Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации25.02.2014
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОУ СОШ с углубленным изучением математики № 1360
«Утверждаю»

Директор

____________.

«___»_____________20___ г.


Авторская дополнительная образовательная программа

«Химия в природе и жизни человека»
Срок реализации программы – 3 года

(2 часа в нед., 72 часа в год, всего 216 часов)

Год разработки дополнительной образовательной программы – 2010

Форма организации образовательной деятельности – кружок

Возрастная категория учащихся – 8-10 классы
Автор: Иванцова Я.И.,

учитель химии

г. Москва

2010 г.

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Химия в природе и жизни человека» не дублирует образовательную программу по химии для 8-10 классов, а способствует расширению кругозора учащихся, повышению мотивации к самостоятельной познавательной деятельности. Данная программа рассчитана на 3 года (2 часа в неделю, 72 часа в год) и предназначена для учащихся 8-10 классов. Направленность программы - естественнонаучная.

Цель дополнительной образовательной программы: развитие мотивации учащихся к самостоятельному познанию и творчеству в процессе познания, расширение кругозора учащихся и формирование химической картины мира.

Задачи программы:

  • способствовать экологическому просвещению учащихся;

  • осуществлять развитие определенного образа мышления на основе решения задач с экологическим содержанием;

  • способствовать профориентации школьников на химические и экологические профессии;

  • формировать специальные знания и умения работы с веществами и оборудованием;

  • формировать умения к самостоятельному познанию через обучение методам научного познания (наблюдение, теоретическое моделирование и др.).


Развитие у учащихся способностей к самостоятельному познанию в условиях их сотрудничества друг с другом и с учителем является отличительной особенностью данной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ по химии.
Дополнительная образовательная программа «Химия в природе и жизни человека» состоит из трех блоков:

  1. «Химические вещества в жизни человека» (8 класс);

  2. «Химия и окружающая среда» (9 класс);

  3. «Органическая химия и человек» (10 класс).


Содержание программы первого года обучения (8 класс) знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту и на улице: вода, поваренная соль, угарный и углекислый газ, озон, вещества, из которых сделаны спички, бумага и др. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данная программа не только позволяет существенно расширить кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы, способствует формированию у учащихся экологических убеждений.

Богатый исторический материал программы делает ее интересной не только для учащихся с естественно-научным складом мышления, но для учащихся-гуманитариев. Актуальность данной программы подкрепляется и практической значимостью темы «Химические вещества в жизни человека. Знания и умения, приобретаемые учащимися в процессе занятий по программе, непосредственно связаны с повседневной жизнью человека. Программа предполагает рассмотрение веществ и их свойств не только с химической точки зрения, а учитывает еще и экологический аспект их использования, и биологическую роль.

Содержание программы предполагает разнообразие видов деятельности учащихся, работу с различными источниками информации, в том числе и Интернет-ресурсами, что способствует развитию у учащихся способностей к самостоятельному познанию. Такие способности особенно актуально развивать у школьников сегодня, когда происходит стремительное устаревание и обновление информации. Невозможно донести до учащихся все современные научные знания, но важно научить их самостоятельному познанию.
Формы проведения занятий: беседы, лекции, практические работы, интеллектуальные и ролевые игры, конференции.
Прогнозируемый результат по итогам первого года обучения:

В результате реализации программы учащиеся должны:

знать:

  • формы существования воды в природе;

  • глобальные экологические проблемы человечества;

  • способы получения, области применения и роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных;

  • состав воздуха, спичечной головки, бумаги, акварельных красок, карандаша, керамики, стекла, глины;

  • методы получения, физические и химические свойства и применение углекислого газа, угарного газа, нашатыря, кислорода и озона;

  • неблагоприятные воздействия углекислого и угарного газов на организм человека;

  • виды глины и бумаги;

  • разновидности керамических материалов.

уметь:

  • разделять смеси жидкостей методом фильтрования, отстаивания, выпаривания и перегонки;

  • распознавать углекислый газ и кислород;

  • получать углекислый газ и кислород;

  • наблюдать и делать обоснованные выводы

  • формулировать и доказывать гипотезы.


Форма подведения итогов первого года реализации дополнительной образовательной программы: итоговая химическая конференция.
В рамках блока «Химия и окружающая среда» (9 класс) рассматриваются экологические проблемы гидросферы, атмосферы, почвы и их влияние на организм человека. В основе многих современных экологических проблем окружающей среды лежат реальные химические процессы. Чтобы эффективно разрешить ту или иную экологическую проблему необходимо выявить химическую причину ее возникновения. Отсюда следует необходимость «химизации» экологических знаний. Более того, конкретные решения большинства экологических вопросов связаны с достижениями химической науки. Часто в химии усматривают только причину нарушения экологического равновесия в природе, что порождает желание объявить именно ее виновницей всех экологических бед. Однако без химии невозможно комфортное существование человечества и, что важно, решение накопившихся экологических проблем. Экологические проблемы порождает не наука химия, как таковая, а использование ее результатов и достижений экологически неграмотным человеком.

Кроме этого, в программу курса включено решение расчетных задач с экологическим содержанием.
Прогнозируемый результат по итогам второго года обучения:

По итогам реализации программы учащиеся должны:

- знать:

  • экологические проблемы Земли и причины их возникновения;

  • основные пути решения экологических проблем;

  • понятие буферных систем;

  • источники загрязнения воздуха, воды и почв;

  • способы очистки питьевой воды;

  • понятие жесткости воды;

  • способы умягчения воды;

  • основные вещества-мутагены и вещества-канцерогены;

  • основные виды отходов;

  • пути решения проблемы городских и промышленных свалок.

- уметь:

  • находить необходимые источники информации;

  • отбирать и анализировать необходимую информацию;

  • отбирать необходимые для эксперимента вещества и приборы;

  • описывать результаты наблюдений;

  • делать выводы по результатам проведенного эксперимента;

  • решать аналитические и экспериментальные задачи, предусмотренные данным курсом;

  • решать расчетные задачи:

- на определение молярной концентрации и массовой доли растворенного вещества в растворе;

- по уравнению химической реакции;

- по уравнению химической реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке;

- по уравнению реакции, если одно из исходных веществ содержит примеси;

  • составлять задачи с экологическим содержанием.


Форма подведения итогов второго года реализации дополнительной образовательной программы: проектная конференция.
Программа третьего года обучения (10 класс) включает в себя теоретический материал по органической химии, позволяющий углубить эту область знаний у учащихся, и практические работы, которые, в основном, носят исследовательский характер.

Курс «Органическая химия и человек» ориентирован на углубление знаний по органической химии, удовлетворение любознательности и развитие исследовательских навыков учащихся, выбравших естественнонаучный профиль.

Содержание курса отражает интеграцию знаний по химии, биологии и экологии. При проведении занятий предполагается использование разнообразных видов деятельности: лекции, семинары, практические работы, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, выполнение творческих групповых проектов. Увлекательная практическая часть делает курс особенно актуальным, т.к. в ходе нее учащиеся получают практически значимые результаты.
Прогнозируемый результат по итогам третьего года обучения:

По итогам реализации программы учащиеся должны:

- знать:

  • основные виды топлив для двигателей;

  • характеристики качества бензина и дизельного топлива;

  • пути улучшения качества бензина;

  • состав, свойства, пути получения и переработки основных полимерных материалов: пластмасс, волокон, эластомеров;

  • классификацию пестицидов;

  • пути повышения урожайности за счет использования органических веществ;

  • способы получения белков;

  • виды пищевых добавок, антиокислителей и консервирующих веществ;

  • полимерные материалы, используемые в строительстве, и их свойства;

  • классификацию лекарственных средств;

  • действие на организм аспирина и белого стрептоцида;

  • характеристику и свойства ПАВ;

  • применение ПАВ и СМС;

  • проблемы, связанные с биоразложением ПАВ;

  • строение органических красителей;

  • виды синтетических органических красителей;

  • получение азокрасителей;

  • виды взрывчатых и отравляющих органических веществ

  • экологические проблемы, связанные с производством и безграмотным использованием органических веществ;

- уметь:

  • находить необходимые источники информации;

  • отбирать и анализировать необходимую информацию;

  • отбирать необходимые для эксперимента вещества и приборы;

  • описывать результаты наблюдений;

  • делать выводы по результатам проведенного эксперимента;

  • решать аналитические и экспериментальные задачи, предусмотренные данным курсом.


Формы подведения итогов третьего года реализации дополнительной образовательной программы:

  • интеллектуальная игра – «Химический турнир»

  • итоговая конференция – защита проектов.


Учебно-тематический план

8 класс (1-й год обучения)




зан.

Тема занятия (ПР - практическая работа)

Кол-во
часов


Форма проведения занятия

Тема 1: Вода - 14 ч.

1

Вещество, которое создало нашу планету.

1

беседа

2

Круговорот воды в природе.

1

беседа

3

Вода в организме человека.

1

беседа

4

Пресная вода и ее запасы.

1

лекция

5

«Живая» и «мертвая» вода.

1

дискуссия

6

Экологические проблемы чистой воды и основные пути их решения.

1

дискуссия

7-8

ПР №1: Исследование качества питьевой воды, органолептические показатели.

2

практическая работа

9

Современные методы очистки воды.

1

лекция

10



ПР №2. Получение дистиллированной воды методом
перегонки.

1

практическая работа

11-12

ПР №3. Очистка загрязненной воды.

2

практическая работа

13-14

Вода – вещество привычное и необычное.

2

круглый стол

Тема 2: Кислород и озон - 10 ч.

15

Физические и химические свойства кислорода.

1

беседа

16

Аллотропные модификации кислорода.

1

лекция

17-18

ПР №4. Количественное определение кислорода в воздухе.

2

практическая работа

19

Получение и применение кислорода.

1

беседа

20

Физические и химические свойства озона. Применение озона.

1

беседа, рассказ

21-22

ПР №5. Получение озона и изучение его свойств.

2

практ. работа

23

Озоновый экран и проблемы его сохранения.

1

дискуссия

24

Викторина по теме "Кислород. Озон".

1

викторина

Тема 3: Углекислый газ – 10 ч.

25

Состав воздуха. Содержание углекислого газа в воздухе.

1

беседа

26

Значение углекислого газа для природы и
организма человека.

1

конференция

27

Физические и химические свойства углекислого газа.

1

беседа

28

ПР №6. Получение и идентификация углекислого газа.

1

практ. работа

29

Кислотные дожди.

1

лекция

30

Парниковый эффект.

1

лекция



зан.

Тема занятия (ПР - практическая работа)

Кол-во
часов


Форма проведения занятия

31

Обмен углекислым газом между атмосферой и
Мировым океаном.

1

беседа

32

Основные источники выброса углекислого газа в
атмосферу. Способы снижения уровня выбросов углекислого газа.

1

конференция

33-34

"Суд над углекислым газом"

2

ролевая игра

Тема 4: Угарный газ – 3 ч.

35

Физические и химические свойства угарного газа.

1

беседа

36

Опасность угарного газа для здоровья человека.

1

беседа

37

Предупреждение отравления угарным газом.

1

беседа

Тема 5: Поваренная соль - 7 ч.

38

Роль поваренной соли в обмене веществ человека
и животных.

1

конференция

39

Солевой баланс в организме человека.

1

лекция

40

Получение поваренной соли и ее очистка.

1

беседа

41

ПР №7. Очистка загрязненной поваренной соли.

1

практ. работа

42

ПР №8. Выращивание кристаллов поваренной соли.

1

практ. работа

43

Использование хлорида натрия в химической
промышленности.

1

беседа

44

«Хвалебная ода соли».

1

игра

Тема 6: Нашатырь – 3 ч.

45

Физические и химические свойства нашатыря.

1

лекция

46

Исторические сведения о нашатыре.

1

беседа

47

Применение и свойства нашатыря.

1

семинар

Тема 7: Спички - 4 ч.

48

Приспособления для получения огня. Пирофоры. История изобретения спичек.

1

беседа, рассказ

49

Красный и белый фосфор.

1

лекция

50

Химические реакции, протекающие при зажигании спички.

1

беседа

51

«Химические реакции на кухне»

1

викторина

Тема 8: Стекло - 4 ч.

52

Из истории стеклоделия.

1

рассказ

53

Получение оконного стекла.

1

беседа

54

Посуда из стекла.

1

конференция

55

Виды декоративной обработки изделий из стекла.

1

конференция

Тема 9: Бумага - 7 ч.

56

От пергамента и шелковых книг до наших дней.

1

рассказ



зан.

Тема занятия (ПР - практическая работа)

Кол-во
часов


Форма проведения занятия

57

Целлюлоза. Источники целлюлозы. Производство бумаги.

1

лекция

58

Виды бумаги, их использование.

1

беседа

59

Хлопчатобумажные ткани.

1

беседа

60

Типографическая краска. Способы печати.

1

лекция

61-62

Турнир знатоков химии.

2

конкурс

Тема 10: Карандаши и акварельные краски - 4 ч.

63

Графит. Состав цветных карандашей.

1

лекция

64

Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.

1

рассказ

65-66

ПР №9. Изготовление красок для рисования.

2

практ. работа

Тема 11: Керамика – 3 ч.

67

Виды и химический состав глины.

1

рассказ

68

ПР №10. Идентификация выданных образцов глины по эталонам.

1

практ. работа

69

Разновидности керамических материалов.

1

беседа

Тема 12: Обобщение и систематизация знаний – 3 ч.

70

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к конференции.

1

семинар

71-72

Итоговая химическая конференция.

2

конференция

ИТОГО:

72



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск