№ и тема урока
|
Кол-
часов
|
Форма занятия
|
Цели урока
|
Базовый минимум
|
Форма контроля
|
Практические
навыки и умения
учащихся
|
Домашнее задание
|
Сроки
|
план
| факт
|
Урок № 2,3
Общество,
его признаки, строение и место в мировом сообществе
| 2
| Урок изучения нового материала
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока Объяснить что такое общество и каково его строение, каковы основные сферы и соответствующие им институты общества.
| Общество. Сферы общественной жизни Коррупция как симптом общественной и государственной дисфукции
| Практикум
№ 5, 7. Составить схему «Сферы общественной жизни»
| Уметь:
– объяснять понятия: общество, государство, страна;
– называть основные сферы жизни общества;
– характеризовать их;
– приводить примеры многообразия и единства мира.
Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация
| Для всех учащихся: § 1, в. 1–4, 7, основные понятия.
Конструктивный уровень: таблица «Элементы страны, государства, общества», в. 5.
|
|
|
Урок № 4 Человек, природа, общество
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Объяснить, какие глобальные проблемы стоят перед человечеством. Развивать у учащихся умение общаться, излагать свои мысли.
| Природа. Природная среда. Взаимосвязь человека, общества, природы. Проблема выживания человека.
Коррупционная угроза национальной безопасности РФ
Глобализация. Место России в мире 21 века.
| Составить словарик темы, схему «Способы защиты природы»
| Уметь:
– объяснять взаимосвязь природы и общества;
– характеризовать экологические проблемы.
Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи;
знать понятия
и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы
| Для всех учащихся: § 2, основные понятия.
Репродуктивный уровень: практикум, с. 25.
Творческий
уровень: мини-исследование о воздействии человека на природу
|
|
|
Урок № 7 Социальный прогресс и развитие общества.
| 1
| Урок-практикум, групповая работа
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Объяснить, что такое закон ускорения истории и как он проявляется в истории развития общества. Объяснить, в чем заключается основное отличие реформ от революций. Выявить основные критерии прогресса и регресса.
| Закон ускорения истории. Прогресс и регресс. Реформа и революция – два вида социального прогресса. Коррупция как симптом общественной и государственной дисфукции
| Практические задания на определение особенностей общества. проблема, практикум Задание группам: «Человечество XXI века: проблемы и пути их решения»
| Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;
объяснять сущность закона ускорения истории, аргументируя свой ответ конкретными примерами;
пояснять сущность социального прогресса, включающего
в себя экономический, технический и культурный прогресс;
Знать понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс и регресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы
| Для всех учащихся: § 4, в. 1–3, основные понятия.
Репродуктивный уровень: практикум, с. 39.
Конструктивный уровень: схема «Социальный прогресс».
Творческий
уровень: в. 7
|
|
|
Урок № 13 Что такое экономика. Что изучает экономика
| 1
| Урок
изучения нового материала
Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.
| Экономика.
Производство.
Его факторы Экономический аспект коррупции.
| Понятий-
ный диктант. Вариант № 1-4, 7. Составить схему «Структура экономики». Словарик темы. Задания группам: разработать памятку предпринимателю: «Как организовать производство
| Уметь:
– характеризовать понятия;
– объяснять роль экономики в жизни общества;
– разъяснять структуру экономики.
Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок
| Для всех учащихся: § 9, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–5.
Конструктивный уровень: таблица на
с. 70.
Творческий
уровень: в. 6
|
|
|
Урок № 16 Рынок, цена, конкуренция.
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Объяснить что такое рынок, обмен, цена, разновидности рынков
| Обмен.
Рынок.
Цена.
Конкуренция.
Олигополия.
Монополия. Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.
| Понятийный диктант. Составить схему «Виды рынка». Вариант № 6, 8, практикум
| Характеризовать рынок, рыночную экономику;
– называть основные функции цены;
– сравнивать
понятия конкуренция, монополия, олигополия.
Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия
| Для всех учащихся: § 12, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–6.
Творческий уровень: в каких литературных
произведениях вам доводилось сталкиваться с экономическими явлениями? (Ответ оформить в виде таблицы.)
|
|
|
Урок № 17 Предпринимательство
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Объяснить, кто такие предприниматели, как стать предпринимателем, каковы основные черты малого бизнеса.
| Предпринимательство.
Бизнес. Малый бизнес.Формы предпринимательства.
Прибыль.
Факторы увеличения прибыли. Роль предпринимательства Коррупция – рыночный ответ на слабость государства.
| Вариант № 1-4, 6, практикум
| Уметь:
– приводить примеры предпринимательской деятельности;
– характеризовать предпринимательскую этику;
– высказывать суждения о роли малого бизнеса.
Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск
в бизнесе, «челноки»
| Для всех учащихся: § 13, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Конструктивный уровень: схема на с. 87.
Творческий
уровень: мини-сочинение «Роль малого бизнеса в экономике страны»
|
|
|
Урок № 18 Роль государства в экономике.
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Объяснить, каковы главные функции, роль государства в экономике, какими механизмами государство может пользоваться, для регулирования экономики.
| Типы экономических систем. Основные экономические функции государства в современном обществе. Способы воздействия государства на экономику. Коррупция как стимул «тенезации» экономики. Коррупция в международном экономическом сотрудничестве
| Составить сравнительную таблицу «Государственное и рыночное регулирование экономики»
| Уметь:
– называть способы воздействия государства на экономику;
– сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики.
Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог
| Для всех учащихся: § 14, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–5.
Конструктивный уровень: работа с документом «Налоги и восстания»,
с. 95.
Творческий
уровень: эссе «Могут ли налоги быть справедливыми?»
|
|
|
Урок № 20 Труд.
Рынок труда.
Безработица.
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Объяснить особенности рынка труда, виды безработицы. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся.
| Что такое труд, работа.
Разновидности труда.
Безработица.
Виды безработицы.
Причины безработицы и меры борьбы с ней.
Рынок труда и его особенности Коррупция
| Составле-
ние резю-
ме. Вы-
полнение проблемных заданий. Составить схему «Причины безработицы»
| Уметь:
– называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики;
– объяснять понятие «занятость» и причины безработицы.
Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы
| Для всех учащихся: § 16, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Творческий
уровень: мини-исследование «Причины безработицы»
|
|
|
Урок № 22 Социальная структура
| 1
| Урок изучения нового материала
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Формировать основы социальной культуры, содействовать воспитанию гражданственности, уважения к социальным нормам, воспитывать в учащихся чувства социальной справедливости.
| Социальная структура.
Статус. Статусные символы и знаки отличия. Молодежь и коррупция.
| Составить схему «Социальная структура общества». Словарик темы
| Уметь:
– объяснять сущность социальной структуры;
– характеризовать социальную структуру, социальный статус и социальные отношения;
– выделять
в тексте оценочные суждения
о социальном статусе.
Знать понятия и термины: социальная структура, социальная группа, социальные отношения, статус, роль,
| Для всех учащихся: § 17, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Конструктивный уровень: таблица «Статусы и роли детей и взрослых».
Творческий
уровень: мини-исследование «Нужны ли статусные символы и статусный имидж в современном обществе?»
|
|
|
Урок № 23 Социальная стратификация.
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Учить анализировать. Моделировать ситуацию. Аргументировать свою точку мнения. Принимать индивидуальные и коллективные решения
| Социальный статус.
Престиж.
Поведение.
Социальная роль и нормы поведения личности.
Социальное взаимодействие. Статус государственного служащего.
| Составить таблицу «Критерии социальной стратификации
| Уметь:
– характеризовать социальную дифференциацию;
– выделять
в тексте оценочные суждения
о социальной дифференциации.
Знать понятия и термины: стратификация, социальное неравенство
| § 18, основ понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1, 2.
Конструктивный уровень: построить шкалу престижа профессий в современном
обществе (в. 4).Творческий
уровень: в. 5
|
|
|
Урок № 24 Богатые.
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока.Объяснить сложность и значимость проблемы поляризации общества по имущественному признаку
| Неравенство, богатство и бедность.
Справедливость и равенство. Коррупция
| Составление логических схем
| Уметь:
– характеризовать социальные отношения, социальный статус;
– выделять
в тексте оценочные суждения об уровне жизни, богатстве и бедности;
– соотносить
образ жизни со способом достижения богатства;
– формулировать жизненные цели, соотносить их с нравственными нормами.
Знать понятия
и термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, приличествующий уровень жизни,
| Для всех учащихся: § 19–20, основные понятия.
Репродуктивный уровень: перечислить основныеспособы получения богатства. Рассказать об образе жизни бедных людей.
Конструктивный уровень: таблица «Уровень жизни» на с. 129.
Творческий
уровень: сравнить образ жизни богатых и бедных в России и США (работа по группам
|
|
|
Урок № 27 Межнациональные отношения.
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Развивать умение сравнивать различные признаки, находить сходство и различие, делать выводы, обобщение. Воспитывать у учащихся чувство непримиримости к национализму, разжиганию нац.вражды и ненависти
| Племя.
Народность.
Нации как исторически сложившиеся общности людей.
Межнациональные отношения.
Этнические конфликты. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления Коррупция как разновидность девиантного поведения.
| Составить таблицу «Признаки этноса». Моделировать ситуации, анализировать их
| Уметь:
– характеризовать межнациональное сотрудничество;
– объяснять причины национальных конфликтов.
Знать понятия и термины: национальность, национальное большинство
и меньшинство, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность
| Для всех учащихся: § 22, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–4.
Творческий
уровень: подобрать по материалам периодической печати факты различных взаимоотношений наций в современном мире. Подготовить газету на эту тему
|
|
|
Урок № 28 Конфликты в обществе.
| 1
| Комбинированный урок
| Добиться усвоения учащимися основных понятий урока. Познакомить учащихся с возникающей у людей необходимости договариваться между собой,создавать и соблюдать общепринятые нормы и правила. Уметь выделять повод и причину на примере любого конфликта.
| Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта.
Формы конфликта.
Классификация конфликтов по форме их протекания. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей.
Наиболее типичные конфликты 90 –х гг. в России. Коррупция как разновидность девиантного поведения.
| Анализ ситуаций. Составить схему «Виды конфликтов», словарик темы
| Уметь:
– называть основные социальные нормы;
– сравнивать пути решения социальных конфликтов;
– классифицировать конфли-кты.
Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт
| Для всех учащихся: § 23, основные понятия.
Репродуктивный уровень:
в. 1–3.
Конструктивный уровень: схемы «Способы разрешения конфликтов», «Виды конфликтов».
».Творческий уровень: сопоставить понятия «конфликт», «драка», «разборка», «дуэль»,
|
|
|