Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 11 класса разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень) утвержденный приказом №1312 М.О.Р.Ф от 9.03.2004г. и предназначена для обучающихся 11 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов» ЭМР.
Исходные документы для составления рабочей программы:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования № 1312 от 05.03.2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденный приказом
МО РФ № 321 от 14.12.2006 г.;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03- 417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоения знаний важнейших химических понятий, законов и теорий;
овладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитания убежденности в позитивной роли химии в роли современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и органических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Особое место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная рабочая программа имеет практическую направленность. Помимо традиционной технологии обучения используются и другие современные образовательные технологии: проблемный метод, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний, метод проектных технологий.
Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате изучения химии на базовом уровне учащийся должен владеть знаниями и навыками:
Модуль (тема)
| знать
| уметь
| Строение атома.
| Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, относительная атомная масса, изотопы.
Периодический закон Д.И.Менделеева.
| Характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева;
| Химическая связь.
| Ион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления. Основные теории: химической связи.
| Определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона. Объяснить зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической).
| Вещество.
| Молекула, относительная молекулярная масса, аллотропия, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы. Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава.
| Использовать приобретенные знания и умения для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
| Химические реакции.
| Электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие. Основные положения теории электролитической диссоциации.
| Определять характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель, восстановитель.
Объяснить зависимость скорость химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
| Классификация и свойства веществ.
| Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения. Искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
| Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре.
Характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
| Химия и жизнь.
|
| Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
2. Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
3. Экологически грамотного поведения в окружающей среде.
4. Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
5. Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
| Применять знания по химии на практике:
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически правильного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Владеть компетентностями:
Общеучебные
| Информационные: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использование различных источников информации, в том числе компьютерных; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
| Коммуникативные: уметь принимать решения, договариваться, аргументировать свое мнение, формулировать ответ в понятной для других форме.
| Социальные: использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
| Предметно-
ориентированные
| Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах теориях;
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
|
Содержание учебно-тематического плана
Тематический блок
| Кол-во
часов
| Форма учебных занятий
| Организация практической деятельности обучающихся
| Формы контроля
| Строение атома
| 2
| Комбинированный урок.
Защита проектов.
| Моделирование.
| Текущий фронтальный опрос.
| Химическая связь
| 2
| Комбинированный урок.
| Моделирование.
| Работа по дидактическим материалам.
| Вещества
| 7
| Урок ознакомления с новым материалом.
Комбинированный урок.
| Лабораторные работы и демонстрационные опыты.
| Фронтальный опрос. Самостоятельные работы.
| Химические реакции
| 9
| Комбинированный урок.
Защита проектов.
| Лабораторные работы и демонстрационные опыты.
| Работа по карточкам (Инд.)
Самостоятельные работы.
| Металлы
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом.
Защита проектов.
| Лабораторные работы.
| Работа по дидактическому материалу.
| Неметаллы
| 2
| Урок ознакомления с новым материалом.
Защита проектов.
| Лабораторные работы.
| Работа по дидактическому материалу.
| Классификация веществ
| 7
| Комбинированный урок.
|
| Работа по карточкам (Инд.)
С/работы
| Химический практикум
| 2
| Урок применения знаний и умений.
| Практические работы.
| Опрос по правилам техники безопасности.
| Обобщающее повторение по курсу
| 1
| Урок применения знаний и умений. Защита проектов.
| Урок-семинар.
| Тестирование.
| Защита проектов
| 3
|
| ИКТ
| Презентация.
| Учебно-тематическое планирование
№
п/п
| Тематический блок.
| Кол-во
часов.
| Использование
И.К.Т.
| Использование проектной деятельности.
| Использование исследовательской
деятельности.
| 1
| Строение вещества
| 11
| 1
| Проекты.
| Лабораторные работы, демонстрационные опыты, рефераты.
| 2
| Химические реакции
| 8
| 2
| Проекты.
| Лабораторные работы, демонстрационные опыты, презентации.
| 3
| Вещества, их свойства
| 10
| 3
| Проекты
| Лабораторные работы. Демонстрационные опыты. Деловые игры.
| 4
| Химический практикум
| 2
|
|
| Практические работы.
| 5
| Химия и жизнь
| 3
| 3
| Проекты.
| Защита проектов.
|
| 1-час резерв
| 1
|
|
|
|
| Итог:
| 35
| 26%
| 29%
|
|
Перечень теоретических вопросов на конец учебного года
-
№
| Тема
| 1.
| Строение атома.
| 2.
| Периодический закон и периодическая система.
| 3.
| Химическая связь, её виды.
| 4.
| Полимеры.
| 5.
| Классификация химических реакций.
| 6.
| Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов.
| 7.
| Химическое равновесие и способы его смещения.
| 8.
| Классификация органических и неорганических веществ.
| 9.
| Общая характеристика металлов и их соединений.
| 10.
| Общая характеристика неметаллов и их соединений.
| 11.
| Амфотерные соединения.
| 12.
| Генетическая связь неорганических и органических веществ.
| Перечень проверочных работ по темам
-
№
| Тема
| 1
| Контрольная работа №1 по темам «Строение атома», «Химическая связь», «Вещество»
| 2
| Контрольная работа №2 по темам «Химические реакции», «Классификация и свойства веществ»
| Перечень практических работ
-
1.
| Получение газообразных веществ (водорода, кислорода, оксида углерода (IV), аммиака). Доказательство из наличия.
| 2.
| Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений (хлориды, карбонаты, сульфаты, катионы NH, Ba, Cu ).
| Перечень демонстрационных опытов
-
1
| Различные формы периодической системы Д.И.Менделеева.
| 2
| Модели ионных, атомных, молекулярных кристаллических решеток. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств.
| 3
| Модели молекул изомеров и гомологов.
| 4
| Получение аллотропных модификаций серы.
| 5
| Ознакомление с дисперсными системами. Растворение окрашенных веществ в воде.
| 6
| Ознакомление с минеральными водами.
| 7
| Получение кислорода разложением пероксида водорода, с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.
| 8
| Образцы металлов и неметаллов. Работа с коллекциями.
| 9
| Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
| 10
| Получение гидроксида алюминия и доказательство его амфотерности.
| 11
| Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами.
| 12
| Получение и свойств нерастворимых оснований.
| 13
| Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли.
| 14
| Образцы лекарственных препаратов, витаминов, средств гигиены.
|
|