Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05.





Скачать 414.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05.
страница1/4
Дата публикации28.10.2014
Размер414.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе программы среднего (0бщего) образования по химии (базовый уровень) 2011г (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобразования и науки России от 07.07.2005г. № 03-1263), с учетом Учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36» города Петрозаводска и авторской программы О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2013.).
Цели и задачи изучения предмета

Цель программы – сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим, что достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих задач:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).


Методы и формы обучения:
Проведение занятий предусматривает использование следующих методов обучения: лекций, самостоятельных групповых работ учащихся, демонстрационного химического эксперимента, выполнение творческих работ по написанию рефератов.

Исследовательский

Этот метод предполагает построение процесса обучения, как процесса научного исследования, Осуществление основных этапов исследовательского процесса производится в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Добывание знаний и умений производится путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.

Практические и лабораторные работы, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать знания, формируют специальные умения и навыки работы с веществами и оборудованием, а также развивают их творческие способности.
Проблемно-поисковые методы обучения.

Применяются в ходе проблемного обучения.

При использовании проблемно-поисковых методов используются такие приемы:

  1. создается проблемная ситуация (ставятся вопросы, предлагается задача, экспериментальное задание);

  2. организуется коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации;

  3. подтверждается правильность выводов;

  4. выдвигается готовое проблемное задание



Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях,

    1. выдвигают предположения о путях решения проблемной ситуации;

    2. обобщают ранее приобретенные знания;

    3. выявляют причины явлений;

    4. объясняют их происхождение;

    5. выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.


Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


  1. Этот метод направлен на развитие коммуникативных навыков, выработка которых является одной из главных целей обучения.

  2. Появляется возможность сочетать индивидуальную, парную, самостоятельную и групповую работу учащихся.

  3. У учеников появляется мотивация использования полученных знаний на практике.

  4. Учащиеся учатся четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей.

  5. Ученики овладевают умением выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ, находить пути их решения.

  6. Здесь осуществляются межпредметных связи, в первую очередь, с информатикой, часто историей, географией, экологией и др. предметами.


Дискуссионный метод

Вид групповых методов обучения, основанный на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач.

Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола'', ``мозгового штурма'', анализа конкретной ситуации или других.

Этот метод позволяет формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых.

Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых. Поскольку обсуждение и решение проблем происходит в процессе управляемого группового общения, то у участников вырабатывается умение действовать в интересах группы, появляется заинтересованное уважение к собеседникам и ведет к формированию коллектива. Применение этого метода в совокупности с методом проектов позволит сформировать способность ориентироваться в быстро меняющихся информационных потоках.
Формы организации работы учащихся:

  • Коллективные способы обучения

  • Индивидуальная

  • Дифференцированные

  • Фронтальная

  • Групповая.

Рабочая программа по химии имеет отличительные особенности по изменению количества часов на изучение отдельных тем (увеличение количества часов).

По окончании 8-го класса учащиеся полностью овладевают знаниями, умениями и навыками в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.


Содержание учебного предмета.

8 класс (2 ч в неделю; всего 70ч)

Введение (6ч)

Предмет химии. Вещества. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Демонстрации. Коллекции изделия из стекла, алюминий, неорганические и органические вещества.

ТЕМА 1. Атомы химических элементов (11 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Обобщение и систематизация знаний об элементах металлов и неметаллов, о видах химической связи.

Контрольная работа №1 по темам: «Первоначальные химические понятия», «Атомы химических элементов»

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

ТЕМА 2. Простые вещества (7 ч)

Простые вещества. Общие физические свойства металлов. Аллотропия. Простые вещества — неметаллы. Физические свойства, аллотропия. Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Урок – упражнение. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».Обобщение и систематизации знания по теме.

Демонстрации. Коллекции металлов, неметаллов. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3. Соединения химических элементов (15 ч)

Степень окисления. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения. Основания. Кислоты. Соли как производные кислот и оснований. Урок-упражнение. Составление формул по названиям и названий веществ по формулам по формулам. Расчёты по формулам соединений. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонента смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Решение расчетных задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа №1. Знакомство лабораторным оборудованием.

Практическая работа №2. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Практическая работа№3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Урок обобщение и систематизация знаний по теме.

Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов»

Демонстрации. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Различные образцы смесей. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.

ТЕМА 4. Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

Физические явления в химии. Способы очистки веществ: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Практическая работа №4. Очистка загрязнённой поваренной соли.

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Типы химических реакций на примере свойств воды. Урок обобщение и систематизация знаний по теме.

Контрольная работа №2 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства. Оксиды, их классификации и химические свойства. Соли в свете ТЭД, их классификация и свойства. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Генетические ряды металлов и неметаллов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Урок – упражнение. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Практическая работа № 5. Генетическая связь меду основными классами неорганических соединений.

Обобщение и систематизации знаний по теме. Повторение материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие.

Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы...
«Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г в полном соответствии...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconПрограмма отводит 34 часа для изучения учебного предмета «Обществознание»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного образования ( Приказ Министерства...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). на основе Примерной программы основного...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Природоведение» для второй ступени образования составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению,...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного образования по химии, в соответствии с...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России №1089...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с...
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной Программы основного...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по истории в 7 классе составлена в соответствии...
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утвержден приказом мо РФ от 05....
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по истории в 6 классе составлена в соответствии...
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утвержден приказом мо РФ от 05....
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по технологии составлена на основе «Примерной программы...

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного образования по химии, в соответствии с...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРеспублики Татарстан Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и Примерной программой основного общего образования...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по истории для 5 класса составлена в соответствии...
Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории мо РФ 2004 года и на...
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ мо и н РФ от 05. iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск