«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок»





Скачать 191.82 Kb.
Название«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок»
Дата публикации22.10.2013
Размер191.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками»

Дмитерко Надежда Семеновна

воспитатель,

II квалификационной категории

МДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 180 «Парусок»,

г. Архангельск




Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность.

На мой взгляд, для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребенок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать свое отношение ко всему, что его интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ для создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умеет, какие навыки приобрел. Но что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его, и как следствие, пропадает интерес к изобразительному искусству, наблюдается низкий уровень проявления творчества.

В чем кроется причина? Прежде всего, в том, что ребенок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу.

В практике работы с дошкольниками мною применяются классические и неклассические техники рисования. Классическими принято называть техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (карандаши, фломастеры, гуашь, акварель и др.), способствующие решению программных задач. Неклассические техники связаны с использованием различных нетрадиционных для рисования материалов и инструментов (расчески, трубочки, печатки, мыло, соль, манка и др.). Применение неклассических техник также стало уже традиционным явлением в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками. Это связано, прежде всего, с быстротой получаемого результата и высоким эмоциональным эффектом, повышающим интерес детей к рисованию и удовлетворение от работы.

Однако уже в ходе работы по развитию навыков изобразительной деятельности выявилась проблема: использование нетрадиционной техники в изодеятельности постепенно становится самоцелью и заменяет процесс обучения детей основным техникам рисования. Почему? Потому, что у ребенка постепенно формируется некий изобразительный стереотип. Он приводит к тому, что данную технику, в частности монотипию, ребенок начинает соотносить теперь только с одним изображением – бабочкой. Дальше этого образа он уже ничего не видит.

Также не совсем верно связывать неклассические техники с желанием достигнуть эффекта. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет большое значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа.

Нетрадиционные техники – это лишь толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Анализ собственного опыта работы и наблюдение за деятельностью других педагогов позволил сделать вывод о необходимости использования в комплексе традиционных и нетрадиционных техник рисования, так как первые помогают решить задачи в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, а последние дают ощущение новизны и повышают интерес к изобразительной деятельности.
Задачи и этапы работы по ознакомлению детей с вариативными художественно-изобразительным техниками
Изучив работы различных авторов:

И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»;

Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»;

Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи:

  1. сформировать у детей технические навыки рисования, на занятиях по изобразительной деятельности, в соответствии с программными задачами (начиная с младшего возраста);

  2. познакомить детей с вариативными возможностями традиционных по применению материалов и инструментов, таких как карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, пастель, др. на занятиях по изодеятельности (средний и старший возраст);

  3. познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования в свободное от занятий время (младший и старший возраст);

  4. научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Использование вариативных художественно-изобразительных техник в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками было решено строить поэтапно:

На первом этапе для формирования у детей дошкольного возраста технических навыков успешно использовалась методика ознакомления детей с изобразительной деятельностью Т.С. Комаровой. В соответствии с программными задачами дети на разных возрастных группах овладевали техническими навыками и умениями, необходимыми для развития изобразительной деятельности.

На втором этапе, на мой взгляд, на занятиях по изодеятельности целесообразно расширять представления детей о возможностях традиционных для рисования материалов и инструментов, варианты работы с которыми также интересны детям.

Наблюдая за тем, как дошкольники используют карандаши, убеждаешься, что действия с ними у детей достаточно примитивны. Поэтому получаемые изображения не оставляют эстетического впечатления. Однако именно традиционный материал незаменим в процессе обучения основам изобразительной грамоты.

Третий этап непосредственно связан со знакомством детей с нетрадиционными техниками рисования. Выявленная проблема по применению нетрадиционных техник рисования заставила пересмотреть подход к их использованию в работе с детьми. Прежде всего, я отказалась применять их на занятиях по изобразительной деятельности и перенесла в совместную деятельность в свободное от занятий время. Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В младшем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

На четвертом этапе, по мере того как дети на занятиях по рисованию овладевают техническими навыками рисования, осваивают свойства материалов и инструментов, стараемся подвести их к осознанному выбору техники для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать такой техникой, которая ему больше понравилась. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии.
Вариативные приемы работы с классическими изобразительными материалами
Одной из задач, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой в разделе изобразительная деятельность, является задача по формированию у детей навыков работы с такими изобразительными материалами, как карандаши, фломастеры, восковые мелки. Их ценность в том, что просто незаменимы в процессе обучения основам изобразительной грамоты.

Наблюдая за изобразительной деятельностью детей в свободное от занятий время, я пришла к выводу, что дошкольники используют традиционные материалы очень примитивно. Отсюда и низкий интерес к действиям с ними и неудовлетворение результатом своей работы.

Поэтому очень важно, чтобы педагог показал различные приемы работы с этими простыми материалами.

Доступность использования вариативных приемов в работе с классическими материалами определяется возрастными особенностями дошкольников.

Штриховка.

Возраст: любой.

Средства выразительности: линия, пятно, цвет.

Материалы: мягкие цветные карандаши, бумага.

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, позволяющий передать характерные особенности предметов с помощью различных видов штриховки:

1.Бесформенная штриховка, способ получения изображения: ребенок выполняет штрихи в свободном направлении, накладывая их плотно друг к другу. Результаты бесформенной штриховки в последствии дорисовываются до образа. Первый опыт такого преобразования пятна в образ мы решали с детьми совместно. Данным приемом дети рисовали на тему «Рыбки».

2.Вертикальная штриховка, ребенок выполняет штрихи в вертикальном направлении, плотно прижимая штрих к штриху. Выполняя вертикальную штриховку разными по цвету карандашами можно увидеть, как один цвет переходит в другой. Тема для рисования «Северное сияние».

3.Диагональная штриховка, дети выполняли работы на тему «Дождик», «Горы».

4. Горизонтальная штриховка, более сложный вид, так как требует в процессе рисования изменения привычного положения руки. Темы для рисования «Ленточка», «Дорожки».

5. Формообразующая штриховка, наиболее сложный вид, так как в процессе рисования должна получиться некая форма изображаемого предмета. Детям предлагались следующие темы «Клубок», «Крона дерева», «Вазочка».




Комбинирование цветных карандашей и акварель.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: линия, фактура, цвет.

Материалы: цветные карандаши, акварель, бумага.

Способы получения изображения: ребенок карандашом передает фактуру изображаемых предметов, затем слегка покрывает лист акварелью. Данный прием дети использовали в рисунках на тему «Ранняя весна», «Березка».

Комбинирование цветных карандашей и восковых мелков.
Возраст: любой.

Средства выразительности: линия, фактура, цвет.

Материалы: цветные карандаши, восковые мелки, бумага.

Способы получения изображения: ребенок создает изображение восковыми мелками, цветные карандаши выступают как дополнительная техника, например, чтобы заштриховать оставшуюся часть листка. Темы для рисования «Лесной пейзаж», «Прилет птиц» и др.

Рисование фломастерами и водой.




Возраст: с четырех лет

Средства выразительности: линия, пятно, цвет.

Материалы: цветные фломастеры, мисочки с водой, кисти, бумага.

Способы получения изображения: ребенок заполняет лист бумаги штрихами, подбирая цвет в соответствии с темой. Далее чистой кисточкой по бумаге разбрызгивает воду. Получаются выбеленные участки. Согласно теме, это могут быть «цветы», «снежинки», др.

Рисование фломастерами и цветными карандашами.




Возраст: с четырех лет

Средства выразительности: линия, пятно, цвет, фактура.

Материалы: цветные фломастеры, цветные карандаши, бумага.

Варианты использования материалов:

  1. Ребенок цветными карандашами штриховкой заполняет силуэт предмета, с помощью фломастера выделяет значимые детали. Такой прием удобен в изображении животных.

  2. Ребенок выполняет фон цветными карандашами, а детали предмета либо одними фломастерами, либо в комбинации с карандашами. Так можно изображать пейзажи, натюрморты.

  3. Ребенок делит лист на сегменты, каждый сегмент заполняется разными материалами. Данный прием мы использовали с детьми для создания декоративных композиций.

Опыт работы показал, применение данных приемов доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Усвоив различные виды техники, дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Дети готовы многократно повторить то или иное действие, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Виды и техники нетрадиционного рисования, используемые в работе с детьми
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.




Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или силуэт животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При этом кисть в воду не опускать. Таким образом заполняется весь лист, контур, шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Используя данный прием, дети рисовали персонажи «Воробьишко» М. Горького, «Белка» (после посещения краеведческого музея) и др.




«Пальцевая живопись».

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.

Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок, предметы декоративного искусства такими элементами, как точки, мазки, спирали. На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы мы рисовали «пушистого мишку». К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.
Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет). И делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Данный прием использовался при рисовании на тему «Грибы», «Осьминожки», «Петушок» и др.

Оттиск пробкой.

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Данная техника успешно применялась как в декоративном рисовании на темы «Укрась платочек для куклы», «Сердечки», «Новогодние украшения» и др.

Проступающий рисунок.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Данной техникой были созданы рисунки по темам «Осень листья разбросала», «Зимушка-зима», «Салют над городом» и др.
Оттиск салфеткой.

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, салфетка.

Способ получения изображения: ребенок прижимает салфетку, сложенную в комок к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и салфетка.

Использовать эту технику лучше при создании образов природы «Зелень деревьев», «Тучки», «Лужицы кругом» и др.




Монотипия предметная.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам и на одной половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, снова лист, складывается пополам для получения отпечатка. Темы для использования техники были следующие «Бабочки», «Жучки», «Листочек» и др.

Монотипия пейзажная.

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Данной техникой мы рисовали с детьми пейзажи на тему «Пейзаж у озера».

Набрызг.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, зубочистка.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и стряхивает ее на бумагу, проводя зубочисткой по щетинкам кисти. Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для мамы», «Закружилась осень золотая», «Снегопад», «Звездное небо». Разбрызгивание капель возможно и с помощью зубной щетки и стеки.

Кляксография.

Возраст: от пяти лет.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, широкая кисть.

Способ получения изображения: ребенок набирает на кисть краску и капает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Можно накрыть другим листом и прижать (или согнуть исходный лист пополам, предварительно нанеся краску только на одну половину листа). Далее лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Разновидности кляксографии:

  1. «раздувалки» (пятно на листке бумаги раздувается трубочкой);

  2. рисование с помощью ниток, ребенок опускает в краску нитку, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.


Рисование по мятой бумаге.

Возраст: с четырех лет.

Средства выразительности: цвет, фактура, линия.

Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает. Данной техникой были созданы изображения по следующим темам «Цветы для любимой мамочки», «Фрукты в вазе», «Весной и березка ожила» и др.

Рисование по мокрой бумаге.

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактурность, цвет.

Материалы: широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть.

Способ получения изображения: ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску. Темы для рисования были следующие «Фрукты», «Гроздь рябины», «Зачарованный лес» и др.
Разновидности рисования по - сырому:

  1. рисование с помощью расчески, ребенок выполняет фон, по влажному фону наносит изображение деревьев, кустов, домов и др. Затем лист располагают вертикально, чтобы краски постепенно стекали. После чего для четкого прорисовывания деталей ребенок располагает лист горизонтально, и пока лист еще влажный, проводит по нему металлической расческой. Зубчики расчески оставляют следы, имитируя капли дождя. Дети рисовали на тему «Дождь».

  2. рисование с помощью каменной соли, на влажный лист ребенок наносит акварельные краски в любой колористической гамме. Затем посыпает лист бумаги крупной солью, которая впитывает части краски, образуя множество выбеленных пятнышек. Дети рисовали на тему «Снежные горы».

  3. рисование с помощью манки, на влажный лист ребенок посыпает манкой. Затем наносит краски акварель на места, посыпанные манкой. Сначала манка прилипает к кисточке. Дети рисовали на тему «Гроздья сирени».

  4. рисование с помощью пищевых красителей, на влажный фон ребенок хаотично или целенаправленно рассыпает красители, которые моментально растворяются, образуя красивые цветовые пятна. Дети рисовали на тему «Цветы на лугу».

Таким образом, в практике обучения детей изобразительной деятельности мною были использованы разнообразные вариативные художественно-изобразительные техники.

Однако, прежде всего, работа должна строиться с овладения детьми техническими навыками рисования, как одной из составляющих изобразительной грамоты. Дети должны освоить свойства материалов и инструментов, и только затем необходимо подводить их к осознанному выбору техники для создания своего образа, будь она традиционной или нетрадиционной.
Анализ результатов применения вариативных художественно-изобразительных техник в работе с дошкольниками
Должность воспитателя по изобразительной деятельности я занимаю первый год, однако, работая долгое время воспитателем на группе, всегда активно применяла разнообразные техники рисования с детьми. Интерес к ним был, прежде всего, связан с ощущением новизны и желанием экспериментировать. Работая уже в должности воспитателя по ИЗО, я пришла к выводу, что важнее все-таки освоение детьми технических навыков и умений, предусмотренных программой и необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Однако отказаться от нетрадиционных техник рисования считаю неуместным, так как именно нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, выражения индивидуальности.

Исходя из анализа опыта работы, считаю, необходимым комбинирование традиционных и нетрадиционных техник рисования и ставлю перед собой задачу разработки специальной программы по применению вариативных художественных техник, дальнейшее пополнение картотеки изобразительных техник и разработку конспектов для всех возрастных групп.

Результаты моей работы были представлены родителям на родительских собраниях и в качестве папок – передвижек (темы «Развитие ребенка в изобразительной деятельности», «Рисуем совместно с ребенком», «Использование нетрадиционных техник рисования») и педагогам в виде консультаций по темам «Вариативные приемы работы с традиционными материалами», «Экспериментируем с различными материалами в изодеятельности».

Результаты диагностики отражают положительную динамику освоения детьми программного материала по изобразительной деятельности: начало 2010-2011 уч.года: низкий уровень – 20,2%, средний уровень – 58,1%, высокий – 21,7%; конец 2010-2011 уч.года: низкий уровень – 7,2%, средний уровень – 59,5%, высокий – 33,3%.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования во 2 младшей группе.

Программное содержание:

  • учить детей создавать ритмические композиции ягодок;

  • познакомить детей с техникой рисования ватными палочками;

  • развивать чувство ритма и композиции;

  • воспитывать интерес к изображению природы и отображению ярких впечатлений в рисунке.

Предварительная работа: тонирование бумаги в зеленый цвет, рассматривание картин с изображением ягод, игра «Экологическое лото».

Материал: лист тонированной в зеленый цвет бумаги ½ листа А 4 на каждого ребенка и 1 лист А 4 для показа воспитателем с изображением веточек, мишка, красная гуашь в тарелочках, ватные палочки.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом. Воспитатель показывает игрушку мишки:

- Посмотрите, кто в гости к нам пришел.

Дети: Мишка.

- Да, это Мишка-шалунишка, с нами он играл, всю малину растерял.

Давайте мы ему поможем, в лес за ягодами сходим.

Что бы ягодки найти, в лес надо пойти.

Спрятались они под травку и играют с нами в прятки (Воспитатель показывает на елочку и травку).

- Давайте поищем ягодки. Вот одна, вот вторая. Смотрите, сколько ягод много мы нашли.

- Мишка очень рад и хочет с вами поиграть.

Физ. минутка «Мишка по лесу идет».

- В лесу мы ягодки нашли, теперь поищем ягодки на своих полянках (педагог раздает детям лист бумаги, тонированные зеленым цветом). Чтобы нарисовать ягодки, мы возьмем вот такую ватную палочку, аккуратно набираем краску на палочку и прижимаем ее к листку. Вот здесь выросла ягодка и здесь выросла.

Дети рисуют. Мишка хвалит детей: «Ой, какая ягодка, скушать ее хочется», «А эту ягодку я маме подарю». Благодарит и прощается с детьми.
Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе.

Программное содержание:

  • обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны;

  • упражнять в рисовании техникой «монотипия»;

  • закреплять знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства;

  • развивать творческие способности детей при рассматривании репродукции картины Н.М.Романдина “Март”.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением признаков весны, наблюдение за изменениями в природе во время прогулки, Заучивание стихотворений о весне.

Материал: по 2 альбомных листа бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины Н.М.Романдина “Март”.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом. Педагог читает стихотворение С.Маршака “Снег теперь уже не тот…”

- Кто узнал эту картину? (Как она называется, и какой художник её написал?)

- Какие признаки весны запечатлел Н.М.Романдин на своей картине? (Ответы детей). Обратить особое внимание детей на цветовое решение картины.

- Какие основные цвета использовал художник? (Синий, белый, коричневый, зелёный) - Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине? (Голубые, серые, светло-коричневые, темно-зеленые…)

Рассказ воспитателя: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно-голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но художник хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые деревца тянутся к свету.

- Если бы мы сейчас вдруг оказались там, что бы мы услышали? (Закройте глаза и представьте себе, что мы там)

- Что вы слышите? (журчание ручейка, крики птиц, дуновение ветерка). Это в гости к нам идет Весна.

Физ. минутка: “Весна”

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

(Дети выполняют движения, соответствующие словам)

- А сейчас мы с вами тоже станем художниками и попробуем нарисовать, какого цвета ранняя весна. Посмотрите, что я приготовила для рисования, и вспомните, как называется техника рисования, в которой мы сейчас будем рисовать? (Монотипия)

- А для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? (Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом).

- Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо? (Синий, белый)

- А какие краски в нижней части листа – там, где земля? (Черный, коричневый, белый, зелёный). Дети выполняют задание, соединяют листы разукрашенными сторонами вместе, разглаживают их и смотрят, что получилось.

- Какие новые оттенки у вас получились при смешивании красок? (Ответы детей). Теперь мы положим наши рисунки сушиться, а на следующем занятии дорисуем наши картинки на тему весны.
Материал подготовила:

методист КДО Донченко Е.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconДетский комбинированного вида сад №26 «Колобок»
«Колобок» Ковдорского отдела образования было открыто в 1980 году. В период с 1995 года по 2007 год функционировало как учреждение...
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconМдоу детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным осуществлением...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В мдоу «Детский сад комбинированного вида №15» в 2010 – 2011 учебном году функционировало 8 групп, воспитывалось 226 дошкольников....
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Воспитатель мдоу детский сад комбинированного вида №25 «Теремок» г. Вольска Саратовской области
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconАнкета для родителей. Адресность. Данный проект разработан для детей...
Автор – Никитина Евгения Владимировна, воспитатель мдоу «Детский сад №27 «Колокольчик» общеразвивающего вида второй категории» г....
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconЕлина Екатерина Степановна, воспитатель мдоу детский сад №69 «Ладушки»,...
Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №29 «Детский сад комбинированного вида» (сокращённо – мбдоу №29 «Детский...
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПлан работы муниципального автономного дошкольного образовательного...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» icon«Уроков семьи и семейных ценностей»
Мдоу детский сад №117 «Электроник» комбинированного вида городского округа город Буй
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПубличный отчет муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Василёк»...
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдоу «Детский сад комбинированного вида №2 «Машенька» г. Ершова Саратовской области»
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мдоу «Детский сад комбинированного вида №7 «Солнышко» г. Ершова Саратовской области»
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» icon79 -детский сад комбинированного вида «Утверждаю» Заведующая мдоу №79 Решетова Н. И
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconОпыта
Автор опыта: Тайбарей Людмила Валентиновна, воспитатель мб доу "Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара"
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Денисова Вера Валерьевна, воспитатель первой квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...
«Вариативные художественно-изобразительные техники и их использование в работе с дошкольниками» Дмитерко Надежда Семеновна воспитатель, II квалификационной категории мдоу «Детский сад комбинированного вида №180 «Парусок» iconПравила внутреннего распорядка воспитанников муниципального бюджетного...
Петрозаводского городского округа «Детский сад комбинированного вида №83 «Звездочка»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск