Скачать 0.74 Mb.
|
КОНЦЕПЦИЯ создания международного образовательного консорциума «ЕВРО-АЗИАТСКИЙ КИБЕР-УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА И ЛОГИСТИКИ» ПРЕАМБУЛА Реалии 21 века свидетельствуют о необходимости интеграции ресурсов различных стран с тем, чтобы обеспечить адекватную реакцию на процессы, связанные с глобализацией мировой экономики. Роль Азии в этих условиях стремительно и неуклонно возрастает. Чтобы выживать и процветать, университеты должны приспособиться к условиям своего окружения. Необходимо сосредоточить максимум усилий на объединении прогрессивных субъектов высшего образования Европы, которые имеют многовековой опыт развития и Азии, где число вузов и студентов растут быстрыми темпами. Наиболее важным здесь является удовлетворение спроса на образование со стороны молодых и активных трудовых ресурсов азиатского региона, которые имеют высокий потенциал развития и занимают позитивную позицию к присутствию иностранного капитала и передовых технологий. В этой сфере ожидается самый динамичный рост спроса и активное предложение образовательных услуг. Тенденция к региональной экономической интеграции в Северо-восточной Азии нарастает особенно интенсивно и предполагает усилия, нацеленные на более тесное экономическое сотрудничество. Однако, из-за большого культурного и этнического разнообразия в Азии, интеграция не будет столь же легка, как это происходило в Европе. Экономический рост должен оправдать ожидания азиатского сообщества, должны появиться лидеры, которые, процветая сами, будут вести за собой остальных к процветанию всего азиатского сообщества. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА Учреждение кибер-университета создает основу для будущего в сфере международной интеграции образования. Кибер-университет ставит своей целью развитие основы и создание изобилия человеческих ресурсов для азиатского сообщества, объединяя в единую сеть наиболее прогрессивные организации и страны, которые обладают практическими способностями и понимают культурное разнообразие. Кибер-университет - система, осуществляющая функции виртуального управления образовательным процессом и включающая в себя образовательные модули, которые создаются для реализации обучающих программ. Система реализуется посредством использования телекоммуникационных технологий. Кибер-университет – консорциум образовательных учреждений, основанный в ДВГУПС, нацеленный на понимание новой модели университетского образования XXI века и использование информационных сетей. Консорциум, непосредственно отвечает за развитие совместных программ обучения и научно-исследовательских работ, вовлекающих студентов и преподавателей университетов Азии и Европы. Консорциум предназначен для открытого образования в глобальном масштабе и совершения действий, нацеленных на продвижение "корпоративного университета", таким образом, чтобы усилить связь между образовательными учреждениями и предприятиями-работодателями. В процессе своего развития консорциум будет продвигать образцовые совместные программы обучения и отдельные курсы среди университетов-участников, создавать и управлять необходимой инфраструктурой, планировать модели, соединяющие академическое и деловое сообщества. Консорциум будет поощрять межуниверситетские обмены академическими программами и результатами исследований для студентов и преподавателей. Эффективность функционирования и дальнейшего развития консорциума будет определяться уровнем развития и использования человеческих ресурсов региона, наличием совместных программ обучения, связанных с инновационными образовательными технологиями, включая ноу-хау, для достижения критериев компетенций выпускников. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА Функции консорциума охватывают следующие области:
Следующие области являются наиболее важными:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА Консорциум ведет следующие виды деятельности:
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА Учебные программы, которые будут представлены кибер-университетом, должны базироваться на потребностях работодателей и отвечать критериям качества, выработанным совместно университетами-участниками консорциума. Учебные программы должны быть аккредитованы уполномоченными третьими лицами внутри страны каждого участника, а затем полностью или частично (отдельные курсы) согласованы советом консорциума. Учебные программы по согласованному перечню, должны быть взаимно доступны участникам консорциума и тем студентам, которых они выберут. Каждый из университетов-участников консорциума должен обеспечить программу обучению языку своей страны для остальных партнеров. Учебные программы должны представлять собой сплав результатов научных исследований, проводимых в университетах в сочетании с деловыми потребностями бизнеса. По степени использования инструментальных возможностей Интернет-технологий можно выделить три уровня организации дистанционной образовательной деятельности
Современные системы дистанционного обучения основываются на использовании специальных инструментальных средств и оболочек для разработки курсов. Это использование имеет следующие преимущества:
По мере развития рынка программного обеспечения для дистанционного обучения, специализированные средства для разработки курсов ДО становились все более удобными в эксплуатации, расширяли диапазон предоставляемых пользователям функциональных возможностей. Применение специализированных средств разработки курсов ДО позволяет существенно расширить аудиторию потенциальных разработчиков курсов - даже преподаватели, не обладающие глубокими знаниями в области информационных технологий, способны разрабатывать курсы ДО с помощью таких программных средств. В основе образовательных технологий, используемых в работе кибер-университета, лежат возможности всемирной сети Интернет. Интернет-технология позволяет получать высшее образование без посещения университета. Преподавание ведется через сайт: для каждого студента создается персональная WEB страница, где выставляются электронные учебники и задания. Аттестация дисциплин производится в форме сдачи установленного количества теоретических и практических заданий. Сдача государственных экзаменов и защита дипломного проекта происходит в очном режиме в одном из университетов-участников консорциума. Пользователю предоставляется: круглосуточный доступ к личной WEB странице, выполнение и сдача заданий в любое удобное для студента время, возможность обучения из любой точки мира. Кроме того, используются сетевые технологии, которые базируются на использовании как локальных, так и глобальных сетей. Они могут быть использованы для реализации всех форм взаимодействия между преподавателем и студентами, представления в сети учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельной работы студентов; организации общения, консультаций с преподавателем; взаимодействия группы студентов между собой и с преподавателем, для проведения контрольных мероприятий. С целью максимального приближения дистанционного обучения к классическому используются технологии видеоинтерактивного обучения для взаимодействия студентов с преподавателем и между собой в режиме реального времени. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КИБЕР-УНИВЕРСИТЕТЕ Общие положения Основой дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения, возможность доступа к необходимым информационным образовательным ресурсам и согласованную возможность контакта с преподавателем посредством современных сетевых технологий, телефона, обычной почты, а также возможность личного контакта. В российском образовании для регламентации деятельности учебных заведений в области дистанционного обучения издан приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». В данном приказе под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая, интернет–технология (сетевая) и телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технологии. При этом допускается их сочетание. Кейсовая технология – это дистанционная образовательная технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Интернет-технология (сетевая технология) – это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов. Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) технология – это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения. Для реализации образовательных программ в рамках Международного консорциума «Евро-Азиатский Кибер-Университет Транспорта и Логистики» используются все вышеперечисленные дистанционные образовательные технологии. Обеспечение учебного процесса в Кибер-Университете Транспорта и Логистики Организационное обеспечение учебного процесса с использованием ДОТ (стандарты, положения и методики регламентирующие использование ДОТ в учебном процессе) определяется каждым Университетом-участником консорциума самостоятельно с учетом законодательных и нормативных актов стран, представленных в Кибер-Университете, и положения о Международном консорциуме «Евро-Азиатский Кибер-Университет Транспорта и Логистики», утвержденным всеми участниками консорциума. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением ДОТ составляют учебно-методические материалы, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами, преимущественно на электронных носителях:
Кадровое обеспечение учебного процесса с применением ДОТ составляют:
К техническому обеспечению учебного процесса с применением ДОТ относятся:
Функционально используемая система дистанционного обучения должна обеспечивать:
Университеты-участники консорциума вправе использовать любые системы дистанционного обучения, функционально удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям. В качестве базовой СДО в «Евро-Азиатском Кибер-Университете Транспорта и Логистики» принята система, разработанная в ДВГУПС центром дистанционного образования. Общий доступ студентов (слушателей) к образовательным ресурсам Университетов-участников консорциума предоставляется через web-портал Международного консорциума «Евро-Азиатский Кибер-Университет Транспорта и Логистики». На web-портале Кибер-Университета размещается следующая информация:
Университеты-участники консорциума, неиспользующие базовую СДО, при добавлении новых учебных курсов, реализуемых в «Евро-Азиатском Кибер-Университете Транспорта и Логистики», обязаны предоставлять информацию (наименование и аннотацию) о новых курсах администратору web-портала Международного консорциума. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА |