должны завершить З-И-У таблицу вписав в нее, то чему они научились в ходе выполнения проекта. Ученики используют метод оценивания с помощью карты «Контроль оценивания буклета и презентации», направленные на оценку понимания материала, наличия умений и навыков, поощряющие метапознание и выявляющие потребности учащихся в отношении дальнейшего обучения
|
Описание методов оценивания
|
В процессе создания проекта нами были использованы методы, направленные на выявления интересов и опыта самих учащихся, постановки учебных задач, наблюдения за успехами, анализа сделанной работы, контроля развития мыслительных умений высокого уровня и рефлексии обучения на протяжении всего обучающего цикла. Эти методы включали использование графического организатора, анкетирования, контрольных листов, опросов, тестов, таблиц с критериями оценивания продуктов проектной деятельности и др.
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Знать основные понятия и термины, методологические принципы организации и проведения логопедического обследования лиц с нарушением речи, методику логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения.
Уметь анализировать специальную литературу по дисциплине, анализировать информацию с интернет – источников, проводить логопедическое обследование лиц с нарушением речи, правильно квалифицировать имеющееся нарушение звукопроизношения у детей на основе дифференциальной диагностики, выносить логопедическое заключение, осуществлять выбор коррекционно-логопедических технологий по формированию правильного звукопроизношения, составлять конспекты индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, правильно отбирать лингвистический, дидактический материал для проведения диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения.
Владеть навыками планирования индивидуальных занятий от этапа логопедической работы, навыками проведения артикуляционной гимнастики, постановки и закрепления звуков речи.
Умение использовать программы Microsoft Office, концептуальные знания и технические навыки.
|
Учебные мероприятия
|
Представление стартовой презентации. Актуализация знаний учащихся, заполнение карт З-И-У, выявление предпочтений учащихся. Определение проблемных вопросов.
Выработка целей и задач исследования. Планирование деятельности внутри группы: составление графика работы над проектом. Распределение обязанностей, обсуждение формы представления результата. Поиск и сбор информации по плану, который предложен каждой из групп.
Систематизация и анализ найденной информации. Выбор форм визуализации. Обсуждение идеи создания презентации. Подготовка материалов (поиск и обработка иллюстраций, составление тезисов) для презентации.
Подготовка результатов исследования к защите. Составление плана и тезисов защиты проекта.
Защита проекта. Подведение итогов работы в группе и построение графика личностного роста.
|
Материалы для дифференцированного обучения
|
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Предлагаются устные ответы вместо письменных тестов.
|
Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Предлагаются тексты на родном языке, графические организаторы, иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода.
|
Одаренный ученик
| Примерами такой деятельности могут быть усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)
|
Фотоаппарат, диктофон, компьютер, принтер, интернет – соединения.
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.
|
Другие принадлежности
| Протоколы исследования, сравнительные таблицы, таблицы дифференциальной диагностики, картинный материал или ноутбук для демонстрации презентации. Зеркало.
|
Интернет-ресурсы
| http://logomag.ru/blog/alalialek/76/
http://www.defectolog.ru/articles/27/28/?theme=519
http://www.logopedspb.ru/content/view/14/15/1/1/
http://www.logopedplus.ru/parents/articles/child_damages/alaliya.html
http://alalia.ru/
http://www.logoped.ru/nar05.htm
http://children.csa.ru/narusheniya_analizatorov/narusheniya_rechi/alaliya/
http://logopedia.by/?p=279
http://kinderlove.ru/archives/194
http://www.reacenter.ru/info/alaliya/
http://kinderlove.ru/archives/194
|
Другие ресурсы
| Сайты и адреса детских садов комбинированного типа:
http://uchim63.ru/1/0.html
http://samarskie-roditeli.ru/-spravka_page_257
|