Рабочая программа по дисциплине биоорганическая





Скачать 320.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине биоорганическая
страница1/2
Дата публикации20.01.2015
Размер320.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации






УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

работе

профессор С.Н. Цыбусов

______________________________

«___» ______________ 20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ХИМИИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ



вариативная часть

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

060201 «Стоматология»
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «СПЕЦИАЛИСТ»)
ФАКУЛЬТЕТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ

форма обучения - очная







2011

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060201 «Стоматология» утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 16 от 14 января 2011
Составители рабочей программы:

Зимина С.В., к.х.н., доцент, доцент

Гордецов А.С., д.х.н., заведующий кафедрой, профессор
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 1 от 30 августа 2011 г

Заведующий кафедрой, д.х.н.,

профессор Гордецов А.С.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой методической комиссии по естественно – научным дисциплинам НГМА.

Протокол № 1 от 14 сентября 2011 года
Председатель, заведующий

кафедрой общей и

клинической фармакологии,

профессор /Кузин В.Б./

(подпись)

2011
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Биоорганическая химия является фундаментом для усвоения ряда дисциплин, связанных с изучением процессов жизнедеятельности организма (биохимия, молекулярная биология, физиология, фармакология и др.). Объединяющим началом этих научных направлений служат вещества, лежащие в основе процессов жизнедеятельности. Биоорганическая химия является областью науки, изучающей строение и механизм функционирования биологически активных молекул с позиций органической химии. Целью биоорганической химии как учебной дисциплины является формирование знаний о взаимосвязи строения и химических свойств биологически важных классов органических соединений, биополимеров и их структурных компонентов, т.е. платформы для восприятия биологических и медицинских знаний на молекулярном уровне.

Конечная цель изучения курса биоорганической химии состоит в формировании системных знаний о закономерностях в химическом поведении основных классов органических соединений во взаимосвязи с их строением для использования этих знаний в качестве основы при изучении на молекулярном уровне процессов, протекающих в живом организме.


    1. Задачи изучения биоорганической химии.

      1. Формирование знания современных представлений об электронном строении атома углерода элементов – органогенов, их химических связей.

      2. Формирование знаний о пространственном строении органических соединений, взаимном влиянии атомов и способах его передачи в молекуле с помощью электронных эффектов, о сопряжении и ароматичности.

      3. Формирование знаний о кислотно – основных и окислительно-восстановительных процессах в химии органических веществ.

      4. Формирование знаний принципиальных путей и условий преобразования функциональных групп в важнейших классах природных органических соединений как основа их генетической связи в биохимических процессах.

      5. Формирование умений прогнозирования направления протекания химических и биохимических процессов на основе полученных знаний.

      6. формирование у студентов навыков изучения научной химической литературы;

      7. формирование у студентов умений для решения проблемных и ситуационных задач;

      8. формирование у студентов практических умений постановки и выполнения экспериментальной работы.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «биоорганическая химия. Химия стоматологических материалов» изучается во втором семестре, относится к циклу математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060201 «Стоматология».

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных дисциплин (философия, биоэтика, история иностранный язык);

- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин (математика, физика, биология, медицинская информатика). 060201 «Стоматология»

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

способностью и готовностью анализировать социально-значимые
проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных,
естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в
различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих,
социально и личностно значимых философских проблем, основных
философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических
событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к
овладению основными понятиями и закономерностями мирового
исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к
историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;
знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью анализировать экономические
проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета
показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы
хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень
развития экономики (ОК-4);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному
анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к
редактированию текстов профессионального содержания, к
осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к
сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков

на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на
государственном языке (ОК-6);

способностью и готовностью использовать методы управления,
организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные
управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей
профессиональной компетенции (ОК-7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с
учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать
правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе
с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными
компетенциями (ПК):


способностью и готовностью выявлять естественнонаучную
сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности,
использовать для их решения соответствующий физико-химический и
математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к
анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы
доказательной медицины, основанной на поиске решений с

использованием теоретических знаний и практических умений в целях
совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос,
физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных
лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа
биопсийного, операционного и секционного материала, написать
медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способностью и готовностью применять методы асептики и
антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить
санитарную обработку лечебных и диагностических помещений
медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

способностью и готовностью проводить судебно-медицинское
освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных
исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае
привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве
специалиста или эксперта (ПК-8);

способностью и готовностью к работе с медико-технической
аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной
техникой, получать информацию из различных источников, работать с
информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью и готовностью использовать методы оценки
природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у
взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять
профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических,
инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить
санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-12);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании
результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с
учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в
целом (ПК-20);

способностью и готовностью к освоению современных
теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине
(ПК-51);

способностью и готовностью к участию в организации работ по
практическому использованию и внедрению результатов исследований
(ПК- 52).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;

- качественные реакции на некоторые катионы и анионы

- условия протекания практически необратимых реакций

- основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова;

- классификацию органических соединений по строению углеродного скелета и по природе функциональной группы;

- номенклатуры органических соединений (систематическую, тривиальную);

- строение основных функциональных групп;

- теории кислот и оснований (протолитическая, теория Льюиса)
Уметь:

- проводить химические реакции в пробирках

- проводить качественный и количественный анализ веществ и растворов, содер-жащих катионы и анионы биологически активных элементов.

- составлять формулы по названию и называть по структурной формуле типичные представители биологически важных веществ и лекарственных средств.

- выделять функциональные группы, кислотный и основной центры, сопряженные и ароматические фрагменты в молекулах для определения химического поведения органических соединений.

- прогнозировать направление и результат химических превращений органических соединений.

- объяснять наблюдаемые явления на основе химических свойств различных классов органических соединений.

- производить наблюдения за протеканием химических реакций и делать обосно- ванные выводы;

- представлять результаты экспериментов и наблюдений в виде законченного про-токола исследования;

- решать типовые практические задачи и овладеть теоретическим минимумом на более абстрактном уровне;

- решать ситуационные задачи, опираясь на теоретические положения, моделирующие химические процессы, протекающие в живых организмах;

- умеренно ориентироваться в информационном потоке (использовать справочные данные и библиографию по той или иной причине).
Владеть:
Методикой приведения качественного и количественного анализа ( методикой титриметрического анализа)

- самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой; вести поиск и делать обобщающие выводы;

- безопасной работы в химической лаборатории и умения обращаться с химической посудой, реактивами, работать с газовыми горелками и электрическими приборами.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестр

I II

вариат. часть

Аудиторные занятия (всего)

72

36 36

В том числе:

-

-

Лекции (Л)

28

14 14

Практические занятия (ПЗ)

22

11 11

Лабораторные работы (ЛР)

22

11 11

Самостоятельная работа (всего)

12

6 6

Вид промежуточной аттестации

зачет

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные

единицы

84

42 42

2,33





5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела дисциплины вариативной части

Содержание раздела

1.

Теоретические основы строения органических соеди-нений и факторы, определяющие их реак-ционную способность.


1. Пространственное строение органических соединений. Проблема взаимосвязи стереохимического строения с проявлением биологической активности.

Важнейшие понятия стереохимии – конформация и конфигурация. Конформации открытых цепей. Вращение вокруг одинарной связи как причина возникновения различных конформаций. Проекционные формулы Ньюмена. Энергетическая характеристика конформационных состояний: заслоненные, заторможенные, скошенные конформации. Пространственное сближение определенных участков цепи как одна из причин преимущественного образования пяти- и шестичленных циклов.

Конформации (кресло, ванна) циклических соединений (циклогексан, тетрагидропиран). Аксиальные и экваториальные связи.

Конфигурация. Проекционные формулы Фишера. Стереохимическая номенклатура: D,L – системы. Глицериновый альдегид как конфигурационный стандарт. Оптическая активность. Хиральные и ахиральные молекулы. Стереоизомеры: энантиомеры и σ – диастереомеры. Мезоформы. Рацематы. π – Диастереомеры (цис- и транс - изомеры).

2. Взаимное влияние атомов и способы его передачи в молекулах органических соединений.

Сопряжение как один из важнейших факторов повышения устойчивости молекул и ионов биологически важных соединений. виды сопряжения: π,π – сопряжение и р,π – сопряжение.

Сопряженные системы с открытой цепью: 1,3 – диены (1,3-бутадиен), полиены (β-каротин, ретиналь и др.), α, β – ненасыщенные карбонильные соединения, карбоксильная группа.

Сопряженные системы с замкнутой цепью. Ароматичность; критерии ароматичности. Ароматичность бензоидных (бензол, нафталин) и гетероциклических (фуран, тиофен, пиррол, пиразол, имидазол, пиридин, пиримидин, пурин) соединений.

Поляризация связей и электронные эффекты (индуктивный и мезомерный). Электронодонорные и электроноакцепторные заместители.

3. Кислотность и основность органических соединений. Теории Бренстеда и Льюиса. Общие закономерности в изменении кислотных и основных свойств во взаимосвязи с природой атома в кислотном и основном центрах, электронными эффектами заместителей при этих центрах и сольватационными эффектами.

Кислотные свойства органических соединений с водородосожержащими функциональными группами (спирты, тиолы, карбоновые кислоты).

Основные свойства нейтральных молекул, содержащих гетероатом с неподеленной парой электронов (спирты, простые эфиры, карбонильные соединения, амины) и анионов (гидроксид-, алкоксид-, енолят-, ацилат- ионы). Кислотно – основные свойства азотсодержащих органических гетероциклов (пиррол, имидазол, пиридин).

Водородная связь как специфическое проявление кислотно – основных свойств. Значение водородных связей в формировании надмолекулярных структур в живых организмах.

2


Общие закономер-ности реакционной способ-ности органических сое-динений как хи-миическая основа их биологического функ-ционирования.


2.1. Классификация органических реакций по результату (замещение, присоединение, элиминирование, перегруп-пировки, окислительно-восстановительные) и по механизму – радикальные, ионные (электронофильные, нуклеофильные). Типы разрыва ковалентной связи в органических соединениях и образующиеся при этом частицы: свободные радикалы (гемолитический разрыв), карбокатионы и карбоанионы (гетеролитический разрыв). Электронное и пространственное строение этих час­тиц и факторы, обусловливающие их относительную устойчивость.

2.2. Реакции свободнорадикального замещения: гомолитические реакции с участием С-Н связей sp3-гибридизованного атома углеро­да. Галогенирование. Взаимодействие органи­ческих соединений с кислородом как химическая основа пероксидного окисления липидсодержащих систем. Ингибирование пероксидного окисления с помощью антиоксидантов (фенолы,

α – токоферол).

2.3. Реакции электрофильного присоединения: гетеролитические реакции с участием π – связи. Механизм реакций гидрогалогенирования и гидратации. Кислотный катализ. Влияние статического и динамического факторов на региоселективность реакций, правило Марковникова. Особенности электрофильного присоединения к сопряженным системам (1,3 – диенам, α, β – ненасыщенным альдегидам, карбоновым кислотам).

2.4. Реакции электрофильного замещения: гетеролитические реакции с участием ароматической системы. Механизм реакций галогенирования и алкилирования ароматических соединений. Роль катализатора в образовании электрофильной частицы (кислоты Льюиса; кислотный катализ в алкилировании алкенами и спиртами).

Влияние заместителей в ароматическом ядре и гетероатомов в гетероциклических соединениях на реакционную способность в реакциях элктрофильного замещения. Ориентирующее влияние заместителей и гетероатомов.

3

Биологически активные низкомолекулярные органические вещества (строение, свойства, уча-стие в функциони-ровани живых систем).

3.1. Реакции нуклеофильного замещения у sp3-гибридизованного атома углеро­да: гетеролитические реакции, обусловленные поляризацией σ-связи углерод – гетероатом (галогенопроизводные, спирты). Влияние электронных, пространственных факторов и стабильности уходящих групп на реакционную способность соединений в реакциях нуклеофильного замещения. Стереохимия нуклеофильного замещения.

