Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»
Учитель начальных классов Овсянникова В.Г. МКОУ Семёно – Александровская СОШ Бобровский район Воронежская обл.
Тема урока:
Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Цели: Уточнение и формирование представлений: «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между»; упражнение в определении последовательности временных представлений; закрепление умения считать предметы, сравнивать группы предметов.
Задачи:
Образовательные
формировать у детей временные и пространственные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между»;
научить определять последовательность временных представлений;
закрепить умения считать предметы, сравнивать группы предметов.
Воспитательные
способствовать воспитанию здорового образа жизни, любви к предмету.
Развивающие
развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;
умение слушать и оценивать своего товарища.
Оборудование: карточки с изображением предметных фигур, учебник, рабочая тетрадь №1, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность урока: 35 минут
Таблица 1 Структура и ход урока
Этапы урока
| Названия используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
| I. Организация класса на работу. ( 1 мин.)
|
| - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть! Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Садитесь. Ещё раз напоминаю правило «правой руки». Если я поднимаю правую руку, то все сразу замолкают и внимательно слушают меня. Хорошо!
|
| Принятие нового социального статуса ученика.
| II Актуализация знаний учащихся. (5 мин.)
1) Минутка чистописания
2) Упражнение в умении считать предметы и сравнивать группы предметов.
3) Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний. (12 мин.)
|
Ресурс №1
Ресурс №2
Ресурс №3
Ресурс №4
Ресурс №5
| - Ребята, вспомните, с какими пространственными представлениями мы познакомились на прошлом уроке?
Давайте продемонстрируем эти понятия при помощи рук.
Молодцы, всё правильно!
- Откройте рабочую тетрадь .
- Что нужно сделать? - Давайте сначала в воздухе покажем, как мы рисуем горизонтальные линии – слева направо, вертикальные - сверху вниз. - Сейчас мы с вами поупражняемся в умении считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов. Работа с математическим набором
- Посмотрите на доску.
- Сосчитайте и покажите, сколько здесь кругов, квадратов.
- Каких фигур больше? На сколько? Как вы это определили?
- Что нужно сделать, чтобы фигур было поровну?
- Положите перед собой треугольников столько, сколько на доске квадратов.
- Поднимите второй слева треугольник, уберите его.
- Поднимите третий справа треугольник, уберите его.
- Выложите 5 кругов.
- Чего больше: кругов или треугольников?
Докажите, что их поровну.
- Молодцы! Правильно, двигаемся дальше. -На доске изображен набор фигур. Определите, какая фигура подойдёт? Дополните фигуру.
А теперь посчитаем кубики вместе с детьми.
Физкультминутка
- Устали? Сейчас мы немножко отдохнём и вспомним тему прошлого урока. Приготовились. Начали.
- Повернитесь вы направо,
А потом ещё направо,
Вот теперь уже налево,
И потом ещё налево.
Глазки кверху поднимите,
Сразу книзу опустите.
Правой ручкою направо,
Стену класса покажите.
Левой ручкою налево,
Мне окошко покажите.
Ну, и живо руки вниз,
И за парту ты садись! - Чтоб здоровым, сильным быть,
И здоровье сохранить.
Нужно жить по распорядку,
Утром делать всем зарядку.
Быть весёлым, энергичным,
Не дружить с плохой привычкой.
И расти день ото дня,
Соблюдая ……..?
- Ребята, а какие режимные моменты вы знаете?
-А как нужно одеваться в разную погоду?
Работа с иллюстрацией в учебнике - Сегодня на уроке мы постараемся помочь зайчишке Степашке.
- Откройте учебник математики на стр.8
- Посмотрите на рисунки с зайчиком. Правильно ли их расположили? Почему?
- Что было сначала?
- Что произошло потом? - Что зайка делал раньше: завтракал или шёл в школу? - Что было позже: сон или зарядка?
- Что нужно сделать, чтобы Степашка правильно выполнить режимные моменты?
- Почему вы решили, что расположили картинки верно?
- Ребята, а вы сами соблюдаете режим дня?
- Молодцы? - Ребята, а в каких ещё ситуациях нам пригодится знание временных и пространственных представлений? - Ребята, посмотрите на картинки, которые нарисованы слева страницы.
- Что у этих картинок одинаково? - Чем они отличаются? - Правильно! Молодцы!
Физкультминутка
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница»
- От какого слова произошло это слово?
- Вот и я вас буду сейчас путать! Говорить одно, а показывать другое! Ваша задача – выполнять словесную команду!
- Руки вверх, руки вниз, повернуться налево, повернуться направо. Правая рука вверх, левая вниз.
- Садитесь.
| - Мы познакомились с понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз». Дети выполняют движения руками.
Ответ: надо провести линии ручкой по пунктиру. Дети выполняют самостоятельно.
- На наборном полотне 7 зелёных квадратов, во втором – 5 жёлтых кругов;
- квадратов больше на два
- можно пересчитать, можно составить пары;
- добавить 2 жёлтых круга или убрать 2 зелёных квадрата.
Дети выполняют задания.
- Их поровну.
- Можно пересчитать, можно составить пары.
Дети выполняют задание учителя. После внимательного рассмотрения, делают вывод с доказательством.
- Режим дня. Ответы детей.
- Нет.
-Они расположены не последовательно. - Сон.
- Зайчик выполнял зарядку.
- Завтракал.
- Зарядка.
Расположить картинки в нужной последовательности: рассказать, что было сначала, а что – потом.
-Выполнение режима дня следует именно по такому порядку. Мы это знаем, т.к. мы сами его соблюдаем. Ответы детей.
- Изображённые животные.
- Сначала первым был ёж, а на второй картинке он второй и т.д.
-От слова путать.
| Умение использовать простейшие знаковые и графические модели
Анализ объектов, построение логической цепи рассуждений.
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Умение самостоятельно выделять учебную задачу.
Уметь использовать знания в практической деятельности.
| III. Закрепление нового материала. (9мин.) 1) Упражнения по закреплению пространственных и временных представлений
2) Работа в рабочей тетради.
|
Ресурс №6
Ресурс №7
| - Продолжаем, вы любите сказки?
- Из какой сказки эти строчки: «- Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл! - К доске выходят пять человек. Вы будете героями сказки: Колобок, волк, заяц, медведь, лиса.
-
Кто из них встретился колобку раньше всех , вторым, третьим, последним?
- Постройтесь в таком порядке.
- Что произошло с Колобком?
- А почему это случилось?
- Какой из этого можно сделать вывод?
- Молодцы! Я думаю, вы без взрослых не будете гулять в незнакомых местах. - Продолжаем путешествие по сказкам.
- Героев, какой сказки вы видите на иллюстрации?
- Давайте составим вопросы для определения кто за кем пришел, и ответим на них. Поработайте в парах.
Хорошо! Молодцы!
-Откроем тетради на печатной основе стр.5.
-Строители ушли на обед, давайте им поможем достроить дом. Покажем стрелочками, что нужно делать сначала, что потом.
-Оцените работу друг друга.
-Рабочие носили воду вёдрами. Закончив работу они поставили их в ряд. Определите закономерность.
| - Да!
Ответ: это русская народная сказка «Колобок». Раздаются вышедшим детям шапочки с изображением героев сказки.
Дети строятся в нужном порядке. - Первый-заяц, второй – волк, третий – медведь, последний – лиса.
- Его съела лиса.
- Он ушёл от бабушки и дедушки.
Ответы детей . - Сказка «Репка»
- Кто за кем? Кто между кем? Кто пришёл первым? Кто пришёл последним? и т.д. Работают в парах. Выполнение работы самостоятельно. Взаимопроверка.
Дети дорисовывают 2 ведра , используя выявленную закономерность.
| .
Умение работать в группе. Планирование последовательности действий.
Умение слушать и оценивать работу товарища.
| IV Повторение пройденного материала.(5 мин.)
Игра «Передвигалки»
|
|
-Сейчас поиграем в игру «Передвигалки»
- У вас на столе лежит лист бумаги, это поле по которому будем передвигаться. Положите его перед собой.
- В центр положите карандаш (графический диктант ) Передвиньте карандаш на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево.
- Где оказался карандаш?
Продолжаем. Передвиньте карандаш на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево.
- Где мы оказались?
- А теперь на две по диагонали. - Кто знает, как это делать? - Где оказался карандаш? - Понравилась игра? - Чему учит эта игра? - Что она напоминает?
|
|
Дети готовят лист бумаги и карандаш.
Дети выполняют задания. - Вверху посередине.
- В центре, откуда начинали движение.
- Из одного угла в другой
- В правом верхнем углу.
- Да! - Ориентироваться в пространстве.
- Игру в шашки, шахматы, навигатор в машине и т.д.
|
| V Рефлексия (2 мин)
|
| « Проверь себя» учебник стр. 9
Отвечаем на вопросы. Оцените себя:
-если вы всё поняли, не ошибаетесь, вам легко работалось на уроке
-если вы поняли почти всё, но есть ошибки
-если вы ничего не поняли и вам нужна помощь
|
| Ответы па вопросы выкладываются карточками. Проверка с доски.
Дети кладут перед собой карточки с рисунками.
|
Волевая саморегуляция.
| VI Итог урока
(1 мин.)
|
| Ребята, какие новые знания вы для себя открыли? Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным? Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке?
- Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно выполняйте режим дня, соблюдая его пункты в чёткой последовательности.
- Как вы думаете, а почему это так необходимо?
Всем спасибо. Урок окончен.
|
Дети отвечают на вопросы.
|
|
Приложение к плану- конспекту урока
Временные представления ( раньше, позже, сначала, потом).
Таблица №2
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
|