Реакции гидролиза галогенопроизводных. Реакции алкилирования спиртов, фенолов, тиолов, сульфидов, аммиака и аминов. Роль кислотного катализа в нуклеофильном замещении гидроксильной группы. Дезаминирование соединений с первичной аминогруппой.

Биологическая роль реакций алкилирования.

Реакции элиминирования (дегидрогалогенирование, дегидратация). Повышенная СН – кислотность как причина реакций элиминирования.

3.2. Реакции нуклеофильного присоединения: гетеролитические реакции с участием π – связи углерод – кислород (альдегиды, кетоны). Реакции карбонильных соединений с водой, спиртами, тиолами, аминами и их производными. Влияние электронных и пространственных факторов, роль кислотного катализа. Обратимость реакций нуклеофильного присоединения. Гидролиз ацеталей. Образование и гидролиз иминов как химическая основа пиридоксалевого катализа.

Реакции альдольного присоединения. Основный катализ. Строение енолят – иона.

Наличие α – СН – кислотного центра в молекулах карбонилсодержащих соединений как причина образования связи C-C в реакциях in vivo.

Альдольное расщепление как реакция обратная альдольному присоединению. Биологическое значение этих процессов.

3.3.Реакции нуклеофильного замещения у sp2 – гибридизованного атома углерода (карбоновые кислоты и их функциональные производные). Реакции ацилирования – образование ангидридов, сложных эфиров, сложных тиоэфиров, амидов – и обратные им реакции гидролиза. Роль кислотного и основного катализа.

Ацилирующие реагенты (ангидриды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, сложные тиоэфиры), сравнительная активность этих реагентов.

Ацилфосфаты и ацилкофермент А – природные макроэргические ацилирующие реагенты. Биологическая роль реакций ацилирования.

Реакции по типу альдолного присоединения с участием кофермента А как путь образования углерод – углеродной связи.

3.4. Реакции окисления и восстановления органических соединений. Реакции окисления спиртов, тиолов, сульфидов, карбонильных соединений, аминов. Реакции восстановления карбонильных соединений, дисульфидов, аминов. Понятие о переносе гидрид – иона в химизме действия системы НАД+ - НАДН.

Понятие об одноэлектронном переносе и химизме действия системы ФАД-ФАДН2.

Окисление π-связи и ароматических фрагментов (эпоксидирование, гидроксилирование).

4

Поли- и гетерофун-кциональность как один из характерных призна-ков органических соеди-нений, участвующих в процессах жизнеде-ятельности и испо-льзуемых в качестве лекарственных веществ.

4.1. Особенности химического поведения поли- и гетерофункциональных соединений: кислотно-основные свойства (амфолиты), циклизация и хелатообразование. Взаимное влияние функциональных групп.

4.2. Полифункциональные соединения.

4.2.1. Многоатомные спирты. Хелатные комплексы. Сложные эфиры многоатомных спиртов с неорганическими кислотами (нитроглицерин, фосфаты глицерина, инозита). Двухатомные фенолы: гидрохинон, резор-цин, пирокатехин. Фенолы как антиоксиданты.

4.2.2. Полиамины: этилендиамин, путресцин, кадаверин.

Двухосновные карбоновые кислоты: щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая, фумаровая. Превращение янтарной кис-лоты в фумаровую как пример биологической реакции дегид-рирования.

4.3. Гетерофункциональные соединения.

4.3.1. Аминоспирты: аминоэтанол (коламин), холин, ацетил-холин. Аминофенолы: дофамин, норадреналин, адреналин. Понятие о биологической роли этих соединений и их произ-водных.

4.3.2. Гидрокси- и аминокислоты. Влияние различных факто-ров на процесс образования циклов (стерический, энтропийный). Лактоны. Лактамы. Представление о β- лактамных антибиотиках. Одноосновные (молочная, - и -гидрокси-масляные), двухосновные (яблочная, винные), трехосновные (лимонная) гидроксикислоты.

4.3.3. Оксокислоты – альдегидо- и кетонокислоты: глиокси-ловая, пировиноградная (фосфо-енолпируват), ацетоуксусная, щавелевоуксусная, -оксоглутаровая. Реакции декарбоксили-рова-ния -кетонокислот и окислительного декарбоксилиро-вания кетонокислот. Кетоенольная таутомерия.

4.3.4. Гетерофункциональные производные бензольного ряда как лекарственные средства (салициловая, аминолбензойная, сульфаниловая кислоты и их производные).

5

Биологически важные гетероциклические соединения.

Тетрапиррольные соединения (порфин, гем и др.). Производные пиридина, изоникотиновой кислоты, пиразола, имидазола, пиримидина, пурина, тиазола. Кето-енольная и лактим-лактамная таутомерия в гидроксиазотосодержащих гетероциклических соединениях. Барбитуровая кислота и её производные. Гидроксипурины (гипоксантин, ксантин, мочевая кислота). Фолиевая кислота, биотин, тиамин. Понятие о строении и биологической роли. Представление об алкалоидах и антибиотиках.

6

Биологически активные высокомолекулярные вещества (строение, свойства, участие в функционирование живых систем).

6.1. Пептиды и белки

Биологически важные реакции -аминокислот: дезаминирование, гидроксилирование. Роль гидроксипролина в стабилизации спирали коллагена дентина и эмали. Декарбоксилирование -аминокислот – путь к образованию биогенных аминов и биорегуляторов.

Пептиды. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов. Установление аминокислотного состава с помощью современ-ных физико-химических методов. Кальций-связывающие бел-ки дентина и эмали. Изменение аминокислотного состава кол-лагена дентина при эволюции зубного зачатка в постоянный зуб.

6.2. Углеводы.

Гомополисахариды: (амилоза, амилопектин, гликоген, дек-стран, целлюлоза). Пектины. Монокарбоксилцеллюлоза, поли-акрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных мате-риалов.

Гетерополисахариды: гиалуроновая кислота, хондроитин-сульфаты. Гепарин. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.). Влияние мукополисаха-ридов на стабилизацию структуры коллагена дентина и эмали.

6.3. Нуклеиновые кислоты

Нуклеозидмоно- и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ. Нуклеозидциклофос-фаты (ЦАМФ). Их роль как макроэрги-ческих соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

6.4. Липиды.

Омыляемые липиды. Естественные жиры как смесь три-ацилглицеринов. Понятие о строении восков. Основные при-родные высшие жирные кислоты, входящие в состав липидов: пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая, линолено-вая, арахидоновая. Влияние липидов на минерализацию денти-на.

6.5. Полимеры. Понятие и полимеры медицинского назначе-ния.

Свойства растворов ВМС. Особенности растворения ВМС как следствие их структуры. Форма макромолекул. Механизм набухания и растворения ВМС. Зависимости величины набу-хания от различных факторов. Аномальная вязкость растворов ВМС. Уравнение Штаудингера. Вязкость крови и других био-логических жидкостей. Осмотическое давление растворов био-полимеров. Уравнение Галлера. Полиэлектролиты. Изоэлектрическая точка и методы ее определения. Мембранное равновесие Доннана. Онкотическое давление плазмы и сыворотки крови.

Устойчивость растворов биополимеров. Высаливание биополимеров из раствора. Коацервация и ее роль в биологических системах. Застудневание растворов ВМС. Свойства студней: синерезис и тиксотропия.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа по дисциплине биоорганическая
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060103 педиатрия утвержденным приказом Министерства образования...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа по дисциплине биоорганическая
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060101 Лечебное дело утвержденным приказом Министерства...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специаль-ности 060105 медико-профилактическое дело утвержденным приказом...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа дисциплины Химия пищи
«органическая и биоорганическая химия» и выполнения профессиональных задач, на основе умения планировать, организовывать свою деятельность,...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconКодификатор экзаменационной работы дисциплины «Биоорганическая химия»...
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа дисциплины Основы органической химии душистых веществ
«органическая и биоорганическая химия», а также формирование системы фундаментальных знаний, позволяющих будущему специалисту научно...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconОбщая и биоорганическая химия
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ
Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б....
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconПрактикум по хроматографии учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 11. Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа по дисциплине биоорганическая iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск